Основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию. И.П

Павлов, иван петрович – психология

Основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию. И.П

Павлов Иван Петрович (1849-1936) — выдающийся рос. физиолог, разработавший учение о высшей нервной деятельности (ВНД), сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии (Нобелевская премия 1904 г. за работы по физиологии пищеварения). Единицами поведения организма, по П.

, являются безусловные (врожденные) рефлексы (реакции на строго определенные раздражители из внешней среды) и условные рефлексы — реакции на вначале безразличный раздражитель, который становится небезразличным (приобретает сигнальное значение и начинает вызывать реакцию) на основе однократного или многократного его сочетания с безусловным раздражителем.

Впоследствии П. были выделены др. типы рефлексов (ориентировочный, цели, свободы), которые способствуют лучшему приспособлению организма к меняющейся среде (см. Оборонительный рефлекс, Ориентировочная реакция). Павлов И.П.

разработал также учение о 2-х сигнальных системах для характеристики отличия ВНД человека от ВНД животного.

Результаты классических экспериментальных исследований П. и его школы были восприняты многими амер. психологами — предшественниками и представителями бихевиоризма (Р. Йеркс, Дж. Уотсон и др.) — как доказательства возможности объективного, строго научного анализа поведения человека и животных без обращения к субъективным феноменам.

Однако сам Павлов считал возможным и необходимым, в отличие от бихевиористов, существование субъективной психологии (напр., в варианте Г.И. Челпанова), следил за различными метаморфозами психологической науки и т.п. Вместе с тем фундамент психологического знания должны составить, по П.

, именно физиологические исследования, которые позволят когда-нибудь в будущем «слить» физиологическое и психическое.

Творчество Павлова оказало значительное влияние на развитие бихевиоризма, зоопсихологии, психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б.М. Теплов и др.). В 1950-е гг. в нашей стране наблюдалась определенная вульгаризация учения П. в работах некоторых физиологов, не видевших разницы между психологией и физиологией ВНД (Е.Е. Соколова).

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Павлов Иван Петрович (1849—1936) — русский физиолог. Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл.

Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой.

Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.

), благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов.

Павлов И.П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты многих нервно-психических проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и торможения).

Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил другие категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. П.

преобразовал традиционное учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешней и внутренней среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод Павлова об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову).

Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям.

Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, Павлов И.П. выдвинул учение о двух сигнальных системах.

Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения. П.

разработал также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал международную научную школу.

Работы Павлова произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ.

Литература

  • Лекции о работе больших полушарий головного мозга. / И.П. Павлов ; Ред. и статья [«Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности», с. 454-71] акад. К.М. Быкова. — [Москва] : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1949 (Ленинград). — 475с., 5 л. ил. : ил.; 23 см. — (Классики науки / Акад. наук СССР)
  • Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. / акад. И.П. Павлов ; Предисл. д-ра биол. наук проф. О.П. Молчановой. — Москва : Учпедгиз, 1950. — 264с., 5 л. портр. : факс., портр.; 23 см.
  • Избранные произведения / Под общ. ред. [и со вступит. статьей «Иван Петрович Павлов и значение его трудов», с. 3-42] Х.С. Коштоянца ; [Подбор текста, коммент. и примеч. В.В. Строганова и Г.Д. Смирнова]. — [Москва] : Госполитиздат, 1951. — 583с., 1 л. портр. : портр.; 20 см.
  • Избранные труды. / Под ред. [и со вступит. статьей, с. 8-26] чл.-кор. Акад. наук СССР Э.А. Асратяна ; Акад. пед. наук РСФСР. — Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1951. — 616с., 1 л. портр. : ил., портр.; 23 см.
  • Условный рефлекс. — Москва : Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1952. — 80с., 1 л. портр. : портр.; 21 см. — (50 лет изучения условного рефлекса : 1901-1951 / Акад. наук СССР)
  • Oeuvres choisies. / I. Pavlov ; Sous la dir. de Kh. Kochtoïantz, membre-cor. de l'Acad. des sciences de l'URSS. — Moscou : Éd. en langues étrangères, 1954. — 679с., 1 л. портр. : ил., портр.; 21 см.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Источник:

Павлов Иван Петрович

Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826—-1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь.

