Наследие Рима. Символы Италии

Наследие Рима. Символы Италии

Наследие Рима. Символы Италии

Итальянцы гордятся своей древней историей, и с гордостью развешивают изображения флага и герба Италии в своих государственных учреждениях. Эти национальные символы прочно связаны с историей страны, и имеют для Италии большое значение.

Итальянский флаг: история, описание

В 18 веке впервые на политической арене Италии появились цвета современного флага государства. Они возникли в ходе бунта двух студентов из Болоньи, которые хотели добиться независимости своей провинции.

Есть мнение, что помощью этим двум студентам, носившим имена Дзамбони и Де Роландис, занимался сам Бонапарт, готовивший вторжение в Италию.

Молодые люди хотели освободить Болонью от власти папы Пия Шестого. Бунтари с сообщниками носили кокарды трех цветов: зеленого, красного и белого.

Зеленый символ был оттенком итальянской полиции. Сегодня его отождествляют с надеждой на светлое будущее. Заговор против папской власти для студентов закончился пытками и казнью. Наполеон не отказался от своей затеи, и захватил часть итальянских территорий, основав на них Циспаданскую республику.

Наполеон основал новую провинцию, куда входили Болонья, Реджио, Модена и Феррара, условно свободной. Флагом провинции стало полотно с триколором и горизонтальными полосами, а также гербом в середине.

Когда Наполеон учредил в Италии королевство, к флагу прибавили императорского орла. Затем Бонапарта свергли, но флаг не был забыт, и его продолжили использовать.

В 1947 году зелено-бело-красный флаг с вертикальными и равными полосами утвердили окончательно. Считается, что теперь оттенки на флаге означают следующее:

  • Зеленый – надежда:
  • Белый – крест Амвросия Медиоланского;
  • Красный – кровь, пролитая в борьбе за освобождение.

На сегодняшний день, флаг Италии выглядит лаконично, сдержанно и выразительно, на нем больше не изображают герб, а пользуются вторым по значению символом государства отдельно.

Последний герб Италии

Нынешний итальянский герб создали в 1948 году. Для выбора лучшего варианта в Италии был объявлен конкурс, где многие выдающиеся художники предлагали свои варианты для главной символики страны.

Победителем стал Паоло Паскетто. Он предложил черно-белый эскиз, на котором были изображены пятиконечная звезда с лентой, зубчатое колесо и оливковые ветви.

Внизу у герба позднее появилась надпись на красном фоне «Республика Италия». Ветви оливы в нем являются символами мира и добра, а звезда трактуется, как защита нации.

Колесо – это отсылка к истории и Древнему Риму. Сам герб выполнен в тех же цветах, что и флаг итальянского государства. Этот знак в Италии закреплен законодательно, и изображается на всех важных документах.

Символика Италии во многом оригинальна и самобытна, ведь у этой европейской страны давние корни, уходящие в античную эпоху и даже еще глубже. Посему часть своего нынешнего символизма, устоявшегося в том числе на официальном уровне, Италия восприняла от своего главного предшественника – Рима. Но обо всем по порядку.

Сегодня главным символом страны Италия является равнолучевая пятиконечная звезда, известная как «Stellone d”Italia» (дословно с итальянского – «Звезда Италии»). Звезда не «наполнена» цветом, только ее контур имеет ярко-красный оттенок.

Исторически пятиконечная звезда использовалась в иконографических мотивах этого региона, но в национальном контексте впервые «заявила о себе» в эпоху Рисорджименто, став отличительным знаком представителей одноименного движения. С 1890 года «Звезда Италии» официально появилась на гербе (уже объединенного) государства.

С тех пор это национальный символ Италии (картинка представлена ниже), который воплощает в себе образ нации, добившейся единства и одолевшей всех своих врагов.

При этом изначальный символизм эмблемы «Stellone d”Italia», которая была известна здесь еще в античности, неизвестен.

Зато точно известно значение другого национального символа Италии – зубчатого колеса, который также присутствует на современном гербе этой страны. Зубчатое колесо – это образ массового труда.

Считается, что он воплощает в себе первую статью итальянской Конституции, в которой сказано, что Италия – это суверенная республика, основанная на свободном труде.

Другой символ страны Италия, который также присутствует на государственном гербе, это оливковая ветвь.

В принципе, значение этой эмблемы универсально, олива – символ мира (так она и позиционируется – воплощением одиннадцатой статьи итальянской Конституции, где страна отвергает вооруженную агрессию как инструмент внешней политики).

Тем не менее, зная историю этого региона даже поверхностно, не совсем понятно, насколько правомерно назвать итальянцев «миролюбивым» народом. С другой стороны, олива является одним из самых распространенных растений в Италии.

Еще один «растительный» символ Италии (картинку герба страны со всеми перечисленными эмблемами вы можете найти выше) это дубовая ветвь (если шире – просто дуб).

Символизм дуба тут не менее очевиден (и, надо сказать, более реалистичен, чем символизм оливы), он указывает на силу, стойкость и мужество итальянского народа.

Кроме того, дуб – исконный символ мудрости, и учитывая античное прошлое, региона, это справедливо.

Продолжая тему флористической эмблематики, стоит упомянуть, что иногда символом Италии также называют маргаритку, но эта эмблема менее локальна и в эпоху христианизации Европы была широко распространена по всему континенту (тут надо вспомнить универсальный символизм этого цветка в контексте его соотнесения с образом Девы Марии).

