Обязательно изучать 2 иностранных языка. Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

Второй иностранный язык в школе в 2021-2021 году

Обязательно изучать 2 иностранных языка. Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

Второй иностранный в школах, лицеях и гимназиях России был введен в начале 2015-2021 учебного года. Поскольку решение Минобрзауки носило рекомендательный характер, каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение, что стало причиной недовольства многих родителей.

Некоторые школы, работающие в режиме реализации ФГОС в опережающем режиме, поставили второй язык в обязательную программу, не посоветовавшись с родителями. Но нашлись и те, кто остался недоволен тем, что их дети не получили возможности изучать дополнительный язык бесплатно в рамках основной программы обучения.

Что дальше? Какой язык будут изучать школьники в 2021-2021 учебном году как второй иностранный и можно ли будет отказаться от такой нагрузки в школе, где профильными являются не гуманитарные предметы? Давайте разбираться.

Обязательный второй иностранный или нет?

Хотя речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, термины введения этой нормы постоянно отодвигались, вплоть до грядущего 2021-2021 года. Хотя идея на первый взгляд казалась вполне выполнимой, ее реализация столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:

  1. отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
  2. нехватка педагогических кадров;
  3. неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Именно поэтому в 2021-2021 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Более того, каждая школа получила возможность самостоятельно выбрать язык, который будут изучать старшеклассники исходя из желания детей и родителей или наличия соответствующего квалифицированного специалиста.

Таким образом, сегодня второй иностранный является обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но, уже в 2021-2021 учебном году все может измениться.

Выбор второго языка

В большинстве случаев, решение о том, каким будет второй иностранный, принимается администрацией учебного заведения. На сегодняшний день в разных школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:

  • немецкий;
  • французский;
  • испанский;
  • китайский.

Благодаря проекту «Немецкий – первый второй иностранный», многие школы отдали предпочтение именно языку Гете.

С какого класса могут ввести два иностранных?

Не стоит пугаться, что первоклассников заставят одновременно знакомиться с несколькими языками. Изучение иностранного будет поэтапным. С 1-го класса дети будут изучать основной язык (для большинства это будет английский), а уже с 5-го в программе появится второй предмет. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Таким образом, если в новом учебном году второй иностранный станет обязательным для всех школ, независимо от профиля, то переживать стоит только ученикам «стартовых классов».

К примеру, если стандартная программа рассчитана на изучение предмета с 5 по 11 класс, вводить его можно только для 5-тиклассников! Ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее).

При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион сможет сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Так, для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых школ из глубинки, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме русский и английский, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.

Мнение министра образования

27.09.2021 года в рамках интервью для телеканала RT Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» – пояснила глава Минобрнауки.

Естественно, что такое заявление не могло не вызвать массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьной программе уже к 2021 году.

Что ожидать ученикам и родителям? На сегодняшний момент нет официальных документов, говорящих о грядущей отмене нововведения, дискуссия о целесообразности которого не смолкает уже много лет.

Наиболее очевидной является перспектива предоставления учебным заведениям права вводить или не вводить для своих учащихся второй иностранный.

Но, кто и как должен принимать это решение? Администрация школы или родители? На эти вопросы еще предстоит найти ответы.

Зарубежная практика

Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни.

В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.

В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2021 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.

Как выбрать второй иностранный язык для школьника

Обязательно изучать 2 иностранных языка. Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

К 2021 году российские школы должны перейти на обязательное изучение второго иностранного языка с пятого класса. Это вызывает справедливое беспокойство родителей — нагрузки на школьников обязательно возрастут. Но у такого решения есть и преимущества.

О том, как будет вводиться второй иностранный язык, зачем он нужен школьникам и как не ошибиться с выбором языка, рассказывает доктор филологических наук, германист, член авторского коллектива учебников по немецкому языку издательства «Просвещение» Олег Радченко.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Нужен ли второй иностранный язык в школе

С переходом на обязательный второй иностранный язык мы уходим от моноязычной модели, которая у нас до сих пор превалирует в российской школе. Для всей системы образования России это большая проблема: мы свидетели «гибели» тех языков, которые традиционно преподавались в нашей стране.

В частности, в России всегда были сильная лингводидактическая школа немецкого языка и серьёзная германистика. Это грозит рухнуть, потому что с конца 1970-х годов немецкий постепенно теряет свои позиции как основного школьного языка. За последние десять лет количество классов с немецким как первым языком уменьшилось в два раза.

Та же тенденция прослеживается и в отношении французского и испанского языков.

9 -каналов для изучения иностранных языков

Для школы и для учеников введение второго иностранного языка — это явный плюс, так как мы усиливаем гуманитаризацию школьного образования.