В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова).

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику.

Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П.

Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных.

Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения.

В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни.

Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев и др.

После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.

Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова

Этапы жизни

  • В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876—1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.
  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—1886 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
  • 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
  • 1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
  • 1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения
  • 1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
  • 1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге

Источник:

Поведение и физиология.Теория условных рефлексов академика Павлова

    Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является одним из первых научно-экспериментальных подходов, связавших психическую деятельность с внутренними физиологическими процессами.     Иван Петрович Павлов (1849–1936).

    В 1875 году закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1879 году с золотой медалью закончил Медико-Хирургическую Академию. В 1904 году И. П. Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения.

Основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию. И.П. Павлов и его учение

Основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию. И.П

Павлов Иван Петрович стал известен нам прежде всего как физиолог, известный ученый, создавший науку о высшей нервной деятельности, которая имеет огромнейшую практическую ценность для многих наук.

Это и медицина, и психология, и физиология, и педагогика, а не только собака Павлова, реагирующая на лампочку усиленным течением слюны. За свои заслуги ученый награжден Нобелевской премией и его именем были названы некоторые учебные заведения, научные институты. Книги Павлова и в наше время издаются довольно крупными тиражами.

Тем, кто еще не знаком с достижениями ученого и не знает кто такой Иван Петрович Павлов, краткая биография поможет исправить это упущение.

Родился будущий светила в Рязани, в семье священнослужителя, в 1849 году. Так как предки Павлова были «церковниками», мальчик был вынужден пойти в духовное училище и в семинарию.

Об этом опыте он впоследствии высказывался с теплотой.

Но случайно прочитав книгу Сеченова о рефлексах головного мозга, Иван Павлов оставил обучение в семинарии и стал студентом на физико-математическом факультете в Петербурге.

Окончив курс с отличием, он получил ученую степень кандидата естественных наук, и принял решение продолжать обучение в Медико-хирургической академии, с окончанием которой он получил диплом лекаря.

С 1879года Иван Петрович стал заведующим лабораторией при клинике Боткина. Именно там он начал свои исследования пищеварения, которые длились более двадцати лет.

Вскорости молодой ученый защитил диссертацию и получил назначение приват-доцента в Академии. Но предложение от Гейденгайна и Карла Людвига, достаточно известных физиологов, поработать в Лейпциге показалось ему более интересным.

Вернувшись через два года в Россию, Павлов продолжил научную деятельность.

Уже к 1890 году его имя стало известным в научных кругах. Одновременно с руководством физиологическими исследованиями в Военно-медицинской академии, он также руководил отделом физиологии в Институте экспериментальной медицины.

Научная работа ученого начиналась с изучения сердца и кровеносной системы, но позже ученый посвятил всего себя исследованию пищеварительной системы.

Путем многих экспериментов белые пятна в строении пищеварительного тракта стали исчезать.

Основными подопытными ученого были собаки. Павлов хотел понять механизм работы поджелудочной железы, и сделать необходимые анализы ее сока. Для этого, путем проб и ошибок, он вывел наружу часть поджелудочной собаки, и создал так называемую фистулу. Через отверстие сок поджелудочной попадал наружу и был пригоден для исследования.

Следующим этапом стало исследование желудочного сока. Ученый смог сделать фистулу желудка, что раньше никто не мог. Теперь можно было исследовать выделение желудочного сока, его количество и качественные показатели, зависящие от характеристик пищи.

Павлов сделал доклад в Мадриде и там обозначил основные вехи своего учения. Через год, написав о своих исследованиях научный труд, ученый был награжден Нобелевской премией в 1904 году.

Следующим, что привлекло внимание ученого, стала реакция организма, и пищеварительной системы в том числе, на внешние раздражители. Это было первым шагом к изучению условных и безусловных связей – рефлексов. Это было новым словом в физиологии.

