Особенности обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Основные положения и функции системы обеспечения пожарной безопасности | Портал о системах видеонаблюдения и безопасности

Особенности обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Система противопожарной безопасности — это совокупность мер организационного научного, технического, социального, правового и экономического характера. В ее состав входят все, кто участвует в защите от возгораний, а также устранении последствий пожаров (различные предприятия и организации, муниципальные органы самоуправления, государственные службы).

Установка в организациях противопожарных систем — это основная мера осуществления безопасности. Законодательно установлены требования оснащения объектов народного пользования охранно-пожарными средствами. Современные технологии дают возможность интеграции этих мер в полноценные комплексы обеспечения безопасности.

К таким относится оборудование создания доступа, устройства оповещения, инженерные системы. Для повышения эффективности дополнительно производится установка подсистемы удаления дыма, тушения и др. Все эти меры очень важны и непросты в плане технического оформления и документирования.

Правильность ведения всех работ и норм контролируется специальными службами и требует ответственного подхода.

Функции системы обеспечения пожарной безопасности

Все функциональные особенности систем, их состав строго устанавливается актами законодательства РФ «О пожарной безопасности». Такие меры помогают поддерживать защиту на должном уровне во всех областях деятельности.

В основные функции обеспечения пожарной безопасности согласно ФЗ входят следующие меры:

  • Выполнение законодательно предусмотренных обязанностей и прав;
  • Принятие и контроль всех необходимых действий на уровне государства в сфере защиты. Все действия основываются на нормативно-правовых актах;
  • Проектирование, а также выполнение всех мер защиты;
  • Установление ответственности за несоблюдение безопасности;
  • Организация подразделений обеспечивания пожарной безопасности, разносторонний мониторинг и организация их работы;
  • Совершенствование технологий и мер информирования;
  • Выполнение обязанностей всей противопожарной сферы;
  • Содействие добровольным подразделениям и пожарным службам;
  • Производство и разработка необходимых товаров и материалов;
  • Модернизация средств научно-технического обеспечения;
  • Патенты и лицензии в практической сфере;
  • Выполнение срочных спасательных операций;
  • Сертифицирование услуг и продукции системы;
  • Создание льготных программ;
  • Страхование имущества и жизни людей;
  • Создание и применение противопожарного специального режима;
  • Ведение учета статистических данных по возгораниям и их последствиях.

Средства обеспечения методов защиты

Средства противопожарной безопасности — это устройства, помогающие своевременно устранить распространение пожаров, и фиксируют момент начала возгорания.

Виды защитных компонентов:

  • Датчики температуры. Определяют ее резкое увеличение. Установка таких устройств выполняется на потолке;
  • Датчики дыма. При появлении возгорания происходит активация системы. Включается звуковая сигнализация. В некоторых моделях устройств предусмотрена передача данных охранной службе;
  • Средства извещения. Представляют собой специальный рычаг или кнопку. Их применение включает сигнал оповещения в необходимом случае.

Все компоненты защиты от пожаров должны обладать специальным комплексом мероприятий. Их выполнение не позволяет превышать допустимых норм, а также пожарного риска.

Полный перечень необходимых нормативов содержится в техническом регламенте и регулируется законодательством. Сформированы и установлены нормы документов, которые регулируют индивидуальные требования к защите от пожаров.

Их разработка происходит согласно функциональной специфике объектов.

Например, на производстве оборудования, каких-либо материалов и веществ, обязательно должны быть технические документы с подробными описаниями показателей пожарной безопасности. Помимо этого, вся продукция должна обладать перечнем мер безопасности при выполнении работы с ней.

На этапе проектирования противопожарной системы в помещениях и сооружениях происходит обязательная опись эвакуационных мероприятий и инструкция к следованию им. Все производственные объекты обладают четкими инструкциями по осуществлению мер личной безопасности. Также разрабатываются схемы тушения возгорания.

Государственные пожарные службы выполняют ликвидацию пожаров. Оперативно выезжают на тушение и принимают все необходимые меры. Противопожарные действия с их стороны выполняются безвозмездно. 01 — единый телефон пожарной службы. Действует он во всех населенных пунктах России.

Пожарными службами в полном объеме выполняются нормы и действия для сохранения жизни, а также спасения материальных ценностей. При необходимости используются и другие работы, предусмотренные законодательными нормативами.