Что касается готовности школ, то я не вижу здесь особых проблем: сегодня на рынке есть несколько хороших готовых линеек учебников по немецкому языку в качестве второго.

Готовы и учителя: для них это спасение, ведь в некоторых регионах мы сегодня наблюдаем процесс переучивания учителей немецкого языка на учителей английского. Здесь сразу возникает проблема качества, так как мало кто из них когда-либо преподавал этот язык в необходимом объёме.

Больше всего препятствуют внедрению второго иностранного сами родители: они боятся увеличения нагрузки на ребёнка

И правда, изучение иностранного языка требует определённых талантов, способностей, требований.

В нашей стране нет такой диверсификации школ, как, например, в Германии, где с пятого или шестого класса ребёнка направляют в ту школу, которая по профилю ближе к его будущей профессиональной деятельности.

Например, школьник может выбрать гимназию, где у него в программе обучения сразу несколько иностранных языков. Или он может идти в реальную школу, где превалируют точные науки.

Изменения коснутся в основном учебников. Здесь речь пойдёт об изменении материала, определённых требованиях к его отбору, к тестированию. Нужно будет больше подстраиваться под ЕГЭ. Такая реорганизация учебного материала происходит уже сейчас.

В линейке «Вундеркинды» издательства «Просвещение», в которой вышли учебники с пятого по девятый класс, уже проводится ревизия материала. Вводятся новые разделы, связанные с тестированием, вводятся новые типы упражнений.

И, хотя этот учебник предназначен для немецкого как первого иностранного, опыт успешного использования таких линеек в преподавании второго языка уже есть.

Есть ли интерес к изучению немецкого языка как второго иностранного в школах

Пока роста интереса к немецкому не наблюдается. Немецкий — объективно сложный язык. Если сравнивать грамматику английского и немецкого, то достаточно вспомнить, что в немецком языке как минимум пять типов образования множественного числа имён существительных.

А также порядка 170 глаголов нестандартного типа, три типа склонения имён прилагательных и так далее. Усилий, необходимых для его изучения, нужно прикладывать значительно больше, чем для других языков.

И хотя немецкий и английский языки относятся к одной семье, это не имеет абсолютно никакого значения. Если кто-то успешно учит английский, то совсем не факт, что он сделает успехи в немецком языке.

Гораздо легче тем, например, кто учит английский как основной и французский как второй иностранный — в силу исторических условий формирования этих языков.

Сегодня, когда закладываются требования к ЕГЭ, постулируется, что они должны быть одинаковыми для любого языка. Получается, что одни и те же темы, которые вы опрашиваете в устной части ЕГЭ, на разных языках будут серьёзно отличаться по грамматической и лексической сложности.

Когда я возглавлял группу разработчиков ЕГЭ, то выступал за изменение требований по ЕГЭ для разных языков. Необходимо в первую очередь облегчить требования по ЕГЭ, связанные с немецким языком.

Нужен дифференцированный подход, иначе цифра 1800 сдававших ЕГЭ в этом году стремительно приблизится к нулю в ближайшие пять лет.

Как выбирать второй иностранный язык

При выборе иностранного языка главным критерием должны быть перспективы самого ребёнка — то, чем он будет заниматься в жизни. И плюс перспективность самого языка в стране. Что касается первого, конечно, ни один родитель в пятом классе не может предсказать, чем будет заниматься его ребёнок после школы. Тем не менее на уровне пятого класса интересы ребёнка более и менее просматриваются.

В принципе, выбирая язык, надо исходить из того, что если ребёнок более нацелен на музыку и на предметы эстетического цикла, то имеет смысл выбирать итальянский или французский языки.

Если ребёнок ориентирован на международную карьеру, ему подойдёт американский вариант английского языка или испанский

Если он собирается работать в России переводчиком или специалистом по межкультурной коммуникации в фирмах, связанных с Германией (а таких фирм в России много), то необходимо выбирать немецкий язык. Это очень широкий и мало кем осваиваемый путь.

С одной стороны, очень много возможностей для его использования в экономике, с другой стороны — есть масса программ, которые финансирует немецкое правительство для тех, кто изучает немецкий язык. Программы Гёте-Института, стипендии фонда имени Александра фон Гумбольдта, DAAD и масса других.

Ни одна другая страна не вкладывает столько средств в поддержку изучения своего языка.

Московские школы, где есть кружки и победы в олимпиадах по немецкому языку

В то же время я бы не советовал родителям приписывать ребёнку собственные желания. Даже если родителям очень нравятся китайский или японский языки, и они уверены, что за этими языками будущее, всё-таки им стоит посмотреть внимательно на то, какие у ребёнка склонности.