Еще один, поистине древний и сакральный итальянский символ, связанный с ее «языческим» прошлым, это Капитолийская волчица, вскармливающая Ромула и Рема. Учитывая мифологическую подоплеку образа, волчицу (как образ матери-защитницы) действительно справедливо назвать символом античного Рима и Италии, как наследницы этого некогда могучего государства.

Флаг Италии состоит из трех вертикальных полос: зеленой, белой и красной. Существует несколько версий, почему были выбраны именно эти цвета. Официальная версия гласит, что зеленый цвет символизирует веру, белый – надежду, а красный – любовь. Цвета флага утвердил Наполеон. Первоначально полосы располагались горизонтально.

На гербе Италии изображена белая пятиконечная звезда с красными краями поверх зубчатого колеса с пятью спицами. Композицию обрамляют оливковая ветвь слева и дубовая ветвь справа. Ветви связывает красная лента, на которой заглавными белыми буквами написано «Итальянская Республика» (итал. REPUBBLICA ITALIANA).

Пятиконечная звезда означает защиту страны. Этот символ используется с конца XVIII века. Зубчатое колесо отсылает к первой статье конституции: «Италия – республика, основанная на труде».

Оливковая ветвь символизирует внутреннюю и внешнюю суть страны, ее миролюбие и лояльность. Ветвь дуба означает силу и достоинства итальянцев.

Помимо этого, обе ветви, являясь типичными представителями растительного мира Италии, символизируют ее природу.

Герб Италии появился 5 мая 1948 года. Его обнародовал Президент Италии Энрико де Никола.

Национальный гимн Италии

Гимном Италии является «Песнь итальянцев» (итал. Il Canto degli Italiani, также известная под именем «Братья Италии» (итал.Fratelli d’Italia). Ее в 1847 году сочинил Гоффредо Мамели. Музыку написал Микеле Новаро.

В качестве гимна она стала использоваться с конца 1946 года, но неофициально.

До сих пор Сенат Итальянской Республики так и не внес соответствующую поправку в Конституцию, и «Песнь итальянцев» по-прежнему остается временным гимном страны.

Южноевропейское государство, расположенное в самом центре Средиземноморья, имеет наибольшее количество исторических памятных мест. Это привлекает сюда массу туристов, которым необходимо знать государственные символы данной страны. Тема статьи – герб Италии, а также интересные моменты, связанные с его появлением.

История создания

Рождению официального символа Итальянской республики предшествовала длительная работа на протяжении двух лет. В 1946-м стартовал конкурс, организованный кабинетом Гаспери, создавшим специальную комиссию во главе с Иваноэ Бономи. Конкурсантам был выдвинут ряд условий:

  • обязательное включение в эскиз пятиконечной звезды, которая использовалась в государственных символах с 1890 года и олицетворяла защиту нации;
  • запрет на использование символов политических партий.

К участию допускались все желающие, а авторам лучших проектов правительством было обещано по 10 тыс. лир. Из 800 представленных эскизов комиссия отобрала пять, авторам которых было дано более конкретное задание. Например, в центре предполагалась башня в форме короны. Победителем был признан Паоло Пашетто, профессор, получивший дополнительную премию в 50 тыс. лир.

Предполагаемый герб Италии в 1947-м разместили в выставочном центре, но он не получил 100%-го одобрения. Многим хотелось увидеть на эскизе символ труда. Комиссию обновили и объявили второй конкурс, победу в котором вновь одержал Пашетто. Конституционной ассамблеей эскиз утвердили в 1948 году, 31 января. В мае указом президента де Никола он стал официальным символом республики.

Описание

Рассмотрим подробнее герб Италии. Что означает каждый его элемент? Выделим на главном фото четыре принципиальные части:

  1. Пятиконечную звезду.
  2. Зубчатое колесо на заднем плане.
  3. Ветви оливы и дуба.
  4. Красную ленту с надписью.

Каждая наделена особым значением, на котором остановимся чуть ниже. Еще в древности иконографическое изображение страны представляло пятиконечную звезду. Своим лучистым сиянием она олицетворяла образ государства. Присутствовала звезда с 1890 года и на гербе королевства, ассоциируясь с защитой нации. Сегодня она свидетельствует о принадлежности к вооруженным силам Италии.

На расположенной выше картинке мы видим корону, символизирующую монархию, хотя после прихода к власти фашистов в 1922 году, все бразды правления оказались в руках лидера партии, присвоившего себе титул дуче – вождь.

Начавший политическую карьеру в рядах социалистов, Муссолини, сын кузнеца, ввергнул страну в “черное двадцатилетие”, доказав постулат Ницше, что в мире “все дозволено”. В центре герба изображены топор и связка розг. Эта идея восходит к Древнему Риму и символизирует власть, которой обладали должностные лица.

Итальянцы воспринимали герб как призыв к единству нации. А топор при этом недвусмысленно демонстрировал, что бывает с теми, кто на это единство посягал. В 1945-м дуче был казнен.

Герб Рима

Говоря о символах государства, любопытно подробнее рассмотреть гербы городов Италии, главным из которых является ее столица. История Рима, древнейшего поселения, предположительно основанного в 8 в. до н. э., привлекает путешественников со всего мира.

