Мониторинг развития конструктивной деятельности в доу. Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении. Мониторинг качества образования в ДОУ

Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении

Мониторинг развития конструктивной деятельности в доу. Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении. Мониторинг качества образования в ДОУ

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение.

Педагогическим мониторингом называют форму организации, сбора, обработки, хранения и распространения данных о деятельности педагогической системы.

Данная форма обеспечивает слежение за состоянием педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.

Результаты при мониторинге отслеживаются на трех уровнях: воспитатель, руководитель и родители, они же выступают его объектами.

От того, кто выбран в качестве объекта мониторинга зависит его вид, задачи и цели. Наиболее информативны и оперативны и отслеживаются в первую очередь параметры и характеристики процессов деятельности.

Затем осуществляют наблюдение, оценку и прогноз изменений в состоянии объекта.

Мониторинг является отличным от диагностики понятием, поскольку при диагностике деятельность направлена на исследование уже известного явления, которое достаточно описано и позволяет диагносту сопоставить данные о нем с полученной информацией. К отличительным особенностям мониторинга относят следующие:

  • Система отслеживания длится 1, 3, 5 лет;
  • Это специальная целенаправленная система, она планомерна и осознанна на каждом этапе педагогического процесса.

Во время проведения мониторинга все внимание направленно на характеристики педагогического процесса, на то с какими особенностями он протекает. Данная информация более оперативна и важна, нежели результативная. Исследования мониторинга позволили выделить ряд задач, которые определяют его сущность:

  1. за состоянием образовательной системы происходит непрерывное наблюдение, насколько позволяет компетенция, при этом о ней можно получить оперативную информацию;
  2. можно своевременно выделить изменения в системе образования, а также факторы, которые их вызвали;
  3. негативные тенденции в системе образования могут быть предупреждены;
  4. развитие самых важных процессов в образовательной системе можно краткосрочно прогнозировать;
  5. полнота реализации и оценка эффективности методического обеспечения образования.

Учитывая тот факт, что при мониторинге осуществляется непрекращающееся наблюдение за процессом образования, перед ним выдвигают несколько организационно-методических требований:

  • Форма и набор показателей мониторинга должны быть постоянными и органичными на протяжении заданного отрезка времени;
  • Показатели по возможности должны зафиксировать феномены процесса образования, которые уже глубоко изучены и могут адекватно отразить уровень качества образования;
  • Показателям при управлении качеством образования должен быть присущ оценочный характер;
  • Не реже одного раза в год используемый набор показателей должен быть скорректирован.

Получается что мониторинг это целостная система, которая реализует множество функций.

Аспектами мониторинга, по мнению Н.П. Тропниковой являются следующие:

  1. непрерывность (данные собираются постоянно);
  2. диагностичность (существуют критерии или модели, с которыми сравнивают текущие состояние объекта, процесса или системы);
  3. научность (отслеживаемые параметры и модели обоснованы);
  4. обратная связь (объект мониторинга проинформирован о результатах, поэтому есть возможность в отслеживаемый процесс внести коррективы).

Получение информации.

В системе образования особое значение для проведения мониторинга имеет распространение информации.

При этом важность различных инструментов влияния на принятие решений, к которым относят информирование социума, формирование общественного мнения, не отрицают, но и не называют основными для проведения мониторинга.

При мониторинге также учитывают мнение образовательного учреждения и системы образования, его выражают руководители.

Этап получения данных исследования граничит с их анализом, а между ними находится этап обсуждения с администрацией результатов мониторинга.

Этот «средний» этап нуждается в исполнении, поскольку существует требование к рассмотрению полученной информации в дальнейшем и ее использование на практике.

Обсуждение не может называться научным способом добычи информации, но оно очень ценно для мониторинга.

При мониторинге в образовании следует предусматривать некую систему распространения информации, которая является сложной, но надежной. Связанно это с двумя группами способов проведения мониторинга:
  1. сбор информации, фиксация текущих данных;
  2. учет полученной информации, принятие управленческих решений, регуляция педагогического процесса.