Стоит ли беспокоиться об увеличении нагрузки с введением второго иностранного языка

Это правильное, обоснованное беспокойство. Любой новый предмет в школьной сетке означает увеличение нагрузки. Но есть выходы.

Если языки родственные, то их преподавание может быть связано, может опираться на учебники контрастивного типа, в которых преподавание второго иностранного языка поддерживается сведениями о первом.

Но всегда нужно внимательно продумать: для чего изучать тот или иной язык. Без этого не будет достаточной мотивации.

Каким должен быть хороший учебник немецкого языка

Хорошие учебники немецкого языка должны отвечать как минимум двум критериям. Во-первых, они должны быть аутентичными. Одним из авторов такого учебника должен быть носитель языка. Не просто редактором, который просматривает рукопись на предмет ошибок, а именно автором, составителем текстов и диалогов.

Во-вторых, хороший учебник немецкого языка должен быть ориентирован не на туристическую составляющую, как это чаще всего бывает, а на культуру. Показывать во всём многообразии специфику страны и менталитет народов, живущих в ней. Например, мы редко можем найти в учебниках немецкого языка что-то, связанное с религией, а в Германии эта тема очень важна.

Важный момент также заключается в том, что хороший учебник должен быть написан в России

Есть много отличных, качественных учебников, изданных в немецкоязычных странах, в которых применяются самые передовые образовательные технологии. Но слишком часто они страдают существенными изъянами.

Бывают бедны, к примеру, с точки зрения фонетических упражнений и количества грамматических заданий. Наша же методическая школа обладает в этом отношении огромными преимуществами, накопленными за десятилетия преподавания немецкого языка в школе.

Объединить их с требованиями сегодняшнего дня — задача будущего автора нового учебника по немецкому языку.

Как учить английский язык по любимым песням

8 причин начать учить языки с немецкого

Где удобнее всего бесплатно учить языки

Второй иностранный язык в школе в 2021-2021 году

Обязательно изучать 2 иностранных языка. Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

С 2021 года второй иностранный язык является обязательной дисциплиной, но, несмотря на проведение образовательной реформы, инициативу пока не удалось реализовать полностью. Многие школы еще не присоединились к программе внедрения второго иностранного языка по причине отсутствия квалифицированных учителей.

Последние несколько лет руководство учебных заведений самостоятельно решало, стоит ли добавлять в школьную программу новую дисциплину или нет. Подобная практика сохраняется и сегодня, и, скорее всего, даже к 2021-2021 году не все школы присоединятся к программе. Все же, если сравнивать с прошлыми годами, ситуация улучшается, хоть и не стремительными темпами.

Ждать ли изменений?

Главными противниками нововведений являются родители учащихся. Они опасаются того, что дополнительная дисциплина увеличит нагрузку, соответственно, изучение не будет эффективным.

Минобразования успокоило родителей тем, что обучение иностранным языкам будет происходить поэтапно: английский – с 1 класса, а испанский, французский, немецкий или китайский – с 5 класса, причем в неделю будет всего два урока.

Дополнительный предмет требуется освоить лишь на базовом уровне. Это означает следующее:

  • важно освоить основные правила речи и грамматические нормы;
  • необходимо приобщиться к культурным ценностям и традициям страны;
  • ученики должны уметь излагать свои мысли как устно, так и письменно, а также находить нужную информацию в иностранных масс медиа.

Поскольку данная программа рассчитана на 5 лет, нововведения не затронут тех школьников, которые перешли в 6 класс.

В 2021-2021 году изменения коснутся первоклассников: они будут изучать английский, а с 5 класса – второй язык из категории обязательных. Изменений стоит ждать в следующие годы и пятиклассникам.

Реформа обойдет стороной тех учеников, которые перейдут в 7 класс. А кто в 2021 году идет в 6 класс, уже попал под действие новой программы.

Введение в учебный план новых языковых стандартов затрудняется из-за отсутствия «свободных окон» в расписании.

Если взять за основу пятидневное обучение, то занятость учеников 5-9 классов не должна превышать 33 учебных часа. При насыщенной программе найти лишние учебные часы проблематично.

Сложная ситуация наблюдается в регионах, где кроме русского изучают еще и родной язык, а также несколько иностранных.

В чем преимущества второго языка?

С тех пор как в школах ввели дополнительный иностранный язык, ситуация во многих сферах, в том числе социальной и профессиональной, существенно изменилась. Во-первых, увеличилось количество рабочих мест для учителей.

Во-вторых, была разработана учебная программа с новыми пособиями и методичками. Школьную программу корректировали таким образом, чтобы ученики не испытывали дополнительную нагрузку.

