Проект нового стандарта начального общего образования. Подробное описание изменений во фгос ооо

Опубликованы проекты стандартов общего образования

Проект нового стандарта начального общего образования. Подробное описание изменений во фгос ооо

Проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) опубликованы для широкого общественного обсуждения. Это важнейший документ, который будет определять содержание всего школьного образования в России. Под него будет “заточен” любой учебник, любой урок, все задания ЕГЭ.

– Главное обновление – конкретизация требований к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарт давал только общие установки, задавал рамку.

А что именно изучается, в каком классе, – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа, – пояснили “РГ” в министерстве просвещения.

– Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы в соседней школе.

По каким учебникам будут заниматься в школах

С утверждением новых образовательных стандартов такая практика уйдет в прошлое. Везде будет единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик. При этом связь между предметами будет прослеживаться более четко. К примеру, между историей и литературой. Математикой и физикой, физикой и технологией.

Что еще важного закрепляют новые стандарты? В них учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное – чтобы ребята не были перегружены.

Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.

Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

– Отметим, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся, – пояснили в министерстве просвещения. – Также уточнение требования к структуре основной образовательной программы позволят снизить “бюрократическую” нагрузку на учителей.

Напомним, первый проект обновленных стандартов был представлен на широкое общественное обсуждение еще год назад. И сразу вызвал бурные споры среди учителей, экспертов, родителей… В итоге совет по ФГОС при Минобрнауки (сейчас – министерство просвещения) решил одобрить проект стандартов по начальной школе. А ФГОС основного общего образования – отправить на доработку.
Стартапы юных удивляют даже видавших виды бизнесменов

Над новым проектом работали специалисты ведущих педагогических вузов страны – Российского государственного педагогического университета (РГПУ им. А.И.Герцена), Московского педагогического государственного университета (МПГУ им. В.И.

Ленина), Московского городского педагогического университета (МГПУ). Документ размещен на сайте www.preobra.ru. Свое мнение там может оставить любой: к обсуждению приглашаются учителя, родители, преподаватели вузов…

Для этого нужно лишь зарегистрироваться.

– Учитывая значимость ФГОС, Министерство просвещения считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, – подчеркнули в ведомстве. –  Ресурс предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам, а также вносить предложения.

Что особенно важно, новый стандарт позволит любому родителю и ученику посмотреть, каким должно быть содержание учебного предмета, и соотнести его с практикой в конкретной школе, с заданиями учебников, с ЕГЭ. Общественное обсуждение завершится 29 апреля.

Конкретные примеры из ФГОС основного общего образования

Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета “Математика” должны отражать сформированность умений:

– оперировать понятиями: доли, части, дробные числа;

– распознавать простейшие фигуры: отрезок, прямая, луч, ломаная, угол.

История

Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета “История” должны отражать сформированность умений:

Кабмин утвердил правила целевого обучения

− определять длительность исторических процессов, последовательность событий, явлений, процессов истории Древнего мира, соотносить изученные исторические события, явления, процессы с историческими периодами, синхронизировать события (явления, процессы) истории разных стран и народов, определять современников исторических событий (явлений, процессов).

Биология

Предметные результаты освоения первого года изучения предмета “Биология” должны отражать сформированность умений:

– характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать живое и неживое, выявлять единство живой и неживой природы;

– иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;

– проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану.

«Эти стандарты не лезут ни в какие ворота». За что критикуют новый ФГОС

Проект нового стандарта начального общего образования. Подробное описание изменений во фгос ооо

28 ноября Министерство просвещения одобрило новый проект федерального государственного образовательного стандарта, который обязаны соблюдать все школы и детские сады.

Стандарт дорабатывали на протяжении последних полутора лет. Ещё в сентябре, когда завершилось последнее обсуждение, проект столкнулся с серьёзной критикой.

Мы поговорили с теми, кто поддерживает ФГОС и кто продолжает критиковать.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

«Это большая беда и большой стыд нашего образования»

Евгений Ямбург, заслуженный педагог РФ, академик РАО, директор Центра образования № 109 в Москве

Эти стандарты не только не подготовлены — они не лезут ни в какие ворота. Во-первых, они несостоятельны с точки зрения реальной науки: как будто у нас не было великого Выготского, как будто не было Занкова, как будто не существовало развивающего обучения. Не случайно Академия образования не поддержала новый ФГОС, указав на его методологическую беспомощность.