Система рефлексов есть у многих живых организмов. Так как человек имеет больший исторический опыт, – его рефлексы богаче и сложнее чем у тех же собак. Благодаря исследованиям Павлова стало возможным проследить процесс их формирования и понять основные принципы работы коры головного мозга.

Бытует мнение, что в послереволюционный период, в годы «разрухи» Павлов оказался за гранью бедности. Но тем не менее, оставаясь патриотом своей страны он отказался от очень выгодного предложения переехать в Швецию для дальнейшей научной деятельности со сто процентным финансированием.

Некоторые исследователи считают, что у ученого просто не было возможности выехать за границу, и он подавал прошения о разрешении ему эмиграции. Через некоторое время, в 1920 году, ученый наконец-то получил от государства давно обещанный институт, где и продолжил свои исследования.

За его исследованиями пристально наблюдала верхушка советской власти и благодаря этой протекции ученый смог осуществить свои давние мечты. При его институтах были открыты клиники, оснащенные новым оборудованием, штат сотрудников постоянно расширялся, финансирование было прекрасным. С того времени также началось регулярное издание трудов Павлова.

Но здоровье ученого в последние годы оставляло желать лучшего. Несколько раз переболев воспалением легких, он нездорово выглядел, сильно уставал и вообще не очень хорошо себя чувствовал. И в 1936 году, после простуды, перешедшей в очередное воспаление легких, Павлов умер.

Вполне может быть, что сегодняшние лекарственные средства и справились бы с болезнью, но тогда медицина еще была на низком уровне развития. Смерть ученого стала крупной потерей для всего научного мира.

Вклад Павлова в науку невозможно переоценить. Он свел в одну плоскость физиологию и психологию, его исследования высшей нервной деятельности дали толчок к развитию разных наук. Имя Ивана Петровича Павлова сейчас знакомо каждому образованному человеку. На этом изложение о жизни и работе ученого считаю возможным завершить, ведь краткая биография Павлова И.П. в достаточной мере освещена.

Приветствую всех неравнодушных к психологии читателей! Сегодня мы поговорим о выдающемся ученом, медике, который посвятил свою жизнь изучению рефлексов, внес огромный вклад в познание человеческой нервной системы, хоть и работал с собаками. Павлов Иван Петрович не зря считается представителем крупнейшей современной школы физиологии.

Жизнь и научная деятельность

Иван Павлов является уроженцем города Рязани.

До 21 года занимался богословием, планировал продолжить карьеру отца (приходского священника), но резко поменял направление деятельности, пошел учиться в Санкт-Петербургский университет, где начал изучать физиологию, химию.

Если бы не этот поворот в судьбе замечательного ученого, мы бы не смогли познакомиться с его теорией безусловных и условных рефлексов, а темпераменты продолжали бы различать по преобладающей в организме жидкости, как завещал Гиппократ.

Интересы молодого ученого сложились под влиянием выдающихся специалистов: Карла Людвига и Рудольфа Гейденгайна.

Он серьезно интересовался проблемами артериального давления, а когда ему исполнился 41 год стал настоящим профессором Императорской медицинской академии.

Эти стены дали ему возможность заниматься связью пищеварения и слюноотделения, а также проводить эксперименты на собаках. К слову, Павлов был замечательным хирургом, что помогало ему в постановке опытов.

Именно в ходе исследований, где подопытными были собаки, Иван Петрович пришел к теории условного рефлекса, а к 1930 году смог перенести свои знания на людей, страдающих от психоза. Важно понимать, что он подразумевал под условным рефлексом.

Это реакция организма, которая возникает на раздражитель в результате их многократного совпадения. Почему это открытие стало таким знаменательным, а само понятие «условный рефлекс» – венцом научной деятельности Павлова? Да потому, что процесс научения стал управляем и научно обоснован.

А впоследствии его идеи стали основой для развития поведенческой психологии (или бихевиоризма).

Ученый жил в непростое время, его отношения с советской властью складывались весьма неровно.

После посещения Америки (1923 год) он усилил критику коммунистического режима, начал открыто выступать против насилия, произвола власти.

Когда в 1924 году из его академии исключили всех студентов, которые имели отцов-священников, он и сам демонстративно покинул свой пост профессора. Умер Павлов в Ленинграде в 1936 году.