Противопожарная безопасность линейного объекта

Линейные объекты — это сложное и неделимое недвижимое имущество.

В их перечень входят:

  • Железнодорожные пути;
  • Линии электропередач;
  • Автомобильные дороги;
  • Газопроводы, нефтепроводы, трубопроводы;
  • Сооружения кабельной связи.

Законодательством установлены требования к технической документации по линейным объектам. В них обязательно должна описываться система обеспечения защиты от пожара. Документ состоит из текстовой и графической части.

Обязательные данные графической составляющей:

  • Техническая схема нахождения наружного водопровода;
  • Отображение расположения водных резервуаров, информация об их объемах;
  • Схематические данные о гидрантах и расположения насосных станций;
  • Технический план земельного участка организации. Обязательное отображение данных о входах и выходах и подъездных путей для пожарной техники;
  • Схема подсистем противопожарной безопасности. Отображение сигнализации, данных о внутреннем водопроводе, установок пожаротушения.

Обязательные данные текстовой части:

  • Техническая характеристика, функционирование сооружений, зданий и объектов, которые входят в линейный объект;
  • Информация о составе и работе противопожарной безопасности;
  • Основные сведения о предприятии и его состоянии;
  • Перечень данных о стойкости и классах всех возведенных конструкций;
  • Описание с точки зрения опасности возгорания всех процессов, происходящих в работе объекта;
  • Данные об использовании оборудования с информацией об уровне пожароопасности;
  • Список действий к выполнению органами пожаротушения при возгорании;
  • Описания проектной информации. Например, расстояние до населенного пункта, промежуток до лесополосы, между автомобильными трассами;
  • Сведения об установках или оборудовании, которые требуют специализированных методов защиты;
  • Список проводимых для обеспечения безопасности мероприятий;
  • Информация состояния противопожарной системы между техническими объектами (элементов с нефтью, электрическими станциями, зданиями и др. объектами);
  • Данные о рассчитанных средствах и силах на сохранение уровня охраны безопасности от пожаров;
  • Описание технологических узлов;
  • Полный перечень подсистем пожарной безопасности. Указание их текущего состояния и расположения. Данные о звуковом оповещении, защите от дыма;
  • Характеристика рисков, возможных при возникновении возгорания.

Все описанные выше документы должны подкрепляться техническими заданиями на выполнение необходимых действий. В разделе предоставляются общие данные о всей технической системе пожарной безопасности. Информация о расчетах, оборудовании, конструктивных решениях и генеральный план. Принятие каждого проектного решения основывается исключительно на конкретных технических документах и нормативах.

Обеспечение мер пожарной безопасности — это сложный технологический процесс, требующий повышенного внимания и особого глубокого контроля. Качественная работа в этой сфере помогает существенно уменьшить риски возникновения чрезвычайных ситуаций. А следственно, сохранения не только имущества, производства и важных объектов, но и здоровья и жизни людей.

На видео: Система обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, её основные элементы, функции

Обеспечение пожарной безопасности: порядок проведения необходимых мероприятий

Особенности обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Владельцам бизнеса хорошо известно, как строго наше законодательство относится к обеспечению пожарной безопасности.

Проверок МЧС ждут в напряжении: наверняка найдется повод для штрафа, ведь соблюдение всех требований порой кажется физически невозможным.

Наша статья поможет разобраться в специфике обеспечения пожарной безопасности в организации и избежать ошибок при выполнении этой нелегкой задачи.

Порядок обеспечения пожарной безопасности на объектах, зарегистрированных на территории нашей страны, строго регулируется российским законодательством.

Спорить с этим нельзя, ведь пренебрежение необходимыми мерами грозит катастрофическими последствиями.

Другой вопрос в том, что система правил сложна, и владельцам бизнеса не всегда понятно, проведение каких именно мероприятий требует от них закон.

Чтобы развеять все сомнения, приведем перечень нормативных актов, которые на данный момент регламентируют данную сферу. Их содержанием следует руководствоваться и при организации системы обеспечения пожарной безопасности, и при возможных спорах с представителями контролирующих структур.

Главный документ, который определяет требования противопожарного режима, — это Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» в актуальной редакции от 26 июля 2021 года.

Он регулирует правовые отношения в этой сфере, возникающие между юрлицами, гражданами, государственными и региональными представителями власти.

Остальные законодательные акты, действующие на территории нашей страны, соответствуют требованиями данного Федерального закона.

