Когда было введено местное самоуправление. Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Местное самоуправление в Российской Федерации

Когда было введено местное самоуправление. Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

В современном государстве, где властная организация и ее осуществление основываются на принципе разделения властей, неотъемлемой частью становиться местное самоуправление.

Принцип местного самоуправления позволяет обеспечить децентрализацию системы управления, что в конечном итоге приводит к тому, что система становится более гибкой и пригодной к обеспечению интересов общества на местах с учетом различных местных особенностей.

Замечание 1

Самоуправляющимся является общество, которым управляет коллектив профессиональных чиновников, если оно обладает следующими особенностями: синтез профессионально-властного управления и осуществления народом непосредственной демократии; предоставления гражданам средств для заявления и отстаивания своих интересов;заинтересованность органов власти в выявлении, согласовании и обсуждении социально значимых вопросов.

Наличие местного самоуправления является одним из важнейших демократических принципов. Он позволяет гражданам и различным административно-территориальным единицам самостоятельно и в собственных интересах управлять некоторой частью общественных дел.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Среди территорий, на которых граждане Российской Федерации могут реализовывать свое право на местное самоуправления, можно отметить города, сельские поселения, городские поселения, городские округа и иные муниципальные образования. Граждане имеют абсолютно равные права на осуществление местного самоуправления, независимо ни от каких критериев.

Замечание 2

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, имеют равный доступ к муниципальной службе, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Формы осуществления местного самоуправления гражданами Российской Федерации

Конституция Российской Федерации наделила граждан Рф правом участвовать в местном самоуправлении следующими способами:

  • местный референдум
  • муниципальные выборы
  • ание по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления
  • ание по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования
  • сход граждан
  • правотворческая инициатива граждан
  • территориальное общественное самоуправление
  • публичные слушания
  • собрание граждан
  • конференция граждан (собрание делегатов)
  • опрос граждан
  • обращения граждан в органы местного самоуправления
  • наказы избирателей

Особенности местного самоуправление в России

Местное самоуправление:

  1. Создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям.

  2. Способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и, в конечном счете, развитию муниципальной демократии.

  3. Обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

  4. Самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

  5. Осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Разграничение понятий «государство » и «местное самоуправление»

Говоря о местном самоуправлении, нельзя не сказать о том, что на первый взгляд государство и местное самоуправление кажутся схожими явлениями.

Однако, местное самоуправление представляет собой право граждан на участие в управлении общественными делами на местном уровне, а государство представляет собой гарант исполнения данного права граждан. Соответственно, они имеют разную правовую природу.

Государство как гарант обеспечивает гражданам реализацию их прав. Местное самоуправление, в свою очередь, не гарантирует никакой реализации и обеспечения прав, так как само по себе является правом, сочетающееся с некоторыми полномочиями.

Замечание 3

На данный момент местное самоуправление не относится к государственному управлению, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вопросы местного значения, выступая как публично властные предметы ведения муниципальных образований, не имеют государственной природы и не могут рассматриваться как государственные полномочия.

Органы местного самоуправления – это какие органы: структура системы муниципальной власти, когда введено понятие

Когда было введено местное самоуправление. Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов.

Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами.

Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным анием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • ание;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ

Когда было введено местное самоуправление. Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Авторы: В. Е. Чиркин

МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, са­мо­стоя­тель­ное (в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­на­ми го­су­дар­ст­ва) осу­ще­ст­в­ле­ние на­се­ле­ни­ем сво­ей пуб­лич­ной вла­сти по во­про­сам ме­ст­но­го зна­че­ния.

М. с. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но (ме­ст­ный ре­фе­рен­дум) или че­рез из­бран­ные на­ро­дом ор­га­ны (мэ­ра и др.). Оно не­раз­рыв­но свя­за­но с адм. де­ле­ни­ем тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва и с тер­ри­то­ри­аль­ны­ми пуб­лич­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми лю­дей, сло­жив­ши­ми­ся в адм.-терр. гра­ни­цах (в на­се­лён­ных пунк­тах, рай­онах и т. д.).