Его официальный символ на первый взгляд выглядит просто. Это английский щит, скрывающий давние традиции и подлинные британские качества: честь, достоинство, благородство. Красный цвет олицетворяет огонь, неустрашимость, любовь.

Часто он ассоциируется с пролитой кровью в борьбе за независимость.

А каков перевод аббревиатуры SPQR? В них заложен девиз Рима, подразумевающий единство народной и государственной власти.

Итальянцы, склонные во всем видеть юмор, расшифровывают его на свой лад: “умиротворенный папа – умиротворенное королевство”.

Герб столицы похож на эмблему какого-то футбольного клуба, где не хватает главного атрибута, с которым связывают божественное происхождение Рима – волчицы, вскормившей Рема и Ромула.

Другие города

Что герб Италии привнес в символы других населенных пунктов? Рассмотрим для сравнения атрибуты еще двух городов – Милана и Турина.

Обратим внимание: на всех трех присутствует зубчатая корона, символизирующая стены и башни Древнего Рима. Все они выполнены в форме щита. На символе Милана мы видим знакомые ветви из оливы и дуба.

Красный крест на белом фоне олицетворяет героизм миланцев, первыми установившими крест в Иерусалиме в ходе Первого Крестового похода.

Корона на гербе Турина свидетельствует о присвоении городу графского титула. Особенные цвета говорят о швейцарском типе щита с главным символом – быком. Он подчеркивает привилегированный характер города.

Рим – исторический центр – Объекты всемирного наследия

Наследие Рима. Символы Италии

Крылатое выражение гласит: «Гуси Рим спасли». Но это. возможно, такая же фантазия, как и дата основания Рима — 753 год до Р.Х.. или история Ромула и его брата-близнеца Рема, будто бы вскормленных волчицей. На самом же деле поселение на берегу Тибра получило свое название от этрусского рода Румилиев. Исторические свидетельства о «вечном городе» появляются только с VI века до Р.Х.

, когда было свергнуто этрусское владычество и усыновлена республика, где контроль за властью осуществляли два консула, избираемые сроком на один год. сенат и народное собрание.

После продолжительной борьбы между патрициями и плебеями равноправие было наконец утверждено законом, и это обрело свое государственно-религиозное выражение в строительстве храма Конкордии (богини согласия) в 366 году.

Еще до того римлянам приходилось постоянно обороняться от нападений соседних племен, а в 387 году до Р.Х. пережить вторжение галлов. На семи холмах они возвели кольцо мощных оборонительных стен и распространили свою власть на Лаций. В III веке до Р.Х.

Римская республика достигла такой экономической, военной п культурной мощи, что сумела завершить в свою пользу длительную борьбу с Карфагеном за господство над всем Средиземноморьем. Невероятное ее могущество сказалось со всей очевидностью также и в обилии архитектурных сооружений общественного значения.

В центре города, на Капитолийском холме, стояли храмы, посвященные двум верховным божествам — Юпитеру Лучшему Величайшему (Optimus Maximus) и Юноне Монете (Советчице).

Виа Сакра соединяла храмовый ансамбль с расположенным более низко Форумом, то есть политическим центром Римской империи, где находились курия (здание сената), ростра (ораторская трибуна, украшенная носом охваченного корабля) и площадь для народного собрания.

Рядом располагались базилики (у римлян — торговые и судебные залы) и другие храмы, связанные с официальной религией, например, храм Сатурна, где хранилась государственная казна, храм Весты, где весталки поддерживали вечный огонь, или храм Кастора и Поллук-са. построенный в честь победы над этрусками.

«Res publica» процветала, однако, очень недолго: безграничная страсть к наживе привела к полному забвению достоинств Древнего Рима и кризису республики: с 133 года до Р.Х. Гракхи начали вести борьбу ла новые аграрные' законы, гражданские войны (91- 88 годы до Р.Х.) привели к огромным жертвам.

а с 82 года до Р.Х. в Риме установилась диктатура Суллы. При Помпее и Цезаре (убитом в 44 году до Р.Х.) гражданская война продолжалась, н остановить ее удалось только Октавиану, его внучатому племяннику, ставшему в 31 году до Р.Х. единовластным правителем. а в 27 году до Р.Х.

получившему почетным титул Августа.

Блистательный центр Римской империи

В эпоху Августа Рим превратился в блистательный центр «Империум Рома-норум», славный своими сакральными и светскими постройками, сверкающими мраморной облицовкой, драгоценной мозаикой, благородной скульптурой и восхитительными фресками. На холме Палатин селились семьи патрициев.

позднее Август учредил здесь императорскую резиденцию.

В годы правления императоров Веспасиана, Тита и Домициана были заложены огромный амфитеатр, называемый Колизеем, триумфальная арка Ги га, огромный дворец Флавиев и большой стадион, чьи формы еще и сегодня угадываются в архитектурном ансамбле Пьяцца Навона.

При императоре Траяне размеры Римской империи существенно увеличились; его грандиозные постройки, среди которых рынок, форум и колонна Траяна, производят даже в наши дни огромное впечатление.

Адриан ориентировался на греческое искусство, и при нем был воздвигнут Пантеон, грандиозное купольное сооружение, а также великолепный мавзолей (современный замок Святого Ангела). Каракалла и Диоклетиан обогатили городскую архитектуру роскошными термами, а Максенций — колоссальной базиликой.

Ее строительство завершил Константин, воздвигнувший и свою честь трумфальную арку, но в 330 году избравший столицей империи Константинополь. Западная Римская империя погибла вместе со свержением последнего императора в 476 году.

Победа христианства

Пережив жесточайшие преследования. христианство в IV веке обрело наконец государственное признание. Папской резиденцией стал Латеранскнй дворец возле храма Сан-Джованни. Над могилами мучеников возвели великолепные базилики, в том числе — Святого Петра и Святого Павла.

В эпоху Средневековья Рим. опустевший и обезлюдевший, утратил все свое значение, несмотря на попытку' возродить Римскую империю к жизни в НПО году, когда папа Лев III венчал здесь на императорство Карла Великого.

В XIV веке городом, где правил папа, стал Авиньон на юге Франции, и только в 1417 году, после Великого раскола. Ватиканский дворец близ собора Святого Петра стал единственной папской резиденцией. После этого город снова превращается в Caput Mundi (глава мира).

и его блеск и величие выражаются в строительстве нового собора Святого Петра. По заказу пап Микеланджело и Рафаэль, архитекторы Мадерна. Борромини и Бернини, живописцы Караваджо, Карраччи и Ренн создавали здесь в XVI— XVII веках церкви и дворцы, площади и фонтаны, картины и скульптуры.

Барочную радость жизни можно почувствовать и сегодня у лестницы на Пьяцца де Спанья, у фонтана Треви и на Пьяцца Навона.

Не в один день строился «вечный город»! Об этом с особенной наглядностью свидетельствуют — в Ватикане, в музее Терм, на Вилле Джулия, в Кап иго лийских музеях или на Вилле Боргезе — грандиозные коллекции произведений искусства, собранные за две с половиной тысячи лет.

Древний Рим и его наследие: культура королевства вандалов

Наследие Рима. Символы Италии

В 429 году вандалы короля Гейзериха переправились через Гибралтар и вторглись в африканские провинции Рима. К 442 году королевство вандалов заняло большую часть бывших римских владений. Африканские провинции империи были богатым регионом, где стояли большие города, и развивалась культура.

Развитие римской Африки после завоевания не прервалось. Продолжали существовать города и усадьбы. Вандалы переняли привычки провинциальных римских аристократов. Современники писали об их пристрастии к роскошной одежде, изысканной кухне, баням. Их время заполняли званые обеды, походы на ипподромы, где проходили колесничные гонки.

Завершив завоевание, Гейзерих даровал своим соратникам земельные владения. После этого король и его наследники были заинтересованы в мирных отношениях с римским населением. Новая власть давала римлянам возможности получать высокие посты. В конце V столетия проконсулами Карфагена были Викториан и Пацидей. Римляне служили при королевском дворе.

Варварские королевства. (dandebat.dk)

В упадок пришли семьи, бывшие самыми влиятельными перед завоеванием. Им на смену выдвинулись выходцы из фамилий, остававшихся ранее в тени, а также младшие ветви семей «старой» сенатской знати.

Большинство имен ученых, поэтов и богословов вандальской эпохи — христианские. Среди них нет ни одного чисто германского, но завоеватели могли принимать христианские имена. В любом случае, германцы не были равнодушны к культурной жизни. Они учили латынь, язык завоеванных. Грамматик Фелициан, живший во времена королей Гейзериха и Гунериха, преподавал свою науку детям вандалов.

Накануне завоевания Северная Африка была одним из самых культурных регионов империи. В городах функционировали школы грамматики, в сельской местности — школы, где учили основам письма. Они продолжали работать и после завоевания. После них желающие могли продолжать обучение в области медицины или права.

Интеллектуальная жизнь образованных римлян королевства не затухала. Поэты посылали друг другу свои произведения, обменивались мнениями о них. Известно, что поэт Люксорий составил книгу эпиграмм по совету своего друга грамматика Фауста. Другой его знакомый, Коронат, посвятил Люксорию свой трактат о свободных искусствах.

В Северной Африке кипела интеллектуальная жизнь. Расцвета она достигла во времена короля Трасамунда, правившего в 496−523 годах.

Стихи поэтов, писавших на латыни, вошли в сборник «Anthologia Latina». Его открывают стихи и отрывки из поэм классиков римской поэзии, авторов эпохи империи. Но основная часть сборника — произведения около 100 поэтов, живших во времена королевства вандалов. Предположительно сборник был составлен при дворе Трасамунда.

Первым королем, которому римляне посвящали стихи, был Гунерих. Больше всего похвал от римлян получил четвертый король из династии Гейзериха Трасамунд. Поэт Флоренций написал гекзаметром стихотворение в честь первого года правления Трасамунда. Поэт прославлял в стихах такие качества монарха, как благочестие, мудрость, достоинство, ум.

Панегирики ценили не только короли, но и аристократы завоевателей. Поэтому сохранились стихотворения, посвященные знатным вандалам. Тот же Флоренций написал позже панегирик родному Карфагену, где хвалил его как город ученых занятий и выдающихся учителей.

Руины римской виллы в Северной Африке. (Wikimedia Commons)

Поэт Люксорий писал панегирики не только королям, но и знатным вандалам Фридамалу и Блумариту. Он хвалил пышные празднества, проходившие на вилле Блумарита. Всего сохранилось 91 стихотворение Люксория. Это панегирики королям и аристократам, обработки мифологических сюжетов, любовная лирика и эпиграммы.

Поэт Феликс в стихах прославлял короля за строительство бань в городе Алиане на берегу Средиземного моря. Стихи написаны элегическим дистихом и гексаметром. Одно из них представляет собой акростих на имя Трасамунд в латинском написании (Thrasamundus).

Два других стихотворения представляют собой мезостих (где новое слово образуют буквы из середины строк стихотворения) и телестих (где слово образуют последние буквы строк). Все вместе акростих, мезостих и телестих создавали фразу: «Трасамунд обновляет воду».

Предпоследний король вандалов Хильдерик прекратил преследовать ортодоксов. За это монарх удостоился новых похвал Люксория.

Королевство вандалов и поэт Драконций

Драконция считают последним поэтом Античности и первым поэтом Средневековья. Первая часть поэмы «Хвала Господу» пользовалась популярностью у средневековых книжников. В частности, ее высоко оценил живший через сто лет Исидор Севильский. Раздел поэмы о сотворении мира был опубликован в VII веке в вестготской Испании. В 1791 году ученые обнаружили полный текст «Хвалы Господу».

О самом Драконции известно крайне мало. В одной из рукописей с его поэмами приведено его полное имя — Блоссий Эмилий Драконций.

Та же рукопись называет его «славнейшим мужем» (vir clarissimus), высшим рангом сенатской аристократии, и уроженцем Карфагена. До вандальского завоевания он занимал должность при проконсуле Африки.

Тогда же он проявил себя как литератор и ритор и однажды читал свои произведения в Гаргилианских термах в присутствии проконсула.

Поэт благополучно пережил нашествие вандалов и сохранил высокое положение в обществе. Позже ему не посчастливилось навлечь на себя гнев короля Гунтамунда, унаследовавшего власть в 484 году. Драконций посвятил панегирик некому знатному и влиятельному иностранцу, которого король считал врагом. Адресатом панегирика мог быть император Зинон или остготский король Теодорих.

Кто-то донес на Драконция, и поэт оказался в темнице. Там он написал поэму «Хвала Господу». Это было произведения римлянина-ортодокса, живущего под властью короля-арианина. Драконций не побоялся отстаивать в ней ортодоксальное учение и даже назвать глупым священника Ария, основателя арианского учения.

Монета короля Трасамунда. (Wikimedia Commons)

В 496 году на трон взошел король Трасамунд, который освободил Драконция. Благодарный поэт прославил короля в новом панегирике. После этого имя поэта больше не упоминается в источниках.

Мифологические поэмы Драконция по-настоящему вернулись в мировую культуру только в начале XIX века. Среди них «Похищение Елены», «Медея» и «Трагедия Ореста».

Арианская ересь и ортодоксы: судьба Фульгенция Руспийский

История королевства вандалов была историей борьбы христиан-ортодоксов и ариан, которых поддерживали наследники Гейзериха. Каждый из правителей искал способы борьбы с ортодоксами и обращения их в арианство. Трасамунд обещал принимавшим арианство деньги, почести и должности. Также король пытался вести с оппонентами богословские споры.

Известным проповедником был и Фабий Клавдий Гордиан Фульгенций, более известный как Фульгенский Руспийский. Он родился в сенатской языческой семье около 468 года. Фульгенций получил классическое образование дома, а затем продолжил его в Телепте.

В 25-летнем возрасте Фульгенция принял христианство, а чуть позже — стал монахом. Около года он прожил отшельником. Многие города хотели, чтобы римлянин стал их епископом, но тогда действовал королевский указ, запрещавший епископские посвящения для ортодоксов.

В 508 году Фульгенций рискнул, несмотря на запрет, принять сан епископа Руспы. За это его и других ортодоксов сослали на Сардинию. Священник смог вернуться в Африку только после смерти Трасамунда в 523 году и прожил еще 10 лет.

Ян Брейгель, «Святой Фульгенций в пустыне». (Wikimedia Commons)

В 515 году Трасамунд ненадолго вернул епископа из ссылки для участия в религиозных дебатах. Король приготовил Фульгенцию несколько интересовавших его богословских вопросов. Епископ написал трактат, содержавший ответы на них.

Трасамунд приготовил новые вопросы для Фульгенция. Король приказал, чтобы епископу зачитали их только один раз. Епископ ответил тремя новыми трактатами, в которых защищал ортодоксальное вероучение. После этого Трасамунд отступил.

Фульгенций пробыл в Карфагене два года. За это время он написал еще несколько произведений. Среди них трактат против арианского епископа Пинты, трактат о Троице, адресованный предположительно поэту Феликсу, и псалом против вандалов-ариан.

***

Падение Западной Римской империи не уничтожило римскую культуру. В бывших провинциях Западной империи продолжали жить образованные римляне, которых поддерживали короли. VI век стал временем, когда жили и творили последние подлинно римские писатели, поэты и философы.

Капитолийская волчица – символ Рима

Наследие Рима. Символы Италии

Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina).

  • Легенда
  • Статуя
  • Памятник и копии
  • Символ Рима
  • Как добраться

Легенда

Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.

Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей храма Весты – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса.

Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в Тибре. Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался.

Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком.

Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском холме (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Пещера

В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца императора Августа, археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.

Установлено, что это место расположения известного с древности храма Луперкале (Lupercale, от латинского lupa – волчица), посвященного Ромулу и Рему.

Памятник античности — грот диаметром 7,5 и высотой 8 метров – обнаружили на 16-метровой глубине полузасыпанным землей.

Из-за опасности обрушения исследования велись с помощью зондов и видеотехники, но после работ, которые обошлись в 12 миллионов евро, некоторые участки открыли для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.

Статуя

Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем.

Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.

Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.

Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища.

Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века.

В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на Капитолий, в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Памятник и копии

Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея и мэрии города. Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:

  • в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором ;
  • они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
  • во многих городах Румынии — здесь она является символом культурного наследия;
  • около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
  • рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
  • в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.

Символ Рима

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.

Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Советуем посетить: экскурсию в Капитолийские музеи с лицензированным гидом в Риме и Ватикане Еленой Вязниковой

Как добраться

Капитолийская волчица в оригинале представлена во Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Он находится на Капитолийском холме рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia) и Римским Форумом (Foro Romano), ближайшая станция метро – Colosseo.

  • Официальный сайт Капитолийского музея: www.museicapitolini.org

↘️

Что означает герб Италии: изображение и история

Наследие Рима. Символы Италии

Герб Италии официально таковым не является. Это национальная эмблема, которая лишена традиционной геральдической структуры. Рисунок, придуманный в середине XX в., является синтезом новейших социалистических символов и деталей, известных с древности. Сегодня гербовый знак Италии свидетельствует о прошлом и настоящем демократической республики.

Изображение

  • Центральный элемент – белая пятиконечная звезда с красным контуром. Она изображена на фоне белой (серебристой) шестеренки.
  • Основные символы окантованы зелеными ветвями, которые перекрещиваются внизу. Если смотреть на изображение, то слева – олива, напротив – дуб.
  • Ветви перевязаны лентой красного цвета с надписью белыми буквами: «REPVBBLICA ITALIANA».

Значение

  • Белая звезда – оберег итальянской нации, бытующий со времен античности.
  • Шестеренка позаимствована из социалистической символики. В эмблеме она указывает на демократический строй Итальянского государства.
  • Оливковое дерево – знак мира. Дубовая ветвь напоминает о физической силе и мужестве нации. В совокупности растения ассоциируются с природой Апеннинского полуострова.
  • Надпись REPVBBLICA ITALIANA в переводе с итальянского языка означает «Итальянская республика». На эмблеме фраза написана в стилистике античного римского алфавита и указывает на многовековую историю страны.

Что означают цвета на гербе Италии:

  • Белый цвет символизирует свободу, справедливость и достоинство итальянского народа.
  • Зеленые оттенки напоминают о мире и надежде.
  • Красный цвет ленты ассоциируется с единством граждан Республики и любовью.

Итальянское королевство

Предшественник нынешнего национального символа – герб Итальянского королевства. Он существовал с 1860-х и представлен в 3 разновидностях: эмблема правящей Савойской династии, общегражданский и государственный гербы. Общим элементом в них был фамильный геральдический знак королевского семейства – красный гербовый щит с прямым серебряным крестом посередине.

Герб фашистской Италии

В 1929 г., после прихода к власти фашистской партии, государственный герб частично изменился. Исчезли львы-щитодержатели. На их месте появились фасции – связки прутьев, которые в Древнем Риме считались символом могущества. В XX в. они дали название фашизму.

После ареста фашистского лидера Бенито Муссолини в 1943 г. прежний государственный знак был возвращен.

Республиканский

Первый республиканский герб в Италии создан для профашистского государства Сало. Оно существовало на севере Апеннинского полуострова в 1943-1945 г. Основной элемент эмблемы – геральдический щит национальной красно-бело-зеленой расцветки. В центре присутствовал пучок фасций. На щите восседал золотой имперский орел – символ власти. После падения фашизма в 1945 г. герб Сало упразднен.

К современной версии

В 1946 г. итальянская монархия пала, и страна была объявлена демократической республикой.

Новая национальная эмблема выбиралась посредством общегосударственного конкурса. Основные правила для художников-участников – включение в рисунок пятиконечной звезды как символа итальянцев и отказ от политико-идеологической тематики конкретных партий.

1 версия герба была отобрана в 1947 г. Автор замысла – Паоло Пашетто, художник, декоратор и промышленный дизайнер. В центре эмблемы изображалась круглая башенная стена – старинный геральдический символ общества и государства. Над ним располагалась пятиконечная звезда с лучами. Ниже башни – волнистые линии, напоминавшие об окружающих Италию морских водах.

Рисунок был обрамлен оливковыми ветвями, перевязанными лентой. На ней написан девиз по-итальянски «Unit e Libert», что переводится как «Единство и Свобода».

Герб не получил всенародного одобрения, поскольку в нем отсутствовали символы трудового населения. Пашетто предложил новый вариант рисунка – с пролетарским фоном-шестеренкой. Он и стал современной эмблемой республиканской Италии.

Рисунок утвержден в качестве государственного герба в 1948 г. и с тех пор не менялся.

