Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов. Международно-правовой режим космических объектов

Международное космическое право

Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов. Международно-правовой режим космических объектов

Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

  • Суверенные государства;
  • Международные межправительственные организации;
  • Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.
  • Космическое пространство;
  • Небесные тела;
  • Искусственные космические объекты;
  • Космонавты;
  • Результаты практической космической деятельности.
  • Устав ООН;
  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; и др.

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:

  • На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
  • Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
  • При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
  • Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
  • Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.

Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов

Государство, за которым зарегистрирован космический объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем.

Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:

  • внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
  • нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.

Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.

Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам

Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну.  Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.

В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.

Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.

Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.

Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.

По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.

Правовой режим воздушного пространства

Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов. Международно-правовой режим космических объектов

153. Правовой режим воздушного пространства. Свободы воздуха

154. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

155. Понятие и принципы международного космического права

156. Правовой режим космического пространства и небесных тел

157. Правовой режим космических объектов и космонавтов

153. Правовой режим воздушного пространства. Свободы воздуха

Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В международном праве нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим.

Существует три вида воздушного пространствав зависимости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем – подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция поморскому праву 1982 г.).

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.).

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства – это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров.

Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.

(Чикагской конвенции) «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6).

Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:
  1. право регулярных полетов – основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;
  2. право нерегулярных полетов – основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.

154. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Впервые определение одного из видов незаконного вмешательства, совершаемого непосредственно на борту воздушного судна (незаконного захвата воздушного судна), было дано в Токийской конвенции 1963 года, которая определяет незаконный захват следующим образом: “…

когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете или когда намечается совершение такого акта”.

В 1970 году в Гааге была подписана Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

В соответствии со ст. 1 Монреальской конвенции 1971 года “любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

  • совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности воздушного судна; или
  • разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя; или
  • помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя, или причинить ему повреждение, которое Может угрожать его безопасности в полете; или
  • разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; или
  • сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции применяются во всех случаях, когда воздушное судно находится в полете над территорией иной, чем территория государства регистрации воздушного судна.

Согласно Гаагской и Монреальской конвенциям, устанавливать юрисдикцию в отношении преступления могут: государство регистрации воздушного судна; государство основного места деятельности или постоянного места пребывания арендатора воздушного судна, которое сдано в аренду без экипажа; государство, на чьей территории совершает посадку воздушное судно, на борту которого совершено преступление и еще находится преступник; либо иное государство, на чьей территории находится преступник или предполагаемый преступник.

155. Понятие и принципы международного космического права

Днем рождения Международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу – 10 октября 1967 г., когда была окончательно признана применимость принципов международного права к международному космическому праву.

Международное космическое право – это система основных принципов международного права, специальных принципов и норм, определяющих основы космического сотрудничества государств и правовой режим космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.

Принципы международного космического права. На международное космическое право распространяются общие принципы международного права.

Принцип равноправия государств применительно к космической деятельности означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.

Исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов независимо от степени их экономического или научного развития.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международном космическом праве означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Специализированные принципы международного космического права: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества.

Основная роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 г. нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права.

По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в др.

Также к договорным источникам международного космического права относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса.

156. Правовой режим космического пространства и небесных тел

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространст­ве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства — участники Договора осуществляют деятель­ность по исследованию и использованию космического простран­ства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111).

Таким образом, сферой применения международного права ста­новятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное — космическое — пространство. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что “космическое про­странство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению.

Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации при­родных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая экс­плуатация возможна.

Целями данного режима, в частности, бу­дут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, “справедливое распре­деление между всеми государствами-участниками благ, полу­чаемых от этих ресурсов. Вопрос о границе между воздушным и космическим про­странством договорно не урегулирован.

Сложилась обычно-пра­вовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100-110 км над уровнем океана. Надземное про­странство на уровне и выше пределов минимально низких ор­бит спутников не подпадает под суверенитет государств, нахо­дящихся под этим пространством и считается открытым космо­сом.

Государства — участники Договора обя­зуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массо­вого уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демили­таризованным.

157. Правовой режим космических объектов и космонавтов

Космический объект – это искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные и сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях. Право собственности на космические объекты и их составные части остается за ними во время их нахождения в космическом пространстве, а также и по возвращении их на Землю.

Космонавтом – членом космического экипажа считается гражданин государства, запускающего космический корабль и выполняющий определенные функциональные обязанности во время полета космического корабля или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле.

Космонавт находится под юрисдикцией государства регистрации космического объекта.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекат и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, а точнее – в полете, имея в виду также нахождение его над территорией другого государства.

Права собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, иные ценности могут принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности.

Государства также обязаны информировать Генерального секретаря ООН о случаях обнаружения космических объектов и в кратчайшие сроки возвращать их государству – владельцу космических объектов.

Части объектов, а также сами объекты, которые не имеют опознавательных знаков и которые не зарегистрированы должным образом, возврату не подлежат.

Правовой режим космического пространства и небесных тел

Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов. Международно-правовой режим космических объектов

Освоением космоса и его изучением человечество занимается давно.