Тер­ри­то­ри­аль­ные пуб­лич­ные кол­лек­ти­вы в му­ни­ци­паль­ных и ре­гио­наль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях (ес­ли по­след­ние соз­да­ют­ся для М. с., а не яв­ля­ют­ся толь­ко адм.-терр. еди­ни­ца­ми с на­зна­чае­мы­ми свер­ху долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми) – са­мо­сто­ят.

пуб­лич­но-пра­во­вые об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые име­ют свою соб­ст­вен­ность, при­ни­ма­ют свой бюд­жет, са­ми ре­гу­ли­ру­ют во­про­сы сво­ей ме­ст­ной жиз­ни в пре­де­лах, ус­та­нов­лен­ных за­ко­на­ми го­су­дар­ст­ва (а так­же субъ­ек­тов фе­де­ра­ций в фе­де­ра­ци­ях). Ор­га­ны М. с. не вхо­дят в сис­те­му ор­га­нов гос. вла­сти.

Но они не изо­ли­ро­ва­ны от ор­га­нов го­су­дар­ст­ва – име­ют с ни­ми об­щие за­да­чи, вы­пол­ня­ют ак­ты, из­дан­ные ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва (субъ­ек­тов фе­де­ра­ции); ор­га­ны го­су­дар­ст­ва ока­зы­ва­ют по­мощь (в т. ч. ма­те­ри­аль­ную) ор­га­нам М. с.

и мо­гут по­ру­чить им вы­пол­не­ние не­ко­то­рых сво­их пол­но­мо­чий с пе­ре­да­чей не­об­хо­ди­мых для это­го ма­те­ри­аль­ных средств. Сис­те­ма М. с. – один из гл. фак­то­ров со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти го­су­дар­ст­ва.

В зарубежных странах

раз­ли­ча­ет­ся му­ни­ци­паль­ное и ре­гио­наль­ное М. с. Му­ни­ци­паль­ное са­мо­управ­ле­ние су­ще­ст­ву­ет в та­ких еди­ни­цах, ко­то­рые не де­лят­ся на др. му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния (обыч­но это не­боль­шие на­се­лён­ные пун­к­ты, но ино­гда и боль­шие го­ро­да, напр. Мар­сель во Фран­ции или Нью-Йорк в США).

Ре­гио­наль­ное са­мо­управ­ле­ние су­ще­ст­ву­ет в круп­ных еди­ни­цах, вклю­чаю­щих в свой со­став неск. не­боль­ших му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний ни­зо­во­го и ино­гда да­же ср. зве­на (напр., режь­о­ны во Фран­ции, вклю­чаю­щие де­пар­та­мен­ты, ко­то­рые со­сто­ят из ком­мун). Со­от­вет­ст­вен­но это­му в за­ру­беж­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ет неск.

сис­тем ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

В анг­ло­сак­сон­ской сис­те­ме (Ве­ли­ко­бри­та­ния, США, Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да и др.) жи­те­ли ма­лых по­се­ле­ний (об­щин, при­хо­дов обыч­но с на­се­ле­ни­ем ме­нее 150 чел.) ре­ша­ют ме­ст­ные во­про­сы на со­б­ра­ни­ях, где впра­ве го­ло­со­вать ли­ца, имею­щие из­би­рат. пра­ва.

Для ре­ше­ния те­ку­щих дел со­б­ра­ние из­би­ра­ет ста­рос­ту (су­ще­ст­ву­ют раз­ные на­зва­ния). В др. адм.-терр. еди­ни­цах из­би­ра­ет­ся со­вет и по ре­ше­нию на­се­ле­ния мэр или не­боль­шой кол­ле­ги­аль­ный ис­пол­нит. ор­ган.

Воз­мо­жен на­ём­ный управ­ляю­щий, оп­ла­чи­вае­мый со­ве­том.

В ро­ма­но-герм. сис­те­ме (не­ко­то­рые стра­ны кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пы) на ни­зо­вом уров­не в тер­ри­то­ри­аль­ных кол­лек­ти­вах (напр., в ком­му­нах во Фран­ции) из­би­ра­ют­ся со­вет и мэр. Мэр за­тем ут­вер­жда­ет­ся обыч­но ми­ни­ст­ром внутр. дел, и как гос. слу­жа­щий он ре­ша­ет во­про­сы гос.