Несмотря на некоторые минусы образовательной реформы, есть и преимущества:

  1. Чем больше языков знает человек, тем больше перед ним открывается возможностей. Можно найти работу за рубежом, а если он решит отправиться в путешествие, проще будет задать вопрос и в целом общаться.
  2. Знанием английского сегодня никого не удивишь, данное явление можно сравнивать с правилом хорошего тона. Работодатели уже начинают активно искать специалистов, которые знают несколько иностранных языков.
  3. Ученые доказали, что изучение нового языка положительно влияет на психику человека, а также повышает его самооценку.
  4. У школьников, которые отказались от старой «двуязычной программы», лучше память. Кроме того, они более усидчивые и стали мыслить обширней, что в свою очередь должно положительно сказаться на изучении других дисциплин.

По мнению лингвистов, усвоение второго и последующего языков дается намного проще, чем первого, даже если они относятся к разным группам и вообще не имеют ничего схожего друг с другом.

Какому языку стоит отдать предпочтение?

Если изучить статистические данные, то в России наибольшей популярностью среди иностранных языков пользуется английский.

Поскольку он преподается практически во всех школах, любой человек может сказать на нем как минимум несколько простых фраз или выражений.

Что касается других дисциплин, то многие родители не знают, какому второму языку отдать предпочтение. Если исходить из критерия популярности, то второе место занимает немецкий.

Минобразования совместно с Институтом им. Гете начали разрабатывать новые школьные программы, целью которых является мотивация для изучения немецкого.

Следующий в рейтинге – французский, причем число школьников (или родителей?), которые выбрали данный предмет, с каждым годом растет. Еще одна популярная дисциплина – это испанский.

Хотя его выбирают всего 3% учеников, прогнозируется, что со временем он «перепрыгнет» немецкий.

На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что в школах просто не хватает педагогов, которые могли бы преподать ту или иную дисциплину.

Второй иностранный язык в школе. Когда ждать?

Обязательно изучать 2 иностранных языка. Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

Однако тут же появляются и опровержения, что, наоборот, второй язык не добавят, а исключат из программы. Какой информации верить, каких изменений ждать в новом учебном году – разбираемся вместе.

Карл I Великий: «Владеть вторым языком, значит владеть второй душой»

Появление второго языка в программе обучения – не новость. Учебные заведения с гуманитарным уклоном уже давно практикуют изучение нескольких языков. Разница лишь в том, что о таком положении вещей заранее знают и ученики, и учителя.

Также, три года назад, когда Министерство образования расширило практику изучения иностранных языков, большинство элитных гимназий и лицеев с радостью подхватило эту инициативу. Однако тогда “решение о языках” носило исключительно рекомендательный характер и оставляло право выбора за каждым учебным заведением.

Как и у всякого новшества, на введение в программу второго языка отреагировали по-разному. Одни родители обрадовались изучению дополнительного языка, другие же посчитали, что детей слишком перегружают.

Среди недовольных также были, например, родители учеников, обучающихся в классах с математическим уклоном – мол, дополнительный язык отвлекает и в некоторой степени рушит саму идею специализированных классов.

Стоит учитывать, что добавить ни с того ни с сего занятия в расписания учащихся нельзя.

Существуют нормы загруженности учеников (23 учебных часа в неделю при пятидневке/26 часов в неделю при шестидневном обучении), и втиснуть предмет в расписание, не нарушив их или не “пожертвовав” другим предметом, невозможно.

Если же мы говорим о классах с ориентированностью на определенный предмет, то подобная потеря профильного предмета ведёт к уничтожению сути углублённого изучения.

Ещё одной проблемой в данном вопросе стала очевидная нехватка преподавателей. Не во всех школах есть учителя английского языка с должной квалификацией, а уж преподавателей других иностранных языков найти ещё сложнее. В данном случае туго придётся небольшим городам. Ведь если внедрение второго языка “пройдёт” по всем учебным учреждениям, то новшество затронет все “города и веси”.

Введение второго языка

На данный момент Министерство образования и науки РФ отложило переход “двуязычной” программы на 2021/2021 учебный год.

В 2021/2021 учебном году введение второго языка стало обязательным для образовательных учреждений и классов с соответствующим филологическим уклоном.

Данный вопрос руководство школы обсуждают вместе с родителями, причём рекомендовано вводить язык согласно интересам учеников, выяснив общее мнение посредством опроса.

Новая программа затронет учеников только младше шестого класса. Школьники, которые на момент введения второго языка переведутся в 6-й класс, будут учиться по прежней одноязычной системе.

Для младших классов действует следующий принцип: в первом классе школьники изучают один иностранный язык, второй же появится в пятом классе.

Такое распределение поможет неплохо освоить первый иностранный и, пользуясь почерпнутыми от него знаниями, начать изучать второй.

