Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций мчс россии. Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс Силы и средства ликвидации

Рсчс – структура, основные задачи и функции системы

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций мчс россии. Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс Силы и средства ликвидации

РСЧС это принятая аббревиатура, при помощи которой кратко обозначают систему органов, существующих ради охраны населения страны и ее территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС). 

РСЧС- расшифровка и цель создания

РСЧС это всем известное сокращение, которое определяется как «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». 

Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель. 

Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

Задачи и функции РСЧС

Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:

  • профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
  • значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
  • предотвращение самих происшествий и их результатов. 


В соответствии с задачами РСЧС необходима для:

  • создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
  • воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
  • обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
  • предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
  • расчета ущерба, нанесенного ЧС;
  • организации резерва необходимых ресурсов – как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
  • проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
  • международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран). 

Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

Структура данной системы состоит из пяти уровней:

  1. Федеральный – данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).

  2. Межрегиональный – образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.

  3. Региональный – уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.

  4. Муниципальный – к нему относится вся территория города.

  5. Объектовый – охватывает территории предприятий.

На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.

Координационные органы РСЧС

В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.

Основные задачи КЧС

Задачами КЧС являются:

  • руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;
  • увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;
  • подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;
  • принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;
  • упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;
  • регулирование проведение аттестации спасателей.

Органы управления РСЧС

На каждом уровне все органы управления подразделяются на органы повседневного управления, координационные и постоянно действующие.

Силы и средства РСЧС

К силам, всегда находящимся в полной готовности можно отнести: аварийно-спасательные службы и формирования, а также общественные объединения, в арсенале которых имеются специализированное оборудование, техника и приспособления. 

Основные направления деятельности РСЧС

На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти. 


Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:

  • разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;
  • регулирование функционирования РСЧС;
  • контроль за работой подразделений МЧС;
  • исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;
  • профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;
  • финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.

На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания.

Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.

Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций мчс россии. Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс Силы и средства ликвидации

Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и

средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России. Так, в ежегодных отчётных докладах

министра МЧС России называются следующие показатели:

1) всего действует примерно около 130 спасательных формирований (отрядов)

поисково-спасательной службы (ПСС) министерства;

2) силами спасательных отрядов проводиться ежегодно до 2 и более тысяч операций, в

которых спасается до 5 и более тысяч человек.

Кроме
отрядов спасателей МЧС России задействует следующие силы:

1) военизированные и невоенизированные противопожарные, поисково-спасательные и аварийно-восстановительные формирования федеральных органов исполнительной

власти и организаций России;

2) учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России

и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;

3) формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства

России;

4) части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения

муниципальной милиции;

5)
силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах экономики;

6) воинские части и соединения радиационной, химической и биологической защиты и

инженерных войск Минобороны России;

7) силы и службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов

гражданской авиации;

8)
восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;

9)
аварийно-спасательные службы Военно-Морского флота России и других министерств;

10)
военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

11) территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по

маломерным судам Минприроды России;

12) подразделения Государственной противопожарной службы МВД России (с января 2002 года в состав МЧС России вошла Государственная противопожарная служба МВД

Российской Федерации);

13) военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части

Минтопэнерго России;

14)
аварийно-технические центры и специализированные отряды Минатома России;

15)
отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Организационная структура и задачи территориальных
комиссий по чрезвычайным ситуациям

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:

· руководящий орган – республиканскую, краевую (областную), муниципальную

комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);

· постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение

задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

· собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных

подсистем.

Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти.

Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения.

Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и

комиссии по ЧС городов областного подчинения.

С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г.

Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности.

Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО,

Новосибирской таможней и другими структурами.

Непосредственно
в комиссии по чрезвычайным ситуациям передаётся информация:

·
о стихийных бедствиях;

·
о случаях залповых и аварийных выбросах и сбросах;

· о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким

уровнем загрязнения природной среды.

Немедленно
передается информация:

· о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей,

животных или растений;

· об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они

угрожают здоровью или жизни людей, животным или растениям;

· о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озерах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или

миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).

При этом существуют определенные критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как чрезвычайная ситуация. Под экстремально высоким

загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.

1.
Для атмосферного воздуха:

а) содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно

допустимую концентрацию:

·
в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;

·
в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;

·
в 50 и более раз (без учета времени);

б)
визуальные и органолептические признаки:

·
появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;

· обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека – резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие

изменения кожи, рвота и др. (одновременно у нескольких десятков человек);

2.
Для поверхностных вод суши, морских вод:

· разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1-2 класса опасности в 5 и более

раз, для веществ 3-4 класса опасности в 50 и более раз;

· пленка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения)

закрывающая более 1/3 поверхности водоема при его обозримой площади до 6 км2;

·
сильный необычный запах от воды водоема;

·
попадание в водоем токсичных (ядовитых) веществ;

·
снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мг/л;

·
увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;

·
массовая гибель рыбы, раков, водорослей и др.;

3.
Для почв и земель:

· содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по

санитарно-токсилогическим критериям;

· содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50

и более ПДК;

· в случае если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона

более чем в 100 раз;

·
наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;

4.
Для радиоактивного загрязнения окружающей природной среды:

· мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измеренная на высоте

1 м от поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;

· суммарная бета-активность выпадений по результатам первых измерений превысила 110

Бк/м2;

· концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила

принятые временно допустимые уровни (ВДУ).

