Силы и средства привлекаемые для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и
средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в ежегодных отчётных докладах
министра МЧС России называются следующие показатели:
1) всего действует примерно около 130 спасательных формирований (отрядов)
поисково-спасательной службы (ПСС) министерства;
2) силами спасательных отрядов проводиться ежегодно до 2 и более тысяч операций, в
которых спасается до 5 и более тысяч человек.
Кроме
отрядов спасателей МЧС России задействует следующие силы:
1) военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных органов исполнительной
власти и организаций России;
2) учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России
и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
3) формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства
России;
4) части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения
муниципальной милиции;
5)
силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах экономики;
6) воинские части и соединения радиационной, химической и биологической защиты и
инженерных войск Минобороны России;
7) силы и службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
гражданской авиации;
8)
восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
9)
аварийно-спасательные службы Военно-Морского флота России и других министерств;
10)
военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
11) территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по
маломерным судам Минприроды России;
12) подразделения Государственной противопожарной службы МВД России (с января 2002 года в состав МЧС России вошла Государственная противопожарная служба МВД
Российской Федерации);
13) военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части
Минтопэнерго России;
14)
аварийно-технические центры и специализированные отряды Минатома России;
15)
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Организационная структура и задачи территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:
· руководящий орган – республиканскую, краевую (областную), муниципальную
комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
· постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение
задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
· собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных
подсистем.
Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти.
Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения.
Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и
комиссии по ЧС городов областного подчинения.
С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г.
Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности.
Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО,
Новосибирской таможней и другими структурами.
Непосредственно
в комиссии по чрезвычайным ситуациям передаётся информация:
·
о стихийных бедствиях;
·
о случаях залповых и аварийных выбросах и сбросах;
· о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким
уровнем загрязнения природной среды.
Немедленно
передается информация:
· о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей,
животных или растений;
· об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они
угрожают здоровью или жизни людей, животным или растениям;
· о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озерах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или
миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).
При этом существуют определенные критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как чрезвычайная ситуация. Под экстремально высоким
загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
1.
Для атмосферного воздуха:
а) содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно
допустимую концентрацию:
·
в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
·
в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
·
в 50 и более раз (без учета времени);
б)
визуальные и органолептические признаки:
·
появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
· обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека – резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие
изменения кожи, рвота и др. (одновременно у нескольких десятков человек);
2.
Для поверхностных вод суши, морских вод:
· разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более
раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;
· пленка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения)
закрывающая более 1/3 поверхности водоема при его обозримой площади до 6 км2;
·
сильный необычный запах от воды водоема;
·
попадание в водоем токсичных (ядовитых) веществ;
·
снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мг/л;
·
увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
·
массовая гибель рыбы, раков, водорослей и др.;
3.
Для почв и земель:
· содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по
санитарно-токсилогическим критериям;
· содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50
и более ПДК;
· в случае если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона
более чем в 100 раз;
·
наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
4.
Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:
· мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измеренная на высоте
1 м от поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
· суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений превысила 110
Бк/м2;
· концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила
принятые временно допустимые уровни (ВДУ).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ssga.ru/
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Силы и средства ликвидации ЧС МЧС России
Как и положено для одного из сильнейших государств мира, Российская Федерация имеет солидную линейку силовых структур – многочисленная армия, флот, ФСБ и другие организации.
Но при всей их мощи, техническом оснащении и высокой квалификации специалистов только Министерство чрезвычайных ситуаций вынуждено постоянно встречать природного и антропогенного врага на любой части обширной территории нашей страны.
И не условного или потенциального, как на учениях, а что ни на есть настоящего, грозящего смертельной опасностью широким слоям населения и самим сотрудникам.
Недостаточно квалифицированная деятельность в этом случае обернется совсем не плохими оценками судей, а гибелью людей и большими материальными потерями.
Вот поэтому силы и средства ликвидации ЧС постоянно борются с многочисленными опасностями и катаклизмами на самом высоком уровне.
Формирование
История российского государства практически всегда сопровождалась тяжкими природными катаклизмами, стихийными и антропогенными трагедиями, катастрофами, а также серьезными происшествиями, появляющимися при локальных и крупных войнах и происшествиях. Этому способствовали обширная территория страны, разнообразные природные условия и самая протяженная государственная граница.
