Общая характеристика уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

Уголовно-исполнительная политика

Общая характеристика уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

Одним из наиболее отчетливых и значимых критериев оценки эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности в государстве выступает то, насколько оперативно и адекватно проводится деятельность, связанная с выявлением, пресечением и расследованием противоправных деяний, а также с исполнением наказания, назначенного виновному лицу в качестве меры юридической ответственности.

При этом актуальность соответствующей деятельности многократно повышается применительно к исполнению наказаний за совершение наиболее общественно-опасных посягательств на охраняемые законом общесоциальные и индивидуальные блага и законные интересы.

Так, в большинстве современных государств вопросы исполнения уголовных наказаний регламентированы в рамках самостоятельной отрасли законодательства и права, которая, например, в Российской Федерации именуется уголовно-исполнительным правом.

Кроме того, с учетом обозначенной значимости соответствующей деятельности, реализация уголовно-правовых мер ответственности не может осуществляться стихийно, без учета научно-обоснованных предложений юридической и криминологической доктрины. В этой связи, в настоящее время целесообразно говорить о существовании самостоятельного направления – уголовно-исполнительной политики.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Уголовно-исполнительная политика – относительно обособленное направление деятельности государства, в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц, а также общественных организаций и граждан, в сфере исполнения уголовного наказания.

При этом следует обратить внимание на то, что содержание рассматриваемой политики составляет целый комплекс компонентов, основными из которых выступают: цели, принципы и стратегия применения уголовных наказаний, основные направления, методы и формы государственно-властной деятельности по обеспечению их исполнения, а также исправлению осужденных и достижению целей общей и частной превенции – то есть предупреждению совершения новых общественно-опасных деяний как лицами, уже подвергавшимися уголовному преследованию, так и всеми остальными.

Элементы уголовно-исполнительной политики наполняются необходимым содержанием, с одной стороны, с учетом достижений современной юридической и криминологической науки, а с другой – с учетом конкретно-исторических факторов, в числе которых можно выделить:
  1. Уровень социально-экономического и политического развития общества;
  2. Уровень правовой культуры общества и господствующие социально-нравственные ценности;
  3. Показатели структуры и динамики преступности;
  4. международно-правых актов, в части обязательных требований о правах человека и стандартах обращения с осужденными;
  5. Деятельность соответствующих международных организаций, программными целями которых является развитие и координация вопросов исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации

Ключевым признаком уголовно-исполнительной политики выступает то, что это в первую очередь направление государственно-властной деятельности, в связи с чем, ее отличает особый круг субъектов формирования и развития, основными из которых, применительно к Российской Федерации признаются:

  • Президент Российской Федерации, поскольку к сфере его профессиональной компетенции на конституционном уровне отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, а в силу нормы ч.3 ст. 80 Конституции РФ, политика в сфере борьбы с преступностью признается неотъемлемым компонентом внутренней политики РФ. Непосредственно формирование уголовно-исполнительной политики нашей страны в деятельности Президента проявляется в утверждении стратегических и тактических основ развития уголовно-исполнительной системы, принятии решений о реформировании отдельных компонентов УИС, и т.д.
  • Федеральное собрание РФ, роль которого, применительно к формированию и развитию уголовно-исполнительной политики, заключается в принятии общеобязательных нормативных правовых актов, в том числе кодифицированных законов (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и т.д.), а также в принятии и утверждении актов амнистии, оказывающих непосредственное влияние на количественные и качественные показатели преступности в Российской Федерации;
  • Иные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к ведению которых отнесена непосредственная реализация уголовно-исполнительной политики в деятельности конкретных органов и должностных лиц.

Пример 1

В числе конкретных органов государственной власти, к ведению которых относится реализация основных направлений уголовно-исполнительной политики в РФ, выступает Министерство юстиции РФ, правоохранительные органы, а также органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.