зна­че­ния, воз­ни­каю­щие в ком­му­не. Но по су­ще­ст­ву мэр – гла­ва М. с. В вы­ше­стоя­щих тер­ри­то­ри­аль­ных кол­лек­ти­вах (де­пар­та­мен­ты, режь­о­ны) во­про­са­ми гос. зна­че­ния за­ни­ма­ют­ся чи­нов­ни­ки, пре­фек­ты, на­зна­чае­мые пра­ви­тель­ст­вом, а ме­ст­ные во­про­сы ре­ша­ют вы­бор­ные со­ве­ты и их вы­бор­ный ис­пол­нит.

ор­ган – пред­се­да­тель со­ве­та.

В лат.-амер. сис­те­ме на­се­ле­ние в му­ни­ци­пи­ях (есть иные на­зва­ния) от­дель­но из­би­ра­ет со­вет и пре­фек­та (ре­ги­до­ра и др.), но за­тем пре­фект по долж­но­сти ста­но­вит­ся пред­се­да­те­лем со­ве­та и на­зна­ча­ет­ся пра­ви­тель­ст­вом (ми­ни­ст­ром внутр. дел) – пред­ста­ви­те­лем го­су­дар­ст­ва в му­ни­ци­пии, т. е. гос. чи­нов­ни­ком, об­ла­даю­щим боль­шой вла­стью.

В не­ко­то­рых араб. стра­нах (Еги­пет, Си­рия и др.) есть из­би­рае­мые со­ве­ты, в стра­нах му­сульм. фун­да­мен­та­лиз­ма со­вет за­ме­ня­ет со­ве­щат. ор­ган му­сульм. ум­мы при мо­нар­хе – аш-шу­ра, но в не­ко­то­рых го­ро­дах (в ча­ст­но­сти, в го­ро­дах Сауд. Ара­вии) соз­да­ны час­тич­но вы­бор­ные, час­тич­но на­зна­чае­мые со­ве­ты.

В россии

пра­во­вые ос­но­вы дей­ст­ву­юще­го М. с. ус­та­нов­ле­ны Кон­сти­ту­ци­ей РФ, Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об об­щих прин­ци­пах ор­га­ни­за­ции ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в РФ» (2003). Де­таль­но М. с. ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­на­ми субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. М. с. в РФ обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­ят.

ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния, вла­де­ние, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­стью в гор., сель­ских по­се­ле­ни­ях и на др. тер­ри­то­ри­ях с учё­том ис­то­ри­че­ских и иных ме­ст­ных тра­ди­ций. Струк­ту­ра ор­га­нов М. с. оп­ре­де­ля­ет­ся на­се­ле­ни­ем са­мо­стоя­тель­но. Ор­га­ны М. с.

са­мо­стоя­тель­но управ­ля­ют му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­стью, фор­ми­ру­ют, ут­вер­жда­ют и ис­пол­ня­ют ме­ст­ный бюд­жет, ус­та­нав­ли­ва­ют ме­ст­ные на­ло­ги и сбо­ры, осу­ще­ст­в­ля­ют ох­ра­ну об­ществ. по­ряд­ка, а так­же ре­ша­ют иные во­про­сы ме­ст­но­го зна­че­ния. Ор­га­ны М. с. мо­гут на­де­лять­ся за­ко­ном отд. гос.

пол­но­мо­чия­ми с пе­ре­да­чей не­об­хо­ди­мых для их осу­ще­ст­вле­ния ма­те­ри­аль­ных и фи­нан­со­вых средств. Реа­ли­за­ция пе­ре­дан­ных пол­но­мо­чий под­кон­троль­на го­су­дар­ст­ву.

Ка­ж­дое му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние при­ни­ма­ет свой ус­тав, в ко­то­ром в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом ре­гу­ли­ру­ют­ся сис­те­ма и дея­тель­ность его ор­га­нов М. с. За­ко­но­да­тель­ст­во оп­ре­де­ля­ет тер­ри­то­ри­аль­ные ос­но­вы М. с. Эко­но­мич. ос­но­ву М. с.

со­став­ля­ют на­хо­дя­щее­ся в му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­сти иму­ще­ст­во, сред­ст­ва ме­ст­ных бюд­же­тов, иму­ществ. пра­ва му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.

