Общая характеристика уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики
Уголовно-исполнительная политика
Одним из наиболее отчетливых и значимых критериев оценки эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности в государстве выступает то, насколько оперативно и адекватно проводится деятельность, связанная с выявлением, пресечением и расследованием противоправных деяний, а также с исполнением наказания, назначенного виновному лицу в качестве меры юридической ответственности.
При этом актуальность соответствующей деятельности многократно повышается применительно к исполнению наказаний за совершение наиболее общественно-опасных посягательств на охраняемые законом общесоциальные и индивидуальные блага и законные интересы.
Так, в большинстве современных государств вопросы исполнения уголовных наказаний регламентированы в рамках самостоятельной отрасли законодательства и права, которая, например, в Российской Федерации именуется уголовно-исполнительным правом.
Кроме того, с учетом обозначенной значимости соответствующей деятельности, реализация уголовно-правовых мер ответственности не может осуществляться стихийно, без учета научно-обоснованных предложений юридической и криминологической доктрины. В этой связи, в настоящее время целесообразно говорить о существовании самостоятельного направления – уголовно-исполнительной политики.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Определение 1
Уголовно-исполнительная политика – относительно обособленное направление деятельности государства, в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц, а также общественных организаций и граждан, в сфере исполнения уголовного наказания.
При этом следует обратить внимание на то, что содержание рассматриваемой политики составляет целый комплекс компонентов, основными из которых выступают: цели, принципы и стратегия применения уголовных наказаний, основные направления, методы и формы государственно-властной деятельности по обеспечению их исполнения, а также исправлению осужденных и достижению целей общей и частной превенции – то есть предупреждению совершения новых общественно-опасных деяний как лицами, уже подвергавшимися уголовному преследованию, так и всеми остальными.
Элементы уголовно-исполнительной политики наполняются необходимым содержанием, с одной стороны, с учетом достижений современной юридической и криминологической науки, а с другой – с учетом конкретно-исторических факторов, в числе которых можно выделить:- Уровень социально-экономического и политического развития общества;
- Уровень правовой культуры общества и господствующие социально-нравственные ценности;
- Показатели структуры и динамики преступности;
- международно-правых актов, в части обязательных требований о правах человека и стандартах обращения с осужденными;
- Деятельность соответствующих международных организаций, программными целями которых является развитие и координация вопросов исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.
Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации
Ключевым признаком уголовно-исполнительной политики выступает то, что это в первую очередь направление государственно-властной деятельности, в связи с чем, ее отличает особый круг субъектов формирования и развития, основными из которых, применительно к Российской Федерации признаются:
- Президент Российской Федерации, поскольку к сфере его профессиональной компетенции на конституционном уровне отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, а в силу нормы ч.3 ст. 80 Конституции РФ, политика в сфере борьбы с преступностью признается неотъемлемым компонентом внутренней политики РФ. Непосредственно формирование уголовно-исполнительной политики нашей страны в деятельности Президента проявляется в утверждении стратегических и тактических основ развития уголовно-исполнительной системы, принятии решений о реформировании отдельных компонентов УИС, и т.д.
- Федеральное собрание РФ, роль которого, применительно к формированию и развитию уголовно-исполнительной политики, заключается в принятии общеобязательных нормативных правовых актов, в том числе кодифицированных законов (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и т.д.), а также в принятии и утверждении актов амнистии, оказывающих непосредственное влияние на количественные и качественные показатели преступности в Российской Федерации;
- Иные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к ведению которых отнесена непосредственная реализация уголовно-исполнительной политики в деятельности конкретных органов и должностных лиц.
Пример 1
В числе конкретных органов государственной власти, к ведению которых относится реализация основных направлений уголовно-исполнительной политики в РФ, выступает Министерство юстиции РФ, правоохранительные органы, а также органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.
