Положение о техническом обслуживании зданий и сооружений. Законодательная база российской федерации

Сп 255.1325800.2021 здания и сооружения. правила эксплуатации. основные положения / 255 1325800 2021

Положение о техническом обслуживании зданий и сооружений. Законодательная база российской федерации

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

ПРИКАЗ

Москва

Об утверждении свода правил «Здания и сооружения.
Правила эксплуатации. Основные положения»

В соответствии с Правилами разработки, утверждения,опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденными постановлениемПравительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. № 624,подпунктом 5.2.

9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г.

№ 1038,с пунктом 21 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранееутвержденных сводов правил, строительных норм и правил на 2015 г. и плановыйпериод до 2021 г.

, утвержденного приказом Министерства строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 470/прс изменениями внесенными приказом Министерства строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. №659/пр, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие через 6 месяцев со дняиздания настоящего приказа свод правил «Здания и сооружения. Правилаэксплуатации. Основные положения» согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектурыв течение 15 дней со дня издания приказа направить утвержденный свод правил«Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» на регистрациюв национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

3.

Департаменту градостроительной деятельности и архитектурыобеспечить опубликование на официальном сайте Министерства строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного сводаправил «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» вэлектронно-цифровой форме в течение 10 дней со дня регистрации свода правилнациональным органом Российской Федерации по стандартизации.

4. Контроль за исполнениемнастоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

И. о. МинистраЛ.О. Ставицкий

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГОХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛСП 255.1325800.2021

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

Правила эксплуатации.Основные положения

Москва2021

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ – Общество сограниченной ответственностью «АСД-групп» (ООО «АСД-групп», Акционерноеобщество «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальныйинститут промышленных зданий и сооружений («АО «ЦНИИПромзданий»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетомпо стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 УТВЕРЖДЕН приказомМинистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РоссийскойФедерации (Минстрой России) от 24 августа 2021 г. № 590/пр и введен в действиес 25 февраля 2021 г.

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральнымагентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

5 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

Информация об изменениях к настоящему своду правил, атакже тексты изменений и поправок размещаются в информационной системе общегопользования – на официальном сайте Министерства строительства ижилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Целью разработки СП «Здания и сооружения. Правилаэксплуатации. Основные положения» является нормативное обеспечение разделов поэксплуатации Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ«Технический регламент по безопасности зданий и сооружений».

Разработка настоящего свода правил выполнена авторским коллективом:ООО «АСД-групп» (канд. экон. наук Е.А. Лепешкина, В.И. Булыкин, А.С.Денисов); АО «ЦНИИПромзданий» (докт. техн. наук Э.Н. Кодыш, докт.техн. наук А.Н. Мамин, докт. техн. наук Н.Н. Трекин, канд. техн.наук В.В. Бобров, К.В. Авдеев).

СВОДПРАВИЛ

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯПравила эксплуатации. Основные положенияBuildings and structures. Operating rules. General provisions

Дата введения -2021-02-25

1Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает общиеэксплуатационные требования к зданиям и сооружениям в условиях нормальнойэксплуатации.

1.2 Настоящий свод правил не распространяется на особоопасные, технически сложные и линейные объекты.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на демонтаж иутилизацию зданий (сооружений).

2Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки наследующие документы:

ГОСТ2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационныедокументы

ГОСТ12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность.Общие требования

ГОСТ12.1.036-81 Система стандартов безопасности труда. Шум. Допустимые уровни вжилых и общественных зданиях

ГОСТ17.2.3.01-86 Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуханаселенных пунктов

ГОСТ22845-85 Лифты электрические пассажирские и грузовые. Правила организации,производства и приемки монтажных работ

ГОСТ22853-86 Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия.

ГОСТ24054-80 Изделия машиностроения и приборостроения. Методы испытаний нагерметичность. Общие требования

ГОСТ25136-82 Соединения трубопроводов. Методы испытаний на герметичность

ГОСТ27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основныеположения

ГОСТ30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ31168-2014 Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловойэнергии на отопление

ГОСТ31532-2012 Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Составпоказателей. Общие положения

ГОСТ31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторингатехнического состояния

ГОСТ32021-2012 Мониторинг технического состояния уникальных зданий исооружений. Правила проектирования и установки стационарных систем (станций)мониторинга

ГОСТР 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системыфотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

ГОСТ Р52382-2010 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТР 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требованиябезопасности к устройству и установке

ГОСТР 54859-2011 Здания и сооружения. Определение параметров основного тонасобственных колебаний

ГОСТР 55963-2014 Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования

ГОСТР 55964-2014 Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТР 55965-2014 Лифты. Общие требования к модернизации находящихся вэксплуатации лифтов

ГОСТР 55966-2014 (CEN/TS 81-76:2011) Лифты. Специальные требования безопасностик лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных группнаселения

ГОСТР 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) Лифты. Специальные требования безопасности приустановке новых лифтов в существующие здания

ГОСТР 55968-2014 Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Повышения безопасностинаходящихся в эксплуатации эскалаторов и пассажирских конвейеров