В соб­ст­вен­но­сти му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний мо­жет так­же на­хо­дить­ся иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное субъ­ек­том РФ или Фе­де­ра­ци­ей для вы­пол­не­ния не­ко­то­рых пол­но­мо­чий гос. ор­га­нов, иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное для обес­пе­че­ния дея­тель­но­сти М. с. (адм.

зда­ния, транс­порт­ные сред­ст­ва), не­ко­то­рые ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги, мос­ты и др., иму­ще­ст­во, пе­ре­дан­ное для обес­пе­че­ния во­до­снаб­же­ния, элек­тро­снаб­же­ния и др. Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния мо­гут соз­да­вать свои пред­при­ятия и уч­ре­ж­де­ния, по­лу­чать от них до­хо­ды.

Ме­ст­ный бюд­жет фор­ми­ру­ет­ся за счёт не­ко­то­рых ме­ст­ных на­ло­гов, от­чис­ле­ний от фе­де­раль­ных на­ло­гов и на­ло­гов субъ­ек­тов РФ, штра­фов и т. д., са­мо­об­ло­же­ния на­се­ле­ния (оно воз­мож­но в оп­ре­де­лён­ных раз­ме­рах в со­от­вет­ст­вии с за­ко­ном). В Рос­сии эко­но­мич. ос­но­ва М. с.

сла­бая, не бо­лее 3–5% му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний (оцен­ка) мо­гут са­мо­стоя­тель­но обес­пе­чить не­об­хо­ди­мые рас­хо­ды, ос­таль­ные жи­вут на до­та­ции и суб­вен­ции Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов РФ (в за­ру­беж­ных стра­нах, да­же в наи­бо­лее раз­ви­тых, му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния то­же по­лу­ча­ют 40–60% средств от го­су­дар­ст­ва).

Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния и их ор­га­ны не под­чи­не­ны друг дру­гу по вер­ти­ка­ли. В пре­де­лах за­ко­на му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния ав­то­ном­ны и са­мо­стоя­тель­но ре­ша­ют свои ме­ст­ные во­про­сы.

Структура органов местного самоуправления в РФ

М. с. в Рос. Фе­де­ра­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пред­ста­вит. ор­га­ном М. с., гла­вой му­ни­ци­паль­ной ад­ми­ни­стра­ции, ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей (ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­дит. ор­га­ном), кон­троль­ным ор­га­ном, ины­ми ор­га­на­ми, ес­ли они пре­ду­смот­ре­ны ус­та­вом му­ници­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния и об­ла­да­ют собств.

ре­шаю­щи­ми пол­но­мо­чия­ми по во­про­сам ме­ст­но­го зна­че­ния. На­ли­чие в этой струк­ту­ре пред­ста­вит. ор­га­на, гла­вы ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции и ис­пол­ни­тель­но-рас­по­ря­дит. ор­га­на обя­за­тель­но (за ис­клю­че­ни­ем мел­ких му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, где, напр., пол­но­мо­чия пред­ста­вит. ор­га­на осу­ще­ст­в­ля­ет сход гра­ж­дан).

Пред­ста­ви­тель­ный ор­ган (му­ни­ци­паль­ное со­б­ра­ние, со­вет и др.) фор­ми­ру­ет­ся не­оди­на­ко­во в по­се­ле­ни­ях (го­род­ских и сель­ских) и му­ни­ци­паль­ных рай­онах. В по­се­ле­ни­ях он со­сто­ит из де­пу­та­тов, из­би­рае­мых гра­ж­да­на­ми. В му­ни­ци­паль­ных рай­онах пред­ста­вит.

ор­ган так­же мо­жет из­би­рать­ся, а мо­жет со­сто­ять по долж­но­сти из глав по­се­ле­ний, вхо­дя­щих в му­ни­ци­паль­ный рай­он, и из де­пу­та­тов, из­бран­ных не­пря­мы­ми вы­бо­ра­ми пред­ста­вит. ор­га­на­ми по­се­ле­ний и из их чис­ла. За­кон оп­ре­де­ля­ет ко­ли­че­ст­во де­пу­та­тов – 7–50 чел. (по­след­нее – для круп­ных го­ро­дов).