Факты

  • Герб и флаг Италии выдержаны в одинаковой зелено-бело-красной гамме.
  • Пятиконечная звезда появилась на первой государственной награде Итальянской республики – Ордене солидарности.
  • Контуры шестеренки по форме напоминают геральдическую башню, которая присутствовала на 1 версии эмблемы.
  • Растения на гербе иногда объясняются как символы итальянских регионов: олива отвечает за юг страны, дуб – за север. Официальная трактовка не предполагает такого разделения.

Топ-20 достопримечательностей Италии: фото, описание

Наследие Рима. Символы Италии

Италия – страна с богатым культурным наследием, в которой переплелись различные исторические эпохи и традиции. Венеция, Верона, Рим, Милан и т. д.

– каждый город содержит в себе огромное количество достопримечательностей, составивших золотой фонд наследия ЮНЕСКО.

Это страна для тех, кто поистине любит получать эстетическое наслаждение от архитектурных монументов, построенных по проектам знаменитых творцов различных эпох.

Пизанская башня

Знаменитая башня, известная своим наклоном (на данный момент угол составляет 3°54′), непроизвольно возникшим в ходе строительства. Она расположена на Площади чудес в старой части г. Пизы.

  • Является колокольней католического собора Успения Пресвятой Девы Марии.
  • По признанию ЮНЕСКО имеет статус объекта всемирного наследия.
  • Строительство сооружения длилось почти два века (с 1173 года по 1360-й).

  • Место, где были проведены знаменитые эксперименты Галилео.

Испанская лестница

Самое романтичное место среди достопримечательностей в Риме. Идеально для первого свидания, фотосессии молодоженов. Для туристов также представляет интерес площадь и фонтан Баркачча, расположившиеся у подножия.

  • Место съемок фильма «Римские каникулы».
  • Без людей сфотографировать лестницу практически нереально.

Колизей

Одно из немногих сохранившихся сооружений Древнего Рима, строительство которого датировано 72–80 годами н. э. Представляет собой амфитеатр, где проходили бои гладиаторов, морские сражения и иные зрелищные мероприятия.

  • Был построен трудом 100 тысяч рабов-иудеев.
  • В 217 году сильно пострадал от пожара, но был реконструирован.
  • В Средние века использовался как кладбище.
  • Является признанным в народе символом Рима.

Пантеон

Еще один памятник Древнего Рима, возведенный в 126 году н. э. Известен как храм всех богов или место, где поклоняются всем богам.

  • Знаменит своим архитектурным решением: 16 огромных монолитных колонн.
  • В Пантеоне погребены такие известные личности, как художник Рафаэль, итальянские короли Умберто I, Виктор Эммануил II.

Римский форум

Центр активности Древнего Рима. Здесь проходили общественные собрания, осуществлялась торговля. Сейчас это место – сосредоточение памятников архитектуры и истории, где можно посмотреть на сохранившиеся храмы, арки, базилики, Дом весталок и озеро Курция.

  • Место сосредотачивает в себе 9 храмов, 3 арки, 3 базилики и иные знаменитые сооружения.
  • На нем расположена Мамертинская тюрьма – с 6-го века до н. э. была местом заключения государственных преступников (сейчас работает как музей).

  • Здесь находится и знаменитый «Черный камень», где погиб основатель Рима – Ромул.

Триумфальная арка Константина

Символ победы Константина над римским императором Максенцием в 315 году. На арке изображены рельефы со сценами из жизни императора (покидает город, раздает деньги народу и др.

), символом победы – Викторией, а также нашлось место для солдат и пленных варваров.

  • Единственная римская арка, которая посвящена победе в гражданской войне.

  • Декор арки выполнен из элементов, снятых с других памятников (форум Траяна, статуя Коммода – сына Марка Аврелия и др.).

Пьяцца Навона

Центральная римская площадь и самое посещаемое туристическое место в городе, потому что:

  1. На ней ежедневно проводятся конкурсы, танцы, яркие карнавалы и ярмарки.

  2. Здесь можно найти изобилие дворцов, церквей и фонтанов.
  • Считается, что указание о строительстве площади дал сам Юлий Цезарь в 46 году до н. э.
  • Раньше была стадионом, где состязались гладиаторы.

  • На ней находится известный фонтан Треви.

Фонтан де Треви

Одна из самых знаменитых достопримечательностей Италии – большой и красивый римский фонтан. Главной фигурой сооружения является Нептун – повелитель морей и океанов (олицетворение воды), возвышающийся на раковине-колеснице. Последнюю тянут гиппокампы – морские лошади, олицетворяющие неспокойное море.

По бокам расположены богини здоровья и изобилия, а позади повелителя океанов стоят четыре колонны – символы времен года.

  • Считается, что, если кинуть в фонтан 1 монетку, это к возвращению в Рим, 2 – к любви, а 3 – к счастливому браку.
  • Деньги из фонтана поступают на счет Caritas – благотворительной организации, помогающей нищим.

  • В правой части фонтана есть трубочки влюбленных, испив из которых пара может навсегда сохранить светлое чувство друг к другу.

Везувий

Действующий и опасный вулкан, расположенный в провинции Неаполь. Сейчас он находится в спящем режиме, потому доступен для туристов, ведь с его высоты открываются прекрасные и живописные виды.