ГОСТ Р55969-2014 Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования

ГОСТР 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управлениямногоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирныхдомов. Общие требования

ГОСТР 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управлениямногоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имуществамногоквартирных домов. Общие требования

ГОСТР 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управлениямногоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирныхдомов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования

ГОСТР 56421-2015 Платформы подъемные для инвалидов и других мобильных группнаселения. Общие требования безопасности при эксплуатации

ГОСТР ЕН 13779-2007 Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования ксистемам вентиляции и кондиционирования

СП5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарнойсигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (сизменением № 1)

СП 14.13330.2014«СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» (с изменением № 1)

Нормативно-технические документы в строительстве

Положение о техническом обслуживании зданий и сооружений. Законодательная база российской федерации

Система нормативных документов – это комплекс связанных между собой регламентов и норм, правил и стандартов в строительной отрасли (утверждением документации подобного рода занимаются исполнительные и руководящие органы государства). Они позволяют существенно помочь в работе строительным фирмам.

Подобные информационные системы систематически дополняются новой информацией. Другими словами, в них собраны все актуальные технические сведения, без которых нельзя выполнить даже одну производственную стадию при изготовлении строительного оборудования.

Вся эта информация направлена на то, чтобы защитить права каждого потребителя, будь то фирма, общество или государство.

Совершенствование отечественной системы нормативных документов основано на действующих госстандартах, правилах и нормах с учетом принятого законодательства, новым устройством регулирования и сложившейся экономической ситуации.

Современные нормативные документы разрабатываются с единой целью – защитить интересы каждого потребителя, которые охраняются законом, чтобы стимулировать проявление активной позиции строительных предприятий и отдельных специалистов.

В основу информационной системы легли законодательные акты, такие как Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «О техническом регулировании». Именно в нем здесь полное собрание нормативных и технических регламентов, стандартов, норм.

Нормативно-техническая документация представлена:

  • регламентами, где предусмотрены требования, которые следует в точности исполнить;
  • нормативными актами, где указана информация, как должны выглядеть объекты технического регулирования. Если быть точнее, то здесь перечисляются требования, предъявляемые к строительным продуктам и основным процессам их жизненного цикла типа проектных, строительных, производственных, монтажных и наладочных работ, а также использования, хранения, транспортировки и переработки;
  • стандартами (обозначаются как ГОСТ Р), утверждаемыми соответствующим национальным органом РФ;
  • документами, где перечислены характерные особенности продукции и принципы реализации проектных, строительных, монтажных, наладочных, эксплуатационных работ и, конечно, хранения, транспортировки, переработки, оказания услуг. Подобные нормативные акты значительно упрощают многоразовое выполнение перечисленных процессов;
  • нормативными актами межгосударственного значения, которые имеют законную силу в пределах России и используются, как документы федеральной значимости;
  • отраслевыми стандартами (ОСТ) и нормами технологического проектирования, которые актуализируются соответствующими отраслевыми министерствами;
  • СТП (стандарты предприятий) и СТО (стандарты организаций). Они создаются и утверждаются некоммерческими объединениями, которые специализируются на вопросах организации производственной деятельности и проверки качества изготавливаемых продуктов. Причем, СТП так же, как СТО, может использовать не одно предприятие при условии заключения контракта с фирмой-автором;
  • руководящими документами (РД). Их утверждение входит в обязанности органов надзора, причем, данная процедура установлена законодательством;
  • сводами правил (СП), разработанных в строительной сфере и проектной деятельности. Именно такие СП определяют основные рекомендации по развитию информационной системы и по принятию решений в отдельных вопросах, которые не регламентированы специальными нормативными актами;
  • строительными нормами, обязательными для выполнения на определенной территории. Их актуализацией занимаются исполнительные органы субъектов РФ;
  • тех. условиями (сокращенно ТУ), используемыми разработчиками и производителями строительных материалов, конструкций и прочих изделий промышленных предприятий в качестве НТД на производство перечисленной продукции.

Все нормативные акты информационной системы делятся на документы субъектов государственной(федеральные) и хозяйственной деятельности (производственно-отраслевые). При этом межгосударственные стандарты строительной отрасли, действующие в пределах российских границ, активно используются как федеральная документация.

Кроме вышеуказанных разновидностей строительной нормативной документации Система содержит и другие:

Перечень нормативных актов в строительстве

  • нормативные акты, имеющие федеральное либо региональное значение. Вопросы о признании подобных документов действительными рассматривают соответствующие гос.

    органы (как исполнительные, так и представительные);

  • стандарты национального (государственного) значения и иные нормативные акты, так или иначе касающиеся сертификации и стандартизации.

    Признание действующими таких документов доверено Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии;

  • руководящие документы, утвержденные Ростехнадзором;
  • СП и стандарты, разработка и утверждение которых осуществлялось уполномоченными органами зарубежных стран;
  • СП и стандарты, признанные региональными организациями, сфера деятельности которых, непосредственно, связана со стандартизацией.

Все типы нормативных актов, из которых состоит информационно-справочная система, не могут устанавливать требования по вопросам, чьим урегулированием занимается гражданское право, трудовое законодательство либо прочие правовые акты.