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ssga.ru/

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы и средства ликвидации ЧС МЧС России

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций мчс россии. Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс Силы и средства ликвидации

Как и положено для одного из сильнейших государств мира, Российская Федерация имеет солидную линейку силовых структур – многочисленная армия, флот, ФСБ и другие организации.

Но при всей их мощи, техническом оснащении и высокой квалификации специалистов только Министерство чрезвычайных ситуаций вынуждено постоянно встречать природного и антропогенного врага на любой части обширной территории нашей страны.

И не условного или потенциального, как на учениях, а что ни на есть настоящего, грозящего смертельной опасностью широким слоям населения и самим сотрудникам.

Недостаточно квалифицированная деятельность в этом случае обернется совсем не плохими оценками судей, а гибелью людей и большими материальными потерями.

Вот поэтому силы и средства ликвидации ЧС постоянно борются с многочисленными опасностями и катаклизмами на самом высоком уровне.

Формирование

История российского государства практически всегда сопровождалась тяжкими природными катаклизмами, стихийными и антропогенными трагедиями, катастрофами, а также серьезными происшествиями, появляющимися при локальных и крупных войнах и происшествиях. Этому способствовали обширная территория страны, разнообразные природные условия и самая протяженная государственная граница.

Формирование зачатков некоторых силовых структур МЧС началось еще в условиях средневековья. Силы и средства ликвидации ЧС не появились молниеносно.

Через несколько веков, уже в советскую эпоху, количество подобных органов стремительно росло с учетом расширения круга задач.

Химические, атомные, бактериологические и другие антропогенные проблемы возникали наряду с пожарами, наводнениями, военными конфликтами.

Оставался последний шаг – соединить все эти многочисленные структуры в рамках одного государственного объединения для более эффективного решения насущных задач. 27.XII-1990 г. приказом № 606 был создан Российский корпус спасателей на уровне Госкомитета России.

Дата публикации этого юридического документа и стала отправной точкой МЧС РФ. Прошло еще несколько лет, и, пройдя еще через ряд преобразований, эта структура в 1994 г. получила официальный статус федерального министерства.

Структура МЧС РФ

Сейчас МЧС РФ – ведущая структура, в задачи которой входит управление и координация действий в сфере гражданской обороны, предупреждения катаклизмов естественного и антропогенного типа, обеспечение пожарной безопасности, а также согласование работы других федеральных структур исполнительной власти в этой сфере.

Исходя из состава и задач МЧС и формируется структура министерства, в которую входят непосредственно силовые органы, начиная от спасательных организаций до милитаризованных и немилитаризованных противопожарных и прочих структур разного уровня. К ним примыкают различные медицинские учреждения, органы гидрометеорологии и службы по мониторингу окружающей среды, а также организации гражданской обороны и волонтеры.

В комплексе эти структуры готовы встретить и встречают природные и антропогенные катаклизмы любого характера и уровня.

Поисково-спасательная служба

Из существующих в министерстве структур большое значение имеет поисково-спасательная служба (ПСС). В России она имеет сложную разветвленную систему территориальных и ведомственных органов.

Поисково-спасательная служба МЧС РФ реализует свою деятельность под прямым руководством МЧС России, а также в согласовании со стабильно работающими органами управления при руководящих структурах субъектов нашей страны. ПСС связывается и с прочими исполнительными органами. Органы ПСС особо нацелены на решение проблем в сфере защиты россиян и территории страны, и находятся в составе единой структуры в этой сфере (РСЧС).

Аварийно-спасательная служба

Аварийно-спасательная служба (АСС) – это комплекс органов управления, высококвалифицированных сотрудников и современных технических модификаций и устройств, нацеленных на решение проблем по предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций. Все эти составляющие включены в общий комплекс, базу которого формируют аварийно-спасательные организации.

АСС – это автономная или находящаяся в ряду аварийно-спасательных служб система, предназначенная для реализации аварийно-спасательных работ. Базу АСС составляют органы спасателей, снабженных специальным оборудованием, техникой, снаряжением, орудиями труда и материалами.

Медицинская структура МЧС

Специфика работы сотрудников МЧС требует обязательного присутствия медиков как для нужд населения, так и для самих спасателей (разумеется, главным образом, речь идет о населении). Служба медицины катастроф является специализированной структурой, задачами которой является организация врачебной помощи пострадавшим в ЧС.

В таких обстоятельствах нередко складывается непростая обстановка «один медик — большое число больных», что требует от работников этой службы особой эффективности и квалификации. Конкретно медслужба МЧС должна в условиях катаклизма быстро провести медицинскую проверку больных и пострадавших, оказание помощи, эвакуацию пациентов и так далее.

Медицинские учреждения МЧС

«Центроспас» – это центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС РФ. В нашей стране это единственная организация в министерстве, в штат которой официально включены медики с высшим образованием. «Центроспас» имеет современное специализированное снаряжение и лекарства. К этой организации прикреплен аэромобильный госпиталь.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.