Основные направления реализации уголовно-исполнительной политики в РФ

Исходя из содержания деятельности рассмотренных выше субъектов формирования уголовно-исполнительной политики в РФ, можно сделать вывод о том, что непосредственно соответствующая политика реализуется по трем основным направлениям:

  • Принятие директивно-установочных документов, направленных на определение и закрепление государственной позиции применительно к различным сферам общественной жизни;
  • Разработка и принятие общеобязательных нормативных правовых актов законодательного и подзаконного уровней, в которые происходит фиксация начал уголовно и уголовно-исполнительного права;
  • Последующая реализация соответствующих нормативных положений в деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти, и возникновение, в этой связи, конкретных правоотношений в рассматриваемой сфере.

Понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права – Закон-РФ

Общая характеристика уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

В основе развития системы права любого гос-ва лежит гос политика в той или иной области. одним из видов такой гос политики яв-я УИП. УИП — деятельность гос-ва по определению целей уг.наказания, а так  же по организации процесса их исполнения. К числу осн задач уг.политики можно отнести: 1.

определение целей, принципов и общих положений по исполнению всех видов уг.наказаний. 2. уст-е системы органов и учреждений, исполняющих уг.наказания. 3. уст-е системы НПА, регулирующих исп-е  уг.наказаний. 4. обеспечение прав и свобод и законных интересов осужденных. 5.

определение осн средств исправления осужденных.

УИП — одна из отраслей РП. УИП — система юр норм, регулирующих обществ отношения по исполнению всех видов УН. Как и любая др отрасль права УИП имеет свой предмет и метод, регулирования общественных отношений. В данном случае предметом яв-я общественные отношения, связанные с исполнением уг.наказаний.

В УИП в основном используется императивный метод, который основан на том, что 1 субъект отношений должен подчиняться другому. УИП имеет взаимосвязь с др отраслями права. В 1 очередь такая взаимосвязь имеется с УП и УПП. Также имеется взаимосвязь с такими отраслями права, как конституц.

, трудовое, семейное право.

2. Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы УИП — осн. руководящие идеи, кот. выражают взгляды гос-ва на общественные отношения, связанные с исполнением уг.наказаний. Принципы УИП можно разделить на 2 группы: общие и спец. Общие — такие пр-ы, кот исп-ся не только в УИП, но и в др отраслях права. Спец-е, кот исп-ся только в УИП. К числу общих относятся: 1.пр-п законности.

Зафиксирован во всеобщей декларации прав человека и  в др НПА. Суть в том, что во всех сферах общ.отношений, в т.ч. и в УИП должно быть обеспечено верховенство закона. 2. Пр-п гуманизма. Зафиксирован во ВДПЧ.

Суть в том, что: какое бы преступление не совершил осужденный он не должен быть подвержен пыткам, слишком жестоким и не унижающим достоинства личности видом наказания. 3. Демократизма. Суть в том, что: какое бы прест-е не совершил осужд-ый, он яв-я субъектом права. Т.е. он имеет определенные права и  обязанности, кот.

должны соблюдать органы, исп-е наказания. К числу специальных принципов УИП относятся: 1. равенства всех осужденных перед законом, вытекает из общеконституц при-па равенства всех перед законом и судом. 2. дифференциации уг.наказаний. Суть в том, что строгость  уг.наказ зависит от тяжести соверш преступления. Т.е., чем более тяжкое прест совершил осужд.

, тем более строгое наказание он должен понести. 3. рационального исп-ия средств исправления. Суть в том, что итоговой целью любого вида уг.нак яв-я полное исправление осужд и его адаптация к обычной жизни.

4. История развития УИП в России

УИП как наука стала формир-ся в нашей стране в конце 19-20 вв., именно в этот период появ-ся 1 ученные и исслед-я в данной области. После тогог, как в октябре 1917г в нашей стране произошла революция старая система Уг.Н. стала разрушаться. В 1922 г. был образован советский союз, в этэт период по всей стране нач-ся строит-во сиправ.труд. лагеря. В 1924 г.