Что касается практического воплощения решений по защите от пожара, то эту сторону регулирует Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с последними изменениями, внесенными 27 декабря 2021 года. В нем содержатся правила, которые необходимо соблюдать при проектировании, строительстве, капремонте объектов, при разработке технической документации на них.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 «О противопожарном режиме» (с изменениями от 7 марта 2021 года), а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Власти отдельных субъектов федерации имеют право утверждать собственные нормативные акты, но только при условии, что они не идут вразрез с требованиями закона №69-ФЗ[1].

Комплекс инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

О защите объекта от пожара следует задуматься еще до начала строительства. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) должны быть предусмотрены на этапе проектирования, и разработанные решения необходимо включить в проектную документацию.

Недостаточно ответственный подход к этому вопросу часто приводит к большим проблемам в дальнейшем. Какими могут быть последствия ошибочных проектных решений при организации мер по обеспечению пожарной безопасности, догадаться нетрудно.

В лучшем случае несоответствия будут выявлены вовремя, и тогда дизайнерам и архитекторам придется полностью менять свой замысел. Собственнику это грозит потерей времени и денег. В худшем случае МЧС запретит эксплуатацию объекта, и масштаб убытков станет вовсе катастрофическим.

Так что решение одно — обращаться к грамотным проектировщикам, которые досконально знают все требования к разделу о противопожарных мероприятиях (ППМ).

Но как быть с объектами, построенными до вступления в силу «Технического регламента» №123-ФЗ, то есть до 2008 года? С высокой долей вероятности они соответствуют не всем противопожарным нормам, которые действуют сейчас.

Иногда подобные проблемы возникают и с новым строительством: бывает так, что проектирование и возведение здания с полным соблюдением требований ПБ невозможно либо неоправданно с технической или экономической точки зрения.

Для таких случаев предусмотрен комплекс инженерных (инженерно-технических) мероприятий (КИМ, КИТМ) по противопожарной защите. Цель этих действий — привести эксплуатируемый объект в соответствие с существующими нормативами, то есть фактически обеспечить и подтвердить его безопасность. В результате проведения КИТМ решаются следующие задачи:

  • сводится к минимуму вероятность возникновения пожара;
  • достигается устойчивость конструкций к воздействию огня (по крайней мере, гарантируется их целостность в течение того времени, пока люди полностью не покинут здание);
  • обеспечивается возможность оперативного тушения пожара в случае, если его все-таки не удастся предотвратить.

Все мероприятия, разработанные в ходе КИТМ, согласуются в местном органе МЧС. Благодаря этому удается избежать необходимости устранять существующие расхождения проектной документации с современными нормами ПБ. Объект, на котором выполнены КИТМ, признается соответствующим требованиям по защите от пожаров, и владельцу не грозят штрафы.

Комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности включает в себя несколько этапов. В первую очередь специалисты изучают инженерно-технические характеристики объекта с точки зрения пожаробезопасности. Учитывают такие параметры, как:

  • назначение здания (от этого фактора зависят требования по ПБ);
  • пожарная нагрузка, которая высчитывается исходя из соотношения массы всех горючих материалов к площади объекта;
  • количество людей, одновременно находящихся в здании (понятно, что в местах, где предполагается большое скопление людей, должны действовать особо строгие требования пожарозащиты);
  • проектные решения в части планировки помещений (предусмотрены ли в здании противопожарные конструкции, как располагаются пути и выходы для эвакуации);
  • системы противопожарной сигнализации и защиты (имеются ли они на объекте, исправно ли функционируют, соответствуют ли современным требованиям).

На втором этапе исследуют документацию объекта, имеющую отношение к пожарной безопасности. Это приказы руководства, инструкции по обеспечению защиты от чрезвычайных ситуаций, план действий в случае пожара.

Следующий и важнейший этап — определение пожарных рисков. Вероятность возгорания и его последствия рассчитывают на основе анализа всех перечисленных выше факторов. Законодательством введены максимально допустимые значения индивидуального пожарного риска (то есть риска гибели человека от огня или удушья): на общественных объектах он должен быть не больше одной миллионной в год[2].

