Крепостное право в России: миф и реальность. Крепостное право (крепостничество) Обличающие крепостное право художественные произведения

Права и истинное положение крепостных в Российской империи | Интересные новости

Крепостное право в России: миф и реальность. Крепостное право (крепостничество) Обличающие крепостное право художественные произведения

Очень много разговоров о крепостном праве-но почти никто не понимает сути этого явления.Ведь по закону-да и по сути крестьяне крепились к земле,а не к помещику.

Зависимость от помещика при крепостном праве выражалась в отработки “барщины”-это три  дня в неделю согласно Манифест о трёхдневной барщине от 5 апреля 1797 года — законодательный акт российского императора Павла I, впервые со времени появления в России крепостного права юридически ограничивший использование крестьянского труда в пользу двора, государства и помещиков тремя днями в течение каждой недели и запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни. Манифест имел одновременно религиозное и социальное значение, поскольку запретил привлекать зависимых крестьян к работе в воскресенье (этот день предоставлялся им для отдыха и посещения церкви) и способствовал развитию самостоятельных крестьянских хозяйств. Манифест специально устанавливал, что оставшиеся три рабочих дня предназначались для работы крестьян в собственных интересах.                                                                                                                                                   

 Вопреки устоявшемуся мнению, крепостные крестьяне Российской империи помимо обязанностей имели ещё и определённые права. И хотя помещики частенько пренебрегали ими, зависимый люд всё же мог пожаловаться на хозяев в соответствующие инстанции и при благоприятном стечении обстоятельств рассчитывать на торжество справедливости.

И по Закону помещик не мог убивать и продавать крепостных БЕЗ ЗЕМЛИ-точнее наоборот-он могпродавать принадлежащую ему землю с ПРЕКРЕПЛЁННЫМИ к ной крестьянами .

Да и само Крепостное право или «закрепощение» (прикрепление к земле) крестьян в России складывалось постепенно, на протяжении более двух столетий и какого-либо единого «закона о крепостных» не существовало.

Закрепощение крестьян началось с ограничения в 1497 году их права перехода от одного землевладельца к другому, а завершилось податной реформой Петра I 1718-1724 годов, окончательно прикрепившей крестьян к земле.

По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).-но не более 3х дней в неделю.

Какие права были у крепостных?

Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.

До 1765-го крестьяне могли жаловаться на помещиков лично государю (позже только через местные власти). Так называемые государственные крестьяне — крепостные, трудящиеся на землях, принадлежащих императорской казне, не подчинялись помещикам.

Соборное уложение 1649 года лишило крестьян последней возможности получить свободу, так как давало помещикам право разыскивать «беглых» бессрочно.

Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.

В 1721 г. Петр I в одном из своих указов осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился «оную продажу пресечь; а ежели невозможно того будет пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями». Увы, но в этой ситуации распоряжение государя не имело результата: по-прежнему крепостных продавали, дарили, меняли…

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.

Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.

Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупиться из крепости и купить землю.

В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

 

Отвечаю на этот вопрос- 100% НЕЛЬЗЯ.Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.

Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.

Тем не менее, нельзя не упомянуть факт существования самого настоящего рабства в истории нашей страны, которое носило название «холопства».

Существовала эта категория несвободного населения в период с X-XI веков в Киевской Руси, и отменено холопство было лишь при Петре I.

В заключение, стоит сказать, что сравнение крепостного права и рабства проблематично, поскольку крепостничество (на примере России) не было однородным явлением, оно постоянно видоизменялось, в отличие от рабства в классическом его понимании.

Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.

Нормативные акты

Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором.

Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.

Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.

Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия.

Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля.

К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.

Создатели Соборного уложения не упустили из виду и ответственность помещиков за убийство прикреплённых к их владениям людей. В 71 статье XXI главы зафиксировано, что при непреднамеренном лишении жизни крестьянина, хозяин мог подвергнуться тюремному заключению.

В случае непредумышленного убийства чужого крестьянина, феодал был обязан восполнить потерю, отдав его владельцу своего лучшего крепостного вместе со всем его имуществом и семьёй, выплатить все задолженности убитого, и быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление.

Если же убийство крестьянина признавалось намеренным, то землевладельцу грозила смертная казнь.

Гуманистически настроенная Елизавета Петровна наложила мораторий на смертную казнь, и как следствие дворян-крестьяноубийц после осуждения клеймили и отправляли на каторгу. Позже Екатерина II поручила заниматься крестьянскими делами специально уполномоченному органу, наказав генерал-губернаторам строго следить за наказанием помещиков-самодуров.

При Александре I в 1817 году появился указ, по которому землевладельцы, уличённые в превышении своих властных полномочий над крестьянами, предавались суду, а их имения переходили под опеку государственной казны. В период с 1834 по 1845 годы по этому закону к суду было привлечено 2838 помещика, из которых 630 человек получили реальные сроки заключения.

Права крепостных

По мнению историка Бориса Миронова, крепостные крестьяне имели не только юридическое право пожаловаться на неправомерные действия помещика, но и активно пользовались этой возможностью.

Крестьяне могли поодиночке или коллективно восстать против барина и написать челобитную о его жестоком обращении с ними, которая становилась основанием для инициирования расследования. Зависимые люди могли выступать истцами и свидетелями на судебных заседаниях, и давать показания против помещиков.

И, несмотря на то, что судьи, всячески пытались смягчить приговор обвиняемым представителям высших сословий, далеко не всем хозяевам удавалось избежать законного наказания. Согласно статистике к середине XIX в.

число убийств крестьян, совершённых землевладельцами, практически сошло на нет, хотя в прежние времена наблюдалось довольно часто.

С разрешения барина предприимчивые крепостные могли беспрепятственно заниматься развитием собственного дела, выплачивая хозяину оговорённый процент с дохода. Встав прочно на ноги, эти люди, уже сами становились владельцами крепостных крестьян, а позже с согласия помещика могли выкупиться и перейти в более высокое сословие.

С конца XVIII века ограничения на деятельность крепостных снялись, а в начале XIX века им разрешили открывать лавки, заниматься торговлей (сначала розничной, а потом и оптовой) и устраивать мануфактуры.

В России появилась особая группа торгующих крестьян, многие из которых разбогатели и стали миллионерами. Они откупались от помещиков, переходили в другие сословия и часто давали стране целые династии купцов, предпринимателей и меценатов.

Немецкий автор Адольф Цандо, в своей книге «Состояние дел в России в 1850 году» писал, что в стране многие крепостные имеют «большие доходы», и среди крепостных Шереметьева, Воронцова-Дашкова, графа Уварова есть «немало фабрикантов», людей, владевших магазинами, фруктовыми лавками. Многие были миллионерами, а уж встретить «капитал в сто тысяч рублей можно было часто

Среди подобных личностей можно назвать бывшего крепостного графа Шереметева, Петра Гарелина, который, получив свободу, основал ситцевую фабрику и стал владельцем села Спасское с сотнями зависимых крестьян.

Савва Васильевич Морозов тоже был крепостным крестьянином помещика Рюмина, «пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим, ткачом-кустарем, который пешком ходил в Москву продавать свой товар скупщикам, затем владельцем мелкого заведения — раздаточной конторы — фабрики»[1]. В 1797 году Морозов открыл собственную шелкоткацкую мастерскую.

К 1811 году в его мастерской работало уже 10 станков, которые обслуживались 20 наёмными работниками. В год они выделывали до 200 кусков шелкового товара на общую сумму 1,2 тысячи рублей[2].

К 1821 году Савва Васильевич выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями.

 Сын крепостного -крепостной Никита Демидович Антуфьев работал среди тульских оружейников и был искусным мастером. Его знания отметил Пётр I и отправил кузнеца на Урал для строительства металлоплавильного производства — стране было нужно оружие.

Количество заводов и оружейных мастерских на Урале росло, с ними росло богатство семьи Демидовых, получивших фамилию по имени крепостного деда. Попасть в список богатейших людей Никите Демидовичу помешала безграмотность. В XIX веке род Демидовых отошёл от предпринимательства и влился в ряды европейской аристократии.

Пётр Елисеев был крепостным графа Николая Шереметева, занимался огородничеством, к 36 годам сумел сколотить небольшое состояние. Как пишет историк Алла Краско, обрести свободу и богатство ему помог счастливый случай: в 1812 году граф устраивал рождественский вечер, и гости были изумлены, когда им подали свежую землянику.

Удивленный граф пообещал выполнить любую просьбу садовника, и Елисеев попросил вольную для себя и близких. Тот час же перебравшись в Петербург, он занялся мелочной торговлей, к осени открыл лавку, где стал продавать вина, фрукты, чай, кофе, и вскоре записался в купцы.

Дальше — больше: начал сам поставлять в Россию мадеру, херес, бордо и деликатесы. Торговля росла, пришлось прикупить склады, дом для специального магазина колониальных товаров. После смерти купца дело продолжили браться и сыновья. Они учредили «Торговый дом «Братья Елисеевы» с капиталом в 8 000 000 рублей, который вскоре стал именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

Камнерез Пётр Губонин был крепостным у помещиков Бибиковых. В 20 лет стал десятником на строительстве Брестского шоссе, затем облицовывал камнем цоколь Исаакиевского собора и московские набережные.

Заработав денег, купил вольную, стал купцом и приобрел каменоломню в Котельниках, начал делать жернова, точила, ступени. В 1866 году вместе с другими подрядчиками получил заказ на строительство Орловско-Витебской железной дороги длиной в 488 верст.

С его участием были построены дороги Москва–Брест, Балтийская, Лозово–Севатосполь, Уральская горнозаводская, Оренбургская. Его называли дорожным королем и о его миллионах ходили невероятные слухи. Свой капитал он пускал в дело и занимался благотворительностью, но любил и посорить деньгами.

 Алексей  Абрикосов-знаменитый кондитер,тоже был крепостным. Он откупился от барыни, уехал в Москву и начал дело, которое пошло столь хорошо, что в 1879 году было основано «Фабрично-торговое товарищество Абрикосова и сыновей», которое работает поныне и называется концерн «Бабаевский».

Абрикосовы владели магазинами, кондитерскими и поставляли лакомства ко двору императора. Между прочим, красивые коробки для конфет и обертки были придуманы Абрикосовым.

Фамилии фабрикантов и купцов из крепостных, можно перечислять долго: тут и Третьяковы, и Мамонтовы, и Бахрушины, и Прохоровы, в каждой губернии счет шёл на десятки.

Крепостное право (кратко)

Крепостное право в России: миф и реальность. Крепостное право (крепостничество) Обличающие крепостное право художественные произведения

Крепостным правом в российской истории принято называть совокупность государственных актов и законов, которыми крестьяне были закреплены к определённому земельному наделу, что фактически ставило их в полную зависимость от землевладельца. Основной сутью крепостничества было ограничение прав и свободы крестьян путём их «закрепления» за определённым феодалом. При этом, данное «закрепление» являлось наследственным.

Из этого следует, что крестьяне не имели права по собственной воле покинуть земельный надел. В противном случае (как правило, в случае поимки во время побега) его могли вернуть на место и жестоко наказать.

Соборное уложение

В царской России крепостничество набрало свою силу примерно к шестнадцатому веку.

Однако, первые документальные подтверждения этому явление историки нашли в Соборном уложении, принятом в 1649 году, которое официально закрепило на государственном уровне в России крепостное право.

Стоит отметить, что современные исследователи напоминают нам о том, что аналоги крепостного права существовали даже в первом славянском государстве. А это значит, что процесс закрепощения развивался не одно столетие.

Однако, в 1497 году было обновлено право перехода крестьянина от одного помещика к другому и с этого момента крестьянин мог перейти только в определённый законом срок за неделю и неделю после празднования дня Святого Юрия, которое приходилось на двадцать шестое ноября. Именно тогда заканчивались все сельскохозяйственные работы. При этом, крестьянин был заранее предупредить своего феодала о переходе, а также уплатить ему довольно большой откуп, составляющий один серебряный.

Установление заповедных лет

В 1581 году государство решило отменить и Юрьев день, установив вдобавок так называемые «заповедные лета», а после, в 1597 году феодалы получают право розыска и поимки беглых крестьян, которые массово начали покидать «свои» вотчины, отправляясь в южные области страны. Пятилетний срок розыска беглецов был официально назван «урочными летами».

Уже упоминаемое нами, принятое в 1649 году Соборное уложение вышло в период правления царя Алексея Михайловича.

Этот документ, по сути, представлял собой обновлённый свод законов, устанавливающих власть землевладельца над прикреплёнными к нему крестьянами, которые обязаны были до смерти работать на его земле.

Теперь крестьяне не могли не то что перейти к другому феодалу, но и даже отлучиться в город на заработки.

Согласно новым законам, при переходе земельных наделов от одного землевладельца другому, вместе с территорией передавались инструменты, имущество и крестьяне, что делало их фактически рабами своих хозяев. Кроме этого, дворяне обладали правом продажи своего крепостного крестьянина другому феодалу без земли.

