Обеспечения деятельности государства и муниципальных. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства

Перечень органов, ведущих финансовую деятельность государства и муниципальных образований

Обеспечения деятельности государства и муниципальных. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства

Финансовую деятельность РФ регулируют государственные и муниципальные структуры, которые наделяются для этого отдельными полномочиями.

Однако, почти каждое государственное подразделение, в той или иной мере, в процессе своей работы соприкасается с финансами и имеет отношение к общей финансовой компетенции.

Такими подразделениями являются высшие исполнительные и представительные органы государственной власти России, ее регионов, муниципалитетов, судебные структуры, не возводящие финансовые вопросы в приоритет.

Бюджетную систему государства формируют и утверждают представительные подразделения правительства – Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, а также представительные структуры регионов страны и местных муниципалитетов.

Президент страны, основываясь на нормативных положениях Конституции и федеральных законов, обеспечивает слаженное действие и работу государственных структур, отвечающих за финансы.

Также он указывает внешнеполитический и внутренний курсы развития РФ, на которые ориентирована финансово-политическая деятельность государства.

С обращением по этому вопросу и с ежегодными сообщениями о состоянии дел в России Президент выступает перед Федеральным Собранием (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Замечание 1

В финансовой сфере глава государства выдает постановления и приказы, связанные с бюджетной системой страны, внебюджетными государственными фондами, материальным обеспечением затрат федерального назначения, кредитно-политической стратегией и представляющими ее организациями, проведением вычислений, управлением валютными и прочими финансовыми делами. Финансовый контроль проходит через основное контрольное управление Президента.

Правительство Российской Федерации регулирует целостность материальной политики, вопросы, связанные с подготовкой, обсуждением и использованием бюджета государства, и иные финансовые проблемы (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Органы государственной власти субъектов России, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы муниципальной власти, в рамках своих полномочий, осуществляют финансовое управление на подчиненных им национально-территориальных и административно-территориальных (в закрытых городах) образованиях.

Судебные органы участвуют в финансовой деятельности государства двумя способами:

  • в ходе формирования денежных ресурсов государства, к примеру, взимание госпошлины при подаче исков и жалоб в соответствии с предусмотренным налогообложением;
  • расходованием и употреблением централизованного фонда денежных накоплений.

Замечание 2

Материальное обеспечение судебных органов осуществляется из средств федерального бюджета согласно статье 124 Конституции России.

Специальные органы, осуществляющие финансовую деятельность на принципах государственного управления:

  • Минфин России (руководит финансовыми органами, которые наделены специальными полномочиями);
  • Федеральное казначейство;
  • ФНС России;
  • Банк России.

Министерство финансов Российской Федерации

Министерство финансов РФ относится к федеральной структуре исполнительной власти и регулирует работу по политическому и правовому управлению бюджетной, налоговой, валютной, страховой, банковской систем, кредитным вопросам и микрофинансированию, денежным рынкам, долговым обязательствам страны, бухгалтерским и аудиторским операциям, изготовлению, использованию и обороту драгметаллов и драгоценных камней, по вопросам таможенных операций, выделению и вложению пенсионных накоплений, а также и средств, предназначенных для выплат,

подготовки и сопровождению лотерейных розыгрышей, азартных игр, изготовлению и сбыту печатной продукции оригинального качества, материальному финансированию госслужбы, контролю на правительственном уровне за функционированием негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (кроме надзора за отношениями негосударственных пенсионных фондов и граждан, являющихся членами НПФ, застрахованных граждан и их бенефициаров, и правовых взаимодействий с ПФР), бюро кредитных историй (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Для выполнения этих задач Минфину РФ присвоена соответствующая компетенция.

Замечание 3

Министерство финансов предоставляет Президенту и Правительству страны разработки по новым законодательным документам и иным вопросам, которые должны быть рассмотрены и утверждены Правительством России.

