О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта Проведение экспертизы при ремонте по 44 фз

Как проводится экспертиза по 44-ФЗ

О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта Проведение экспертизы при ремонте по 44 фз

При формировании и публикации документации о закупке заказчики сталкиваются со множеством проблем – разработка технического задания без косяков, рассмотрение заявок на участие, допуск или отклонение участников, заключение и исполнение контракта. Самым интересным этапом в этой цепочке, как правило, становятся – исполнение контракта и приёмка работ.

Не редки случаи когда у поставщика “то лапы ломит, то шерсть отваливается” – товар не завезли на склад в нужном количестве, смету на ремонт не внимательно прочитали, с техническим заданием не в полном объёме познакомились. А заказчик что? Заказчик обязан провести экспертизу поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ до подписания документов о приёмке.

Сразу стоит оговорить тот момент, что в Законе о контрактной системе прописана ОБЯЗАННОСТЬ заказчика проводить экспертизу ПЕРЕД подписанием документов об исполнении контракта. А как именно проводить, какими документами оформлять, кто должен это делать в зависимости от объекта закупки – таких нюансов не прописано.

Получается, что в целом процедура “экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг” – проводится на усмотрение заказчика.

Каждый заказчик выкручивается из этой ситуации как может, но общие принципы организации у всех одинаковые.

И, к сожалению, основным принципом проведения экспертизы по 44-ФЗ остаётся формальность проведения данной процедуры – лишь бы проверяющие потом не докопались.

Кто проводит экспертизу?

Для начала надо разобраться кто имеет право провести экспертизу. Это могут быть сотрудники заказчика (внутренняя экспертиза) или привлечённые специалисты (экспертиза внешняя).

Внутренняя экспертиза

При проведении внутренней экспертизы заказчик должен издать приказ о назначении своего должностного лица (или лиц – тогда это будет комиссия) для приёмки поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Если заказчик решает создавать приёмочную комиссию, то её состав должен насчитывать не менее пяти человек.

Совершенно не обязательно, чтобы ответственным лицом или членом комиссии был только контрактный управляющий или сотрудники контрактной службы.

Логичнее назначать ответственными за приёмку ТРУ тех сотрудников, кому предмет контракта “ближе к телу”.

Например, в документах за поставку почтовых конвертов будет отвечать тот сотрудник, у которого конверты будут на ответственном хранении (как бланки строгой отчетности) для работы с ними или последующей выдачи.

Внешняя экспертиза

Привлечение внешних экспертов это ПРАВО заказчика. Кроме случаев, предусмотренных законом – согласно части 4.1 статьи 94 Закона о контрактной системе. Это правило новое, вступило в силу летом этого года.

Однако до сих пор Правительство РФ не издало нормативного документа который бы регламентировал случаи проведения обязательной внешней экспертизы. Поэтому, уважаемые участники закупок, пока можно пользоваться этим пробелом в законодательстве.

Из “старых” требований к внешним экспертам в силе остаются – профессионализм привлекаемых лиц и возмездность оказания услуг.

Как проводят экспертизу?

Общие принципы экспертизы – подсчёт и замеры. А как ещё её провести? Поставленные товары посчитать и пощупать, выполненные работы замерить и проверить, оказанные услуги – оценить состояние до и после.

При проведении экспертизы можно проводить сплошную проверку. При ней каждый поставленный товар будет оценён. При больших поставках это работа щепетильная, требующая больших временных затрат. Экспертное заключение при этом будет содержать информацию о каждой единице товара в поставленной партии.

Можно проводить проверку выборочную. Из поставленной партии товара случайным образом выбирается одна единица, она оценивается и по ней даётся заключение о всей партии.

Как оформить результат экспертизы?

Итогом проведённой экспертизы будет заключение эксперта. Не важно внутренняя была проверка или внешняя. Чётких требований для оформления заключения Закон о контрактной системе не выставляет. Каждый заказчик определяет сам его форму и содержание.

Упрощенный вариант заключения при проведении внутренней экспертизы это запись на акте оказанных услуг “Услуги выполнены в полном объёме”, должность, подпись, расшифровка.

В заключении приёмочной комиссии необходимо указывать дату и место проведения экспертизы, перечисление присутствующих лиц, реквизиты контракта (дата, номер, ИКЗ, объект закупки и прочее), наименование поставщика и его контактные данные, описание поставленных/выполненных/оказанных ТРУ, решение КАЖДОГО члена приёмочной комиссии в отношении предмета экспертизы.

При работе внешних экспертов форму и содержание итогового заключения необходимо прописать в договоре оказания услуг. Но в целом не существенными будут отличия от акта при внутренней экспертизе. Также необходимо будет включить в акт информацию о привлечённом эксперте – на основании какого договора он оказывает услуги, его регалии и прочее.

Результат проведённой экспертизы – акт или заключение – прикладывается к документам о закупке и хранится заказчиком согласно внутренних правил. Публиковать в Единой информационной системе или на других ресурсах результаты проведённой экспертизы не нужно. Ну только если ваш работодатель отдельно не установил такую необходимость.

Кто не может проводить экспертизу по 44-фз?

Закон о контрактной системе ограничивает перечь лиц, которые могут проводить экспертизу. Ограничения эти просты и понятны. Часть 2 статьи 41 Закона о контрактной системе описывает нам кого НЕЛЬЗЯ ПРИВЛЕКАТЬ к проведению экспертизы. Там перечень из трёх пунктов, краткое содержание которых – это физические или юридические лица на решения которых заказчик или поставщик могут повлиять.

Когда необходима экспертиза?

Всегда. По любому контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе необходимо проводить экспертизу. Вне зависимости от цены, срока действия и предмета контракта. Даже при прямых закупках с единственным поставщиком.

Да, даже при заключении договора на одну тысячу рублей на поставку туалетной бумаги для нужд заказчика (как только метраж каждого рулона проверять будут не понятно, ну да ладно).

Документы о проведённой экспертизе должны подписываться ДО подписания документов о приёмке поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Подписание приёмочных документов (товарные накладные, акты оказанных услуг) не отменяют проведение экспертизы.

22.08.2021

Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ. С помощью экспертов или своими силами?

О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта Проведение экспертизы при ремонте по 44 фз

При приемке товаров (услуг, работ) заказчик должен провести экспертизу результатов исполнения контракта. Осуществить ее с помощью экспертов или своими силами? Что лучше?

После того, как поставщик выполнил взятые на себя контрактные обязательства, заказчик осуществляет их приемку. При этом он должен провести экспертизу (экспертную оценку) результатов исполнения контракта.

В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, в каких случаях проведение экспертизы является обязательным условием, в чьи обязанности входит ее проведение и каким образом оформляются ее результаты.

Экспертиза по Закону № 44: при каких обстоятельствах и для чего она проводится

Экспертиза по Закону № 44 проводится, чтобы проверить результаты исполнения поставщиком (подрядчиком) контрактных обязательств, касающихся их соответствия условиям подписанного контракта. Обязанностью заказчика является обеспечение проведения экспертизы при приемке поставленных товаров (услуг, работ) по заключенному договору. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 3).

Однако предусматриваются и исключения. Это относится к исполнению поставщиком контрактных обязательств, если договор был заключен до вступления в силу норм Закона № 44. Так, если контракт предусматривает поэтапное исполнение обязательств, то приёмка и экспертная оценка результатов проводится после окончания каждого из этих этапов.

Даже если контракт не содержит условий об исполнении контрактных обязательств поэтапно, однако по факту приемку и оплату товаров (услуг, работ) проводят периодически, то обязанностью заказчика является обязательное проведение экспертизы при каждой приемке результатов (данное требование содержится в Письме МЭР Российской Федерации №Д28и-2919 от 31 декабря 2014 года).

Каким образом проводить экспертизу: самостоятельно либо привлекая экспертов?

Если закупка проводится у одного единственного поставщика, заказчик должен привлечь экспертов. Это регламентировано Законом № 44 (статья 94, часть 4).

Однако предусматриваются исключения

  • В случае закупки услуг экспертных организаций (экспертов).
  • В случае осуществления закупок по основаниям, которые предусматривает Закон № 44, (часть 1 статьи 93, пункты 1-9, 14-15, 17-23, 25-26, 28-30, 32-33, 36, 40-42, 44-45).
  • При проведении закупок в целях обеспечения федеральных нужд (предусмотрено статьёй 93 Закона № 44).
  • Если в качестве предмета закупки выступает разработка проектной документации по объектам капитального строительства либо результаты инженерно-геологических изысканий, которые прошли экспертизу (негосударственную либо государственную).
  • Обязанностью заказчика также является привлечение экспертов в других случаях, при условии, что данные случаи регламентированы документами, принятыми Правительством России.

В остальных случаях заказчиком самостоятельно принимается решение, касающееся привлечения экспертов либо проведения экспертной оценки своими силами.

Экспертиза с привлечением экспертов

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.

  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.

  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом).

    Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Экспертиза, проводимая силами заказчика

Руководителем организации издается приказ о формировании экспертной комиссии. В её состав должно быть включено не меньше пяти человек. В приказе указываются предмет контракта, являющийся объектом проведения экспертной оценки, его номер, а также этапы и конкретные сроки её проведения.

Исполнение контракта: приемка результатов

Приёмку осуществляют в сроки, а также в порядке, оговоренном в контракте. В ходе проведения экспертизы экспертами, заказчик должен учесть выводы, которые представлены в заключении по итогам экспертизы.

Если эксперты привлечены не были, то документ, подтверждающий приемку товаров, который оформлен и подписан заказчиком, является также документом, свидетельствующим о проведении экспертной оценки непосредственно заказчиком.

Это может быть приемо-сдаточный акт или какой-либо другой документ, где перечислены все поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы), а также зафиксированы претензии сторон (если таковые имеются).

Если выявленное по итогам приемки результатов работ несоответствие не является препятствием исполнения контракта в целом, либо исполнитель его уже устранил, то заказчик принимает работы (товары, услуги).

Однако если заказчик полагает, что результаты исполнения контракта не соответствуют предъявляемым требованиям (основанием для этого может быть экспертное заключение), то он вправе отказаться подписывать документ.

В этом случае в сроки, оговоренные контрактом, он обязан направить поставщику мотивированный отказ в письменной форме.

Помимо этого, обязанностью заказчика является формирование отчета, где должна содержаться вся информация об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств (по каждому из этапов).

Однако предусматриваются исключения в отношении контрактов, заключенных на «малые» закупки (пункт 4 Закона № 44), закупки для учреждений культуры в сумме не более 400000 рублей (пункт 5 Закона № 44 и пункты 23, 44 статьи 93).

Составленный по итогам проведенной экспертизы отчет нужно разместить в информационной системе. К нему необходимо приложить документ, подтверждающий приемку результатов экспертизы либо обоснованный отказ.

Если же экспертиза проводилась экспертами, то в ЕИС должно быть размещено также заключение по её итогам.

Ситуация: Правомерно ли проводить экспертизу силами заказчика, если контракт расторгнут в одностороннем порядке?

Проводить экспертизу в такой ситуации правомерно. Такой вывод вытекает из Решения по делу № А63-6507/2014 от 17 марта 2015 года, которое было принято Арбитражным судом Северо-Кавказского округа.

Расторжение договора в одностороннем порядке инициировано заказчиком по причине ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств. Данные о нем включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков).

С этим решением поставщик не был согласен, поэтому обжаловал его в суде.

По мнению поставщика, проведение экспертной оценки товара силами заказчика – это незаконная экспертиза, не являющаяся неопровержимым доказательством, поскольку проводилась она сотрудниками заказчика, которых можно считать заинтересованными лицами.

Этот вывод суд признал ошибочным, поскольку экспертиза товара собственными силами была проведена заказчиком на основании норм Закона № 44 (статья 94). Помимо этого, к делу приобщено заключение экспертизы, которую проводил заказчик, и у поставщика нет никаких доказательств ее опровержения.