Де­пу­та­ты осу­ще­ст­в­ля­ют свои пол­но­мо­чия, как пра­ви­ло, на не­по­сто­ян­ной ос­но­ве. На по­сто­ян­ной (оп­ла­чи­вае­мой) ос­но­ве мо­гут ра­бо­тать не бо­лее 10% де­пу­та­тов. Де­пу­та­ты, ес­ли они пло­хо вы­пол­ня­ют свои обя­зан­но­сти и по др. при­чи­нам, мо­гут быть дос­роч­но ото­зва­ны из­би­ра­те­ля­ми пу­тём го­ло­со­ва­ния. Пред­ста­вит.

ор­ган име­ет пра­ва юри­дич. ли­ца. Гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния – выс­шее долж­но­ст­ное ли­цо му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, об­ла­даю­щее собств. пол­но­мо­чия­ми по ре­ше­нию во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния. Он из­би­ра­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но гра­ж­да­на­ми или пред­ста­вит.

ор­га­ном му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния из его со­ста­ва (тот или иной спо­соб вы­бо­ров оп­ре­де­ля­ет­ся за­ко­ном со­от­вет­ствую­ще­го субъ­ек­та РФ, в со­став ко­то­ро­го вхо­дит му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние).

На прак­ти­ке в боль­шин­ст­ве му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний гла­ва му­ни­ци­паль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции (мэр) из­би­ра­ет­ся из со­ста­ва со­ве­та и яв­ля­ет­ся его пред­се­да­те­лем, а ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей ру­ко­во­дит гла­ва ис­пол­нит. ор­га­на. Пред­ста­вит. ор­ган мо­жет на­зна­чить гла­вой ис­пол­нит. ор­га­на по кон­кур­су управ­ляю­ще­го (ме­нед­же­ра).

Гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние в от­но­ше­ни­ях с др. му­ни­ци­паль­ны­ми об­ра­зо­ва­ния­ми, ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва, гра­ж­да­на­ми; он под­пи­сы­ва­ет до­ку­мен­ты, об­на­ро­ду­ет пра­во­вые ак­ты му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния, сам из­да­ёт пра­во­вые ак­ты. По не­ко­то­рым во­про­сам (бюд­жет и др.

) толь­ко он мо­жет вно­сить про­ек­ты ре­ше­ний в пред­ста­вит. ор­ган. Гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет пре­кра­тить свои пол­но­мо­чия по ува­жи­тель­ным при­чи­нам (стой­кая не­спо­соб­ность по со­стоя­нию здо­ро­вья и др.), в слу­чае об­ви­нит. при­го­во­ра про­тив не­го и др., он мо­жет быть уво­лен в от­ставку по ука­зан­ным в за­ко­не при­чи­нам (пре­им.

не­ис­пол­не­ние сво­их обя­зан­но­стей) ре­ше­ни­ем 2/3 со­ста­ва пред­ста­вит. ор­га­на (с 2009). Кон­троль­ный ор­ган му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния (кон­троль­но-счёт­ная па­ла­та, ре­ви­зи­он­ная ко­мис­сия и др.) мо­жет быть из­бран не­по­сред­ст­вен­но гра­ж­да­на­ми или пред­ста­вит. ор­га­ном.

Ис­пол­ни­тель­ный ор­ган му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет воз­глав­лять мэр, иное на­зна­чен­ное долж­но­ст­ное ли­цо, управ­ляю­щий, на­зна­чен­ный по кон­кур­су. В му­ни­ци­паль­ном об­ра­зо­ва­нии су­ще­ст­ву­ет своя му­ни­ци­паль­ная служ­ба (все­го 330 тыс. чел., в ср. 14 му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих на од­но му­ни­ци­паль­ное об­ра­зо­ва­ние).

Му­ни­ци­паль­ные слу­жа­щие долж­ны быть вне пар­тий и по­ли­тич. дея­тель­но­сти. Ор­га­ны го­су­дар­ст­ва и субъ­ек­тов РФ осу­ще­ст­в­ля­ют кон­троль в от­но­ше­нии М. с., но не с точ­ки зре­ния це­ле­со­об­раз­но­сти ре­шае­мых его ор­га­на­ми во­про­сов на собств.