Непосредственная компетенция Минфина позволяет утверждать следующее:

  • правила составления отчетных документов по использованию и ведению государственного и консолидированного бюджета РФ, а также финансовых расходов и поступлений внебюджетных фондов;
  • расстановку оформления и проведения сводных расчетов федерального бюджета;
  • фиксированные правила оформления и образцов налоговых деклараций и расчетов;
  • предельно допустимый лимит одной банковской выплаты и предельно допустимый лимит совокупных банковских выплат, которые может предоставить один банк или одно предприятие, с целью признания банковских выплат системой таможни в качестве гарантии по внесению таможенных пошлин и сборов;
  • ход ведения государственной книги по долгам и предоставление Минфину данных из долговых книг регионов и муниципальных образований Российской Федерации;
  • последовательность составления и оформления номеров регистрации ценных бумаг государственного и муниципального образца и других обязательств по займам;
  • отчетные документы по результатам эмиссии ценных бумаг федерального государственного образца;
  • порядок предоставления данных о состоянии ценных бумаг региональных и муниципальных органов, связанный также с их выпуском и результатами эмиссии;
  • требования к эмиссии и обороту ценных бумаг федерального государственного образца, разрешение об эмиссии определенных изданий таких бумаг;
  • стандартизированный федеральный порядок ведения учетной бухгалтерии, в частности упрощенную систему бухгалтерского и финансового учета для организаций малого бизнеса, а также стандартизация отраслевой учетной бухгалтерии;
  • процедуру установления стоимости драгметаллов и произведенных из них товаров, которые приобретаются в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней и продаются оттуда;
  • нормативные документы по управлению пенсионными накоплениями, их образованием и вложением;
  • формирование сроков и видов отчетных документов о лотерейных розыгрышах;
  • различные законодательные положения и документы, связанные с финансовой деятельностью министерства и его федеральных подразделений по иным делам.

Также Министерство финансов определяет:

  • проектирование федерального бюджета; утверждение и проведение сводных расчетов федерального бюджета;
  • подготовку и передачу отчетной документации в Правительство государства об использовании федерального и консолидированного бюджетов;
  • в предусмотренном правопорядке регулирование финансами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
  • плановое управление бюджетом государства, увеличивающее эффективность бюджетного финансирования;
  • координацию деятельности основных структур, управляющих ресурсами федерального бюджета с целью постоянного наблюдения за бюджетной системой Российской Федерации, оценкой ее состояния и развития;
  • принятие от имени России договорных обязательств по обеспечению госпоручительства и договорных обязательств по соблюдению обратных условий сделки;
  • регулирование состояния государственной задолженности;
  • принятие Минфином на себя обязательств эмитента ценных бумаг государственного образца;
  • соблюдение условий выдачи займов из бюджета в рамках максимального установленного размера денежных ресурсов, который предусмотрен федеральным законодательством о федеральном бюджете;
  • накопление, оценку и рассмотрение данных о материальных средствах государственных и муниципальных образований;
  • проведение переводов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в региональные бюджеты и бюджеты муниципалитетов;
  • согласование постановлений ПФР о величине и системе распределения страховых взносов и прочее.

Замечание 4

Минфин резюмирует практическое использование нормативно-законодательных положений и актов государства и исследует эффективность проводимой политической стратегии в области финансов.

Для исполнения своих полномочий Министерство финансов может требовать и использовать данные в предусмотренном законом порядке.

Главой Министерства является министр, получающий должностное назначение и снимаемый с должностного поста Президентом государства.

Департаменты, занимающиеся главными вопросами и задачами финансовой деятельности РФ, являются структурными подразделениями Минфина. К ним относятся департаменты:

  • бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе;
  • налоговой и таможенной политики;
  • международных финансовых отношений;
  • регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;
  • финансовой политики;
  • государственного долга и государственных финансовых активов;
  • межбюджетных отношений;
  • правового регулирования бюджетных отношений и иное.

Подведомственны Министерству финансов также Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.

Финансирование государственного управления

Обеспечения деятельности государства и муниципальных. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства

Любой управленческий процесс, в том числе и государственное управление, требует определенной финансовой основы.

Замечание 1

Система финансирования государственного управления предусматривает обеспечение государства необходимыми денежными средствами, требуемыми для выполнения им функций социального, политического и экономического характера.

Система финансирования государственного управления предусматривает формирование денежных отношений, осуществляемых в связи с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и национального богатства в процессе формирования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, его хозяйствующих субъектов, а также в связи с использованием этих средств на управленческие и иные государственные нужны.

В качестве субъекта финансирования в данных отношениях выступает органы государственного управления, предприятия различных форм собственности, учреждения, а также граждане. Система финансирования государственного управления включает в себя неоднородные обособленные звенья, назначение каждого из которых достаточно специфично.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система финансирования государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • во-первых, бюджетную систему государства, сформированную бюджетами различных уровней;
  • во-вторых, внебюджетные фонды;
  • в-третьих, систему государственного кредита;
  • в-четвертых, совокупность финансов государственных предприятий.