Теория условного рефлекса

Основным трудом Павлова стало формирование условных рефлексов с помощью ассоциаций. На самом деле все гениально просто. Сами можете в этом убедиться. Когда раздается неожиданный резкий звук, человек непроизвольно вздрагивает. Это его безусловный рефлекс (автоматический, врожденный) на безусловный раздражитель.

Если же мы многократно столкнемся с ситуацией, когда подобный резкий звук возникает после сильного удара кулаком по столу, то вполне логично, что мы свяжем звук (безусловный раздражитель) с движением кулака (уже условный раздражитель), начнем вздрагивать еще до того, как кулак опустился на стол.

Эта новая реакция организма и будет называться условным рефлексом.

Опыт с собаками

Первоначально ученый занимался исследованием пищеварительной функции собак. Но наблюдая за тем, как работают слюнные железы животных, обнаружил интересный факт. Слюна у собак выделяется при виде съедобного продукта. И это безусловный рефлекс.

Но слюнообразование собак Павлова начиналось уже тогда, когда входил ассистент в белом халате, несущей еду для опытов. Исследователь справедливо отметил, что причиной рефлекса стал не запах еды, а появление белого халата (условный раздражитель).

Он также успешно доказал это проведенными экспериментами.

Роль для науки

Конечно, Павлов прославился своими опытами с собаками, которые оценили и признали еще при его жизни. Замечательно, что он был удостоен почетным званием «старейшины физиологов мира», а это огромная честь для ученого.

Специалисты также ценят его огромный вклад в понимание работы нервной системы человека (ведь понятия «сильная нервная система» и «слабая нервная система» тоже его достижение).

Именно открытия исследователя позволили найти новые способы лечения тревожных расстройств (фобий, панических атак).

Иван павлов годы жизни. Основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию

Основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию. И.П

Иван Петрович Павлов (14.09.1849 – 27.02.1936) – самый известный российский физиолог, основоположник учения о высшей нервной деятельности, академик Академии Наук СССР, лауреат Нобелевской премии по медицине.

Детство будущего ученого

Петр Дмитриевич Павлов, отец будущего Нобелевского лауреата, был простым выходцем из крестьянской семьи. Служил священником в одном из приходов Рязанской губернии. Варвара Ивановна, его жена, также была родом из семьи священника. В этой небогатой, но набожной семье и появился маленький Ванечка.

Он был первым ребенком в семье (всего Варвара Ивановна родит 10 детей). Ваня рос здоровым ребенком. Играл с младшими сестрами и братьями, помогал отцу в хозяйстве.

Примерно в восемь лет Ванечка стал учиться грамоте и с опозданием, вызванным травмой, поступил в школу.

В 1864-ом году он успешно окончил Рязанское духовное училище и был сразу же принят в духовную семинарию. Здесь он показал себя очень работоспособным учеником, став одним из лучших в своем классе. Он даже давал частные уроки, получив репутацию хорошего репетитора. Во время своего обучения, Павлов впервые познакомился с научным трудом М.

Сеченова «Рефлексы головного мозга». Во многом именно эта новая заинтересованность, в бурно развивающейся в то время науке, заставила его отказаться от продолжения духовной карьеры.

Учеба в университете

В 1870-ом году Иван Петрович переехал в Санкт-Петербург. Его единственной целью было поступление на естественное отделение физико-математического факультета университета. Но в силу слабой подготовки, которую ему давали в семинарии, будущему исследователю пришлось поступить на юридический факультет.

Однако, спустя всего 17 дней после зачисления, молодого студента по решению самого ректора перевели на физико-математический факультет.

С самого начала обучения Иван Петрович привлек внимание преподавательского состава свои живым и пытливым умом.

На втором курсе ему была назначена обычная стипендия, а на третьем – императорская. В то время на факультете, на котором обучался Павлов, преподавали такие выдающиеся ученые, как Менделеев и Бутлер.

Одной из первых научных работ молодого студента было исследование по физиологии нервов поджелудочной железы, проведенное совместно с Афанасьевым. За это исследование он получил золотую медаль совета университета.

