Сокращение государственных служащих. Процедура сокращения должностей гражданской службы Либо сокращении должностей гражданской службы

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Сокращение государственных служащих. Процедура сокращения должностей гражданской службы Либо сокращении должностей гражданской службы

В ныне утратившем силу Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 119-ФЗ) процедура сокращения штата государственного органа (в период с 1 февраля 2002 г.

по 1 февраля 2005 г.) была идентична той, что содержалась в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Происходило это потому, что Федеральный закон N 119-ФЗ содержал норму, в соответствии с которой на государственных служащих распространялось действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом (пункт 3 статьи 4).

https://www..com/watch?v=ytpressru

Особенности, предусмотренные статьей 16 данного Закона, заключались в установлении некоторых дополнительных гарантий для государственных служащих при сокращении штата государственного органа и не затрагивали саму процедуру сокращения, отдав ее на откуп ТК РФ.

Гарантии эти служили дополнительной и существенной защитой государственному служащему.

Если государственный служащий не мог быть трудоустроен в государственном органе, где проводилось сокращение штата, ему должна была быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (пункт 1 статьи 16).

Ему гарантировалась переподготовка (переквалификация) при невозможности трудоустройства (пункт 2 статьи 16). Для государственного служащего устанавливались также повышенные выплаты при увольнении в связи с сокращением штата.

В случае непредставления государственному служащему работы он оставался в реестре государственных служащих и за ним сохранялся непрерывный стаж государственной службы в течение года (пункт 2 статьи 16).

Увольнение с государственной службы при сокращении штата государственного органа производилось по статьям ТК РФ. Дополнительных оснований увольнения по сокращению штата Федеральный закон N 119-ФЗ не предусматривал.

С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 79-ФЗ, Закон о гражданской службе) ситуация в сфере государственно-служебных правоотношений изменилась на противоположную.

Теперь в указанном Федеральном законе установлен приоритет его норм перед статьями и положениями трудового законодательства, которые применяются лишь в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ (статья 73) {amp}lt;1{amp}gt;.

Этим и объясняется то обстоятельство, что Федеральный закон N 79-ФЗ определил все ключевые моменты, связанные с процедурой сокращения должностей государственной гражданской службы (далее – гражданская служба), вплоть до установления новой терминологии.

Федеральный закон N 79-ФЗ ввел особый термин для этого случая – “сокращение должностей гражданской службы”, в отличие от термина “сокращение численности или штата работников организации”, употребляющегося в ТК РФ и поныне.

Кроме этого в Законе определено специфическое основание прекращения служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы и установлены иные нормы, позволяющие в более полном объеме регулировать указанные правоотношения.

Однако такое доскональное освещение государственно-служебных отношений, возникающих между представителем нанимателя и государственным служащим в связи с сокращением должностей гражданской службы, “не спасло” Федеральный закон N 79-ФЗ от неясностей, а в некоторых случаях породило ранее не существовавшие проблемы, о которых мы и поговорим.

Преимущественное право

Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:

  • большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
  • более высокую специальность, квалификацию;
  • направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
  • более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности.

  • подготовленных служащим проектах документов;
  • выполненных поручениях.

При проведении аттестации учитывается:

  • не нарушал ли аттестуемый запреты;
  • соблюдал ли он ограничения;
  • насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.

Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе N 79-ФЗ в отличие от ТК РФ четко не прописана обязанность представителя нанимателя предлагать сокращаемому гражданскому служащему вакантную должность гражданской службы.

Но такая обязанность у представителя нанимателя существует: сделать такой вывод позволяют формулировки Закона о гражданской службе (пункты 4, 6 статьи 31, пункт 6 части 1 статьи 33, пункт 3 статьи 53).

В указанных положениях Закона содержится косвенное подтверждение этому, а именно при сокращении должностей гражданской службы гражданскому служащему, чья должность подлежит сокращению, представитель нанимателя обеспечивает возможность замещения иных должностей гражданской службы не только в этом государственном органе, но и в ином государственном органе.