Формирование зачатков некоторых силовых структур МЧС началось еще в условиях средневековья. Силы и средства ликвидации ЧС не появились молниеносно.
Через несколько веков, уже в советскую эпоху, количество подобных органов стремительно росло с учетом расширения круга задач.
Химические, атомные, бактериологические и другие антропогенные проблемы возникали наряду с пожарами, наводнениями, военными конфликтами.
Оставался последний шаг – соединить все эти многочисленные структуры в рамках одного государственного объединения для более эффективного решения насущных задач. 27.XII-1990 г. приказом № 606 был создан Российский корпус спасателей на уровне Госкомитета России.Дата публикации этого юридического документа и стала отправной точкой МЧС РФ. Прошло еще несколько лет, и, пройдя еще через ряд преобразований, эта структура в 1994 г. получила официальный статус федерального министерства.
Структура МЧС РФ
Сейчас МЧС РФ – ведущая структура, в задачи которой входит управление и координация действий в сфере гражданской обороны, предупреждения катаклизмов естественного и антропогенного типа, обеспечение пожарной безопасности, а также согласование работы других федеральных структур исполнительной власти в этой сфере.
Исходя из состава и задач МЧС и формируется структура министерства, в которую входят непосредственно силовые органы, начиная от спасательных организаций до милитаризованных и немилитаризованных противопожарных и прочих структур разного уровня. К ним примыкают различные медицинские учреждения, органы гидрометеорологии и службы по мониторингу окружающей среды, а также организации гражданской обороны и волонтеры.
В комплексе эти структуры готовы встретить и встречают природные и антропогенные катаклизмы любого характера и уровня.
Поисково-спасательная служба
Из существующих в министерстве структур большое значение имеет поисково-спасательная служба (ПСС). В России она имеет сложную разветвленную систему территориальных и ведомственных органов.
Поисково-спасательная служба МЧС РФ реализует свою деятельность под прямым руководством МЧС России, а также в согласовании со стабильно работающими органами управления при руководящих структурах субъектов нашей страны. ПСС связывается и с прочими исполнительными органами. Органы ПСС особо нацелены на решение проблем в сфере защиты россиян и территории страны, и находятся в составе единой структуры в этой сфере (РСЧС).
Аварийно-спасательная служба
Аварийно-спасательная служба (АСС) – это комплекс органов управления, высококвалифицированных сотрудников и современных технических модификаций и устройств, нацеленных на решение проблем по предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Все эти составляющие включены в общий комплекс, базу которого формируют аварийно-спасательные организации.
АСС – это автономная или находящаяся в ряду аварийно-спасательных служб система, предназначенная для реализации аварийно-спасательных работ. Базу АСС составляют органы спасателей, снабженных специальным оборудованием, техникой, снаряжением, орудиями труда и материалами.
Медицинская структура МЧС
Специфика работы сотрудников МЧС требует обязательного присутствия медиков как для нужд населения, так и для самих спасателей (разумеется, главным образом, речь идет о населении). Служба медицины катастроф является специализированной структурой, задачами которой является организация врачебной помощи пострадавшим в ЧС.
В таких обстоятельствах нередко складывается непростая обстановка «один медик — большое число больных», что требует от работников этой службы особой эффективности и квалификации. Конкретно медслужба МЧС должна в условиях катаклизма быстро провести медицинскую проверку больных и пострадавших, оказание помощи, эвакуацию пациентов и так далее.
Медицинские учреждения МЧС
«Центроспас» – это центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС РФ. В нашей стране это единственная организация в министерстве, в штат которой официально включены медики с высшим образованием. «Центроспас» имеет современное специализированное снаряжение и лекарства. К этой организации прикреплен аэромобильный госпиталь.
Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС)
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие
Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:
- прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
- спасение жизни и сохранение здоровья людей;
- локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
- приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.
Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
- принятие решения на проведение АСДНР;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:
- проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
- приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
- проведение санитарных и противоэпидемических мер;
- подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.
Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).
На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
К экстренным мерам защиты населения относятся:
- оповещение об опасности;
- использование средств защиты;
- соблюдение режимов поведения;
- эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
- применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.
Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.
На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва).
Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении).
В этих целях проводятся следующие мероприятия:
- расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
- временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
- обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
- обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
- организация учета и распределения материальной помощи;
- проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.
При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.
Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:
- заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
- оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
- принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
- непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
- ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
- организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Источники: