Конституционное право на получение информации. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти

Право обращения граждан в органы государственной власти

Конституционное право на получение информации. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Порядок обращения

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно.

При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения.

Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан.

В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа.

Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения.

Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление.

При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов.

В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей.

Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой.

Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти | ваш юрист

Конституционное право на получение информации. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ УСТНОМ ОБРАЩЕНИИ В ОРГАНЫ ВЛАСТИ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

Это право обеспечивается основополагающими международно-правовыми актами, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы.
Сегодня в России не существует единого нормативного правового акта, который бы создавал механизм реализации права граждан на информацию.

Статья 38. Право на получение информации

С моей точки зрения, по крайней мере, в отношении права на доступ к информации о деятельности органов власти устоявшееся в отечественной практике толкование, обусловливающее реализацию этого субъективного права принятием федерального закона, является справедливым.

Рассмотрены важнейшие положения законов и других нормативных актов, касающиеся правил информационных взаимоотношений государства и граждан.

Доступ к такой информации позволяет, с одной стороны, эффективно реализовывать гражданам свои права, с другой – влиять на деятельность органов власти, контролируя качество их работы и стимулируя совершенствование механизмов управления.

Настоящий закон универсален. Адресованные обращения граждан в госорганы, должностным лицам подлежат обязательному рассмотрению по правилам настоящего норматива.

Согласно закону обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государствен­ный орган, орган местного самоуправления.

48. Право граждан Российской Федерации на объединение

Нередко чиновники требуют при выдаче справки объяснить причины ее получения и указать место ее предъявления, обусловливая это необходимостью внесения соответствующей записи в справку и в книгу регистрации выдачи справок.

Указ 1993 года, изменения в который вносились вплоть до 1 сентября 2000 года, представляет собой, с одной стороны, характерный рецидив указного права, а с другой — декларацию, не предусматривающую конкретные механизмы реализации и ответственность. Кроме того, Указ почему-то не распространяет декларируемый им принцип информационной открытости на органы местного самоуправления.

На должностных лиц, признанных виновными в совершении указанных противоправных деяний, возлагается ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Так, например, если орган опеки и попечительства бездействует и не принимает мер по отношению к неблагополучной семье, не осуществляющей надзор за своими детьми, гражданин, проживающий по соседст­ву с такой семьей, вправе обратиться с заявлением в органы мест­ного самоуправления, указав на недостатки в работе органа опе­ки и попечительства.

Статья 8. Право на доступ к информации

Во все времена между государством и обществом существовала определенная правовая зависимость: государство издает законы, в которых выражает свою волю, общество и его граждане – эти законы исполняют.

Согласно Постановлению федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим Постановлением, и размещения их в информационных системах общего пользования. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ.

У проектов закона «О праве на информацию» — о его разработке говорилось еще в Указе Президента 1993 года — сложная судьба. В 1996 году в Государственную думу первым Президентом России Б. Н. Ельциным был внесен законопроект «О праве на информацию», разработанный рабочей группой под руководством профессора А. Б. Венгерова.

Это позволяет сделать вывод о не совсем удач­ной, по нашему мнению, формулировке, содержащейся в законе об обращениях.

Особенно важную роль имеет доступ граждан к правовой информации и информации о деятельности государственных органов власти. В связи с этим в нашей стране начато и продолжается формирование правовой системы, обеспечивающей доступ к правовой информации и информации о деятельности органов государственной власти.

Кроме того, в соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав формируются и функционируют избирательные комиссии субъектов РФ (ст. 23 указанного Закона).

В основе этой системы лежит Конституция Российской Федерации. Данная работа посвящена рассмотрению системы закрепления конституционных гарантий граждан на информацию. Как видно из изложенного, тема исследования представляется достаточно актуальной.

Однако к общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены обязательное наличие входят высшего должностного лица субъекта РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Статья посвящена анализу различных форм и способов реализации права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Раскрывается специфика каждой из форм, акцентируется внимание на отдельных проблемах.

4.5. Обращение граждан и их виды

Вот только самим библиотекам надо помочь приобрести соответствующую литературу, периодические издания, комплекты новых документов, вычислительную технику, оперативно и в полном объеме поставляющую информацию в самые отдаленные, «;медвежьи» уголки России. И это не благие пожелания, а насущная потребность нашего времени.

Сфера регламентации ФЗ-59 универсальная, затрагивающая все сферы деятельности госорганов и муниципалитетов, взаимодействия с ними граждан.