К предыдущим ФГОСам тоже было много вопросов, но тем не менее они внедрялись около десяти лет, а результаты получились весьма неплохими, по крайней мере в начальной школе. Если брать международные рейтинги, мы вышли на передовые места. Это стало результатом системной и серьёзной работы учителей.

И вот, казалось бы, надо продолжать, но вместо этого мы начинаем заново. В новом стандарте, в частности, перечислены условия, при которых он должен применяться. Они носят характер закона.

В них есть, например, наличие спортивного зала, помещения для ремонта спортивного оборудования, театральный зал, костюмерная. У большинства школ в стране этого всего просто нет. Представьте себе маленькую сельскую школу, где даже туалет во дворе.

Туда приходит прокуратура и спрашивает: «А где всё то, что во ФГОСе?» И директора школы штрафуют.

Ещё страшнее — по содержанию. Например, возьмём математику в начальной школе. По условиям школа имеет право покупать только один бесплатный учебник. И большинство в стране работают по стабильному учебнику Моро.

Наряду с этим есть учебник Петерсон — это развивающее обучение. Его не одобряло министерство, потому что он, оказывается, не очень патриотический. Что сделали в новом ФГОСе? Соединили голову овцы и туловище быка.

Взяли и то и другое и смешали, опубликовали и запутали как учителей, так и родителей.

С иностранным языком тоже есть проблема. К концу начальной школы дети должны знать более полутора тысяч лексических единиц. Но за те два урока в неделю, которые указаны в стандарте, это невозможно. Есть целая свора проблем и с другими предметами, не говоря уже про среднюю школу.

В преамбуле всё очень красиво, но выясняется, что сделано всё очень непрофессионально.

Единственный выверенный стандарт — это стандарт химии. Это произошло потому, что его делала ассоциация учителей химии

Ещё у меня вопрос: если вы так уверены, что сделали качественный продукт, почему прячете свои имена? Мне хочется их видеть. А раз вы это прячете, значит, уверены, что продукт плохо сделан.

Люди совестливые и опытные, конечно, не будут работать по новым ФГОС. Мы так уже жили при советской власти: делали одно, а записывали другое. А вот люди, которые только начинают — а среди них есть и молодые директора, — они сделают «под козырёк» и заставят других выполнять. Тогда начнутся скандалы.

Зачем на ровном месте выпускать такие продукты? У меня есть подозрение, хоть доказать я это и не могу.

Это хорошая коммерческая история, потому что, по моим сведениям, издательствам по ещё не принятому стандарту дали команду переделывать учебники, кто не успел — тот проиграл.

Рынок есть рынок: здесь и гонорары, и огромные тиражи, и заказы. Но это бессовестно. Так делать нельзя. И я думаю, что борьба будет продолжаться.

«Долг свободного учителя — оказывать гражданское неповиновение этому стандарту»

Антон Скулачев, учитель литературы в школе № 1514, председатель Гильдии словесников

С одной стороны, есть тенденция, которая только усилится в связи с окончательным принятием новых стандартов: это ужесточение ежегодного контроля, а значит, рост удельного веса «натаскивания» в школьном обучении.

Моя знакомая рассказывала про свою дочку. Когда она училась в третьем классе, ей было безумно интересно ходить в школу. А потом она перешла в четвертый и на уроках начали только готовиться к ВПР. Больше она не хочет ходить в школу, потому что там очень скучно. То есть это в чистом виде «натаскивание» и убийство мотивации.

Внутренняя мотивация заменяется внешней — необходимостью сдать ежегодные ВПР. Поскольку ФГОС привязывает содержание к годам обучения, это прямой повод укрепления системы проверочных работ.

Значит, увеличение роли «натаскивания» и уменьшение роли внутренней мотивации. При этом многие программы, не соответствующие стандарту, но гораздо более прогрессивные, становятся вне закона.

Пока не было заявлений о том, что учитель совсем не имеет права их использовать, однако можно ожидать страшного.