Учитывая вышесказанное, можно выделить актуальность применения мониторинга в образовательном учреждении, это:

  • Определение результативности и успешности того, как протекает образовательный процесс;
  • Педагогов обучают самооценке и самоанализу своей деятельности в процессе образования;
  • Качество состояния процесса образования управляется целесообразно;
  • Прогнозируются перспективы развития объектов/субъектов процесса образования.

Мониторинг качества образования в ДОУ.

Рассматривать определение педагогического мониторинга следует с качества образования, оно является характеристикой образования – совокупностью свойств, которые способствуют удовлетворению потребностей в образовании и отвечают интересам общества.

Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении имеет цель сформировать целостное представление о качестве всей системы образования.

При этом качество образования рассматривается в виде обобщенной меры эффективности системы образования в ДОУ, она проявляется в способности предоставить комплекс услуг, которые бы отвечали запросам и ожиданиям потребителей и требованиям нормативных документов (законов).

При анализе информационной базы мониторинга качества образования были выявлены его специфические особенности, которые происходят на этапах сбора и оценивания информации. Изучают не всю доступную информацию, а лишь ту, которая поможет создать полную картину качества образования, которое обеспечивает дошкольное учреждение.

Этапами сбора информации являются:

  • Выявить скрытые резервы и потенциальные возможности каждого педагога и всего коллектива;
  • Выявить условия, при которых реализуются выбранные технологии и программы;
  • Определить способности, интересы, уровень развития детей, педагогов, коллектива;
  • Оказать помощь педагогам в освоении исследовательской деятельности;
  • Способствовать творческому развитию личности, педагогам помочь овладеть самодиагностикой своей профессиональной деятельности.

Эффективность воспитания определяется выполнением следующего алгоритма:

  1. определить цели и задачи обучения;
  2. подобать критерии для определения результата;
  3. выбрать методику обучения;
  4. подготовить диагностический инструментарий;
  5. исследовать испытуемых;
  6. обработать результаты изучения и интерпретировать их;
  7. провести анализ, оценку результатов и обсудить их.

В педагогической науке диагностика эффективности деятельности ОУ считается достаточно новой областью, но уже существует множество диагностических методик.


Система мониторинга.

Мониторинг качества образования в ДОУ проводится с применением системы, состоящей из 4 блоков:

  • Качество процесса образования;
  • Качество обеспечения ресурсами;
  • Качество управления;
  • Качество результатов работы.

Эти блоки вместе с множеством элементов, которые входят в их состав, это носители качества образования. В его структуре выделяют интегральные свойства характеризующие качество в виде целостности его простых и составных элементов.

К ним относят: системность, адаптивность, ориентацию на личность и деятельность, направленность на гуманитарию и культурологию, надежность, непрерывность, эффективность, оптимальность, функциональность.

Кроме того, структура качества образования включает в себя качество дидактической направленности деятельности детей (конструирование, игры), качество форм организации жизнедеятельности (развлечения, занятия), качество самостоятельной деятельности.

Чтобы изучить и оценить качество образования, используют группу показателей, они ограниченны в количестве, но их совокупность позволяет исследовать в полной мере объект мониторинга. Показатель рассматривают как характеристику определенного аспекта свойства качества.

Методическая работа на основе диагностики.

Чтобы оптимизировать управление ДОУ, необходимо повышать эффективность методической работы с педагогами.

Когда данный вид работы основан на диагностике, то появляется возможность оптимизировать педагогический процесс, поскольку такая основа предполагает детальное изучение потребностей и детей, и родителей, возможностей каждого воспитателя и всего коллектива, а это позволяет определить самый эффективный комплекс форм, приемов и методов методической работы, которые повышают педагогическое мастерство, профессиональную квалификацию, стимулируют творчество педагогов.

Низкий уровень качества образования может иметь несколько причин: недочеты в подготовке воспитателей, отсутствие взаимодействия с родителями, устаревшая программа образования, методики и технологии работы с детьми, или бессистемный набор новаций, и т.д. Главным направлением методической работы является выявление этих причин, консультации и конкретные рекомендации воспитателям, разработка плана реализации повышения качества образовательных услуг ДОУ.