Утративший силу Федеральный закон N 119-ФЗ в аналогичной ситуации устанавливал следующее: при сокращении штата государственного органа государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности (пункт 1 статьи 16).

Как мы видим, эта обязанность предложения государственному служащему иной должности, императивно и недвусмысленно прописанная в Федеральном законе N 119-ФЗ, в Законе о гражданской службе завуалирована до такой степени, что позволяет некоторым авторам утверждать, что она либо вовсе отсутствует, либо это не обязанность, а право представителя нанимателя {amp}lt;3{amp}gt;.

Увольнение по сокращению штатов отдельных категорий госслужащих

Гражданские госслужащие – должностные лица, представляющие соответствующий орган власти и принимающие в той или иной степени участие в реализации функций государства. К ним относятся служащие, как федеральных органов, так и органов субъектов РФ:

  • весь состав администрации Президента и Правительства РФ;
  • чиновники Государственной Думы и Совета Федерации;
  • работники всех судов;
  • сотрудники министерств, комитетов и ведомств;
  • сотрудники региональных правительственных органов и др.

Предлагаем ознакомиться:   Увольнение переводом в другую организацию

Данная категория служащих может попасть под сокращение, отличием процедуры в этом случае будет порядок уведомления сотрудника и способ выплаты компенсации (как обычно происходит расчет и какие компенсации положены сотрудникам, уволенным по сокращению, мы рассказывали в этом материале).

Порядок процедуры

Сокращение должностей может быть реализовано путем уменьшения количества должностей, либо реорганизации (упразднения) госоргана. Порядок данной процедуры предусматривает :

  1. Письменное уведомление сотрудника о предстоящем увольнении не позднее, чем за 2 месяца.
  2. Предоставление нанимателем полного списка вакантных должностей в данной организации либо в иных госучреждениях (Постановление Правительства РФ от 19.09.2013 № 822).
  3. Выплату всех причитающихся компенсаций.
  4. Выдачу трудовой книжки, а при необходимости и других документов по заявлению работника.

О направлении методических рекомендаций, письмо цту россии от 31 декабря 2009 года №52-09/33561

Сокращение государственных служащих. Процедура сокращения должностей гражданской службы Либо сокращении должностей гражданской службы

Во исполнение п.5 Решения совместного заседания коллегии ЦТУ и СЗТУ от 15.10.

2009 направляю для руководства и учета в работе Методические рекомендации по проведению организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Центрального таможенного управления.

Данные Методические рекомендации разработаны на основании анализа правоприменительной (в том числе судебной) практики и согласованы с кадровой службой Управления.

Заместитель начальника Управления -начальник правовой службыподполковник таможенной службы

С.П.Клещев

I. Общие положения

1.1.

Настоящие Методические рекомендации по проведению организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Центрального таможенного управления (далее – Методические рекомендации) устанавливают единообразный организационный подход при проведении организационно-штатных мероприятий (далее – ОШМ), связанных с сокращением должностей в таможенных органах.

Методические рекомендации применяются по усмотрению начальника таможенного органа, в котором проводятся ОШМ, в той степени, в которой это необходимо для достижения целей, указанных в пункте 1.2 Методических рекомендаций.

Методические рекомендации применяются в отношении федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов (далее – гражданские служащие). В отношении сотрудников подлежит применению приказ ФТС России от 08.06.2009 N 1053 “Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий”.

1.2.

Методические рекомендации изданы в целях:

– обеспечения соблюдения прав и гарантий должностных лиц таможенных органов, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий;

– максимально полного учета интересов и оказания помощи в трудоустройстве гражданских служащих, должности которых сокращаются при проведении организационно-штатных мероприятий;

– установления единообразных процедур, предоставляющих возможность руководству таможенного органа контролировать и корректировать ход проведения организационно-штатных мероприятий и его результаты;

– оказания методической помощи таможенным органам в случаях массовых увольнений при проведении ОШМ.

1.3. Методические рекомендации изданы с учетом требований Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” (далее – Закон о государственной гражданской службе), Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также с учетом требований иных правовых актов Российской Федерации.

1.4.