Начало научной деятельности

В 1875-ом году Павлов окончил университет и получил степень кандидата естественных наук. Павлову было уже 26 лет. И.Ф. Цион предложил ему работу в качестве своего ассистента в Медико-хирургической академии. Спустя некоторое время, он стал ассистентом К.Н.

Устимовича, который заведовал в то время кафедрой физиологии на ветеринарном отделении все той же Медико-хирургической академии. Одновременно с этим Иван Петрович продолжал обучение на медицинском отделении. В это время он опубликовал несколько ценных работ по физиологии кровообращения.

В 1877-ом году, накопив небольшую сумму денег, Павлов побывал в Бреславле, где познакомился с работами известного физиолога Р. Гейденгайна.

Исследовательские работы молодого физиолога привлекли внимание широких научных кругов, вот почему в 1878-ом году он был приглашен С.П. Боткиным в его клинику.

Не отвлекаясь от своих научных исследований, Павлов получил столь желанный диплом врача в 1879-ом году.

Работа в области исследования нервной активности

Вскоре после этого Петр Иванович начал работать в небольшой лаборатории над тематикой, которая в то время называлась «нервизм». В 1883-ем году в рамках своих исследований он опубликовал монографию о центробежных нервах сердца, которая затем стала и темой его докторской диссертации. Блестящая защита этой работы была отмечена также и золотой медалью.

В 1884-ом году он отправился в Германию, где работал вместе с Р. Гейденгайном и К. Людвигом. Как затем отмечал в своей автобиографии сам ученый, его работа вместе с этими выдающимися физиологами многое ему дала в плане жизненного опыта и мировоззрения.

По возвращении на Родину, Павлов стал активно читать лекции в Военно-медицинской академии по тематике физиологии, а также стал часто печататься в российских и зарубежных журналах. За 12 лет работы в лаборатории клиники Боткина он стал видным физиологом, как в России, так и за рубежом.

Профессура и Нобелевская премия

В 1890-ом году, несмотря на многие препятствия, которые чинили ему некоторые представители медицинских кругов и чиновничьего аппарата, Иван Петрович занял должность профессора фармакологии в Военно-медицинской академии.

Именно здесь он провел свои самые главные научные исследования. Работы в области изучения физиологии пищеварительных желез принесли ему мировую известность. Его работы в области исследования условных рефлексов очень быстро стали настоящим прорывом в медицине.

В 1904 году была основана Нобелевская премия в области медицины, и ее первым лауреатом стал именно Павлов.

В 1901-ом он стал членом-корреспондентом, а в 1907-ом действительным членом академии наук.

Научное признание за рубежом вылилось в то, что он стал почетным членом сразу нескольких иностранных академий наук.

Революция и жизнь в новой стране

Февральскую революцию Иван Петрович встретил настороженно, считая, ее несвоевременной в условиях продолжающейся войны. Также он встретил и революцию Октябрьскую. Отношения с большевиками носили весьма натянутый характер.

Однако Павлов не собирался покидать Родину, а правительство старалось делать все возможное, чтобы удержать ученого от эмиграции.

Ученый возражал против многих реформ правительства, в том числе он считал ошибочной отмену докторских диссертаций, а также считал нецелесообразным создание институтских кафедр, на которых не проводятся никакие исследования.

Кроме того, после событий 1928-1929 годов, связанных с выборами в Академию наук, когда государство стало напрямую указывать тех, кто должен войти в ее состав, Павлов перестал посещать заседания Академии и никогда больше в ней не появлялся.

До конца своих дней он вступал в активную оппозицию к государству по всем вопросам, которые касались науки. Он не стеснялся выражать свое недовольство, и открыто указывал на допущенные промахи и ошибки.

В 1936-ом, когда ученому было уже 87 лет, Иван Петрович простудился и заболел воспалением легких. Организм, уже ослабленный несколькими перенесенными до этого пневмониями, не выдержал и все усилия врачей спасти Павлова оказались тщетными.

Академик Иван Петрович Павлов — советский физиолог, создатель материалистического учения о и современных представлений о процессе пищеварения.