Основные направления реализации уголовно-исполнительной политики в РФ
Исходя из содержания деятельности рассмотренных выше субъектов формирования уголовно-исполнительной политики в РФ, можно сделать вывод о том, что непосредственно соответствующая политика реализуется по трем основным направлениям:
- Принятие директивно-установочных документов, направленных на определение и закрепление государственной позиции применительно к различным сферам общественной жизни;
- Разработка и принятие общеобязательных нормативных правовых актов законодательного и подзаконного уровней, в которые происходит фиксация начал уголовно и уголовно-исполнительного права;
- Последующая реализация соответствующих нормативных положений в деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти, и возникновение, в этой связи, конкретных правоотношений в рассматриваемой сфере.
Понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права – Закон-РФ
В основе развития системы права любого гос-ва лежит гос политика в той или иной области. одним из видов такой гос политики яв-я УИП. УИП — деятельность гос-ва по определению целей уг.наказания, а так же по организации процесса их исполнения. К числу осн задач уг.политики можно отнести: 1.
определение целей, принципов и общих положений по исполнению всех видов уг.наказаний. 2. уст-е системы органов и учреждений, исполняющих уг.наказания. 3. уст-е системы НПА, регулирующих исп-е уг.наказаний. 4. обеспечение прав и свобод и законных интересов осужденных. 5.
определение осн средств исправления осужденных.
УИП — одна из отраслей РП. УИП — система юр норм, регулирующих обществ отношения по исполнению всех видов УН. Как и любая др отрасль права УИП имеет свой предмет и метод, регулирования общественных отношений. В данном случае предметом яв-я общественные отношения, связанные с исполнением уг.наказаний.
В УИП в основном используется императивный метод, который основан на том, что 1 субъект отношений должен подчиняться другому. УИП имеет взаимосвязь с др отраслями права. В 1 очередь такая взаимосвязь имеется с УП и УПП. Также имеется взаимосвязь с такими отраслями права, как конституц.
, трудовое, семейное право.
2. Принципы уголовно-исполнительного права
Принципы УИП — осн. руководящие идеи, кот. выражают взгляды гос-ва на общественные отношения, связанные с исполнением уг.наказаний. Принципы УИП можно разделить на 2 группы: общие и спец. Общие — такие пр-ы, кот исп-ся не только в УИП, но и в др отраслях права. Спец-е, кот исп-ся только в УИП. К числу общих относятся: 1.пр-п законности.
Зафиксирован во всеобщей декларации прав человека и в др НПА. Суть в том, что во всех сферах общ.отношений, в т.ч. и в УИП должно быть обеспечено верховенство закона. 2. Пр-п гуманизма. Зафиксирован во ВДПЧ.
Суть в том, что: какое бы преступление не совершил осужденный он не должен быть подвержен пыткам, слишком жестоким и не унижающим достоинства личности видом наказания. 3. Демократизма. Суть в том, что: какое бы прест-е не совершил осужд-ый, он яв-я субъектом права. Т.е. он имеет определенные права и обязанности, кот.
должны соблюдать органы, исп-е наказания. К числу специальных принципов УИП относятся: 1. равенства всех осужденных перед законом, вытекает из общеконституц при-па равенства всех перед законом и судом. 2. дифференциации уг.наказаний. Суть в том, что строгость уг.наказ зависит от тяжести соверш преступления. Т.е., чем более тяжкое прест совершил осужд.
, тем более строгое наказание он должен понести. 3. рационального исп-ия средств исправления. Суть в том, что итоговой целью любого вида уг.нак яв-я полное исправление осужд и его адаптация к обычной жизни.
4. История развития УИП в России
УИП как наука стала формир-ся в нашей стране в конце 19-20 вв., именно в этот период появ-ся 1 ученные и исслед-я в данной области. После тогог, как в октябре 1917г в нашей стране произошла революция старая система Уг.Н. стала разрушаться. В 1922 г. был образован советский союз, в этэт период по всей стране нач-ся строит-во сиправ.труд. лагеря. В 1924 г.