Более того, несмотря на все рассуждения и распоряжения ситуация по обязательному введению двух языков так и осталась туманной.

Например, недавно министр образования Российской Федерации Ольга Васильева говорила о том, что повсеместное введение второго языка в школах нежелательно. Показатели даже по русскому языку оставляют желать лучшего, что уж говорить о нескольких дополнительных иностранных.

Таким образом, на данный момент решение вопросов о преподаваемых предметах ложится на плечи руководства школы, педагогов и родителей учеников.

А что учителя?

А как относятся к предполагаемому нововведению педагоги? Среди отмеченных положительных сторон особо выделяется перспектива больших возможностей (благодаря изучению нескольких языков) для самих школьников.

Новые языки – это возможность не просто посещать другие страны и чувствовать там себя свободно, но и возможность учиться и работать за рубежом. Особым плюсом является бесплатное обучение в странах Европы, если преподавание проходит на государственном языке. Это превосходный мотиватор для изучения немецкого, французского, испанского и других языков.

Изучение менее популярных (в школьном преподавании) языков также приводит к отличному результату. Сочетание владения языками “английский + “экзотический” является весьма успешным, так как специалисты с таким “набором” пока ещё редкость.

Хотя уже на сегодняшний день более двух тысяч дальневосточных школьников изучают китайский язык (да и в столице России китайский преподаётся в 75 школах), ученики из Казани практикуют изучение турецкого, а татарские школьники сделали выбор в пользу арабского.

Также полезным представляется изучение второго языка для общей ситуации в отношении российской лингводидактической школы. Когда-то наша германистика была одной из сильнейших в мире, но на сегодняшний день она практически перестала существовать. Происходит это из-за того, что в школах основное внимание в изучении иностранного языка приходится на английский.

К тому же учебная практика во всём мире показывает, что изучение лишь одного иностранного языка не практикуется в развитых странах мира.

Во многих школах Европы изучают три языка: английский преподаётся обязательно, в средней школе добавляют второй язык, ну а в старших вводится ещё и третий иностранный.

В Украине с 2021 года ввели подобное новшество – теперь первоклассники будут изучать один иностранный язык, а с пятого класса школьников настигнет и второй дополнительный.

Для утешения запаниковавших родителей приведём несколько аргументов “за” изучение нескольких иностранных языков.

Например, давно доказано, что изучение любого “чужеродного” языка – это отличная задачка, тренирующая наш мозг.

Стимуляция памяти, расширение кругозора (ведь учить другой язык – это способ познать другой мир), “зарядка” для интеллекта в целом – всё это позволяет достичь изучение других языков.

Стоит также упомянуть, что второй язык изучается гораздо легче и быстрее, чем первый. Эмпирически доказано, что переводчики, делающие переводы с одного языка на другой (оба языка иностранные), не испытывают перегрузок, их мозг уже работает по-другому, позволяя мыслить иначе и оперативнее.

Минусы второго иностранного

Однако отметим и отрицательные стороны введения второго иностранного языка. Помимо логичного увеличения нагрузки (от которой и так уже горестно вздыхают школьники, а также их родители) для всех учеников существует такой момент, как индивидуальная склонность к определённого рода дисциплинам.

Например, если ребёнок претерпевает неудачи в гуманитарных науках, то второй иностранный для него – это дополнительные затраты, как умственные, так и материальные (в случае крайнего неуспеха с языком родителям придётся нанимать репетитора), лишнее время и стресс.

Снова поднимается вопрос об актуальности второго языка для учеников спецшкол, выбирающих себе негуманитарное образование.

Дополнительная нагрузка коснётся не только учеников, но и учителей. Стоит учитывать, что нехватка кадров обязательно отразится на качестве преподавания. Даже в крупных городах человек с достойным уровнем владения иностранным языком скорее согласится работать переводчиком, чем пойдёт в школу, где заработная плата в разы меньше. О сёлах и деревнях не приходится даже и говорить.

Ко всему прочему, ложкой дёгтя становятся и учебники по иностранному языку. Существует немало адаптированных учебников, по которым школьники могут готовиться даже к сдаче единого государственного экзамена.

Однако подобные книги, адаптированные либо нацеленные на сдачу ЕГЭ, не являются лучшим выбором для изучения языка. Давно признано, что лучше всего материал изложен в книгах зарубежных издательств. Тут и наступает замкнутый круг: для обучения лучше выбирать зарубежные книги, но по ним трудно готовиться к ЕГЭ.

Адаптированные же учебники позволят сдать экзамен, однако качество грамматики и разговорной речи при этом пострадает.

Отдельной проблемой станет введение второго иностранного языка в региональных учебных заведениях.