Основное назначение норм состоит в том, чтобы обозначить структуру, концепцию и принципы системы, а также требования, предъявляемые к ее содержимому, структурированию, оформлению. К тому же, именно они определяют утверждение и использование тех или иных строительных документов.

Перечень нормативных актов в строительстве, устанавливающих классификацию и терминологию

В системе нормативных документов содержатся положения, которых непременно должны придерживаться не только органы управления и надзора, но и объединения, специализирующиеся на разработке и использовании нормативных актов, вне зависимости от их принадлежности или формы собственности.

Содержимое документов подразделяется на три категории: положения, которые непременно нужно соблюсти, положения, рекомендуемые к выполнению, и справочные данные. Причем, обязательные положения устанавливаются как на минимально требуемом, так и на максимальном уровне, а вот уровнем рекомендуемых положений являются международные достижения и российские.

Обязательными положениями считаются те, которые согласно принципам информационной системы, должны неоспоримо соблюдаться.

Нормы, принадлежащие к рекомендуемым положениям, можно корректировать, если того требуют определенные потребности потребителя либо производственные обстоятельства.

Нормативные документы содержат положения, которые определяют особенности эксплуатации возведенных объектов, включая отдельные конструкции и используемые материалы. Говоря иначе, они устанавливают эксплуатационные характеристики, которые нужно соблюдать и при разработке проекта, и в ходе строительных работ.

Важно чтобы в строительной документации присутствовали определенные виды требований:

  • организационно-методические (главное их назначение – обеспечить требуемое качество изделий); общие технические (относятся к проектным и строительным процессам, включая инженерные изыскания);
  • требования относительно планировки, застройки, зданий, сооружений, строительных конструкций и инженерного оборудования.

В нормативных актах, используемых в строительной сфере, не должны присутствовать требования в отношении тех.процессов возведения зданий и сооружений, как и иные положения, которые относятся к полномочиям исполнительных органов других отраслей. В зависимости от ситуации, в строительной документации могут содержаться ссылки, указывающие, например, на экологические требования или санитарные.

СП – нормативные документы, утвержденные техническими правилами. Они имеют существенные отличия от всевозможных пособий, рекомендаций, руководств, которые нельзя назвать документами, хоть они и содержат сведения о последних разработках, методические материалы, инструкции и прочие данные с разной степенью детализации (зависит от квалификации исполнителя).

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, Федеральному закону «О техническом регулировании», ГОСТ Р 1.0-2004 и действующему законодательству определенный нормативный акт системы может использоваться в рамках конкретной области.

Как уже было отмечено ранее, межгосударственные стандарты действуют в пределах Российской Федерации в виде документов федерального значения, что стало возможным благодаря принятию соответствующих нормативных актов российским законодательством.

Стандарты международного, межгосударственного, регионального и национального значения могут использоваться в пределах Российской Федерации только как российские стандарты, что предусмотрено ФЗ «О техническом регулировании».

Обязательные требования, указанные в нормативной документации, должны беспрекословно выполнять: органы управления и надзора, объединения и предприятия (форма их собственности не имеет значения); лица, занимающиеся индивидуальной строительной деятельностью; общественные организации; компании, чьими партнерами являются иностранные организации или в чьей деятельности участвуют иностранные физические/юридические лица.

Если в контракте отсутствуют ссылки, указывающие на НТД, где содержатся обязательные требования, то это совсем не означает, что исполнитель может их не соблюдать.

Разрешить отступить от выполнения обязательных требований того или иного нормативного акта в определенных ситуациях может лишь тот государственный орган, который утвердил действительность этого документа. Конечно, для этого нужно согласовать действия с органами надзора, а также убедиться в наличии альтернативных мероприятий.

Рекомендуемые положения НТД соблюдаются по желанию исполнительной организации (компании-производителя строительных изделий) или заказчика.

Нарушая обязательные требования и неправильно используя информацию, представленную в нормативных актах, юридические и физические лица будут наказаны за свою невнимательность в соответствии с действующим законодательством.

Что бы избежать ошибок и неточностей в работе многие организации используют программы, содержащие все нормативно-технические документы, которые позволяют не только оперативно находить тексты и реквизиты нормативных документов, но также стандарты, применяемые на территории Российской Федерации и регламентирующие деятельность предприятий различных отраслей промышленности.

Использование системы нормативов NormaCS позволяет сократить время на поиске необходимого документа и редакций, все новые документы вместе с обновлениями ежемесячно заносятся в систему нормативов NormaCS, так как аутентичность текстов обеспечивается непосредственно от разработчиков стандартов.

Система нормативов NormaCS обеспечивает информационную полноту, в базу данных включено свыше 35 тысяч ГОСТов и множество других документов.

Разработчики предусмотрели оперативный поиск документов по различным атрибутам, позволяющим найти нужный документ за короткий срок.

А простота интерфейса, позволяющая настроить его под желания заказчика, и интеграция с офисными и конструкторскими приложениями делает систему нормативов NormaCS одной из самых удобных в использовании программ.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.