был принят испр-труд, кодекс РСФСР, основным видом уг.нак стала ссылка в испр-труд лагеря. В этот же период появ-сь идея о том, что лучшим ср-м исправ-я для преступников яв-ся общ.полезный труд. След этапом развития УИП яв-ся период правления И.В.Сталина. В этот период Уг.Н. приобреатают более жестокий и репресивный характер. Осн видом Уг.Н составляет смертная казнь.
Все разработки ученных в области уип были приостановлены
Источник: https://vunivere.ru/work61749
Принципы уголовно-исполнительного права
Принципы права представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала соответствующей системы нормативных положений. Они имеют большое значение в законотворческой деятельности органов государственной власти, поскольку создание новых правовых актов должно основываться на соблюдении установленных принципов.
Специфика уголовно-исполнительного права заключается в том, что оно определяет стандарты обращения с заключенными. Принципы данной отрасли права отражают нормативные положения, согласно которым функционируют органы исполнения наказаний.
Понятие принципов уголовно-исполнительного права
Рисунок 1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
Система принципов уголовно-исполнительного права России соответствует важнейшим международным актам, действующим в этой сфере. В первую очередь, речь идет о Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на Конгрессе ООН в 1956 году, и Своде принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 1984 года.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Принципы уголовно-исполнительного права – это руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной политики государства. Они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, поэтому их реализация в законотворческой и правоприменительной практике носит комплексный характер.
Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость каких-либо исключений из них, поскольку эти основополагающие начала затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны соблюдаться безусловно.
В соответствии с международными стандартами, даже исключительные обстоятельства не могут послужить основанием для применения, а тем более оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения с заключенными.
Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции России, поскольку закрепленные в ней положения, в первую очередь, определяют основные права и свободы человека.В совокупности, принципы уголовно-исполнительного права предопределяют стратегию развития, а также содержание соответствующей отрасли законодательства, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний.
Классификация принципов уголовно-исполнительного права
Вопреки представлениям, принципы уголовно-исполнительного права не являются застывшими, незыблемыми положениями. Они трансформируются вместе с развитием общественного сознания, гуманизацией работы исправительных учреждений.
Замечание 2
Принципы не только создают ориентиры для принятия новых законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих исполнение различных видов наказаний, но и влияют на правоприменительную практику, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей демократизма, гуманизма и равенства граждан перед законом.
В юридической науке принято классифицировать основополагающие начала уголовно-исполнительного права, подразделяя их на следующие группы:
общеправовые:
- принцип законности;
- принцип гуманизма;
- принцип демократизма;
- принцип равенства осужденных перед законом;
межотраслевые:
- принцип дифференциации исполнения наказания;
- принцип индивидуализации исполнения наказания;
отраслевые:
- рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных;
- стимулирование правопослушного поведения лиц, отбывающих наказание.
Основополагающие начала уголовно-исполнительного права
Рассмотрим вышеперечисленные основополагающие начала уголовно-исполнительного права более подробно.
Принцип законности закреплен в Конституции России, а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он означает верховенство закона и его приоритет над другими нормативными актами, действующими в данной сфере.
Данный принцип реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства исправительными учреждениями, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми субъектами этой отрасли права, в том числе и осужденными.
Принцип гуманизма имеет большое значение в уголовно-исполнительном праве.
Например, в УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Существенно расширены возможности поддержания и развития социально-полезных связей лиц, отбывающих наказание, с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы.
Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения самих осужденных, от их желания вести себя правомерно, а следовательно, рассчитывать на предусмотренную законом широкую систему льгот.
Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В статье 16 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Гражданин, приговоренный к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с заключенными, а также в открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип равенства осужденных перед законом отражен во многих международных правовых актах, в том числе в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых ООН.
В этом документе говорится, что недопустима любая дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, а также имущественного положения.