был принят испр-труд, кодекс РСФСР, основным видом уг.нак стала ссылка в испр-труд лагеря. В этот же период появ-сь идея о том, что лучшим ср-м исправ-я для преступников яв-ся общ.полезный труд. След этапом развития УИП яв-ся период правления И.В.Сталина. В этот период Уг.Н. приобреатают более жестокий и репресивный характер. Осн видом Уг.Н составляет смертная казнь.

Все разработки ученных в области уип были приостановлены

Источник: https://vunivere.ru/work61749

Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы права представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала соответствующей системы нормативных положений. Они имеют большое значение в законотворческой деятельности органов государственной власти, поскольку создание новых правовых актов должно основываться на соблюдении установленных принципов.

Специфика уголовно-исполнительного права заключается в том, что оно определяет стандарты обращения с заключенными. Принципы данной отрасли права отражают нормативные положения, согласно которым функционируют органы исполнения наказаний.

Понятие принципов уголовно-исполнительного права

Рисунок 1. Принципы уголовно-исполнительного законодательства РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Система принципов уголовно-исполнительного права России соответствует важнейшим международным актам, действующим в этой сфере. В первую очередь, речь идет о Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на Конгрессе ООН в 1956 году, и Своде принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 1984 года.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Принципы уголовно-исполнительного права – это руководящие основополагающие идеи, отражающие основные положения уголовно-исполнительной политики государства. Они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, поэтому их реализация в законотворческой и правоприменительной практике носит комплексный характер.

Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость каких-либо исключений из них, поскольку эти основополагающие начала затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны соблюдаться безусловно.

В соответствии с международными стандартами, даже исключительные обстоятельства не могут послужить основанием для применения, а тем более оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения с заключенными.

Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции России, поскольку закрепленные в ней положения, в первую очередь, определяют основные права и свободы человека.

В совокупности, принципы уголовно-исполнительного права предопределяют стратегию развития, а также содержание соответствующей отрасли законодательства, обеспечивают системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказаний.

Классификация принципов уголовно-исполнительного права

Вопреки представлениям, принципы уголовно-исполнительного права не являются застывшими, незыблемыми положениями. Они трансформируются вместе с развитием общественного сознания, гуманизацией работы исправительных учреждений.

Замечание 2

Принципы не только создают ориентиры для принятия новых законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих исполнение различных видов наказаний, но и влияют на правоприменительную практику, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей демократизма, гуманизма и равенства граждан перед законом.

В юридической науке принято классифицировать основополагающие начала уголовно-исполнительного права, подразделяя их на следующие группы:

  1. общеправовые:

    • принцип законности;
    • принцип гуманизма;
    • принцип демократизма;
    • принцип равенства осужденных перед законом;
  2. межотраслевые:

    • принцип дифференциации исполнения наказания;
    • принцип индивидуализации исполнения наказания;
  3. отраслевые:

    • рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных;
    • стимулирование правопослушного поведения лиц, отбывающих наказание.

Основополагающие начала уголовно-исполнительного права

Рассмотрим вышеперечисленные основополагающие начала уголовно-исполнительного права более подробно.

  1. Принцип законности закреплен в Конституции России, а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он означает верховенство закона и его приоритет над другими нормативными актами, действующими в данной сфере.

    Данный принцип реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства исправительными учреждениями, органами государственной власти и управления, должностными лицами, всеми субъектами этой отрасли права, в том числе и осужденными.

  2. Принцип гуманизма имеет большое значение в уголовно-исполнительном праве.

    Например, в УИК РФ закреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

    Существенно расширены возможности поддержания и развития социально-полезных связей лиц, отбывающих наказание, с родственниками и трудовыми коллективами, а также развития их полезной инициативы.

    Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения самих осужденных, от их желания вести себя правомерно, а следовательно, рассчитывать на предусмотренную законом широкую систему льгот.

  3. Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В статье 16 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

    Гражданин, приговоренный к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с заключенными, а также в открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.

  4. Принцип равенства осужденных перед законом отражен во многих международных правовых актах, в том числе в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых ООН.

    В этом документе говорится, что недопустима любая дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, а также имущественного положения.