Однако, проводя аналогии, стоит отметить, что крепостное право сильно отличалось от того же рабства. Например, новый феодал был обязан предоставить крестьянину надел и все необходимые вещи.

Кроме того, землевладелец по прежнему не имел власти над жизнью своих крепостных крестьян.

Говоря об этом, исследователи приводят историю помещицы Салтычихи, убившей своих крепостных, которая жестоко поплатилась за это.

С 1718 по 1724 годы вводятся преобразования, которая окончательно прикрепляет к земле крестьян, а в 1747 году землевладельцы уже имели право продать государству своих крепостных в рекруты или обменять их на товар.

В 1760 году дворяне получают ещё больше свободы по отношению к крепостным крестьянам. Отныне им разрешалось ссылать их за провинность на каторгу в Сибирь. Всего спустя семь лет в 1767 году крепостным крестьянам государство запретило подавать какие-либо челобитные на своих феодалов. А в 1783 году крепостное право устанавливается и на Левобережной Украине.

Таким образом, можно сделать выводы, что полная зависимость крепостных от их помещиков активно расширялась и развивалась, что, естественно, не могло не ухудшить ситуацию. Так, помещики стали распоряжаться крестьянами как куклами, женя их по своему усмотрению, продавая и ссылая на каторгу за малейшие провинности.

Таблица: этапы становления крепостного права

Этапы закрепощения крестьян

Отмена крепостного права

В период правления Петра Алексеевича Первого крепостное право продолжало развиваться. Такие выводы можно сделать, рассмотрев несколько законодательных актов того времени.

К ним относятся и ревизские сказки – комплекс документов, которые отражали итоги проведения ревизий податного населения страны, а также «имущество» дворян.

Кроме того, во время правления Петра появляется новый класс посессионных крепостных, которые прикрепляются уже не к земельным наделам, а к мануфактурам.

Стоит ли говорить, что, прежде всего, крепостное право было выгодным дворянству, но не государству, которое могло развиваться только отбросив этот пережиток прошлого. В итоге, крепостное право было отменено в 1861 году царём Александром Первым, за что его стали называть в народе Освободителем.

Дворяне-садисты: реалии крепостного права

Крепостное право в России: миф и реальность. Крепостное право (крепостничество) Обличающие крепостное право художественные произведения

В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала грамоту о запрете крепостных на верноподданичество, обозначив тем самым, что невольные люди не входят даже в ранг членов общества. Насилие над крепостными в России в XVIII веке было нормой.

К крестьянам относились как к домашнему скоту, женили по эстетическим соображениям (например, по росту — очень удобно и красиво), не разрешали удалять больные зубы, чтобы не потерялся «товарный вид» (объявления о продаже крепостных соседствовали в газете с заметками о продаже самовара, черемуховой муки, гончих собак и свиноматок). Бить подневольного можно было сколько душе угодно, главное, чтобы крепостной не умер в течение 12 часов. О самых главных злодеях эпохи — ниже.

Николай Струйский

Струйский был владельцем богатого пензенского имения Рузаевка. Согласно описанию в Русском биографическом словаре (РБС), помещик слыл в народе самодуром. Каждый день наряжался в стиле разных эпох и народов.

Обожал поэзию и сочинял стихи. По этому поводу даже открыл частную типографию на территории имения. Мемуаристы отзываются о нем как о чудаке-графомане. «По имени струя, ‎а по стихам — болото», — иронизировал Державин.

Но самым главным развлечением помещика были ролевые игры, в особенности уголовные. Струйский придумывал сюжет для «преступления», выбирал среди своих крестьян тех, кто будет обвиняемым, а кто — свидетелем, устраивал допросы и лично выносил приговор.

Наказания между тем были реальными. В подвале у Струйского располагалась коллекция орудий пыток, любовно собранная по свету. Также здесь была зона с «живым тиром». Жертвы бегали от стенки до стенки, издавая звуки уток, в то время как Струйский стрелял.

На счету «режиссера» и «поэта» — жизни около 200 крепостных.

Струйский остался безнаказанным. Умер после известия о смерти Екатерины II, «слег горячкой, лишился языка и закрыл навсегда свои глаза».

около 1000

У кавалерийского генерала Льва Дмитриевича Измайлова было две страсти: собаки и девушки. Собак у помещика было около семи сотен, и были они самых благородных пород. Если Измайлов хотел заполучить какого-то нового замечательного пса, то предлагал обмен на своих крестьян в любом количестве. В пьесе А. С.

Грибоедова «Горе от ума» в следующих словах Чацкого речь идет именно об Измайлове: «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг на них он выменял борзые три собаки!!!».

Жили измайловские собаки в царских условиях: у каждой — отдельная комната и отборная еда.

О том, что собак Измайлов почитает превыше людей, доказывает его диалог с камердинером, которому богатый самодур на возражение «нельзя сравнивать человека с бестолковой тварью» проткнул руку вилкой. Про своих же работников, спавших вповалку и евших кое-как, да к тому же лишенных права заводить семью, Измайлов говаривал так: «Коли мне переженить всю эту моль, так она съест меня совсем».

И. Ижакевич. Крепостных меняют на собак

Что касается второй страсти Измайлова, ее утолял личный гарем, в котором всегда было ровно 30 девушек, самым юным едва исполнилось 12.

Условия их проживания можно сравнить с тюрьмой: под замком и с решеткой на окнах. Выпускали наложниц только для прогулки в саду или похода в баню.

Когда к Измайлову приезжали гости, он непременно отсылал к ним в комнаты девушек, и чем важнее гость, тем те были моложе.

Слухи о злодействах помещика дошли до самого императора. В 1802 году Александр I написал тульскому гражданскому губернатору Иванову следующее: «До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы.

Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести». Губернские власти долгие годы вели следствие по делу Измайлова, но, благодаря своим связям и богатству, он остался, по сути, безнаказанным.

Только в 1831 году по Сенатскому докладу его имения взяты в опеку, а сам он признан невыездным из своих имений.

Количество крепостных во владении: неизвестно

Удивительно, что иностранцы, поступавшие на царскую службу, легко перенимали свирепый метод общения с крепостными, соревнуясь с соседями в беспощадности.

Одним из таких людей был русский генерал-аншеф Отто Густав Дуглас, шведский военный и российский государственный деятель, участник Великой Северной войны, генерал-губернатор Финляндии и губернатор Ревельской губернии.

Будучи на госслужбе, запомнился истории тем, что придерживался тактики выжженной земли, разоряя финские земли, и отправил в Россию «в рабство», по разным данным, от 200 до 2000 финских крестьян.

Н. А. Касаткин. «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка»

А наблюдая за извращенным садизмом «дворянской вольности», он создал свой собственный садистский почерк: спинной фейерверк. Сначала Дуглас не жалеючи бил кнутом крестьян, после этого приказывал присыпать их спины порохом, чтобы затем подойти к несчастным с горящей свечой и поджечь раны.

Было на его счету и убийство — правда, вроде как неумышленное, и не крепостного, а некоего капитана. За оное он был приговорен судом к пожизненному заключению, но, будучи любимцем Петра I, отделался трехнедельными работами в Летнем саду в Санкт-Петербурге.

около 600

«Мучительница и душегубица, которая бесчеловечно людей своих убивала до смерти» — такова характеристика Салтыковой из Высочайшего указа 1768 года. Фамилию «душегубицы» очень часто можно встретить не только в списке самых жестоких помещиков, но даже среди серийных убийц.

Овдовев в возрасте 26 лет, Салтыкова получила в свою полную власть шесть сотен душ в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. Возможно, именно гибель мужа повлияла на спокойную до тех пор барыню в совершенно кошмарном ключе.

Жертвами помещицы, по свидетельствам современников, стало от 75 до 138 человек.

С самого утра она шла проверять, как ведется хозяйство: постираны ли платья, помыты ли полы, чиста ли посуда. Салтыковой достаточно было заметить на полу залетевший из окна лист с яблони, чтобы начать избивать поломойку первым попавшимся под руку предметом. Когда уставала бить, призывала на помощь конюха.

Сама же сидела и, упиваясь, наблюдала за экзекуцией. Если провинившаяся выживала, ее полумертвую отправляли снова мыть полы. Салтыкова была нечеловечески изобретательна и беспощадна: обливала жертв кипятком, жгла им кожу раскаленными щипцами, выставляла голыми на мороз или отправляла сидеть в прорубь на часок.

Иллюстрация работы Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах»

Жалоб на неистовую хозяйку было множество, но связей среди должностных лиц и влиятельных людей у Салтыковой было еще больше. Всех доносчиков отправляли в ссылку.

Но двоим крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жен которых она убила, все же удалось передать жалобу императрице Екатерине II.

Около шести лет велось следствие, после чего помещицу приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и лишению дворянского рода.

В подлиннике указа Екатерина II вместо «она» написала «он», намекая, что Салтычиха недостойна считаться особой милосердного пола, и приказала всем в дальнейшем именовать Салтыкову местоимением «он».

по материалам moya-planeta.ru

Опубликовал: Василий Смирнов

Проблема крепостного права в литературных произведениях. Крепостное право в России: миф и реальность Обличающие крепостное право художественные произведения

Крепостное право в России: миф и реальность. Крепостное право (крепостничество) Обличающие крепостное право художественные произведения

В русской литературе не раз затрагивались проблемы, связанные с крепостным правом.

Целый ряд писателей направляли свои усилия, одни — в большей мере, другие – в меньшей, к тому, чтобы свершилось долгожданное событие: пали оковы крепостного права.

Иногда это были лишь косвенные указания на ужасное положение крестьянства во власти помещиков. В других же случаях именно крепостное право служило главной темой литературного произведения.

Первым по времени произведением подобного рода в русской литературе является книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Произведение это посвящено автором исключительно вопросу о положении крестьян и направлено всецело против крепостного права. Картина, нарисованная Радищевым, действительно, ужасна.

Но книга его оказалась написанной не ко времени, и автор лично поплатился за это. Еще почва не была подготовлена для подобного рода произведений, еще время не наступило для осуществления идеала Радищева – падения крепостного права. Радищев был по приказанию императрицы Екатерины II схвачен, подвергся допросу, но и здесь не отказался от своих убеждений.

Чтобы придать законную форму его осуждению, его обвинили в измене и сослали в Сибирь.

Судьба Радищева, должно быть, не одному литератору послужила грозным предупреждением, и после него долго не появлялось литературных произведений, направленных прямо против крепостного права. Тем не менее, против этого явления русской жизни высказывались, в более скрытой форме, все видные литераторы последующей эпохи. Этого вопроса коснулись Пушкин и Грибоедов, Лермонтов и Гоголь.

У Грибоедова, в «Горе от ума» в нескольких местах устами действующих лиц проявляется его отношение к крепостному праву. Отдельные выражения, затрагивающие положение дворовых, проскальзывают у Лизы, но на первом плане здесь нужно поставить рассказ Чацкого об обмене помещиком, спасавших ему жизнь крестьян, на борзых собак и о «распродаже поодиночке» «зефиров» и «амуров».

Пушкин также коснулся этого вопроса и высказался гораздо определеннее Грибоедова, став, конечно, в ряды противников крепостничества. Всем известны заключительные слова его стихотворения «Деревня»:«Увижу-ль я, друзья, народ освобожденный

И рабство, павшее по манию царя…»

В это время уже общество, вследствие событий на Западе, а также благодаря передовым умам и литературному влиянию, иначе уже относилось к крепостному праву и все более прониклось гуманным отношением к крестьянам и мыслью о необходимости освобождения их. Это отразилось и в позднейших произведениях Пушкина: Онегин, как человек, принадлежащий к просвещенным слоям русского общества, барщину «оброком легким заменил».

Уделял внимание вопросу о крепостном праве и Лермонтов. У него в «Странном человеке» прорываются сочувственные крестьянству ноты.

Немногочисленные упоминания о крепостном праве есть также и у Гоголя.

Лишь в немногих местах «Мертвых душ» касается он крестьянства, но здесь проявляет не раз сочувствие ему, как, например, при описании нищеты в деревне Плюшкина, в рассказе о том, как Коробочка продавала своих крестьянок, и особенно в размышлении Чичикова над списком мертвых душ. Здесь сам Гоголь говорит устами Чичикова, и проявляет глубокое сочувствие мужикам, глубокий лиризм при описании их судьбы.

Непосредственно к вопросу о положении крестьян подходит уже Григорович, современник Тургенева, лишь незадолго до появления «Записок охотника» написавший известную повесть «Деревня» и затем, в следующем году, «Антона Горемыку».

Здесь уже и темой и содержанием служит одно лишь крепостное право, изображение положения крестьян не является побочными штрихами, и замысел автора не скрывается им. Он открыто нападает на крепостничество, прямо объявляет себя его врагом. Но теперь уже ему нечего опасаться судьбы Радищева, с тех пор прошло уже полвека, и русская жизнь далеко ушла вперед.

Почва уже колеблется под ногами крепостников. И вот, в первые ряды их врагов, пожалуй, даже во главе нападающих на крепостное право становится Тургенев.

Общественное значение «Записок охотника» Тургенева

Тургенев глубоко проникся сознанием пагубности крепостного права, несправедливости его, жестокости и постыдности. Он не мог примириться с его существованием, ясно, определенно сознавал он необходимость отменить его и, побуждаемый этим сознанием, нанес ему чувствительные удары.

Прямым последствием такого образа мыслей и являлась знаменитая «аннибаловская клятва», клятва Тургенева самому себе употребить все силы на то, чтобы свалить еще только шатавшееся тогда крепостничество, которое для него являлось, по собственному его выражению, личным его врагом.

С целью лучшей реализации своего плана нападения Тургенев поселился за границей: издали лучше мог он, собравшись с силами, напасть на своего врага. И действительно, он совершил это нападение, и вылилось оно в форму «Записок охотника» — рассказов, вначале печатавшихся порознь в разных журналах, а потом изданных самим Тургеневым в виде сборника в двух частях.

«Записки охотника» — это и было выполнением «аннибаловской клятвы» Тургенева, и в громком протесте против господствующей позорной несправедливости – их общественное значение.

«Записки охотника» Тургенева оказали влияние не только на те слои общества, которые и без того склонны были к порицанию крепостного права.

Особенно важно отметить, что сам император Александр II, до того высказывавшийся против некоторых законов, облегчавших положение крестьян, впоследствии сказал, что после того, как он прочел «Записки охотника», его ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освободить крестьян.

Почему-то крепостное право ассоциируется у нас с историей Российской империи. Однако Россия была далеко не первой и не единственной страной в Европе, где возник порядок «прикреплять» крестьянина к земле. Мы решили узнать, где еще существовала барщина, и какую форму она принимала.

Крепостное право: причины возникновения

Под крепостным правом мы понимаем систему юридических норм, запрещавших крестьянам покидать земельные наделы, к которым они были «прикреплены».

Суть крепостного права заключалась в том, что крестьянин не мог отчуждать или менять этот земельный участок, и находился в полном подчинении у феодала (в России — помещика), которому разрешалось продавать, обменивать и наказывать крепостных.

В чем причина возникновения крепостничества? Во времена феодального строя начало интенсивно развиваться земледелие, которое наравне с трофеями, полученными в военных походах, стало источником существования знати.

Площади пахотных земель расширялись, но их нужно было кому-то обрабатывать. И тут возникала проблема: крестьяне постоянно искали лучшие земельные наделы и условия труда, а потому часто переезжали с места на место.

Владелец земли — феодал — рисковал в любой момент остаться без рабочих рук или с десятком крестьянских семей, которых было недостаточно для возделывания больших угодий. Поэтому знать, поддерживаемая монархами, запретила крестьянам менять место жительства, закрепив их за определенными участками земли и обязав возделывать их в пользу хозяина-феодала.

Изначально крепостное право появилось не в России, с которой оно прочно ассоциируется, а в странах Европы: Великобритании, Германии и Франции.

Далее мы расскажем, как крепостничество «шагало» по Европе, охватывая страну за страной и становясь похожим на обычное рабство.

Однако даже международное право того времени не подвергало сомнению правомочность крепостничества, принимая его как норму жизни.

Крепостное право в Европе

Формирование крепостничества в Европе началось в IX-X веках. Одной из первых стран, где дворянство решило «прикрепить» крестьян к земле, стала Англия. Этому способствовало крайнее обеднение крестьянства, вынужденного продавать свои наделы и соглашаться на любые условия феодалов, чтобы заработать хоть какие-то средства к существованию.

Права крепостных крестьян, называемых вилланами, были жестко ограничены. Виллан обязан был работать на своего хозяина (сеньора) круглый год, отбывая повинность всей семьей от 2 до 5 дней в неделю. Назвать конкретный год отмены крепостного права в Англии нельзя: смягчение отдельных его элементов проходило постепенно, начавшись с восстания Уота Тайлера, произошедшего в XIV веке.

Окончательное исчезновение признаков крепостничества в экономике Британской короны припадает на XVI век, когда овцеводство вытеснило земледелие, а феодальный строй сменился капиталистическим.

А вот в центральной и западной Европе крепостное право просуществовало намного дольше — вплоть до XVIII века. Особенно жестким оно было в Чехии, Польше и Восточной Германии. В Швеции и Норвегии, где ввиду суровости климата и отсутствия плодородных почв доля земледелия в экономике государства очень мала, крепостничества не было вообще.

Позже всего отмена крепостного права произошла в Российской империи, о которой пойдет речь далее.

Крепостное право в России: зарождение и развитие

Первые признаки крепостничества в России появились в конце XV века. В те времена все земли считались княжими, а крестьяне, обрабатывавшие их и несшие повинности перед удельными князьями, на тот момент еще были свободными и формально обладали правом оставить надел, перейдя на другой. Поселяясь на новом участке, крестьянин:

  • должен был платить оброк — арендную плату за пользование землей. Чаще всего она вносилась в виде доли урожая и составляла, как правило, четвертую его часть;
  • обязан был нести повинности, т. е. выполнять определенный объем работ для храма или местного князя. Это могла быть прополка, жатва, наведение порядка на церковном дворе и пр.;
  • получал ссуду и подмогу — средства на покупку сельхозинвентаря и скота. Эти деньги при переезде на другое место жительства крестьянин должен был вернуть, но из-за необходимости уплачивать оброк только немногим удавалось собрать необходимую сумму. Остальные попадали в кабалу, вынужденно оставаясь на прежнем месте и непроизвольно «прикрепляясь» к земле.

Поняв, насколько выгодно привязывать селян к земле, чиновники закрепили крепостное право в судебниках 1497 и 1550 годов. Закрепощение проходило постепенно.

Вначале был введен Юрьев день — две недели во второй половине ноября, когда крестьянам разрешалось переходить от одного помещика к другому, предварительно уплатив оброк и вернув ссуду.

В остальные дни перемена места жительства была запрещена.

Потом помещикам разрешали разыскивать и наказывать беглых крестьян. Поначалу предельный срок розыска составлял 5 лет, но постепенно он рос, а затем ограничения и вовсе были сняты.

На практике это означало: даже если через 20 лет боярин обнаруживал своего сбежавшего крепостного, он мог вернуть его и наказать по своему усмотрению.

Пиком крепостничества стал запрет Юрьева дня – с 1649 года крестьяне оказались в пожизненной кабале у помещиков.

Русским крепостным запрещалось подавать жалобы на своих хозяев, зато те могли полностью распоряжаться их судьбой: отправлять служить в армию, ссылать в Сибирь и на каторжные работы, дарить и продавать другим помещикам.

Единственное, на что было наложено вето, это убийство крепостных. Известен случай с помещицей Салтычихой (Дарьей Ивановной Салтыковой), убившей несколько десятков своих крестьян и понесшей за это наказание. Ее лишили звания столбовой дворянки и отправили отбывать пожизненное заключение в монастырской тюрьме, где она и умерла.

Крепостное право в России: отмена

Отмена крепостного права в России была неизбежна. Русские государи понимали: крепостничество мало чем отличается от рабства и тянет страну назад. Однако не могли одним росчерком пера изменить систему, складывавшуюся веками.

Реформы крепостного права начались при Александре I, одобрившем законопроект графа Аракчеева о постепенном выкупе крестьян за счет средств государственной казны. С 1816 по 1819 год крепостничество было отменено в прибалтийских губерниях Российской империи. Однако дальше дело у Александра I не пошло.

Кардинальная реформа отмены крепостного права произошла в 1861 году при Александре II. На подписание манифеста, дававшего крестьянам свободу, царя толкнули народные волнения, начавшиеся во время Крымской войны.

Власти, чтобы набрать рекрутов из селян, обещали тем освобождение от помещичьей кабалы, но слово свое не сдержали.

Это спровоцировало волну восстаний, прокатившуюся по России, в результате чего и было отменено крепостное право.

Реформа, по большому счету, не удовлетворяла ни помещиков, ни крестьян.

Первые теряли часть земель, поскольку государство обязывало дать крепостному вольную, наделив при этом земельным участком определенной площади, за который государство обязывалось выплатить компенсацию.

Вторые вроде бы получали свободу, но должны были еще 2 года отработать на помещика, а потом выплатить государству выкуп за полученный надел.

Но, как бы там ни было, реформа состоялась и послужила толчком к развитию в России капиталистического строя и, как следствие, — классовой борьбы .

Как проходила отмена крепостного права в России, смотрите в видеосюжете:

Забирай себе, расскажи друзьям!

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.