- Принцип дифференциации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правомерного поведения. Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям: в зависимости от возраста, состояния здоровья, отбытого срока и поведения, уровня образования и многим другим характеристикам.
- Принцип индивидуализации исполнения наказаний тесно взаимосвязан с предыдущим. Он касается определения личностных особенностей каждого осужденного, как положительных, так и отрицательных его качеств. Задача сотрудников исправительных учреждений заключается в применении к заключенному только тех мер воспитательного воздействия, которые способны наилучшим образом повлиять именно на него.
- Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения закреплен в нормах, устанавливающих ответственность лиц, отбывающих наказание, за различные нарушения. При этом закон требует учитывать обстоятельства совершенного деяния, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.
- Принцип соединения наказания с исправительным воздействием относится почти ко всем мерам принудительного характера. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, участие осужденных в художественной самодеятельности и многое другое.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-ispolnitelnoe_pravo/principy_ugolovno-ispolnitelnogo_prava/
Уголовно-исполнительная политика государства: понятие, содержание и реализация
Уголовно-исполнительная политика РФ направлена на борьбу с преступными элементами, куда входит реализация наказаний осужденным за совершение противоправных действий. Государственные органы работают в условиях сформированной, развитой системы.
Правовыми принципами, стратегией достигаются социальные цели, которые стоят перед обществом и страной. Основное направление политики государства выражено в защите граждан от преступников, профилактика правонарушений, реабилитация, вышедших на свободу.
Искусство управлять обществом
Понятие уголовно-исполнительной политики содержит инструмент, созданный властью, государственными органами, общественными организациями, формами и методами обеспечивающими:
- исполнение наказаний;
- исправление осужденных;
- предупреждение преступлений.
Под уголовно-исполнительной политикой следует понимать работу правовых структур для противодействия преступности процессуальными, социально-экономическими методами. Они основаны на конституционных нормах, согласованы с международными правовыми актами, которые направлены социально адаптировать заключенных в исправительных учреждениях воспитательной работой.
Достижение цели
Уголовно-исполнительная политика – это механизм, который помогает организовать исполнение судебных вердиктов, применять меры исправления для осужденных лиц. Курс, которым идет страна включает:
Создают эффективную исправительную систему в России:
- защитой населения от преступников уголовными наказаниями;
- условиями в исправительных учреждениях;
- правами и свободами осужденных на законодательном уровне.
Правовое направление определяет Конституция РФ, на ее основании признаются права человека и его свобода.
На каких принципах действуют государственные органы власти?
Работа уголовно-исполнительной политики без принципов невозможна.
На их основе:
- утверждают законы;
- разрабатывается юридическая документация;
- устанавливаются нормы поведения в обществе.
В систему ценностей входит:
- законность;
- общее равенство;
- гуманизм;
- демократизм;
- свобода, права, законные интересы личности.
Благополучное общество создается только в демократическом правовом государстве со стабильным развитием, массовые конфликты там отсутствуют.
Уголовно-исполнительная политика государства разрабатывает и определяет:
- Приемы, методы обращения с лицами, отбывающими срок за преступления.
- Работу, порядок в учреждениях, где содержат заключенных.
- Участие разных структур, ведомств, органов для исправления преступных элементов.
- Способы, мероприятия, направленные на оказание помощи гражданам после освобождения из колоний.
Решить поставленные перед государственными структурами задачи можно, не нарушая основ законодательства.
уголовно-исполнительной политики
Теоретические разработки, которые должны на практике внедряться в органы государства, назначения наказаний преступникам, их исполнение до окончательной цели, входят в содержание политики.
Чтобы осуществить все законодательные направления в реализации задач, нужна организация взаимодействия разных сфер:
- социальных;
- правоохранительных;
- исправительных.
Эти области состоят под взаимным влиянием. Когда государство на стадии развития, для него разрабатывается схема политического направления в единой сущности.