Если в ходе оценки выяснилось, что пожарный риск превышает предельно допустимые значения, разрабатывают дополнительные меры пожарозащиты. К ним относятся:

  • усовершенствование конструктивных решений и планировки объекта для повышения их противопожарной безопасности;
  • применение несгораемых отделочных материалов (особенно на эвакуационных путях и выходах);
  • установка огнестойких дверей в пожароопасных помещениях;
  • обеспечение беспрепятственного доступа к объекту для сотрудников пожарных служб (устройство подъездных путей, монтаж лестниц и так далее);
  • разработка и установка современных систем пожаротушения и пожарно-охранной сигнализации.

Мероприятия по обеспечению безопасности в организации

Допустим, при проектировании и строительстве здания все противопожарные нормы соблюдены. Достаточно ли этого, чтобы считать объект защищенным? Как можно догадаться, нет.

Впереди долгие годы эксплуатации, и она, разумеется, тоже должна быть безопасной. Всем сотрудникам работающей организации необходимо соблюдать противопожарный режим, и ответственность за это возлагается на руководство.

Его задача — обеспечить и проконтролировать своевременное проведение мероприятий, которые предписаны законом.

Обучение сотрудников мерам ППБ

Персонал каждого предприятия независимо от сферы его деятельности должен знать правила ППБ и уметь применять их на практике. Не пройдя соответствующее обучение, люди не допускаются к работе.

Противопожарный инструктаж проходят все сотрудники организации. В ходе обучения они узнают:

  • в чем заключаются требования по пожарной безопасности с учетом специфики данного объекта;
  • какие правила нужно соблюдать при нахождении в зданиях и на территории предприятия, чтобы избежать пожара;
  • как обеспечить защиту во время производственного процесса;
  • что делать в случае пожара (как пользоваться средствами пожаротушения, как правильно организовать эвакуацию и так далее).

Противопожарный инструктаж проводит сотрудник предприятия, отвечающий за пожарную безопасность. Сам он обязательно должен пройти ПТМ. Чтобы персонал не утратил приобретенные знания, инструктаж полагается проводить повторно с периодичностью раз в год, а на пожароопасных предприятиях — два раза в год. В особых случаях он проходит также внепланово.

Пожарно-технический минимум (ПТМ) — более углубленная программа обучения.

Она предназначена для руководителей предприятий и подразделений, для сотрудников, отвечающих за ППБ, для работников, чей труд связан с опасностью пожаров и взрывов, для специалистов образовательных учреждений — словом, для тех, кто несет повышенную ответственность за жизнь и здоровье других людей.

Обучение проходит по специальной программе, согласованной в государственном пожарном надзоре. По окончании курса слушатели сдают экзамен. ПТМ полагается пройти в течение месяца после приема на работу, а затем — делать это каждые три года. Сотрудникам пожароопасных предприятий необходимо повторять курс обучения ежегодно.

Учебные мероприятия по эвакуации

В каждой организации должен быть план тренировок по пожарной эвакуации. Это комплект документов, которые разрабатывают сотрудники, ответственные за ППБ, а утверждает руководитель. Сами занятия положено проводить как минимум раз в полгода[3]. А в некоторых случаях (например, при пожаре на другом объекте) тренировки устраивают вне графика.

В ходе занятия по учебной эвакуации персонал организации учится действовать в чрезвычайной ситуации быстро и без паники, адекватно оценивать опасность, правильно определять маршрут движения, пользоваться системами пожаротушения, оказывать помощь пострадавшим. По окончании тренировки специальная комиссия оценивает ее результаты. Если цель не достигнута, учебную эвакуацию проводят повторно.

Обучение ответственного за пожарную безопасность

В любой организации должен быть сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность.

В его обязанности входит проведение противопожарного инструктажа для персонала, учебной эвакуации, обеспечение предприятия средствами и инвентарем для тушения пожара, подготовка инструкций, приказов, ведение журналов.

Ответственный сотрудник должен следить за соблюдением режима. Кроме того, он участвует в проверках и взаимодействует с представителями контролирующих организаций.

Сотрудник, ответственный за пожаробезопасность, должен пройти пожарно-технический минимум. Причем обучение проходит вне повседневной профессиональной деятельности в специализированном учебном центре. Средняя длительность курса — два рабочих дня. По итогам обучения сотрудник получает удостоверение.

Контроль за соблюдением требований ППБ

Одна из обязанностей должностного лица, ответственного за ППБ, — постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в организации. Он должен следить за тем, чтобы сотрудники не нарушали режим: в частности, своевременно выключали электроприборы, курили только в отведенных для этого местах. Также в обязанности контролирующего лица входит ведение журналов проверок и учета.