Замечание 2

Разнообразие перечисленных звеньев системы финансирования государственного управления обеспечивает решение широкого спектра экономических и социальных задач.

Особую важность в системе финансирования государственного управления составляют взаимосвязи, формируемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Бюджетные отношения обеспечивают мобилизацию существенной части национального дохода, подлежащего последующему перераспределению.

Разные части бюджетной системы государства формирует финансовую базу деятельности органов государственного управления различного уровня.

Современная бюджетная система страны предполагает высокий уровень автономности отдельных территорий, как в рамках административно-территориального деления страны на регионы, так и в рамках муниципальных образований.

Состав бюджетных доходов и расходов на каждом уровне государственного управления определяется Бюджетным Кодексом Российской Федерации и обусловлен разграничением выполняемых функций между различными органами государственного управления.

Средства, концентрируемые на региональном уровне бюджетной системы, предназначены для распределения по отраслевому и территориальному принципу, направленному на обеспечение прогрессивности структуры общественного производства, усиление социальной значимости экономического развития, поддержку единого уровня социальной защиты граждан, обеспечение конституционных гарантий их прав и свобод.

Роль местных бюджетов в системе финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования власти отводится местным бюджетам. Несмотря на то что органы местного самоуправления отделены от системы государственного управления, муниципальные бюджеты включены в общую бюджетную систему страны.

Рост значимости органов муниципального управления естественным образом ведет к усилению значимости муниципальных бюджетов бюджетной системы страны.

На них ложится обязанность регулирования экономических процессов на локальном уровне, они обеспечивают эффективное размещение производственных сил на территории муниципального образования, призваны способствовать росту конкурентоспособности местной продукции, формировать территориальную инфраструктуру, финансировать затраты на воспроизводство кадровых ресурсов. Также существенную значимость муниципальные бюджеты приобретает при реализации социальных программ. Органы государственного управления, делегирующие муниципальным органом управления часть своих полномочий, обеспечивают поступление в бюджет соответствующих средств, необходимых для реализации указанных полномочий.

Роль внебюджетных фондов в финансировании государственного управления

Внебюджетные фонды представляют особое звено в системе финансирования государственного управления.

Эти фонды одновременно являются объектом управления со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, но при этом достаточно обособлены от бюджетной системы страны, имеют высокий уровень самостоятельности.

В состав внебюджетных фондов входит Пенсионный фонд России, фонды социального и медицинского страхования, иные фонды. Предназначение внебюджетных фондов состоит в обеспечении финансирования отдельных направлений государственного управления, имеющих целевую направленность.

Значимость данного звена финансирования государственного управления особенно возрастает в периоды финансового кризиса, который в последние годы приобретает перманентный характер. Реализация принципа автономности внебюджетных фондов обеспечивает своевременность финансирования важнейших социальных задач государственного управления.

В зависимости от своего функционально-целевого назначения внебюджетные фонды делятся на фонды экономического характера, социального характера, природоохранного характера.

Замечание 3

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на общественные, республиканские и региональные фонды.

Государственный кредит как источник финансирования государственного управления

Особое место в системе финансирования государственного управления имеет государственный кредит.

Определение 1

Под государственным кредитом понимается временная мобилизация свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан с целью их передачи в пользование на определенный период времени органам государственного управления для направления на финансирование расходов государства.

Получение государственного кредита осуществляется посредством размещение на рынке государственных ценных бумаг. Государственный кредит призван решать проблемы бюджетного дефицита, аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для оперативного решения возникающих проблем. Государственный кредит также обеспечивает отток денежных средств из обращения и так далее.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности

Обеспечения деятельности государства и муниципальных. Финансовое обеспечение государственного управления и финансовая деятельность государства

Финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении.

Она представляет собой осуществление функции по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления.

Особенностью муниципальной финансо­вой деятельности является обеспечение финан­совыми средствами выполнения целей и задач, предусмотрен­ных местным сообществом, и делегированных полномочий государства.

Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон:

  1. как особый вид экономической деятельности;
  2. как разновидность государственного управления.

Финансовая деятельность государства как особый вид экономической деятельности

Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как особый вид экономической деятельности:

  • выпуск денежных знаков (эмиссия);
  • организация и регулирование денежного обраще­ния в стране;
  • осуществление расчетов.

Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способству­ют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как госу­дарственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме по­могают гражданам удовлетворять свои потребности.

В процессе осущест­вления финансовой деятельности государство собирает (мобилизу­ет) денежные средства, распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные фонды.

Это очень существенный признак финансовой деятельности государства.

При этом государство использует различные ме­тоды: установление налогов и сборов, добровольное привлечение де­нежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д.

В рассматриваемом плане огромное значение для функциони­рования государства имеет создание федерального бюджета как цен­трализованного фонда Российской Федерации, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного зна­чения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в це­лях выравнивания условий их социально-экономического развития.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает создание основных го­сударственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и другие фонды.

Финансовые фонды дисциплинируют государство, обязы­вают должностных лиц использовать денежные средства законно и на цели, указанные в законе.

Создание денежных фондов в процессе мобилизации денежных средств, их распределения и перераспреде­ления представляет собой основное направление в финансовой дея­тельности государства.

В процессе финансовой деятельности государство расходует де­нежные средства. Из федерального бюджета госу­дарство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенсионно­го фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.

Расходуя денежные средства, государство:

  • применяет бюджетное финансирование, т.е. целевой, безвоз­мездный, безвозвратный отпуск государственных денежных средств;
  • применяет банковское кредитование, т.е. выдачу возвратных ссуд, за пользование которыми граждане и юридические лица уплачивают проценты;
  • выплачивает страховые возмещения и т.д.

Таким образом, финансовую деятельность государства обра­зуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финан­совой деятельности государства показывает и другие ее состав­ные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансово-контрольную и др.

Финансовая деятельность государства как разновидность управлен­ческой деятельности

Финансовая деятельность государства представ­ляет собой «специальную отрасль государственного управления». В этом качестве финансовая деятельность государства является:

  • властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти;
  • государственно-плановой, осуществляемой в рамках точно определенного времени (квартала, года);
  • координирующей;
  • контролирующей.

Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих ре­шений как представительных, так и исполнительных органов власти. В иерархии таких решений ведущее место принадлежит актам пред­ставительных органов, в первую очередь федеральным законам и за­конам субъектов Федерации о бюджетах, налогах и т.д.

Наибольшую часть управленческих решений в области финан­совой деятельности государства составляют акты органов исполни­тельной власти, и это естественно, потому что преимущественно эти органы осуществляют финансовую деятельность (Минфин России, налоговые службы).

При этом в каждом конкретном случае осущест­вление финансовой деятельности представляет собой иерархическую связь двух субъектов: один из них командует, реализует направляю­щее, координирующее, контролирующее воздействие, а другой субъ­ект подпадает под его власть.

Наиболее заметно такое воздействие в налоговом правоотношении (налоговый орган — налогоплатель­щик), в бюджетно-процессуальном правоотношении (законодатель­ный орган — орган исполнительной власти).

Финансовая деятельность представляет собой управленческую деятельность координирующего характера, в процессе осуществление которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целе­сообразное соотношение расходной части с доходной частью бюдже­тов различных уровней путем бюджетного регулирования: процент­ных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д. Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валют­ную и другие сферы финансовой деятельности государства.

Планирование имманентно присуще финансовой деятельности как деятельности управленческой.

Например, исполнение бюдже­та как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по пла­ну: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены зако­ном и реализуются в установленное законом время.

Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осу­ществляется не произвольно, а на основе какого-либо финансово-планового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.

Таким образом, финансовая деятельность государства представ­ляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, соз­дания финансовых фондов, расходования денежных средств для эф­фективного выполнения государством своих задач и функций.

Составной частью финансовой деятельности государства как управленческой категории является финансово-контрольная дея­тельность, которую осуществляют компетентные органы государ­ства (Минфин России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денеж­ных средств в государственные финансовые фонды и их использова­ния в интересах общества и государства.

Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность.

Так, органы го­сударственной власти Российской Федерации и органы государст­венной власти субъектов Российской Федерации осуществляют кон­троль за соблюдением органами местного самоуправления налогово­го и бюджетного законодательства.

Итак, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государствен­ные и муниципальные фонды, использованию их в интересах обще­ства и государства, причем эта деятельность осуществляется на осно­ве управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильностью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.

Есть еще один признак финансовой деятельности государства, о котором следует сказать отдельно: эта деятельность осуществляется на строго правовой основе.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.