Там, где школьники уже изучают русский, свой национальный и английский языки, добавление ещё одного иностранного будет подобно такому “граниту науки”, об который можно сломать все зубы.

Многие учителя отмечают, что и на современном этапе с тремя языками многим детям сложно учиться. Высокие баллы получает немногочисленная группа учеников, поэтому говорить о внедрении дополнительного иностранного языка в регионах однозначно рано.

Итак, введения второго иностранного языка в 2021/2021 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях на обязательных условиях не будет. Поэтому нам остаётся лишь держать “руку на пульсе” тех новшеств, которые готовит нам Министерство образования и науки, и надеяться, что все предложенные инициативы ведут к лучшему.

Как организовать изучение второго иностранного языка по ФГОС

Обязательно изучать 2 иностранных языка. Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка.

Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники.

Учтите мнение родителей учеников. Для этого попросите классных руководителей провести опрос.

Обратите внимание, школа вправе отказать родителям ввести второй иностранный язык по их выбору. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

В каких классах ввести второй иностранный язык

Введите изучение второго иностранного языка в 5–9-х классах. Этого требует ФГОС ООО.

В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО).

В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия».

Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Изучение второго иностранного языка можно ввести с 6-го класса. ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 8–9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников.

В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Обучение учителей второму (третьему) иностранному языку

Как ввести второй иностранный язык

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (ЕКС работников образования). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик. Предложите учителям основного иностранного языка (например, английского) пройти обучение по программам повышения квалификации и преподавать другой язык (например, немецкий).

В лингвистической школе BUSINESS LINGUA SCHOOL педагоги могут без отрыва от работы пройти дистанционное обучение по программам:

В BUSINESS LINGUA SCHOOL Вы можете найти список программ и выбрать любой иностранный язык для изучения в удобной и современной форме по низкой стоимости!

Все программы являются интерактивными и направлены на развитие навыков аудирования, чтения и говорения на иностранном языке. Собственная уникальная методика и новейшие технологии обучения позволят вам начать разговаривать на иностранном языке уже после 3-го занятия!

Желающие могут посмотреть уроки по иностранным языкам на -канале школы (колледжа) Анны Муратовой, а также подписаться на бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ».

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2021/2021 учебного года в этот перечень входили учебники для 5–9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Внесите приказом изменения в основные образовательные программы:

  • в целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО;
  • в содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете;
  • в организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет. Второй иностранный язык должен входить в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Внимание: в реестре ПООП есть примерные рабочие программы: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов; «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (базовый уровень); «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10–11-х классов (углубленный уровень); «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5–9-х классов.

Сколько указать часов в учебном плане

Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОС по уровням образования.

Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО).

В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН школы).

Скачать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.

Скачать примерный недельный учебный план для 5–9-х классов со вторым иностранным языком.

Обратите внимание, для изучения второго иностранного языка можно разделить класс на группы.

Когда и как делить классы на учебные группы, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 10.1 СанПиН школы), учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

Выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9).

В помощь педагогам, школьникам и их родителям в Сибирской региональной школе (колледже) Анны Муратовой есть электронные уроки по всем предметам с 1 по 11 класс, уроки по иностранным языкам, дополнительному образованию, бесплатный электронный журнал «ЭлектроникУМ»,  тренажеры по ВПР, ОГЭ и ЕГЭ , курсы развивающих занятий.  Для школьников, студентов и педагогов предусмотрены международные дистанционные конкурсы и олимпиады.

Для всех желающих получить дистанционно без отрыва от работы или учебы среднее профессиональное образование в колледже Анны Муратовой открыт набор по 12 специальностям.

Изучайте 2 языка по цене одного! Сдвоенные программы для работников образовательных организаций

© Материал из Справочной системы «Образование»

Второй иностранный язык в школе в 2021-2021 году – Образование 2021

Обязательно изучать 2 иностранных языка. Минобрнауки объяснило, как будут выбирать второй иностранный язык в школах

Инновации, которые то и дело внедряются в образовательной сфере РФ, заставляют родителей, школьников и учителей с неослабевающим вниманием следить за действиями Министерства образования и науки. Особенно жаркие дискуссии вызвала новость, что совсем скоро в школах будут в обязательном порядке преподавать и изучать не один, а сразу два иностранных языка.

Конечно, такая практика далеко не нова. Учебные заведения, которые специализируются на гуманитарном профиле, а также престижные лицеи и гимназии давно включили в программы обучения второй язык. Но одно дело — позволить родителям сознательно выбрать школу с языковым уклоном, а другое – заставить учить несколько иностранных языков всех без исключения.