Обеспечение ППБ на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов требует от занимающихся этим лиц наличия профильного инженерного образования и хорошего знания законодательства в сфере противопожарной безопасности. Есть профессиональные организации, которые оказывают комплексные услуги в этой области. Обратившись к экспертам по пожарной безопасности, собственники предприятий могут сэкономить время и избавить себя от лишних хлопот.

Организация пожарной охраны в Российской Федерации

Особенности обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Учебные вопросы:

  1. Пожарная охрана Российской Федерации. Структура Федеральной противопожарной службы. Другие виды пожарной охраны в РФ.
  2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  3. Нормативно-правовое регулирование и управление в области пожарной безопасности.

Основные термины и определения

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану;

Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

Эвакуационный путь (путь эвакуации) – путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

–  установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

– правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

– правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • органы государственной власти,
  • органы местного самоуправления,
  • организации,
  • граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия);
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

– систему предотвращения пожара,

– систему противопожарной защиты,

– комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Организационная структура ФПС

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №69 “О пожарной безопасности” пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

– государственная противопожарная служба;

– муниципальная пожарная охрана;

– ведомственная пожарная охрана;

– частная пожарная охрана;

– добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

– организация и осуществление профилактики пожаров;

– спасение людей и имущества при пожарах;

– организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и с 1 января 2002 года входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На этот государственный орган возложены основные функции предупреждения и тушения пожаров в стране. Комплектуется противопожарная служба специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и подготовку, из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения.

В Государственную противопожарную службу входят:

– федеральная противопожарная служба;

– противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

– структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

–  структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

–  органы государственного пожарного надзора;

–  пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

–  подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

–  подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения)

–  подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

На Государственную противопожарную службу, помимо предупреждения и тушения пожаров возложены задачи:

– организации разработки и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности;

– нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

– разработка и осуществление единой научно-технический политики в области пожарной безопасности;

– подготовка кадров для пожарной охраны; лицензирование различных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также согласование других видов деятельности организаций и отдельных граждан на предмет получения лицензий;

– производит работы по сертификации продукции в области пожарной безопасности.

Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. История создания

27 декабря 1990 г. Правительство Российской Федерации образовало Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.

Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Кроме того, в 1995 г.

Указом Президента Российской Федерации 27 декабря был объявлен Днем спасателя Российской Федерации.

МЧС России с 1994 года претерпело ряд реорганизаций. Последнее Положение о МЧС России утверждено указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868 и 21.10.2005г. в Положение были внесены изменения в соответствии с указом Президента РФ №1228.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

В регионах МЧС России представляют региональные центры (РЦ) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (8 Центров): Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, (ГУ МЧС России по г.Москве). РЦ имеют достаточные полномочия и самостоятельность в работе.

Их основное предназначение – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, и организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС. РЦ осуществляют свои полномочия через федеральные территориальные органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС – главные управления МЧС России по субъекту РФ.

Перечень территориальных органов, типовое положение и их наименования установлены Приказом МЧС России №372 от 6.08.2004 г.

«Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации».

Что представляет собой система обеспечения пожарной безопасности?

Особенности обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

    Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

  2. пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: 1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; 2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности; 3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности; 4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; 5.

проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; 6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; 7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; 8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности; 9.

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; 10. производство пожарно-технической продукции; 11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; 12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности; 13.

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; 14. учет пожаров и их последствий;

15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: 1. государственная противопожарная служба; 2. муниципальная пожарная охрана; 3. ведомственная пожарная охрана; 4. частная пожарная охрана;

5. добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются: 1. организация и осуществление профилактики пожаров; 2. спасение людей и имущества при пожарах;

3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Особенности обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте

Особенности обеспечения пожарной безопасности на охраняемом объекте. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации

Руководитель любого предприятия обязан знать, как обеспечить на территории организации пожарную безопасность.

Система пожарной безопасности предприятия — это комплекс организационных мер и технических средств, направленных на предотвращение пожароопасных ситуаций и ликвидацию ущерба от пожаров.

Противопожарные мероприятия включат в себя издание руководителем организации документа об обеспечении на предприятии пожарной безопасности.

Этот приказ приводит в действия положения и инструкции, обеспечивающие максимальную эффективность пожароопасной защиты располагающихся на территории зданий и помещений и особенно взрывоопасных и пожароопасных участков на них.