Таким образом, если нужно принять решение, касающееся того, проводить ли экспертизу самостоятельно, либо с привлечением экспертных организаций (экспертов), нужно руководствоваться положениями Закона № 44, учитывая при этом условия заключенного контракта.

Теги: 44-ФЗ, экспертиза, экспертиза по ФЗ-44, исполнение контракта,

Количество просмотров: 5819

Экспертиза своими силами по 44-ФЗ + образец заполнения

О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта Проведение экспертизы при ремонте по 44 фз

Заключительной стадией исполнения договора, оформленного по нормам 44-ФЗ, становится приемка товара или услуг. Заказчик должен организовать проведение экспертизы.

По ее итогам выносится решение о качестве исполнения поставщиком обязательств. Реализацию экспертизы можно доверить специализированным компаниям, но в большинстве случаев это делается силами заказчика.

Порядок осуществления экспертизы регламентирован статьей 94 44-ФЗ.

В каких случаях необходимо проведение экспертизы и когда от нее можно отказаться

Основной целью проведения экспертизы становится определение качества выполнения поставщиком своих обязательств.  Согласно части 3 статьи 94 44-ФЗ заказчик должен организовать такой контроль при любых закупках. Но выделяют и несколько исключений:

  1. Обеспечение федеральных потребностей в рамках статьи 93 44-ФЗ.
  2. Приобретение услуг компаний, предоставляющих экспертную оценку. 
  3. В случае, когда в качестве объекта закупки выступают проектные работы или  инженерно-геологические изыскания, которые прошли соответствующую экспертизу.
  4. Случаи, регламентированные отдельными постановлениями Правительства РФ.

Если поставка товара или оказание услуг по контракту предусмотрены в несколько отдельных этапов, то и приемка должна производиться частями. В этом случае понадобится несколько экспертиз. Такой порядок подтверждается письмом Минэкономразвития за номером Д28и-2919 от 31.12.14.

Обязательство по привлечению экспертов к оценке исполнения договора накладывается в случае приобретения у одного выбранного поставщика. Такое правило установлено частью 4 статьи 94 44-ФЗ.

Случаи проведения экспертизы собственными силами заказчика

Согласно положениям 44-ФЗ выделяют две разновидности экспертизы: внешняя и внутренняя. Первая реализуется с привлечением опытных профессиональных экспертов. Вторую заказчик организует самостоятельно. Использовать внутреннюю экспертизу не удастся в следующих случаях:

  • У заказчика отсутствуют в штате специалисты, обладающие квалификацией и уровнем знаний, достаточными для проведения грамотной оценки результатов исполнения поставщиком обязательств. 
  • Между сторонами возникает конфликтная ситуация.
  • У организации заказчика недостаточно материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения качественной оценки результатов исполнения договора.

В прочих случаях заказчик может организовать проверку своими силами.  Привлекать экспертов также не запрещено. Это остается на усмотрение заказчика.

Порядок проведения экспертизы собственными силами

Чтобы организовать экспертизу самостоятельно заказчику необходимо соблюсти все правила проведения такой процедуры. Она должна состоять из следующих этапов:

  1. Руководитель организации издает приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников. В нее должно входить пять или более компетентных специалистов.  В приказе обязательно прописываются реквизиты контракта, реализация которого оценивается, а также сроки его исполнения и этапность.
  2. Сформированная комиссия оценивает результат исполнения договора. При этом должны быть выдержаны сроки, прописанные в договоре. 
  3. По итогам работы комиссии оформляется документ о приемке. Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии. В нем должны быть отражены все выполненные работы, сроки исполнения поставщиком своих обязательств, наличие претензий какой-либо стороны.  Перед составлением такого документа заказчикам рекомендуется ознакомиться с образцом.
  4. Если комиссия выявляет несоответствие условиям контракта – заказчик  должен отказать в приемке товара. При этом поставщику направляется претензия с требованием устранить нарушение. Исполнение контракта может быть призвано надлежащим только после того, как поставщик устранит все недочеты. 
  5. После подведения итогов экспертизы заказчик обязан отразить в отчете  информацию о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Это правило не распространяется на малые закупки у единственного поставщика. 
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прикладывается документ, сформированный по результатам работы экспертной комиссии.