сред­ст­ва, а с по­зи­ций со­блю­де­ния за­кон­но­сти и це­ле­во­го рас­хо­до­ва­ния средств, пре­дос­тав­лен­ных го­су­дар­ст­вом и субъ­ек­том РФ (ес­ли эти сред­ст­ва не яв­ля­ют­ся до­та­ция­ми). Пред­ста­вит. ор­ган М. с.

мо­жет быть рас­пу­щен Пре­зи­ден­том РФ или гла­вой субъ­ек­та РФ в слу­чае при­ня­тия им про­ти­во­прав­но­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та, на­ру­шаю­ще­го Кон­сти­ту­цию РФ, за­ко­ны Рос. Фе­де­ра­ции или субъ­ек­та РФ, ес­ли та­кой акт бу­дет пред­ва­ри­тель­но при­знан су­дом про­ти­во­прав­ным и ес­ли пред­ста­вит. ор­ган не от­ме­нит его в ус­та­нов­лен­ный срок. По этой же при­чи­не гла­ва му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния мо­жет быть от­ре­шён от долж­но­сти. Ор­га­ны и долж­но­ст­ные ли­ца М. с. не­сут от­вет­ст­вен­ность пе­ред гра­ж­да­на­ми. Де­пу­та­ты и мэр мо­гут быть дос­роч­но ото­зва­ны из­би­ра­те­ля­ми. Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния и их ор­га­ны, при­знан­ные юри­дич. ли­ца­ми, не­сут гра­ж­дан­ско-пра­во­вую от­вет­ст­вен­ность за при­чи­не­ние ущер­ба фи­зич. и юри­дич. ли­цам.

В со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ М. с. га­ран­ти­ру­ет­ся пра­вом на су­деб­ную за­щи­ту, на ком­пен­са­цию до­пол­нит. рас­хо­дов, воз­ник­ших в ре­зуль­та­те ре­ше­ний, при­ня­тых ор­га­на­ми гос. вла­сти, за­пре­том на ог­ра­ни­че­ние прав ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния.

Что такое органы местного самоуправления и их полномочия

Когда было введено местное самоуправление. Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Что такое органы местного самоуправления?

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Отечественная вертикаль власти состоит из государственной, местной и субъекта РФ

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти — народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

МетодХарактеристики
№1Касается видов прямого волеизъявления:

  • участие в референдумах и собраниях местного значения;
  • избрание главы администрации;
  • обращение в самоуправленческие инстанции;
  • формы, установленные законодательными актами Калининградской области, такими как митинги и т.д.
  • №2Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны:

  • принимать во внимание общественное мнение;
  • реагировать на жалобы;
  • выслушивать предложения;
  • составлять отчетность по проведенной работе;
  • встречаться с представителями народа;
  • выступать с отчетами. В случае игнорирования этих обязанностей возможно привлечение к дисциплинарной или административной ответственности, а также отзыв с занимаемого поста.
  • Круг решаемых вопросов

    Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

    Круг рассматриваемых вопросов:

    • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
    • забота об общественном порядке;
    • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
    • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
    • строительство дорожных полотен;
    • налаживание коммунальных услуг;
    • благоустройство территориальных единиц.

    Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

    Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

    • трещины в стенах построек;
    • отключение воды вне графика;
    • нехватка игровых площадок для детей;
    • незакрытые люки;
    • накопившийся в больших количествах мусор.

    Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

    Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти

    Устав органов местного самоуправления

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

    Объекты собственности и денежные средства

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией

    Круг предоставленных полномочий

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    Основные моменты:

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное

    Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

    • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
    • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
    • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

    Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

    1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
    2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

    Последний повсеместно представлен на территории РФ.

    Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

    Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

    Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

    Структурная единицаОписание
    Локальная администрация1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения. 2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа. 4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
    Представительный орган1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа. 2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного ания. 3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов. 4. Численный состав определяется Уставом. 5. Вопросы решаются коллегиально. 6. В компетенции находятся:

  • принятие устава;
  • утверждение бюджета;
  • ведение сборами и налогами местного значения.
  • Глава1. Считается высшим должностным лицом.2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией. 3. Эта должность подконтрольна населению. 4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
    Контрольный орган1. Учреждается Уставом. 2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата. 4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

    Административная структура формируется представительным органом

    Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.