В сети мелькает информация, что уже с 2021 года все дети будут учить английский (причем он будет включен в программу первого и второго класса), а после перехода в среднюю школу детям нужно будет выбрать второй язык для изучения (или осваивать тот, который сможет предложить им конкретная школа). С другой стороны, на новостных порталах стали появляться сообщения, что второй язык не введут, а наоборот, отменят! Разобраться в действительном положении вещей не так-то просто. Давайте обсудим существующие «языковые» нюансы и попробуем понять, к чему нужно готовиться в новом учебном году.

Похоже, скоро детей могут нагрузить изучением второго иностранного языка

Инициативы Минобразования

В большинстве престижных лицеев и гимназий России (речь идет не о профильных, а об обычных учебных заведениях) второй иностранный язык был внедрен в программу еще 3 года назад, когда Минобразования расширило практику изучения иностранных языков. Решение главного образовательного ведомства носило рекомендательный характер: в документе подчеркнули право школьного руководства решать данный вопрос самостоятельно.

В некоторых школах дирекция сработала на опережение и ввела новый предмет в программу без раздумий, вызвав этим недовольство родителей.

В других школах решили посмотреть, как будет развиваться ситуация, и продолжили составлять расписание по-старому — что, впрочем, также не пришлось по душе многим папам и мамам.

Одни родители решили, что их чад перегружают сложной школьной программой, а другие пришли к выводу, что их детей обделяют, не позволяя им повысить степень конкурентоспособности и образованности.

К сожалению, удовлетворить запросы и требования абсолютно всех заинтересованных лиц не получится никогда.

Однако такие меры только подстегнули дискуссии о необходимости второго иностранного языка в тех школах, которые не специализируются на гуманитарных науках.

Отметим тот факт, что реализация внедрения второго иностранного в программу всех школ без исключения столкнулась с множеством проблемных вопросов. В их числе:

  • нехватка свободного времени у классов, которые профильно изучают другие предметы (физику, биологию, математику и т.д.). Нормы загрузки учеников четко прописывают занятость в виде 23 учебных часов в неделю при пятидневном обучении и 26 часов – при обучении на шестидневке. Если все уроки уже заняты, включить еще один предмет, на который нужно выделить хотя бы два урока в неделю, не получится;
  • недостаточное количество педагогов – далеко не все школы могут похвастать хорошим качеством преподавания даже базового английского. Что уже говорить о других, менее распространенных языках! Найти нового преподавателя в крупном городе не так уж сложно, но если Минобразования говорит о повсеместной практике изучения второго языка, то он должен быть внедрен и в районных, и даже сельских школах;
  • нежелание многих родителей и школьников получить дополнительную нагрузку.

В итоге было решено, что школы перейдут на программу с двумя языками только к 2021/2021 учебному году, а пока что она будет являться обязательной лишь для филологических учебных заведений и профильных классов.

В 2021/2021 году этот вопрос дирекция школ должна решать с родителями, причем Минобразования рекомендует внедрять в качестве дополнительного тот язык, который интересен школьникам, проведя предварительный опрос.

Также отметим, что программа по внедрению второго иностранного языка предусматривает поэтапную реализацию правительственных планов. Первый язык введут в перечень уроков для первоклашек, а второй язык настигнет школьников только в пятом классе.

Это позволит ученикам осваивать новый язык, опираясь на базовые особенности того, который они изучали на протяжении 3-4 лет.

Ученики, которые на момент внедрения новой нормы переведутся в шестой класс, продолжат учиться по старым стандартам (без второго языка).

Покупать учебники по второму иностранному языку еще рано: в 2021/2021 учебном году его не будут вводить на обязательных основаниях

Впрочем, не так давно Ольга Васильева, занимающая пост министра образования РФ, высказала мнение, что второй иностранный язык крайне нежелателен в качестве общефедеральной обязательной инновации.

Глава образовательного ведомства считает, что школьники не так уж хорошо знают даже русский язык. Министерство не может ввести в каждой школе сразу два иностранных, не оценив саму возможность их преподавания.

Более того – министр предложила сократить число уроков второго иностранного в непрофильных школах, где он уже введен, и использовать оставшиеся часы для изучения астрономии.

Вопрос о том, станут ли два иностранных языка обязательной мерой для всех школ РФ, так и остался открытым. Пока что принимать решение касательно преподавания дисциплин будут дирекции школ, их педагогический состав и родители школьников. По крайней мере, в течение ближайшего учебного года.