Из русских ученых он первым был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. за многолетний труд по исследованию механизмов пищеварения. И. П.

Павлов изучил характер главных пищеварительных желёз при переваривании различных видов пищи и участие в регуляции пищеварительного процесса, заново создав физиологию пищеварения.

Для этого ему пришлось разработать целую серию остроумных операций, позволивших, не нарушая пищеварительных процессов, увидеть, что происходит в пищеварительных , скрытых в глубине тела.

И. П. Павлов внес важный вклад во многие разделы физиологии, в том числе в , исследовав особенности рефлекторной регуляции и саморегуляции кровообращения. его заслуга — изучение функций больших полушарий головного мозга, создание учения о .

В процессе этих исследований Павлов открыл особый тип , образующихся у животных в индивидуальной . Впоследствии их назвали условными .

С одной стороны, условные представляют собой физиологические реакции и могут быть изучены физиологическими методами, а с другой — элементарное психическое явление.

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Павлов. Он был избран членом академий наук 22 стран и почетным членом 28 научных учреждений.

После Великой Октябрьской социалистической революции Совет Народных Комиссаров издал специальный декрет, подписанный В. И.

Лениным, о создании условий для обеспечения научной деятельности ученого как совершенно исключительной, имеющей огромное значение.

В Ленинграде был организован Физиологический институт, а в селе Колтуши — биостанция, получившая известность как «столица условных рефлексов».

Выдающийся ученый воспитал огромную армию учеников и последователей. От лица физиологов нашей планеты, собравшихся в 1935 г. в Ленинграде на Всемирный конгресс, Павлову был присвоен титул «старейшины физиологов мира». В том же году, обращаясь к молодежи, Иван Петрович писал: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни». Вся его — подтверждение этих слов.

И. П. Павлова помнят не только как великого ученого, но и как борца за мир во всем мире.

Делегаты конгресса из 37 стран стоя аплодировали ему, когда он, открывая заседание, обратился к полутора тысячам слушателей со страстным призывом заклеймить войну как самое позорное явление человеческой . «…

Я счастлив, — сказал ученый, — я счастлив, что правительство моей великой Родины, борясь за мир, впервые в истории провозгласило: «Ни пяди чужой земли…»

Все творчество Павлова было проникнуто горячей любовью к Родине. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке».

Приветствую всех неравнодушных к психологии читателей! Сегодня мы поговорим о выдающемся ученом, медике, который посвятил свою жизнь изучению рефлексов, внес огромный вклад в познание человеческой нервной системы, хоть и работал с собаками. Павлов Иван Петрович не зря считается представителем крупнейшей современной школы физиологии.

И п павлов что сделал. основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию

Основные достижения, вклад ивана петровича павлова в общую психологию. И.П

Иван Петрович Павлов – один из самых известных в мире физиологов, затмивший своих учителей, смелый экспериментатор, первый российский лауреат Нобелевской премии, возможный прототип булгаковского профессора Преображенского.

Поразительно, но на родине о его личности знают довольно мало. Мы изучили биографию этого выдающегося человека и расскажем вам несколько фактов о его жизни и наследии.

1

Иван Павлов родился в семье рязанского священника. После духовного училища он поступил в семинарию, но, вопреки желаниям отца, священнослужителем не стал. В 1870 Павлов наткнулся на книгу Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга», заинтересовался физиологией и поступил в Петербургский университет. Специальностью Павлова стала физиология животных.

2

На первом курсе преподавателем неорганической химии Павлова был Дмитрий Менделеев, который за год до этого опубликовал свою периодическую таблицу. А младший брат Павлова работал у Менделеева ассистентом.

3

Любимым учителем Павлова был Илья Цион, одна из самых противоречивых личностей своего времени. Павлов писал о нём: «Мы были прямо поражены его мастерски простым изложением самых сложных физиологических вопросов и его поистине артистической способностью ставить опыты. Такой учитель не забывается всю жизнь».

Цион раздражал многих коллег и студентов своей принципиальностью и неподкупностью, был вивисектором, антидарвинистом, ссорился с Сеченовым и Тургеневым.