Методические рекомендации подлежат применению с момента получения таможенным органом приказа вышестоящего таможенного органа или издания собственного приказа, предусматривающего проведение организационно-штатных мероприятий, влекущих полное или частичное сокращение должностей указанного таможенного органа (далее – приказ о проведении ОШМ).

Переподчинение таможенных постов, не обладающих статусом юридического лица, другому таможенному органу (без правопреемства) является организационно-штатным мероприятием и влечет сокращение должностей переподчиняемого таможенного поста.

Переподчинение таможенных органов, обладающих статусом юридического лица, не является организационно-штатным мероприятием и не является основанием для перезаключения служебных контрактов, если не влечет сокращение должностей.

Замена должностей, занимаемых сотрудниками таможенных органов, на должности федеральной государственной гражданской службы и наоборот, является организационно-штатным мероприятием, влекущим сокращение должностей.

Реорганизация таможенного органа в форме присоединения к другому таможенному органу является организационно-штатным мероприятием, если влечет сокращение должностей присоединяемого таможенного органа. В случае если при реорганизации в форме присоединения таможенному органу-правопреемнику переподчиняются отдельные таможенные посты (без изменения штатной численности) присоединяемого таможенного органа, это не является основанием для сокращения должностных лиц указанных таможенных постов и (или) перезаключения с ними служебных контрактов.

1.5. В течение 5 рабочих дней с момента получения приказа о проведении ОШМ в таможенном органе составляются:

– перечень должностей федеральных государственных гражданских служащих, подлежащих сокращению;

– план проведения организационно-штатного мероприятия.

Образцы перечня и плана (далее – Перечень и План) приведены в приложениях 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Перечень и План разрабатываются кадровыми подразделениями таможенных органов. План подлежит обязательному согласованию с финансовым и правовым подразделениями таможенного органа и утверждается начальником таможенного органа.

Все дальнейшие мероприятия в рамках ОШМ касаются только должностных лиц, включенных в Перечень, и проводятся в соответствии с утвержденным Планом.

1.6. При составлении Перечня в соответствии с пунктом 1.5 Методических рекомендаций кадровым подразделением заполняются графы 1-3.

Копия Перечня направляется в финансово-бухгалтерское подразделение таможенного органа для планирования и расчета выплат, связанных с возможными увольнениями.

Последующие графы Перечня заполняются кадровым подразделением незамедлительно по мере наступления соответствующих событий.

Оригинал Перечня находится в кадровом подразделении таможенного органа и, при необходимости, представляется для ознакомления или в виде копий руководству таможенного органа, правовому и финансово-бухгалтерскому подразделениям.

Перечень используется для организации соответствующих мероприятий, предусмотренных Планом, на протяжении всего процесса ОШМ, при подведении итогов ОШМ, а также для целей контроля.

1.7.

С учетом масштаба предстоящих ОШМ и учитывая повышенную нагрузку в этот период на кадровые и финансово-бухгалтерские подразделения, начальник таможенного органа вправе мотивированно обратиться в вышестоящий таможенный орган с просьбой об усилении этих подразделений на период ОШМ путем командирования должностных лиц иных таможенных органов или создания рабочей группы.

Решение об усилении кадровых и финансово-бухгалтерских подразделений должно приниматься в возможно короткие сроки.

II. Организация и проведение организационно-штатных мероприятий в отношении федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов

2. План, указанный в пункте 1.5 Методических рекомендаций, может включать в себя все или некоторые из перечисленных мероприятий в зависимости от конкретной ситуации и требований правовых актов Российской Федерации:

2.1. Уведомление гражданских служащих о сокращении занимаемых ими должностей.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч.5 ст.31 Закона о государственной гражданской службе).

Данное мероприятие является обязательным в силу требования закона и должно быть полностью завершено не позднее 2 месяцев до дня возможного увольнения гражданских служащих.