Изучая педагогическую деятельность воспитателя, необходимо оценить его умения организовать и проводить разные виды деятельности детей (трудовую, игровую, художественную и театральную), умения развивать речь, качества и умения для общения с дошкольниками.

Повышению квалификации воспитателей способствует информация о научно-теоретических знаниях. Воспитатель должен понимать, что диагностика педагога это теоретический фундамент для реализации практической деятельности.

Диагностика развития дошкольников должна подвергаться корректировки методиста, а воспитатель должен иметь представления о диагностике педагогического процесса.

Творчество и свобода воспитателей должна как поощряться, так и корректироваться.

Современные воспитатели должны овладеть методами психологической и педагогической диагностики развития, изучения педагогической культуры родителей, самодиагностики своей профессиональной и психологической деятельности; умениями оценить условия, в которых пребывают дошкольники.

Журнал Педагог |

Мониторинг развития конструктивной деятельности в доу. Мониторинг в дошкольном образовательном учреждении. Мониторинг качества образования в ДОУ

Бородина Ксения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мадоу дс № 32
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: “Система мониторинга в ДОУ как средство управления качеством образовательного процесса”
14.11.2021
Раздел: дошкольное образование

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В ДОУ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

АННОТАЦИЯ: В статье подчеркивается необходимость мониторинга

качества образования, направленного на выявление степени соответствия

результатов деятельности образовательного учреждения современным

стандартам и требованиям, обозначены основные позиции, определяющие

подходы к разработке системы мониторинга в дошкольном учреждении.

Раскрывается алгоритм создания программы мониторинга, требования к

мониторинговым процедурам и условия эффективной реализации

мониторинга в детском саду, методы мониторинга, значимость итоговой

информации -оперативной и стратегической – для принятия управленческих

решений. Подчеркивается роль командной работы для комплексной оценки

качества образовательных услуг и своевременного предотвращения

неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном образовательном

учреждении.

Ключевые слова : система мониторинга, качество образования , оценка

качества образовательных услуг

В современных условиях развития системы дошкольного образования к

руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются

большие требования. Динамично меняющийся социум обязывает их быстро

реагировать на происходящие изменения, анализировать создавшиеся

ситуации, адекватно на них реагировать и не менее важно уметь составлять

прогноз, отраженный в программе развития учреждения.

Для обоснованного руководства необходимо иметь объективную картину

состояния управляемой системы и всех изменений, происходящих в ней, т.к.

важно обеспечивать обратные связи между управляющей и управляемой

системами (связи функционирования).

Решая задачи сегодняшнего дня, руководство должно четко определять

перспективные и оперативные цели, рассчитывать деловые связи и

отношения всех участников образовательного процесса – с одной стороны, и

имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.

Это представляется возможным при условии правильной организации

мониторинга качества образования.

Мониторинг качества образования – систематическая и регулярная процедура

сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг.

Проводится в целях развития учреждения, выявления результатов его

деятельности и определения их соответствия стандартам и требованиям

дошкольного образования, позволяет своевременно предотвращать

возможные проблемы.

Мониторинг в ДОУ связан с исследовательской и аналитической работой, с

выделением проблемных зон, на решение которых должен быть мобилизован

весь коллектив и предполагает обязательное составление программы. При

создании программы мониторинга в своем учреждении мы применяем

следующий алгоритм: – определение и обоснование объектов мониторинга; –

нахождение подходящих методов мониторинга объекта; -планирование и

осуществление процедуры мониторинга; – анализ, систематизация,

структурирование полученных материалов; – оценка и интерпретация

данных; – соотнесение с результатами предшествующих мониторингов; –

прогнозирование возможных изменений в объекте мониторинга; – принятие

управленческих решений.

Поскольку ДОУ представляет собой многоуровневый функциональный

организм, то и система мониторинга качества образования в нем динамично

функционирует по шести блокам:

1. Менеджмент и качество управления;

2. Качество учебного плана, образовательной программы;

3. Достижения воспитанников. Здоровье и здоровый образ жизни;

4. Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды;

Компетентность педагогов по всем направлениям, включая работу с семьями

воспитанников;

5. Культура образовательного учреждения, психологический климат;

6. Образовательные ресурсы ДОУ.