В ней отражено состояние общества с моральными и нравственными устоями. Для эффективного искоренения преступности политику условно разделили по видам.
Ее основными частями стали уголовные, исполнительные и предупреждающие взаимодействия.
Зависимость форм и методов
На современную уголовно-исполнительную политику влияют социальные факторы.
К ним относятся:
- экономический уровень страны, господство нравственных ценностей, правовых представлений;
- состояние граждан (имеется ввиду здоровье и материальное благополучие);
- система служб социального обеспечения;
- пенсии, пособия, гарантии соцзащиты;
- рост преступлений, их предупреждение;
- профилактические меры по пьянству, взяточничеству.
Только в благополучной стране может быть здоровое общество, где отсутствуют преступные замыслы и группировки.
Стратегические планы
Для реализации уголовно-исправительной политики нужна правильная стратегия.
Она состоит из тактики:
- демократизации деятельности колоний;
- разработок наказаний, которые заменили бы лишение свободы;
- планов для включения организаций в работу по исправлению осужденных.
Стратегическому исполнению наказаний характерна стабильность, изменения возможны из-за коренных экономических, идеологических преобразований. Направление к достижению цели, способы их осуществления, могут изменить курс:
- при новых политических взглядах по отношению к осужденным;
- других экономических позиций в стране;
- реорганизации производства в исправительных учреждениях, где труд осужденных используется по иным установкам;
- в воспитательной работе произошла деполяризация;
- поменялись организационные основы в исполнительной системе.
Когда экономически устойчивое, развитое государство ставит высокую цель с фундаментальной стратегией, тогда реализация не зависит от политики.
Что принадлежит к субъектам формирования?
Уголовно-исполнительную политику России в исполнении наказаний осуществляют государственными методами:
- Внутренняя и внешняя политика. Ее направления определяются Президентом. Уничтожение преступности – это государственная задача. Глава страны утверждает стратегию, тактику в исполнительной системе, ее развитие, реформирование.
- Федеральным Собранием РФ принимаются законодательные акты, которые касаются уголовного направления, разрабатываются проекты об амнистиях, исследуются факторы влияния на политику в реализации наказаний.
Работа в системе выполняется юстицией, ее центральными и территориальными органами:
- Министерством;
- исполнителями судебных приставов в Департаменте;
- военным управлением;
- учреждениями, по закону исполняющими уголовные наказания.
Реализация политики происходит при помощи:
- документов – директив, установок, они определяют, как относиться к разной жизнедеятельности в независимой России;
- законодательства;
- возникших правоотношений с органами МВД.
Внедрение в жизнь политики закреплено конкретными нормами и правовыми институтами, развит их содержательный уровень, который применяют для исполнения наказаний.
Нормами в уголовном праве установлена практическая реализация взысканий за преступные деяния:
- криминальные действия опасные для общества с установкой оценки, степени угрозы, санкций;
- определение системы возмездия, распределение по соотношениям видов, размеров;
- определение общего начала, порядка назначения исполнения вердиктов по дифференциальным критериям;
- рассмотрение обстоятельств для выяснения, что нанесенный вред установлен, расследование велось правомерным способом, применены допустимые действия, где исключена уголовная ответственность;
- выделение совершения многих преступлений и соучастия с разных сторон.
Нормы процессуального права указывают порядок практического реагирования на преступления:
- возбуждают уголовные дела;
- предварительно расследуют;
- рассматривают в судебных инстанциях;
- выносят постановления;
- определяют сроки заключения.
Уголовный процесс решает, как привести вердикт к реализации уголовно-исполнительной политики. Суд обращается с распоряжением, его адресуют в компетентные органы правомочные службы, где определяют, какими мерами воздействовать на преступника.
Методы, исполнения решения судов, во многом зависят от нравственности общества. При возникновении социальных противоречий проявляется негативное отношение к осужденным.
Исполнительная политика уголовного права становится жестокой, в ней прекращается реализация характерных для благополучной страны целей и принципов.