Уведомление необходимо проводить как можно раньше после получения приказа о проведении ОШМ, в письменном виде, индивидуально каждого гражданского служащего, включенного в Перечень. Образец уведомления приведен в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

Уведомление составляется в двух экземплярах, подписывается начальником таможенного органа, являющимся представителем нанимателя для гражданского служащего, и вручается гражданскому служащему должностным лицом кадрового подразделения под роспись с указанием собственноручной расшифровки и даты вручения на втором экземпляре, остающемся в делах таможенного органа. При вручении уведомления гражданский служащий знакомится с приказом о проведении ОШМ и вправе получить копию такого приказа.

О вручении уведомления должностное лицо подразделения кадров делает отметку в графе 4 Перечня.

В случае отказа гражданского служащего от получения уведомления или при длительном отсутствии гражданского служащего на рабочем месте (отпуск, болезнь и т.д.) уведомление следует направлять по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по месту жительства и иным известным адресам гражданского служащего. По возможности следует вручать (в том числе после отправки почтой) уведомления лично под роспись.

2.2. Соблюдение требований законодательства в области занятости населения.

Сокращение с государственной гражданской службы

Сокращение государственных служащих. Процедура сокращения должностей гражданской службы Либо сокращении должностей гражданской службы

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

Особенности и законодательная база

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ. Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ. Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается.

В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников.

По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе.

Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению.

Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).

Сокращение

Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.

Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:

  • уведомление сотрудника в зависимости от типа сокращения (при ликвидации или реорганизации – 3 месяца, в остальных 2 месяца) в установленный срок;
  • Образец уведомления о сокращении должности
  • уведомление профсоюза, который регулирует трудовые взаимоотношения в организации. Этот момент обязателен и осуществляется он в одно время с уведомлением сотрудников;
  • уведомление всех заинтересованных служб и органов;
  • при наличии свободных вакансий предоставляется возможность перевода в соответствии с квалификацией и должностными навыками;
  • за месяц до фактического сокращения при отсутствии должностей в организации начинается поиск рабочих мест в однотипных государственных учреждениях;
  • проводится внеочередная аттестация, которая позволяет ряду сотрудников получить преимущественное право на получение нового рабочего места;
  • осуществляется перевод в соответствии с законодательными нормами;
  • если сотрудник отказывается от предоставленных вакансий, то в установленный срок с ним расторгается трудовой договор. Любой отказ или согласие должны быть правильно оформлены и иметь письменную форму. Эти документы подкрепляются к личному делу сотрудника. Если отказа не было, но госслужащий был сокращен, то он имеет право обжаловать данное решение через обращение в судебную инстанцию. Важным моментом считается правильное заполнение отказа или согласия и обаятельное присутствие подписи сотрудника;
  • в крайний день работы со служащим производится расчет. Также он должен получить все необходимые документы.

Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.

Расчет и выплаты

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.

Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.

Сокращение госслужащих в 2013 году продолжается

Сокращение государственных служащих. Процедура сокращения должностей гражданской службы Либо сокращении должностей гражданской службы

Президентским Указом от 31.12.2010 г.

№ 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» предопределено сокращение предельной численности госслужащих и работников тех органов, деятельностью которых руководит российское Правительство, а также федеральных агентств и служб, подведомственных таким министерствам.

В 2011- 2013 г.г. запланировано сокращение должностей в государственных учреждениях приблизительно на 20%, поэтапно на протяжении этих трех лет. В 2011 и 2012 годах уже сокращено по 5% сотрудников, а в наступившем 2013 году госслужащих ожидает самое крупное сокращение – 10%.

По задумке Правительства, 50% бюджетных ассигнований, высвободившихся в результате оптимизации численности госслужащих, будут направляться для материального стимулирования работников, оставшихся на службе.

Сокращение должностей может осуществляться как через уменьшение количества должностей, так и путём мероприятий по реорганизации госоргана либо изменения его структуры (пересмотр штатного расписания или штата, уставных документов и т.п.).

Служащие, уволенные по причине сокращения должностей государственной службы, пользуются всеми предусмотренными действующим законодательством гарантиями, льготами и компенсациями. Давайте подробнее рассмотрим, какими именно.

Предупреждение об увольнении госслужащих

Наниматель обязан в письменной форме предупреждать работников об увольнении по причине сокращения не позднее, чем за 2 месяца. На это указывает часть четвертая ст.31 Федерального закона от 27.07.2004  №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ).