  5. Принцип дифференциации исполнения наказаний предполагает рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правомерного поведения. Дифференциация осужденных осуществляется по разным основаниям: в зависимости от возраста, состояния здоровья, отбытого срока и поведения, уровня образования и многим другим характеристикам.
  6. Принцип индивидуализации исполнения наказаний тесно взаимосвязан с предыдущим. Он касается определения личностных особенностей каждого осужденного, как положительных, так и отрицательных его качеств. Задача сотрудников исправительных учреждений заключается в применении к заключенному только тех мер воспитательного воздействия, которые способны наилучшим образом повлиять именно на него.
  7. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения закреплен в нормах, устанавливающих ответственность лиц, отбывающих наказание, за различные нарушения. При этом закон требует учитывать обстоятельства совершенного деяния, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.
  8. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием относится почти ко всем мерам принудительного характера. Под исправительным воздействием понимается широкий комплекс воспитательных мероприятий: труд, обучение, профессиональная подготовка, участие осужденных в художественной самодеятельности и многое другое.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-ispolnitelnoe_pravo/principy_ugolovno-ispolnitelnogo_prava/

Уголовно-исполнительная политика государства: понятие, содержание и реализация

Общая характеристика уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

Уголовно-исполнительная политика РФ направлена на борьбу с преступными элементами, куда входит реализация наказаний осужденным за совершение противоправных действий. Государственные органы работают в условиях сформированной, развитой системы.

Правовыми принципами, стратегией достигаются социальные цели, которые стоят перед обществом и страной. Основное направление политики государства выражено в защите граждан от преступников, профилактика правонарушений, реабилитация, вышедших на свободу.

Искусство управлять обществом

Понятие уголовно-исполнительной политики содержит инструмент, созданный властью, государственными органами, общественными организациями, формами и методами обеспечивающими:

  • исполнение наказаний;
  • исправление осужденных;
  • предупреждение преступлений.

Под уголовно-исполнительной политикой следует понимать работу правовых структур для противодействия преступности процессуальными, социально-экономическими методами. Они основаны на конституционных нормах, согласованы с международными правовыми актами, которые направлены социально адаптировать заключенных в исправительных учреждениях воспитательной работой.

Достижение цели

Уголовно-исполнительная политика – это механизм, который помогает организовать исполнение судебных вердиктов, применять меры исправления для осужденных лиц. Курс, которым идет страна включает:

Создают эффективную исправительную систему в России:

  • защитой населения от преступников уголовными наказаниями;
  • условиями в исправительных учреждениях;
  • правами и свободами осужденных на законодательном уровне.

Правовое направление определяет Конституция РФ, на ее основании признаются права человека и его свобода.

На каких принципах действуют государственные органы власти?

Работа уголовно-исполнительной политики без принципов невозможна.

На их основе:

  • утверждают законы;
  • разрабатывается юридическая документация;
  • устанавливаются нормы поведения в обществе.

В систему ценностей входит:

  • законность;
  • общее равенство;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • свобода, права, законные интересы личности.

Благополучное общество создается только в демократическом правовом государстве со стабильным развитием, массовые конфликты там отсутствуют.

Уголовно-исполнительная политика государства разрабатывает и определяет:

  1. Приемы, методы обращения с лицами, отбывающими срок за преступления.
  2. Работу, порядок в учреждениях, где содержат заключенных.
  3. Участие разных структур, ведомств, органов для исправления преступных элементов.
  4. Способы, мероприятия, направленные на оказание помощи гражданам после освобождения из колоний.

Решить поставленные перед государственными структурами задачи можно, не нарушая основ законодательства.

уголовно-исполнительной политики

Теоретические разработки, которые должны на практике внедряться в органы государства, назначения наказаний преступникам, их исполнение до окончательной цели, входят в содержание политики.

Чтобы осуществить все законодательные направления в реализации задач, нужна организация взаимодействия разных сфер:

  • социальных;
  • правоохранительных;
  • исправительных.

Эти области состоят под взаимным влиянием. Когда государство на стадии развития, для него разрабатывается схема политического направления в единой сущности.