  • Извергался более 80 раз.
  • В 79 году погубил известные древнеримские города Помпеи, Оплонтис, Геркуланум.
  • Последнее извержение датировано 1944 годом.

Помпеи

Город Древнего Рима, погибший от извержения вулкана Везувий в 79 году н. э. Сейчас представляет собой музей под открытым небом, где можно посмотреть на руины погребенного под вулканическим пеплом поселения.

  • Признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • До сих пор ведутся раскопки и реставрация.
  • Судьба города не раз получала отражение в кинематографе.
  • События гибели Помпеев изображены на известной картине К.

    Брюллова «Последний день Помпеи».

Голубой грот

Признанный символ итальянского острова Капри и его местная достопримечательность. Попасть в него можно только по морю, на лодке.

Вода в гроте имеет красивый лазурный цвет благодаря солнечным лучам, проникающим в пещеру, потому посещать его лучше днем.

  • Известен как личная купальня римских императоров.
  • На дно грота не удавалось погрузиться никому.

  • Вход в пещеру очень узкий, придется пригнуться, чтобы попасть туда на лодке (не для лиц, страдающих клаустрофобией).

Собор Святого Марка

Кафедральный собор, удивляющий взоры посетителей как внешним видом, так и внутренним убранством. Он является одним из немногих примеров византийской архитектуры в Западной Европе. Расположен на площади Святого Марка в Венеции.

  • Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Действующий храм, где проводятся богослужения.
  • Обладает статусом базилики (титул особых храмов, который присваивается Папой Римским).
  • В нем хранятся мощи апостола Марка.

  • Содержит огромное количество византийских памятников и предметов искусства, вывезенных из Константинополя в рамках крестовых походов.

Дворец дожей

Одна из главных достопримечательностей Италии, а конкретно – Венеции. Особенность здания в его архитектуре – кажется, что оно перевернуто вверх ногами, а элементы фасада не связаны между собой.

  • Дворец был местом, где заседал Верховный суд, тайная полиция и Большой совет.
  • Здесь находится знаменитая «Золотая лестница», по которой проходила вся знать Италии, внесенная в «Золотую книгу».

Остров Бурано

Маленький остров, находящийся недалеко от Венеции.

Он притягивает туристов благодаря производству кружев и разноцветным зданиям (каждому строению вместе с адресом присвоен цвет, который не должен повторяться с другими домами).

  • На острове находится всемирно известный Музей кружев.
  • На улицах Бурано можно найти необычный дом (многоцветный).
  • Весь остров можно обойти за 7–10 минут.

Королевский дворец в Казерте

Представляет собой загородный дворец неаполитанских королей. Известен своими огромными масштабами (1200 комнат, 61 тыс. м2) и богатым внутренним убранством, напоминающим официальную резиденцию испанских королей в Мадриде.

  • Присвоен статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • На территории дворца разбит самый большой регулярный парк в Италии.

  • Место получило известность благодаря съемкам известных голливудских и итальянских фильмов («Звездные войны», «Код да Винчи», «Миссия невыполнима» и др.).

Дом Джульетты

Находится в итальянском городе любви – Вероне. Считается, что это дом знаменитой девушки из трагедии Шекспира.

В памятнике есть три места, привлекающие туристов: знаменитый балкон, где состоялось признание Ромео, арка желаний и статуя Джульетты.

  • На стену арки желаний принято клеить записки с именами возлюбленных – для долгих и счастливых отношений.

  • Статуя Джульетты также не осталась без поверий: если потереть ее правую грудь, то это принесет счастье в любви.

Сады Боболи

Знаменитый парк итальянского города Флоренции. Является наследием 16-го века и музеем садовой архитектуры под открытым небом.

Эта достопримечательность Италии очень понравится людям, которые любят растения и красивую архитектуру.

  • Занимает огромную площадь в 4,5 га.
  • Являлся резиденцией олигархов – семьи Медичи.

  • В парке часто проходят музыкальные и театральные представления.
  • Привлекает обилием зелени, но не цветов.

Галерея Уффици

Место для настоящих ценителей искусства. Знаменитый музей Флоренции хранит в себе оригиналы полотен Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. величайших художников. В музее хранятся не только картины, но и оригиналы и копии знаменитых скульптур, коллекции драгоценностей, ваз, предметов старины и монет.

Гранд-канал

Огромный канал длиной в 4 км и глубиной 5 метров, протянувшийся в форме буквы S по всей Венеции. Благодаря Гранд-каналу и экскурсиям на лодках, каноэ, речных трамвайчиках город получил известность.

  • Историки полагают, что именно канал стал отправной точкой для зарождения города Венеции.
  • С одного берега на другой можно перебраться по 4 мостам, которые также являются памятниками местной архитектуры.

Миланский собор

Готический мраморный собор, известный своим богатым внутренним убранством, насчитывающим 3000 тысячи статуй.

  • Пятое по величине готическое строение мира.
  • Наполеон был коронован королем Италии в данном сооружении.

  • В соборе хранится гвоздь, который использовался для распятия Иисуса Христа.
  • Есть смотровая площадка, откуда открывается вид на весь город.
  • Строительство продолжалось около четырех веков (с 14-го по 18-й).

Это далеко не все достопримечательности Италии, однако именно вышеперечисленные позволят насладиться атмосферой этой чудесной страны.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.