Увольнение государственного служащего может быть осуществлено без двухмесячного срока предупреждения лишь с письменного согласия работника.

Также работодателю за 2 месяца до предстоящего увольнения необходимо уведомить об этом событии выборный профсоюзный орган госоргана, а не только самих служащих. Такое требование содержит ст.38 Закона №79-ФЗ.

Действия представителя нанимателя при сокращении госслужащих

Приняв решение о сокращении должностей государственной гражданской службы, соответствующие органы власти и представители нанимателей должны учесть и соблюсти отдельные положения нормативных правовых актов.

Работодателю необходимо в течение 2-х месяцев с момента письменного предупреждения о сокращении госслужащих решить следующие вопросы:

  1. Оценить возможность преимущественного права работников, попавших под сокращение, на замещение свободных должностей гражданской службы.
  2. Предусмотреть возможность продолжения дальнейших отношений с данной категорией государственных гражданских служащих.

Оба данных вопроса могут решаться в рамках внеочередной аттестации государственных служащих. Законом №79-ФЗ (ч. 7 ст.

31) преимущественное право на замещение должности предоставляется служащим, имеющим более высокую квалификацию, более длительный стаж работы (службы) по специальности или гражданской службы, соответствующий уровень профессионального образования и более высокие показатели результата профессиональной служебной деятельности.

Варианты продолжения трудовых отношений

Законом №79-ФЗ (ч. 1 ст.31) предусматривается, что в случае сокращения должностей гражданской службы трудовые отношения с занимающими их служащими могут быть продолжены:

  • если госслужащему предоставят возможность замещения иной должности гражданской службы в этой же государственной организации, либо в другом госоргане с учетом стажа его работы (службы) по специальности или стажа гражданской службы, профессионального образования госслужащего и уровня его квалификации;
  • при направлении гражданского служащего на повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.

Также существует возможность замещения гражданскими служащими должностей временно отсутствующих гражданских служащих (ч. 3 ст. 30 Закона №79-ФЗ). В этом случае с госслужащим, попавшим под сокращение, заключается срочный служебный контракт (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ №2956-17 от 01.10.2008).

Такого рода вариант возможен в случае наличия у работодателя должностей, по которым некоторые гражданские служащие находятся в отпусках по уходу за ребенком, длительно болеют, находятся в длительных отпусках без сохранения денежного содержания и т.д.

Следует учесть, что одновременно с выходом на работу «основного» служащего расторгается служебный контракт, заключенный с временным работником.

В органах власти зачастую заняты не только госслужащие, но и иные категории работников, трудовая деятельность которых не регламентируется Законом № 79-ФЗ. К ним относятся так называемые «технические исполнители», обслуживающий персонал и т.п.

Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы РФ, речь необходимо вести не о переводе (переходе), а об увольнении работника с гражданской службы и о приеме того же сотрудника на новую должность.

В случае, если госслужащий отказывается от направления на переподготовку, либо его не устраивает альтернативная предложенная должность, он увольняется с гражданской службы по причине сокращения: пункт 6 части 1 ст.33 Закона №79-ФЗ будет являться основанием для увольнения.

Компенсация при увольнении по сокращению

Госслужащему должна выплачиваться компенсация, равная четырехмесячному денежному содержанию, если он увольняется в связи с сокращением (ч. 9 ст.31 Закона № 79-ФЗ). Выходное пособие, которое предусматривает Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), в данном случае не выплачивается.

Денежное содержание сохраняется также в течение пятого и шестого месяцев при увольнении по сокращению госслужащих, проходящих гражданскую службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таковым.

Президиум Верховного Суда РФ подтвердил правомерность осуществления государственным служащим данной выплаты, предусмотренной частью второй ст.318 ТК РФ. В этом случае речь также ведется о выплате компенсации в размере денежного содержания за 5-й и 6-й месяцы со дня увольнения, а не о выходном пособии.