Также руководителем организации назначается лицо, ответственное за пожарную безопасность территории.

Другие документы, регламентирующими безопасность в случае пожара на предприятии, — это инструкции о мероприятиях по пожарной безопасности.

Эти инструкции разрабатываются на основании действующих нормативов и правил безопасности (стандартов, строительных и технологических норм проектирования, установки оборудования).

Инструкциями устанавливаются основные положения по противопожарной защите на предприятии. На основе этих документов на территории организации создаются технические условия для успешного пожаротушения.

Инструкции бывают следующих видов:

• общеобъектовая инструкция — инструкция о мерах по пожарной безопасности на всём предприятии;

• инструкции для конкретных зданий, сооружений и производственных процессов;

• инструкции по безопасному осуществлению временных пожароопасных или взрывоопасных работ, ведущихся на предприятии (сварочных, строительно-монтажных и др.);

Разработку инструкций осуществляется отделом по пожарной безопасности или лицом, ответственным за безопасность предприятия. Утверждает инструкции руководитель, который согласовывает данные документы со службой охраны труда. Инструкции вводятся в приказном порядке.

Инструкции должны отражать следующие вопросы:

• содержание территории в надлежащем порядке, в том числе, путей эвакуации;

• принятие мер по пожарной безопасности во время проведения технологических процессов, при эксплуатации оборудования и проведении пожароопасных работ;

• правила и порядок хранения и перевозки взрыво- и пожароопасных материалов на территории предприятия;

• места, отведённые под курение, применение открытого огня и работ с использованием воспламеняющихся материалов;

• правила хранения и дальнейшего удаления горючих материалов;

• содержание и хранение спецодежды;

• предельные значения измерительных приборов, отклонения от которых потенциально опасны для возникновения пожара;

Работники предприятия должны быть проинструктированы о действиях во время пожара.

Работники организации должны знать:

• правила вызова пожарных;

• правила аварийной остановки оборудования;

• порядок отключения электрооборудования и вентиляции;

• правила использования средств для тушения пожара и автоматических пожарных установок;

• правила эвакуации горючих и воспламеняющихся веществ и материально ценных вещей;

• порядок приведение в безопасное состояние помещений предприятия;

Противопожарный инструктаж работников предприятия осуществляется лицами, ответственными за пожарную безопасность.

Каждый работник должен изучить инструкции по противопожарным действиям и ответить на вопросы ответственного лица по технике безопасности.

В специальный документ вносится подпись об ознакомлении сотрудника с правилами пожарной безопасности.

Каждое предприятие должно быть обеспечено аварийными выходами из здания на случай пожара. О наличии и расположении выходов должны информировать специальные таблички и надписи.

Для полноценного контроля за ситуацией на предприятиях нужно устанавливать пожарную сигнализацию, предназначенную для своевременного обнаружения источников открытого огня и задымления помещения и включения средств противодымной и противопожарной защиты.

В помещениях организаций в специально отведённых, легко доступных местах должны быть установлены первичные средства пожаротушения — переносные средства, применяющиеся для борьбы с пожаром на начальных стадиях его развития.

К таким средствам относятся ёмкости с огнетушащими средствами (песком, водой), ручной пожарный инструмент (топоры, багры, лопаты и крюки), пожарные краны со стволом и рукавом на внутреннем пожарном водопроводе. Также помещения должны быть оснащены исправными огнетушителями, к которым прилагаются понятные инструкции.

В каждом помещении предприятия на доступных местах должны быть размещены схемы плана эвакуации персонала при возникновении пожара.

За несоблюдение норм пожарной безопасности (курение в неустановленном месте, несоблюдения правил эксплуатации электроприборов и оборудования) к любому сотруднику организации или предприятия могут быть применены административные санкции.

Источник: https://www.fire-service.ru/informaciya/informaciya-po-pozharnoj-bezopasnosti/obespechenie-pozharnoj-bezopasnosti.html

Особенности обеспечения пожарной безопасности для жилых объектов

Согласно общепринятой классификации, дома принято разделять по классам функциональной пожарной опасности следующим образом. Многоквартирные дома относятся к классу Ф 1.

3, одноквартирные – Ф 1.4. Гостиницы и общежития, кемпинги, спальные корпуса учреждений отдыха относятся к классу Ф 1.2, но считаются общественными зданиями.