Я убежден, что долг свободного учителя — оказывать гражданское неповиновение этому стандарту. Делать то, чем занимались свободные учителя всегда: писать одно, проводить другое.

Игнорировать архаичный стандарт и работать по-новому в любом случае. Вместе с профсоюзом мы будем внимательно следить за ситуацией и надеяться, что ничего за это учителям не будет.

В случае каких-то катастрофических тенденций мы будем бороться дальше, будем обращаться к президенту.

«Произошла архаизация, которая тормозит развитие страны и школы»

Александр Архангельский, литературовед, литературный критик, профессор НИУ ВШЭ

Я разделяю мнение членов совета по ФГОСам — президента РАО Юрия Зинченко и ректора МГПУ Игоря Реморенко, предлагавших ФГОС не принимать и даже вернуть на доработку. И согласен с Еленой Шмелёвой из «Сириуса» — никакого обновления содержания не произошло. Произошла архаизация, которая тормозит развитие страны и школы.

Как минимум в гуманитарной части — это сделано для удобства контролёров, а не для совместного творчества учеников и учителей. Распределение всего литературного материала жёстко по классам и фиксация списка убивает литературу в школе. Министерство просвещения говорит: «Учитель может свободно искать методические решения в этих рамках». Ну да, любимая игра пионеров, бег в мешке.

«В большинстве критических замечаний я не услышал обоснования этой критике»

Максим Дулинов,директор ФИРО РАНХиГС

Мы в ФИРО оценивали первую часть проекта ФГОС, который сейчас был подготовлен, — ту часть, где прописаны метапредметные и личностные результаты.

Эта часть, на взгляд наших специалистов, прописана лучше, чем в действующем ФГОСе, при этом без потери качества, всех тех идей и концепций, которые были заложены ещё в 2009 году. Он стал понятнее для учителей, более практико-ориентированным.

Одна из проблем действующего ФГОС — это то, что рядовому учителю было сложно в нём разобраться, для этого требовалась помощь «специалистов-методистов».

К сожалению, в большинстве критических замечаний, которые основывались на сравнении действующего ФГОС и проекта ФГОС, я не услышал обоснования этой критике, хотя эмоционально я эту критику понимаю.

В той редакции, которая рассматривалась 28 ноября на совете по ФГОС, уже нет той жёсткой разбивки обучения по классам, за которую в основном новый ФГОС и подвергся критике. Там применена другая конструкция. Этот текст ещё дорабатывается, поэтому пока я не могу его процитировать.

ВПР не обусловлены ФГОСами. Это самостоятельный инструмент, который используется Рособрнадзором для контроля качества. Объединять ВПР и ФГОС в одну корзину я бы не стал: на мой взгляд, это в корне неверно.

То, как использовать этот инструмент, — это совершенно иная история. Это всё равно что сравнивать губернаторов по результатам ЕГЭ, как у нас когда-то делали.

За этим следовали увольнения директоров школ по результатам ЕГЭ.

Но это не проблема стандарта или ЕГЭ, это проблема тех чиновников, которым не хватает управленческой компетенции по настройке работы, которые умеют только наказывать.

Но если практика использования ВПР пойдёт именно по этому пути, то это будет очень вредить системе школьного образования.

Но это не столько обусловлено ФГОС, сколько будет зависеть от решения конкретного контрольно-надзорного органа.

Unsplash (Siora Photography)

К каким изменениям в ооп готовиться и что добавить в них прямо сейчас

Проект нового стандарта начального общего образования. Подробное описание изменений во фгос ооо

Минпросвещения опубликовало проекты новых ФГОС начального общего и основного общего образования. Когда их примут – школе придется срочно менять ООП.

Поэтому, чтобы переход на новые ФГОС не был неожиданным, расскажите педагогам об изменениях в них.

Также поручите заместителю директора проверить ООП на ошибки, перед тем как утвердить изменения и дополнения в программы на новый учебный год.

Чтобы подготовить педагогов к новым требованиям ФГОС, которые придется учесть в ООП, расскажите об основных из них на педсовете в августе. Тогда работа с изменениями не станет для учителей неожиданной, и они смогут продумать, как реализуют их.