Порядок расчета компенсации оговаривается в соответствующих локальных нормативных актах. Применительно к федеральным государственным гражданским служащим исчисление выплаты производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562. Этим документом утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – Правила).

Расчет месячного денежного содержания государственных служащих согласно п.8 Правил состоит:

  • из установленных на дату расторжения служебного контракта оклада денежного содержания (оклад за классный чин и должностной оклад), ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за выслугу лет, надбавки за работу с составляющими государственную тайну сведениями, а также из ежемесячного денежного поощрения;
  • из одной двенадцатой части размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, матпомощи и единовременной выплаты к отпуску, начисленных по факту в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Пример расчета компенсации при сокращении госслужащего

Предположим, что государственный служащий, являющийся советником государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, увольняется 01 марта 2013 года  в связи с сокращением должности федеральной государственной гражданской службы.

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей. Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей + 20 802 рубля).

Для расчета компенсации при увольнении ежемесячное денежное содержание гражданского служащего составит 36 906,5 руб. (5 419 + 1 515 +  542 + 6 503 + 5 419 + (210 102 : 12 мес.)).

Сумма компенсации при увольнении составит 147 626 руб. (36 906,5  руб. * 4 мес.).

В отношении государственных служащих субъектов РФ соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами могут предусматриваться несколько иные правила расчета компенсации.

Рассматриваемая выплата относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением, а потому в полной мере не включается в базу для начисления страховых взносов и не облагается налогом на доходы физических лиц.

Иные выплаты при увольнении

При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

В окончательный расчет приведенные выплаты производятся при увольнении служащего с государственной гражданской службы.

Если же госслужащего переводят на иную должность гражданской службы, указанные выплаты производятся в общем порядке.

В частности, выплата госслужащему материальной помощи и единовременной выплаты к отпуску производятся на основании его письменного заявления, а компенсация за неиспользованный отпуск – в случае дальнейшего увольнения и т.п.

Как отмечалось ранее, с письменного согласия госслужащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с данным сотрудником служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности за два месяца.

Однако Закон № 79-ФЗ, в отличие от ТК РФ, не предусматривает в данном случае возможность выплаты предусмотренной ст.180 ТК РФ дополнительной компенсации, равной размеру денежного содержания, исчисленной пропорционально оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении времени.

Следовательно, данная выплата государственным служащим не производится.

Материал подготовлен специально для финансового портала moneycoach.ru

Увольнение госслужащих по сокращению

Сокращение государственных служащих. Процедура сокращения должностей гражданской службы Либо сокращении должностей гражданской службы

Обязательные условия и гарантии, которые должны быть предоставлены при сокращении госслужащих, определены Законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ .

Как и все работники, служащие должны быть предупреждены о сокращении заблаговременно. Уведомить об этом должен представитель нанимателя. Уведомление должно быть сделано персонально и под подпись минимум за два месяца до увольнения.

Если сокращаются одинаковые позиции, то наниматель также должен учесть преимущественное право на оставлении на службе тех, кто такое право имеет.

Преимущественное право (право не попасть под сокращение и остаться на службе) у того, кто имеет:

  • большую по сравнению с другими продолжительность стажа работы или службы по направлению подготовки, специальности;
  • более высокую специальность, квалификацию;
  • направление подготовки, которое в наибольшей мере соответствует виду и области деятельности служащего;
  • более высокие в сравнении с другими результаты в служебной деятельности.

Для того, чтобы выяснить, кто же среди сокращаемых лиц имеет преимущественное право, проводится аттестация. И уже по результатам аттестации выявляются самые эффективные и продуктивные служащие. Их оставляют на службе или предлагают должность в другом органе.

В процессе аттестации непосредственный руководитель служащего должен составить и представить нанимателю мотивированный отзыв. В нём подробно описывается то, насколько хорошо служащий исполнял свои должностные обязанности. К отзыву также руководитель должен приложить пояснительную записку служащего на отзыв руководителя и сведения о:

  • подготовленных служащим проектах документов;
  • выполненных поручениях.

При проведении аттестации учитывается:

  • не нарушал ли аттестуемый запреты;
  • соблюдал ли он ограничения;
  • насколько хорошо он выполнял обязательства и требования служебного поведения.