Однажды на художественной выставке он подрался с художником Василием Верещагиным (Верещагин ударил его шляпой по носу, а Цион утверждал, что подсвечником). Есть мнение, что Цион был одним из составителей «Протокола сионских мудрецов».

4

Павлов был непримиримым противником коммунизма. «Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было», – писал он Молотову в 1934.

Когда начались чистки среди интеллигенции, Павлов в ярости написал Сталину: «Сегодня мне стыдно, что я русский». Но даже за такие заявления учёного не трогали.

Его защищал Николай Бухарин, а Молотов пересылал Сталину письма с подписью: «Сегодня СНК получил новое чепуховое письмо академика Павлова».

Учёный же кары не боялся. «Революция меня застала почти в 70 лет. А в меня засело как-то твердое убеждение, что срок деятельной человеческой жизни именно 70 лет. И поэтому я смело и открыто критиковал революцию. Я говорил себе: „Черт с ними! Пусть расстреляют. Все равно жизнь кончена, я сделаю то, что требовало от меня мое достоинство“».

5

Детей Павлова звали Владимир, Вера, Виктор и Всеволод. Единственным ребёнком, чьё имя начиналось не на В, был Мирчик Павлов, умерший во младенчестве. Недолгую жизнь прожил и младший, Всеволод: он умер за год до отца.

6

В деревню Колтуши, где жил Павлов, заглядывали многие именитые гости.

В 1934 у Павлова гостили нобелевский лауреат Нильс Бор с супругой и фантаст Герберт Уэллс с сыном, зоологом Джорджем Филипом Уэллсом.

За несколько лет до этого Герберт Уэллс написал для The New York Times статью о Павлове, которая способствовала популярности русского учёного на Западе. Прочитав эту статью, молодой литературовед Беррес Фредерик Скиннер решил сменить деятельность и стал психологом-бихевиористом. В 1972 Скиннер был назван самым выдающимся психологом XX века по версии Американской психологической ассоциации.

7

Павлов был страстным коллекционером.

Сперва он собирал бабочек: выращивал, ловил, выпрашивал у путешествующих друзей (жемчужиной коллекции была ярко-синяя, с металлическим блеском, бабочка с Мадагаскара).

Затем заинтересовался марками: сиамский принц однажды подарил ему марки своего государства. На каждый день рождения кого-либо из членов семьи Павлов дарил ему очередное собрание сочинений.

У Павлова была коллекция живописи, начавшаяся с портрета сына, который выполнил Николай Ярошенко.

Страсть к коллекционированию Павлов объяснял рефлексом цели. «Жизнь только того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

8

Любимой картиной Павлова были «Три богатыря» Васнецова: физиолог видел в Илье, Добрыне и Алёше образы трёх темпераментов.

9

На обратной стороне Луны рядом с кратером Жюля Верна находится кратер Павлова. А между орбитами Марса и Юпитера кружится астероид (1007) Павловия, тоже названный в честь физиолога.

10

Павлов получил Нобелевскую премию за цикл работ по физиологии пищеварительного тракта в 1904 году, спустя восемь лет после смерти её основателя. Но в нобелевской речи лауреат рассказал, что их пути уже пересекались.

Десятью годами раньше Нобель отправил Павлову и его коллеге Марцеллию Ненцкому крупную сумму на поддержку их лабораторий.

«Альфред Нобель проявил живой интерес к физиологическим экспериментам и предложил нам от себя несколько очень поучительных проектов опытов, которые затрагивали высочайшие задачи физиологии, вопрос о постарении и умирании организмов». Таким образом, можно считать, что он получил Нобелевскую премию дважды.

Вот такая личность скрывалась за громким именем и строгой белой бородой академика.

В оформлении статьи использован кадр из кинофильма «Собачье сердце».

Приветствую всех неравнодушных к психологии читателей! Сегодня мы поговорим о выдающемся ученом, медике, который посвятил свою жизнь изучению рефлексов, внес огромный вклад в познание человеческой нервной системы, хоть и работал с собаками. Павлов Иван Петрович не зря считается представителем крупнейшей современной школы физиологии.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.