В зависимости от высоты строения, здания условно разделяют на высотные (высотой свыше 75 м, на которые отсутствуют нормы проектирования), повышенной этажности (свыше 28 м), до 28 м и малоэтажные (имеющие не более 3 этажей).

Согласно требованиям ст.

78 ФЗ-123, для жилых и общественных зданий, на которые отсутствуют нормы проектирования, предварительным этапом при разработке проектной документации является разработка и согласование технических условий, которые учитывают степень пожарной опасности в каждом индивидуальном случае. Обязательным этапом при разработке СТУ считается определение пожарного риска, но при необходимости – прочие вычисления, обосновывающие обязательные мероприятия для обеспечения пожарной безопасности объектов и людей.

Как пример, это может быть расчёт продолжительности возгорания, необходимое количество пожаротушащих веществ, техники и людей для тушения пожара, определение оптимальной площади пожарного отсека и т. д.

Хотя, согласно приказу МЧС № 382, отсутствует порядок расчёта пожарного риска для жилых объектов, относящихся к классам Ф 1.3 и Ф 1.4.

Поэтому в каждом индивидуальном случае этот вопрос необходимо решать в рабочем порядке, при согласовании условий СТУ.

При разработке СТУ для объектов высотой свыше 28 м возникают некоторые нюансы, требующие введения дополнительных требований по пожарной безопасности, что обусловлено именно высотой зданий.

Как гласит ст. 49 Федерального закона № 190, имеется несколько видов зданий, на которые не нужно проводить государственную экспертизу, а техническая документация не является обязательной к проверке государственными органами. К ним относятся:

— жилые дома, объекты индивидуального строительства, высотой до 3 этажей, которые предназначены для проживания одной семьи;

— многоблочные жилые дома аналогичной этажностью, с количеством блоком до 10 единиц, если блоки не соединены между собой при помощи проёмов, и каждый имеет выход на индивидуальный земельный участок;

— многоквартирные дома этажностью до 3 этажей, имеющие в составе не более 4 блок-секций, при условии, что каждая из них имеет отдельный подъезд и выход из квартир и подсобных помещений.

Поскольку при строительстве и проектировании данных типов жилых объектов не осуществляется госконтроль, пожарная опасность в них значительно повышена в сравнении с другими типами зданий.

Оценка статуса пожаробезопасности жилых зданий

Ввиду того, что конституционные нормы обеспечивают неприкосновенность жилья, сотрудники госпожнадзора могут осуществить проверку там только при наличии разрешения владельца или нанимателя, в чрезвычайных ситуациях – по санкции судебно-исполнительных органов, но исключительно с помощью приставов или работников служб спецназа. Поэтому обычно проверке подвергаются общественные места жилых объектов, включая чердаки и подвалы, коридоры, холлы, территории общего пользования.

Работники пожарных служб обязательно оценивают пожарную безопасность по нескольким критериям.

В их число входит большая концентрация людей в здании, увеличение горючести на единицу площади вследствие размещения легковоспламеняющихся и пожароопасных веществ, оборудования, мебели, увеличение скорости распространения огня, включая и вертикальное направление, значительная длина эвакуационных путей и количество людей, пребывающих в здании в ночное время. Здания, относящиеся к III – V степеням огнестойкости, в результате развития пожара может произойти обрушение конструкций, включая в это число и несущие.

Для минимизации вероятности возникновения пожара необходимо учитывать несколько факторов. Так, тепловой эффект при коротком замыкании возможен при нарушении изоляционного слоя кабелей и электрокоммуникаций.

При работе в аварийном режиме электрооборудования возможно возгорание веществ, которые прилегают к ним.

Неосторожность при обращении с открытым огнём стала причиной множества пожаров, так же, как и небрежность при выполнении работ с высокой степенью пожарного риска в жилых зданиях при проведении ремонта или в процессе строительства.

Для жилых объектов желательно проводить пожарный аудит, что особенно касается объектов капитального строительства.

С этой целью выполняют оценку пожарной безопасности с учётом разработанной проектной документации, соответствия параметров здания строительно-пожарным нормам, наличия систем противопожарной защиты и их технического состояния.

Документом, регламентирующим данные положения, является концепция пожарной безопасности с учётом архитектуры и планировочных решений объекта.

В том случае, если объект отличается особо сложными решениями и планировкой, необходима разработка специальных правил, которые должны пройти согласование в органах госпожнадзора МЧС.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.