Аттестация служащих, находящихся в отпуске по беременности и родам, или тех, кто находится в отпуске по уходу за ребёнком, может быть проведена не ранее чем через один год после их выхода из отпуска.

При принятии решения о сокращении того или иного госслужащего 2021 году учреждение оценивает каждого кандидата по следующим критериям:

  • уровню квалификации и профессионального образования;
  • стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
  • результатам профессиональной служебной деятельности.

Сотрудники с более высокой квалификацией и уровнем образования, таким образом, получают преимущество при готовящемся сокращении штатов. Это подтверждает часть 4 статьи 31 Закона № 79-ФЗ.

Однако такие преимущества действуют при прочих равных условиях, то есть для подлежащих сокращению госслужащих, которые занимают аналогичные по квалификационным требованиям должности.

Учтите, что правильность применения учреждением этих критериев при проведении сокращения штата по заявлению госслужащего может проверить суд.

Положениями Закона № 79-ФЗ не предусмотрен особый порядок увольнения с госслужбы по сокращению штатов для матерей, воспитывающих детей. Следовательно, на них распространяется гарантия, предусмотренная частью 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ, которая запрещает увольнять по инициативе работодателя:

  • женщину с ребенком в возрасте до трех лет;
  • одинокую мать ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;
  • одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет.

Кроме того, учтите, что учреждение не может уволить госслужащего по сокращению штатов в период его временной нетрудоспособности. В том числе в связи с его:

  • увечьем;
  • профессиональным заболеванием;
  • иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

Продолжительность периода болезни сотрудника при этом не имеет значения (часть 3 статьи 37 Закона № 79-ФЗ).

При увольнении по сокращению госслужащие получают:

  • денежное содержание за отработанное служебное время;
  • компенсацию за дни отпуска, не использованные на дату увольнения;
  • компенсацию, равную четырехмесячному денежному содержанию.

Отметим, что в данном случае выходное пособие, которое выплачивается в соответствии с трудовым законодательством, сокращаемому государственному служащему не положено (ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание на особенности выплаты компенсаций госслужащим, увольняемым по сокращению штатов из учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При сокращении такого госслужащего денежное содержание сохраняется за ним в течение пятого и шестого месяцев после увольнения, если он обратился в службу занятости, но не был трудоустроен (ч. 3.2 ст.

37 Закона № 79-ФЗ).

При расторжении с госслужащим контракта до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении ему надо выплатить дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания. Она исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 7 ст.

31 Закона № 79ФЗ). При этом учреждению следует учитывать, что такой порядок расторжения контракта влечет за собой дополнительные расходы федерального бюджета. Поэтому подобные решения руководитель учреждения принимает персонально (под личную ответственность) и с учетом целесообразности увольнения. Такие разъяснения дала ФТС России в письме от 29 марта 2011 г. № 01-11/13779 .

Госслужащие, которые проработали в органе власти от 5,5 до 11 месяцев и не использовали своего права на отпуск, при увольнении по сокращению штатов получают также полную компенсацию за неиспользованный отпуск (пункт 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. № 169).

Это средний заработок за календарные дни, предусмотренный статьей 46 Закона № 79-ФЗ. Компенсацию за неиспользованный отпуск за второй рабочий год выплачивают пропорционально отработанному времени (п.7 письма Роструда от 4 марта 2013 г. № 164-6-1). Однако в Рекомендациях, утвержденных протоколом от 19 июня 2014 г.

№ 2 , служба занятости высказала иную точку зрения.

При выплате компенсации за неиспользованный отпуск продолжительностью 28 календарных дней следует исходить из того, что период, за который предоставляется отпуск, равен рабочему году, а не общей продолжительности работы в конкретном учреждении. Иное толкование пункта 28 Правил № 169 означало бы неравное положение сотрудников, проработавших в госоргане менее года, и тех, кто трудится более длительный срок.