В некоторых случаях результатом работы комиссии становится принятие решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Заказчик составляет письмо об этом и направляет его поставщику. Если недочеты не устраняются, договор автоматически расторгается. После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в РНП.

Законодательно на заказчика не накладывается обязанность оформлять результаты экспертизы отдельным заключением. Во многих случаях достаточно упомянуть о реализации такой оценки и ее итогах в документе, подтверждающем приемку.  При этом обязательно должны быть проставлены подписи всех членов комиссии. 

Экспертиза собственными силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку. При этом гарантируется надлежащее исполнение поставщиком своих обязательств. В случае возникновения конфликтных ситуаций должны быть привлечены профессиональные эксперты.

Экспертиза исполнения контракта по фз-44

О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта Проведение экспертизы при ремонте по 44 фз

В

2013 годe законодательными органами Российской Федерации был принят закон №44-ФЗ, призванный урегулировать вопросы обеспечения муниципальных и государственных нужд товарами, услугами, работами и поставщиками с помощью контрактной системы.

Чтобы обеспечить прозрачность и чистоту госзакупок ФЗ №44 обязывает Заказчиков привлекать экспертов для проведения независимой экспертизы результатов госзакупки. Требование распространяется на товары, работы и услуги в сфере госзакупок, в том числе на промежуточные этапы осуществления госконтракта.

 Статья 94. Особенности исполнения контракта

Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:

– приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее-отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

– оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы ее результатов, оказанной услуги, а также отдельных этапов.

– взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Важно!
Форма Акта приема – передачи товара (выполненных работ, оказанных услуг) может являться приложением к контракту.

1) 10, 11, 12, 13, 16, 24 (только для обеспечения федеральных нужд)
2) 27, 31, 34, 35

ЭКСПЕРТ, ЭКСПЕРТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, частником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Важно!
К проведению экспертизы также не допускаются физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

ОПЛАТА ЭКСПЕРТИЗЫ:

«При возникновении между Заказчиком и Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) спора по поводу недостатков поставленного Товара (выполненной Работы, оказанной Услуги) или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.

Расходы на экспертизу несет Поставщик (Подрядчик, Исполнитель), за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) Контракта или причинной связи между действиями Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) и обнаруженными недостатками.

В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну».

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОНТРАКТА

Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 44 или 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) Об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;2) О ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) Об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения

Размещается в течение 7 рабочих дней со дня (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. №1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»):

Не редко случается ситуация, что при составлении заявки на госзакупку Закачик указывает модель оборудования и/или Part Number, а на момент исполнения контракта оборудование с такой маркировкой снято с производства. В данной ситуации Вы можете получить экспертное заключение о сопостовимости по параметрам и техническим характеристикам предлогаемого на замену оборудования.

Объекты исследования/документы

  • Конкурсная документация;
  • Копия контракта;
  • Сопутствующая документация;
  • Результат выполнения контракта (поставка оборудования/програмного обеспечения).

Стоимость экспертизы (исследования):

Заключение по результатам исследования конкурсной документации: от 15 000 руб.

Заключение по результатам исследования выполнения контракта : от 15 000 руб.

Наши оферты на Портале Поставщиков:
https://zakupki.mos.ru/#/offers/59264672 (с выездом специалиста);
https://zakupki.mos.ru/#/offers/59280465 (без выезда специалиста, по документам).

Итог:

По результатам работы эксперта заказчик получает заключение с выводами, может ли быть принято исполнение по контракту или нет. Само заключение подписано экспертом или представителем экспертной организации.

Заключение также может содержать предложения по устранению выявленных нарушений условий контракта и сроков их устранения, если данные нарушения не значительны и не мешают в целом принять исполнение контракта.

Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта Проведение экспертизы при ремонте по 44 фз

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них — обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.

2021 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары — обращайтесь, с удовольствием помогу.

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

О проведении заказчиком экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами. Обязательная экспертиза результатов исполнения контракта Проведение экспертизы при ремонте по 44 фз

Согласно ч.3 ст.94  Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2021 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.