Плюсы и минусы второго иностранного языка

Безусловно, внедрение нового предмета (особенно если речь идет об иностранном языке) имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Методисты, педагоги и просто состоявшиеся профессионалы, работающие с иностранными компаниями, в числе основных плюсов отмечают следующее:

  • в последнее время в России отмечается резкий спад количества классов, в которых изучаются какие-либо иностранные языки, кроме английского. Опытные педагоги считают, что внедрение второго языка может спасти российскую лингводидактическую школу, особенно в части германистики. Раньше она была одной из самых сильных в мире, но в последнее время почти перестала существовать;
  • мировая практика показывает, что моноязычная образовательная модель практически не существует в развитых странах мира. Да и государства Центральной и Восточной Европы все больше склоняются к необходимости преподавания хотя бы двух языков, помимо родного. Во многих европейских школах, где английский изучается в обязательном порядке, к нему постепенно добавляют второй язык (для средней школы) и даже третий (в старших классах). Украинская образовательная модель также внедрила подобную инновацию, включив с 2021 года обязательное изучение основного иностранного языка с первого класса, а дополнительного — с пятого;
  • изучение второго иностранного языка существенно расширит будущие возможности даже тех школьников, которые специализируются на других науках. Существует огромное количество грантов, стипендий и программ, позволяющих поступать за рубеж. Кстати, если обучение в странах Европы происходит не на английском, а на государственном языке, то оно может быть бесплатным. Данный аргумент существенно повышает ценность изучения испанского, немецкого или французского языка, которые можно выбирать в некоторых российских школах. Не стоит забывать и о том, что многие регионы успешно практикуют изучение «экзотических» для России языков – больше 2 тысяч дальневосточных школьников изучают китайский, казанские ученики выбрали турецкий, а татарские старшеклассники – арабский. Специалисты со знанием таких языков в дополнение к английскому всегда востребованы;
  • изучение языков – это отличный инструмент для активизации работы мозга. Такая практика не только стимулирует память и интеллектуальную активность в целом, но и расширяет кругозор, способствуя максимальному использованию познавательной функции;
  • учить второй язык гораздо проще, чем первый, поэтому многие учителя и лингвисты полагают, что родители рано бьют тревогу. Данное мнение подтверждается и научными изысканиями — исследования показали, что даже переводчики-синхронисты, которые одновременно переводят с одного иностранного языка на другой, не испытывают при этом перегрузок. Главное – подобрать легкую, понятную и увлекательную методику преподавания.

Специалисты считают, что увеличение числа языковых дисциплин положительно скажется на будущем обучении школьников и откроет им путь за границу

Конечно, нужно остановиться и на минусах, которыми чревато внедрение еще одного предмета (тем более такого непростого, как иностранный язык):

  • новый предмет – это дополнительные уроки и нагрузка в виде домашних заданий. Большинство российских школьников уже и так жалуются, что им задают огромное число упражнений, задачек, рефератов, презентаций и докладов;
  • далеко не все имеют способности к языкам, а учить второй иностранный, если он будет обязательным, придется даже тем, кто решил посвятить себя информатике, физике, математике, химии или биологии. Если школьник плохо успевает по гуманитарным предметам, еще одна низкая оценка скажется на его аттестате не в лучшую сторону, подготовка к урокам будет занимать много времени, а ответственным родителям придется брать еще одного репетитора. В западноевропейских или американских школах система образования больше нацелена на способности учеников, которые с пятого или шестого класса переходят в специализированные школы;
  • важный момент, от которого напрямую зависит качество изучения иностранных языков – учебники. Министерство образования утверждает, что в России выпущено немало адаптированных учебников (в частности, по немецкому языку), которые дают возможность подготовиться даже к ЕГЭ. С другой стороны, адаптированные для русскоязычного ученика учебники считаются далеко не лучшими пособиями. Уже давно доказано, что качественные знания грамматики и разговорную речь лучше осваивать по зарубежным изданиям. А они, естественно, потребности ЕГЭ не отражают, что ведет к противоречию;
  • нехватка кадров может привести к тому, что нагрузка на учителей и учеников увеличится, а сам язык будет преподаваться «для галочки» преподавателем английского, который, например, когда-то учил в ВУЗе еще и испанский. Села и небольшие города не располагают квалифицированными кадрами, а соглашаться на зарплату сельского учителя человек, который в совершенстве владеет китайским или немецким, точно не будет, предпочитая гораздо больше зарабатывать переводчиком;
  • особая проблема возникает в региональных школах — например, а Татарстане или на Кавказе. Местные ученики осваивают русский, английский и национальный язык – следовательно, для них такая нагрузка будет просто непомерной. Некоторые учителя говорят, что сегодняшних учеников трудно обучить даже одному иностранному языку, особенно если речь идет о глубинке. ЕГЭ показывает, что высокие баллы по английскому, который учат все, получает лишь небольшой процент выпускников, поэтому говорить о втором иностранном слишком рано.

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.