То есть их дискриминацию. Таким образом, государственный служащий, проработавший в учреждении более одного года и увольняемый в связи с сокращением, вправе получить полную компенсацию за неиспользованный отпуск и за последний рабочий год, если у него в этом периоде накопилось не менее 5,5 месяцев стажа, дающего право на отпуск.

Важно запомнить

Об увольнении в связи с сокращением штата госслужащие должны быть предупреждены не менее чем за два месяца. Запрет дискриминации в сфере труда, а также равенство прав и возможностей работников – это важнейшие принципы правового регулирования трудовых отношений (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

Допустим, что его месячное содержание складывается из следующих выплат:

  • должностной оклад – 5 419 рублей;
  • оклад за классный чин – 1 515 рублей;
  • надбавка за выслугу лет (10%) – 542 рубля;
  • надбавка за особые условия гражданской службы (120%) – 6 503 рубля;
  • ежемесячное денежное поощрение (1 оклад) – 5419 рублей.

Кроме того, в течение 12 месяцев перед увольнением (с марта 2012 по февраль 2013 г) государственному служащему начислялись премии за выполнение особо сложных и важных заданий на общую сумму 189 300 рублей.

Также госслужащий получил за 12 месяцев, предшествующих сокращению, материальную помощь и единовременную выплату к отпуску на общую сумму 20 802 рубля.

Итак, кроме оклада денежного содержания, госслужащему за 12 месяцев было выплачено 210 102 рубля (189 300 рублей 20 802 рубля).

Правительством Российской Федерации.(Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2013 года № 822 утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы).

Необходимо также помнить,что практика Мосгорсуда неоднозначна по предложению вакантных должностей государственному служащему при его ывольнении в связм сокращением.В результате чего, будет правильнее предложить государственному служащему все имеющиеся вакантные должности.в т.ч. и нежеоплачиваемые согласно его квалификации.

Закона N 79-ФЗ особо отмечено, что при сокращении штата государственных служащих в течение двухмесячного срока после уведомления о сокращении в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, порядок которой указан в ст.

48 Закона N 79-ФЗ.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Гражданским служащим, подлежащим увольнению в связи с сокращением штата, необходимо помнить, что ряд должностей государственной гражданской службы замещается на основе конкурса, порядок проведения которого утвержден Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Иные выплаты при увольнении При увольнении по сокращению гражданским служащим наряду со специальной компенсацией производятся другие установленные выплаты, включая:

  • Денежное содержание за отработанное служебное время в окончательный расчет;
  • Компенсацию за неиспользованные на дату увольнения отпуска (при этом выплата производится за все неиспользованные дни отпуска без каких-либо ограничений);
  • Материальную помощь;
  • Единовременную выплату к отпуску.

Матпомощь и единовременная выплата к отпуску производятся в порядке, предусмотренном соответствующими ведомственными нормативными актами. В отдельных случаях данные единовременные выплаты к отпуску производятся пропорционально количеству календарных дней отработанных в году увольнения и т.д.

Выплаты при увольнении госслужащего (куревина л.в.)

Как происходит сокращение Но есть небольшие нюансы по срокам извещения работников об увольнении:

  1. трудящихся на сезонных работах уведомляют за 7 дней до сокращения;
  2. работников со стажем работы на предприятии менее 2-х месяцев и работающих по срочному договору за три дня;

Кроме того работодателю необходимо поставить в известность профсоюзную организацию, если такая имеется.

Федеральный закон не исключает случай увольнения работников организации по инициативе руководителя. Сокращение штата – абсолютный метод оптимизации деятельности на любом предприятии.

Законодательством предусматриваются случаи, когда наемник, занимающий ликвидируемую должность, путем перевода имеет право получить другое свободное место в организации.

Существует порядок проведения процедуры сокращения штатов, который обязан соблюдать руководитель.
Предлагаем ознакомиться:  Передача ос при увольнении работника

Согласно заявлению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, данный документ является продолжением инициативы по сокращению госслужащих, в том числе и работников прокуратуры и СК. Песков подтвердил, что в общем планируется уменьшить штат сотрудников госаппарата на 10% (соответствующее заявление ранее было озвучено премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым).

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.