Право граждан на получение информации гарантировано ст. 24 и 29 российской Конституции. Наиболее существенная для граждан правоустанавливающая норма содержится в п. 4 ст. 29, которая гарантирует, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Организация работы с обращениями граждан: закон есть, но проблемы остаются

В целях правильной ориентации граждан в своих правах им следует знать, что правила реализации конституционных гарантий в данной сфере их взаимоотношений с представителями власти регулирует Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон N 24-ФЗ).

Следует подчеркнуть особую значимость этого права: оно выступает связующим элементом всей системы основных прав и свобод.

Закон также предусматривает получение информации за плату. Однако до сих пор получение платной информации из информационных ресурсов правительства г. Москвы затруднено — в частности, из-за отсутствия утвержденных базовых тарифов по предоставлению информации.

Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ 59 ФЗ

Осуществляя свою деятельность, человек осуществляет выбор, он выбирает между известными ему видами деятельности, причем основывает он свой выбор на ранее полученной им информации.

Граждане вправе обжаловать такие решения в суд» Лопатин В.Н. Информационные аспекты национальной безопасности. М.: Мысль. 1998 г. — с. 193.

Одним из важнейших прав граждан, являющимся, в свою очередь, еще и способом защиты иных прав, соблюдение кото­рых гарантировано законодательством, в демократической Рос­сии должно стать право на обращения в государственные орга­ны и органы местного самоуправления.

Информационное обеспечение территории и отдельных ее структур наряду с упорядочением потоков информации требует создания территориальной информационной системы и банков данных, располагающих оперативными сведениями о проживающем на данной территории населении, о зарегистрированных юридических лицах, данные земельного кадастра и т.д.

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, в п. 4 ст. 29 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Законодатель максимально широко сформулировал определение информации в аспекте рассматриваемого права, обозначив в то же время ее пределы. Не могут быть объектом права на С доступ к информации о деятельности органов власти сведения, обладателем которых орган не является, хотя и имеет к ним доступ.

Государство также создает механизм защиты основных свобод граждан через гарантированное конституционное право на непосредственное обращение в ведомственные структуры.

Таким образом, на анализируемое право распространяются нормы, регулирующие право на доступ к информации вообще. В то же время это право довольно подробно регламентируется внутригосударственными нормами, устанавливающими дополнительные гарантии.

Что регулирует и когда применяется

Управление обществом в обязательном порядке предполагает информированность государственных органов о соответствующих реальных процессах и явлениях» Агапов А.Б. Основы федерального информационного права России. М.: «Юристъ», 1995 г. — с. 120. Условия и порядок информационного обеспечения данных органов закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Ст. 1066.: «Информация… в силу непосредственного действия ст. 24 (ч.

2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты».

К сожалению, данный Закон, да и иные сопряженные с этой проблемой законы, не содержит ориентировочных нормативов о допустимом месте и надлежащем времени получения необходимой информации.

Граждане, их объединения (коммерческие и некоммерческие юрлица) вправе направлять обращения:

  • напрямую в органы власти, муниципалитеты, их руководителям;
  • в государственные, а также муниципальные организации, учреждения, непосредственно их должностным лицам;
  • в осуществляющие публично значимые для граждан функции организации (сюда относятся организации государственного транспорта, почта, организации здравоохранения, культуры, науки);

Правила распространения и получения информации, обеспечивающие доступ к ней, фиксируются как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Не все граждане имеют право сообщать о подобных нарушениях, это прерогатива собственников помещений проживающих в указанном МКД. На мое замечание, что это право любого гражданина РФ, специалист возмутился и сказал, мы можем не отвечать не ваше заявление. А я решил выяснить так ли это.

На какую информацию Вы имеете право? – Имеем право знать

Конституционное право на получение информации. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 1, ст. 2) дает следующее определение информации:

Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Объемное понятие «информация» включает в себя сведения в любой форме, в том числе в виде:

  • документа (бумажного или электронного),
  • изображения (фотографии, видеоизображения),
  • аудиозаписи,
  • сообщения в устной форме
  • и т. д.

Право на доступ к информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Чем ограничено наше право запрашивать и получать информацию?

Согласно ч. 3 ст.

55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это ограничение распространяется и на конституционное право на доступ к информации. То есть каждый вправе запрашивать и получать любую информацию, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

Какую информацию граждане вправе получать от органов власти?

Особого внимания заслуживает информация, которой обладают органы власти. Это социально значимая информация, и общественный спрос на нее велик.

Открытая официальная информация госорганов нужна для реализации и защиты прав граждан, а также для осуществления общественного контроля, что, в свою очередь, уменьшает коррупцию, повышает качество госуслуг и делает власть подотчетной, а значит, более ответственной и эффективной.

Доступ к такой информации регулируют два специальных закона:

  • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
  • закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Оба эти закона устанавливают презумпцию открытости официальной информации — граждане вправе получать любые сведения о деятельности органов власти, если доступ к ним не ограничен федеральным законом.

Какие органы власти есть в России?

Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

1) сведения об исполнительных органах власти;

2) сведения о судебных органах:

3) сведения о законодательных органах власти (см. разделы «Федеральное собрание» и «региональные органы государственной власти»).

Что понимается под «информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»?

В Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 1 ст. 1) есть определение:

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — это информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.

Таким образом, к «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относится любая информация, которой обладают органы власти или подведомственные им организации. При этом неважно, была ли эта информация непосредственно создана органом власти или поступила из внешних источников.

Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под это определение:

  • стенограммы выступлений руководителей органов власти на совещаниях, заседаниях коллегий, встречах на высшем уровне и т. п.;
  • протоколы заседаний;
  • отчеты органа власти о своей деятельности, в том числе отчеты о реализации целевых программ (вплоть до размера полученного финансирования и информации о его расходовании);
  • решения, принятые органом власти;
  • нормативные правовые и иные акты, изданные органом власти.

Приведем другие примеры. Это не так очевидно, но к информации о деятельности органов власти также относятся такие сведения:

  • налоговая декларация физического лица, поступившая в налоговый орган;
  • заявление о выдаче заграничного паспорта, поданное гражданином в отдел ФМС России;
  • устав юридического лица, хранящийся в регистрационном деле в налоговом органе;
  • протокол об административном правонарушении, составленный инспектором ГИБДД в отношении водителя.

Однако не следует забывать, что, в соответствии с федеральными законами (например с законом «О персональных данных»), доступ к информации органов власти может быть ограничен, если в ней содержатся личные сведения о гражданах.

Что понимается под «информацией о деятельности судов»?

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (п. 2 ст. 1) определяет информацию о деятельности судов так:

Информация о деятельности судов — это информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества, либо поступившая в перечисленные ведомства и относящаяся к деятельности судов.

Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов.

Иными словами, информация о деятельности судов — это любая информация, которой обладают органы судебной системы. При этом неважно, была ли эта информация подготовлена непосредственно судами или поступила из внешних источников.

Вот некоторые примеры сведений, подпадающих под понятие «информации о деятельности судов»:

  • судебные постановления (решения, приговоры, определения);
  • акты (приказы), изданные Судебным департаментом при Верховном Суде РФ или его управлениями (отделами) в субъектах РФ;
  • решения органов судейского сообщества (решения квалификационных коллегий судей, постановления совета судей и т. п.).

Кроме того, к информации о деятельности судов относятся такие сведения:

  • обращения, поступившие в судебные органы (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т. п.);
  • письменные доказательства, заключения экспертиз и иные документы, находящиеся в материалах судебных дел;
  • протоколы судебных заседаний;
  • судебная статистика;
  • протоколы заседаний органов судейского сообщества.

Граждане вправе запрашивать и получать любую информацию о деятельности судов, доступ к которой не ограничен федеральным законом.

Вправе ли граждане получать от органов власти ту информацию, которая непосредственно не затрагивает их права?

На практике органы власти часто отказывают гражданину в предоставлении информации на том основании, что запрошенные сведения непосредственным образом не затрагивают его права. Такой отказ нарушает право на доступ к информации.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятый в 2009 году, закрепил право граждан на получение от органов власти любой информации, доступ к которой не ограничен федеральным законом, а не только той, которая непосредственно затрагивает их права.

При этом гражданин не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации (ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологий и о защите информации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Если в этом разделе Вы не нашли ответы на интересующие Вас вопросы, предлагаем Вам ознакомиться с нашим методическим пособием «Доступ к информации в Российской Федерации», в котором подробно раскрыты все основные положения о праве на доступ к информации.

Если после ознакомления с пособием останутся еще вопросы — обращайтесь за помощью к нашим юристам, направив письмо по адресу question@svobodainfo.org.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.