По каждому из перечисленных блоков информации составляются

технологические карты для сбора информации, ее анализа и принятия

управленческого решения. Определяется содержание информации, кто, когда

её собирает и где она используется.

Процедура мониторинга качества образования (МКО) в нашем ДОУ

обеспечивается:

– наличием стандартов – норм и требований (исходя из чего ставились цели и

с чем будут сравниваться полученные результаты);

– определенностью критериев оценки качества образовательного процесса и

показателей, позволяющих составить целостное представление о его

состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам);

– порядком сбора данных о качестве образования в ДОУ и научно

-педагогической экспертизой;

– оцениванием результатов принятых мер в соответствии с целями,

стандартами, нормами, за которыми следуют управленческие решения.

Мониторинг в ДОУ осуществляется на основе принципов: научности,

непрерывности, прогностичности, динамичности, междисциплинарности,

гуманизации, коллегиальности, описанными в пособиях по менеджменту и

маркетингу.

Важными условиями эффективной реализации мониторинга качества

образования в нашем ДОУ являются:

– компетентность в выделении объектов мониторинга качества, в организации

деятельности всех субъектов мониторинга;

– унифицированность форм предоставления информации по всем возрастным

группам;

– непрерывность, регулярность и своевременность сбора и предоставления

информации;

– оптимальность количества объектов мониторинга;

– обеспечение быстрой обратной связи.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся: наблюдение,

изучение продуктов деятельности, документации; тестовые задания в разных

формах; контрольно – оценочные занятия; собеседования с педагогами,

родителями и детьми; анкетирование; хронометраж режима и др.

Всю информацию, которую важно получить путем мониторинга, можно

разделить на оперативную и стратегическую.

Оперативная информация имеет своей целью выявление едва наметившихся

отклонений в управляемой системе, например, в образовательном процессе.

Это те данные, которые нужны руководителю для оценки работы учреждения

за день, неделю, месяц, полугодие.

Стратегическая информация включает данные об итогах года, аттестации

кадров, лицензировании и аккредитации всего учреждения, о выполнении

программы развития, приказов, инструкций и др.

В нашем дошкольном учреждении деятельность службы МКО обеспечивает

пять членов управленческой команды:

– заведующий ДОУ – общее руководство МКО и социологический

мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа (сбор

информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и

удовлетворённости в услугах ДОУ); кадровое обеспечение и др.;

– заместитель заведующего по воспитательно – методической работе –

педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и

результатов образовательного процесса ФГТ);

– заместитель заведующего по административно – хозяйственной работе

(мониторинг материально – технического обеспечения образовательного

процесса);

– старшая медсестра – медико – валеологический мониторинг (состояние,

положительные и отрицательные тенденции здоровья воспитанников:

заболеваемость, физическое развитие, состояние основных

функциональных систем и др.; факторы отрицательно влияющие на

самочувствие и здоровье детей и др.);

– педагог – психолог – социально – психологический мониторинг (система

информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на

изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за

системой коллективно – групповых и личностных отношений детского и

взрослого сообщества в ДОУ).

Осуществляются и другие виды мониторинга, функционирующие постоянно

или прекращающие своё существование после решения задач в учреждении

или в какой-то возрастной группе. В связи с этим, численность команды МКО

меняется. Так, иногда вводится в службу МКО учитель -логопед, воспитатель

по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, специалист по

кадрам и другие педагоги ДОУ. Это позволяет модернизировать структуру

управления, сделать её более демократичной.

Такая командная деятельность по управлению мониторинговыми

процедурами, направленными на изучение качества образовательного

процесса, даёт возможность всем субъектам мониторинга оценить качество

образования в дошкольном учреждении с разных точек зрения, провести

экспертизу собственной деятельности и деятельности подчинённых,

наметить пути коррекции и совершенствования. Кроме того, управление

мониторингом и использование мониторинговых данных способствует

профессиональному развитию субъектов службы МКО, каждого члена

коллектива образовательного учреждения, что находит своё отражение в

повышении качества услуг, предоставляемых населению.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.