В ней отражено состояние общества с моральными и нравственными устоями. Для эффективного искоренения преступности политику условно разделили по видам.

Ее основными частями стали уголовные, исполнительные и предупреждающие взаимодействия.

Зависимость форм и методов

На современную уголовно-исполнительную политику влияют социальные факторы.

К ним относятся:

  • экономический уровень страны, господство нравственных ценностей, правовых представлений;
  • состояние граждан (имеется ввиду здоровье и материальное благополучие);
  • система служб социального обеспечения;
  • пенсии, пособия, гарантии соцзащиты;
  • рост преступлений, их предупреждение;
  • профилактические меры по пьянству, взяточничеству.

Только в благополучной стране может быть здоровое общество, где отсутствуют преступные замыслы и группировки.

Стратегические планы

Для реализации уголовно-исправительной политики нужна правильная стратегия.

Она состоит из тактики:

  • демократизации деятельности колоний;
  • разработок наказаний, которые заменили бы лишение свободы;
  • планов для включения организаций в работу по исправлению осужденных.

Стратегическому исполнению наказаний характерна стабильность, изменения возможны из-за коренных экономических, идеологических преобразований. Направление к достижению цели, способы их осуществления, могут изменить курс:

  • при новых политических взглядах по отношению к осужденным;
  • других экономических позиций в стране;
  • реорганизации производства в исправительных учреждениях, где труд осужденных используется по иным установкам;
  • в воспитательной работе произошла деполяризация;
  • поменялись организационные основы в исполнительной системе.

Когда экономически устойчивое, развитое государство ставит высокую цель с фундаментальной стратегией, тогда реализация не зависит от политики.

Что принадлежит к субъектам формирования?

Уголовно-исполнительную политику России в исполнении наказаний осуществляют государственными методами:

  1. Внутренняя и внешняя политика. Ее направления определяются Президентом. Уничтожение преступности – это государственная задача. Глава страны утверждает стратегию, тактику в исполнительной системе, ее развитие, реформирование.
  2. Федеральным Собранием РФ принимаются законодательные акты, которые касаются уголовного направления, разрабатываются проекты об амнистиях, исследуются факторы влияния на политику в реализации наказаний.

Работа в системе выполняется юстицией, ее центральными и территориальными органами:

  • Министерством;
  • исполнителями судебных приставов в Департаменте;
  • военным управлением;
  • учреждениями, по закону исполняющими уголовные наказания.

Реализация политики происходит при помощи:

  • документов – директив, установок, они определяют, как относиться к разной жизнедеятельности в независимой России;
  • законодательства;
  • возникших правоотношений с органами МВД.

Внедрение в жизнь политики закреплено конкретными нормами и правовыми институтами, развит их содержательный уровень, который применяют для исполнения наказаний.

Нормами в уголовном праве установлена практическая реализация взысканий за преступные деяния:

  • криминальные действия опасные для общества с установкой оценки, степени угрозы, санкций;
  • определение системы возмездия, распределение по соотношениям видов, размеров;
  • определение общего начала, порядка назначения исполнения вердиктов по дифференциальным критериям;
  • рассмотрение обстоятельств для выяснения, что нанесенный вред установлен, расследование велось правомерным способом, применены допустимые действия, где исключена уголовная ответственность;
  • выделение совершения многих преступлений и соучастия с разных сторон.

Нормы процессуального права указывают порядок практического реагирования на преступления:

  • возбуждают уголовные дела;
  • предварительно расследуют;
  • рассматривают в судебных инстанциях;
  • выносят постановления;
  • определяют сроки заключения.

Уголовный процесс решает, как привести вердикт к реализации уголовно-исполнительной политики. Суд обращается с распоряжением, его адресуют в компетентные органы правомочные службы, где определяют, какими мерами воздействовать на преступника.

Методы, исполнения решения судов, во многом зависят от нравственности общества. При возникновении социальных противоречий проявляется негативное отношение к осужденным.

Исполнительная политика уголовного права становится жестокой, в ней прекращается реализация характерных для благополучной страны целей и принципов.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.