Также нужно перепроверить ООП на семь частых ошибок – включили ли все разделы, правильно ли рассчитали соотношение частей, отразили ли в образовательных программах новые учебные предметы.

Вы можете выдать заместителю директора по УВР таблицу, чтобы он уточнил конкретные положения всех разделов ООП.

Обсудите с педагогами изменения в ООП

Школе придется учесть в образовательных программах начальной и основной школы требования новых ФГОС, когда их примут. Чтобы подготовиться к этому, включите в повестку августовского педсовета вопрос о ФГОС НОО и ФГОС ООО в новой редакции и поручите заместителю директора по УВР осветить основные изменения.

10 рабочих дней есть у школы, чтобы разместить ООП, в которые внесли изменения, на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Конкретные требования к предметным результатам

В образовательных программах вашей школы нужно будет учесть требования к предметным результатам, которые конкретизировали в проектах ФГОС. Их предыдущая редакция не указывала, что именно изучать в конкретных классах – это решала школа.

В новом стандарте для начальной школы прописали требования к образовательным результатам по годам обучения для русского языка, литературного чтения, иностранного языка, математики, окружающего мира.

То же сделали во ФГОС ООО для русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, географии, информатики, физики, биологии, химии. Также конкретизировали результаты и по математике, алгебре, геометрии, вероятности, статистике.

Например, по литературе для основного общего образования перечислили произведения, которые ученик должен прочитать самостоятельно или на уроках.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки для дошкольников, электронные уроки по всем школьным предметам с 1 по 11 классы, уроки по иностранным языкам, видео сказки, уроки по ментальной арифметике, каллиграфии, скорочтению, шахматам, робототехнике, электронный образовательный журнал «ЭлектроникУМ».

Тематические модули по учебным предметам

В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Во ФГОС ООО добавили требования по тематическим модулям и для основ безопасности жизнедеятельности, родной литературы и родного языка.

Проекты ФГОС определяют обязательные для изучения модули. Также в них описали такие модули, которые можно изучать, если есть определенные природно-климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».

Новая программа воспитания

В содержательный раздел ООП школе придется ввести программу с единым названием «Программа воспитания».

В проекте ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. Во ФГОС ООО ее введут вместо Программы воспитания и социализации обучающихся.

Чтобы разработать новые программы воспитания, нужно будет учесть новые требования к личностным образовательным результатам учеников.

Самостоятельное решение о втором иностранном

На уровне основного общего образования школы получат право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык. Разработчики новой редакции ФГОС ООО исключили этот предмет из списка обязательных.

Вопрос. Вправе ли школа отказать родителям, если они хотят, чтобы их ребенок изучал иностранный язык, который они выбрали?

Да, вправе. Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Школа может учесть мнение родителей, но не обязана это делать. Поэтому она вправе выбрать язык, для изучения которого сможет создать условия, и предложить его родителям.

Например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Институт новых технологий в образовании приглашает всех желающих на дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также предлагает бесплатно изучать и скачивать шаблоны документов, рекомендаций и статей.

Новое обязательное количество часов

На уровне начального образования уменьшат нижний порог обязательных часов, чтобы освоить программу, до 2851 часа. На уровне основного – уменьшат оба числа, минимум составит 5029 часов, максимум – 5676. В новой редакции ФГОС НОО также установили минимальное количество учебных занятий, чтобы изучать государственный язык, – 544 часов.

Как ввести ОДНКНР в учебный план

Школа должна отразить предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в обязательной части учебного плана основного общего образования.

Конкретный учебный предмет для этого не прописали, поэтому предметную область можно реализовать в составе других обязательных предметов.

Обратите внимание, что полностью исключать ее из учебного плана и реализовывать только за счет внеурочной деятельности нельзя (п. 18.3.1 ФГОС ООО).

Школа вправе включить отдельные тематические блоки ОДНКНР в содержание рабочих программ по предметам общественно-научного цикла. Например, изучать эту предметную область в рамках истории, обществознания, географии и не выделять отдельный час на эту предметную область.