Развитие международного космического права

Запуск первого искусственного спутника и развитие космического кораблестроения в СССР, подтолкнули другие страны обратить своё внимание на космос.

Создание регламентирования процессов, связанных с космосом и полётами к нему, стало просто необходимо.

Государства признали право мирных полётов в воздухе.
В конце концов, после запуска спутника в 1957 году была признана норма между государствами. Некое неписаное соглашение. После этого человечеству потребовалось 10 лет для прихода к Договору и его составлению.

Более того, международное соглашение является договорным. Так как именно на договорах основан международный правовой режим.

Основные правовые документы

Договор о космосе 1967 года является ключевым, и можно сказать, основным в юридических отношениях между государствами.

Так, в 1968 году был державы подписали Договор по спасению. Данный документ координирует все действия по спасению и возвращению космонавтов, а также космических объектов.

Стоит отметить, что при приземлениях или падении космических объектов наносится определенный вред и потери. Их возмещение контролирует Конвенция о международной ответственности, подписанная в 1972 году.

В 1976 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Благодаря этому соглашению и взаимодействии многих государств развиваются многие направления. Такие как космическая биология, медицина, метеорология, космическая связь и изучение самой природы космоса.

Космос как геополитическое пространство

Постижением космоса занимаются практически все страны мира. У каждого государства своё направление и свои цели.
Любые достижения в космологии тесно связаны с политической и экономической обстановкой стран.

В самом деле, отношения человечества и космоса относятся к геополитическим. Мы можем наблюдать, что освоение внеземной территории подразумевает не только его международное изучение, но и распределение сфер влияния.

Разумеется, вся стратегическая космическая зона выступает как элемент геостратегического пространства.

Россия, например, даже создала Главный центр разведки космической обстановки. ГЦ РКО является центром контроля космического пространства для своей страны.

Это целая система, которая необходима государству для расширения космической деятельности, противостоянию возможных противников. А также, помимо всего прочего, она оценивает космическую обстановку и служит для передачи информации.

Международные правовые организации

Безусловно, создание международных учреждений космического права стало крайне необходимым. Надо полагать, с целью контроля и развития космической деятельности и исследований.

ИНТЕЛСАТ

Между прочим, уже в 1964 году образовалась Международная организация связи через искусственные спутники Земли. Её работа охватывает более 120 государств. Цель и направление деятельности ИНТЕЛСАТ это создание и использование глобальной системы спутниковой связи.

Интерспутник

Притом, в 1971 году была организована Международная организация космической связи. Кстати именно она координирует работу по созданию и использованию системы спутниковой связи.

Международная организация морской спутниковой связи

Наконец, в 1976 году актуальным стал вопрос о морской связи, охране людей на море, а также работе судов и кораблей. С этой целью была создана данная организация.

Европейское космическое агентство

Образовали его в 1975 году. В общем, оно способствует развитию технических разработок и применению космических знаний европейских государств.

Наравне с государственными организациями появилось и начало развиваться коммерческое космическое право. В сущности, регулируется оно общим международным законодательством. Потому как государство несёт ответственность как за свою работу, так и за работу частных организаций.

Также существуют коммерческо правовые аспекты использования космического пространства.

Международная астронавтическая федерация

Сокращено МАФ. По правде, возникла одна из первых в 1950-1952 годах. Определенно, внесла важный вклад в правовой режим космического пространства.

Комитет по исследованию космического пространства

Говоря о космических организациях, нельзя не отметить КОСПАР. Создали это объединение в 1958 году. Его главная цель это развитие прогресса во всем, что связано с космическими исследованиями и космической техникой.

КОСПАР и МАФ являются неправительственными космическими объединениями. Но несмотря на это, их деятельность подчинена общей юридической природе космического пространства.

Без сомнения, создание и работа таких образований, а также разработанная система контроля космического пространства необходимы. Они способствуют развитию изучения космоса и международного правового режима.

Правовой режим космических объектов

Существует Конвенция о регистрации запускаемых в космос объектов. Важно, что её соблюдение обязательно.

Мировое право устанавливает принципы нахождения космических объектов в космосе и на небесных телах. Все державы могут запускать и размещать своих космонавтов, свои аппараты и оборудование на них. При этом запрещается устраивать препятствия для деятельности других государств.

Также стоит отметить, что проходит контроль выпущенных объектов и их возвращение государству, которому они принадлежат. Впрочем, мы уже говорили о подписанном Соглашении о спасении космонавтов.

Порядок такого контроля и регулирования установлен Генеральной Ассамблеей ООН и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Собственно говоря, давайте выделим несколько основных моментов: 1) космическое пространство и небесные тела открыты и свободны для научных опытов, разработок и использования для всех государств; 2) запрещается производить взрывы ядерного оружия; 3) разрешена деятельность междунациональных организаций; 4) использование только в мирных целях; 5) все космические объекты регистрируются; 6) полномочия на космические объекты сохраняются за государством; 7) расходы по обнаружению и возвращению космического объекта несёт государство, кому они принадлежат;

8)признание космоса территорией общего пользования.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.