Проверьте ООП на семь частых ошибок

Чтобы не допустить ошибок в ООП вашей школы, поручите заместителю директора по УВР перепроверить их. Нельзя забывать об оценочных материалах в ООП, соотношении обязательной и формируемой частей по ФГОС. Также нужно убедиться, что в ООП есть все обязательные разделы и предметы.

Обратите внимание

К 1 сентября 2021/21 учебного года все школы обязаны перейти на ФГОС среднего общего образования (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р)

Ошибка № 1. В ООП нет оценочных материалов

В ООП всех уровней образования должны быть оценочные материалы. В основных образовательных программах начальной и средней школы их можно разместить отдельным блоком в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела.

Также вы вправе включить их в целевой раздел ООП после компонента «Система оценки достижения планируемых результатов».

Только ФГОС основной школы обязывает разместить оценочные материалы в подразделе «Система условий реализации ООП» организационного раздела.

Ошибка № 2. В ООП уменьшили формируемую часть

Уменьшать формируемую участниками образовательных отношений часть ООП нельзя. ФГОС СОО обязывает школы устанавливать соотношение обязательной и формируемой частей как 60% к 40%. Во ФГОС НОО оно составляет 80% к 20%, а во ФГОС ООО – 70% к 30%.

Ошибка № 3. В рабочих программах не соблюли структуру по ФГОС

Проверьте, чтобы в рабочих программах учебных предметов структуру выстроили по ФГОС. Для этого нужно включить в программы планируемые результаты освоения и содержание учебного предмета, курса. Также необходимо прописать тематическое планирование. Там же нужно указать количество часов, которые отведете, чтобы освоить каждую тему.

В программах курсов внеурочной деятельности школа тоже должна отразить результаты освоения курса внеурочной деятельности и тематическое планирование. Когда прописываете содержание курса, нужно указать формы организации и виды деятельности.

Ошибка № 4. ООП включает только содержательный и организационный разделы

Школа самостоятельно принимает решение об изменении структуры ООП. Например, исключает целевой раздел в ООП или включает его положения в содержательный. Но это ошибка.

В структуру ООП должны входить целевой, содержательный и организационный раздел. Целевой раздел необходим, чтобы зафиксировать концепцию программы и результаты, которых ученики должны будут достичь. Убедитесь, что в этот раздел включили пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и систему оценки их достижения.

Ошибка № 5. Нарушили предельный объем внеурочной деятельности

Проверьте показатели по объему внеурочной деятельности в ООП по уровням общего образования. Для начальных классов внеурочная деятельность должна составлять максимум 1350 часов за четыре года обучения. В основной школе – до 1750 часов за пять лет обучения. В средней – 700 часов за два года обучения.

Вопрос. Может ли школа изменить направления внеурочной деятельности?

Нет, направления внеурочной деятельности менять нельзя (ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Их перечислили во ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Школа вправе менять структуру направлений – корректировать план внеурочной деятельности по каждому из них, но сами направления менять нельзя.

Ошибка № 6. В календарном учебном графике не указали каникулы

В календарном учебном графике школы прописывают даты начала и окончания учебного года, его продолжительность, а также сроки для промежуточных аттестаций. Забывают упомянуть каникулы – закрепить их сроки и продолжительность. Но это неправильно.

Пропишите сроки каникул, если не зафиксировали их. Также обратите внимание, что календарный учебный график нужно поместить в организационный раздел ООП, разработать и утвердить для каждого уровня образования отдельно (п. 19.10.1 ФГОС НОО и п.

14 ФГОС ООО).

Ошибка № 7. В подразделах не отразили обязательные учебные предметы

Проверьте, чтобы во всех разделах ООП учли новые учебные предметы. Так, школа обязана организовать изучение родного языка и родной литературы, астрономии, второго иностранного. Чтобы проверить ООП по разделам и подразделам, выдайте заместителю по учебно-воспитательной работе таблицу.

Контрольные точки разделов ООП 

На заметку

Директор вправе утвердить изменения в ООП одним приказом или несколькими по каждому уровню образования. Смотрите образец приказ

Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Учитесь одновременно на двух специальностях, продолжайте обучение в 10-11 классах и получайте образование в колледже, работайте и учитесь. У нас каждый найдет для себя удобный вариант обучения. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

© Материал из Справочной системы «Образование»

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.