Классификатор зон с особыми условиями использования. Ограничения в использовании земельного участка

Описание формата представления файлов обмена информацией

Классификатор зон с особыми условиями использования. Ограничения в использовании земельного участка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

← предыдущая … 7 8 10 11 12 следующая →

Смотреть полностью

Таблица 53

КодЗначение
218010000000Территориальные зоны
218010010000Жилая зона
218010020000Общественно-деловая зона
218010030000Производственная зона, зона инженерной и транспортной инфраструктур
218010040000Зона сельскохозяйственного использования
218010050000Зона рекреационного назначения
218010060000Зона особо охраняемых территорий
218010070000Зона специального назначения
218010080000Зона размещения военных объектов
218010090000Иная зона
218020000000Зоны с особыми условиями использования территории
218020010000Зоны охраны природных объектов
218020010001Территория особо охраняемого природного объекта
218020010002Охранная зона особо охраняемого природного объекта
218020010003Водоохранная зона
218020010004Прибрежная защитная полоса
218020010005Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
218020010006Особо ценные земли
218020020000Зоны охраны искусственных объектов
218020020001Территория объекта культурного наследия
218020020002Зона охраны объекта культурного наследия
218020020003Охранная зона геодезического пункта
218020020004Охранная зона стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей природной среды
218020020005Охранная зона транспорта
218020020006Охранная зона инженерных коммуникаций
218020020007Охранная зона линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации
218020020008Придорожная полоса
218020030000Зоны защиты населения
218020030001Запретная зона при военном складе
218020030002Запретный район при военном складе
218020030003Загрязненные земли
218020030004Охранная зона загрязненных земель
218020030005Санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов
218020030006Санитарный разрыв (санитарная полоса отчуждения)
218020030007Зона ограничения от передающего радиотехнического объекта
218020030008Район падения отделяющихся частей ракет
218020040000Прочие зоны с особыми условиями использования территории
218020040001Зона публичного сервитута
218020040002Зона резервирования земель
218020040003Горный отвод
218020040004Пригородная зона
218020040005Зеленая зона
218020040006Особая экономическая зона
218020040007Пограничная зона
218020040008Территория традиционного природопользования
218020050000Иные зоны с особыми условиями использования территории
218020050001Иная зона с особыми условиями использования территории

1.1.5.Классификатор”Способы закрепления точек границына местности”

Таблица 54

КодЗначение
626001000000Долговременный межевой знак
626002000000Временный межевой знак
626003000000Закрепление отсутствует

1.1.6.Классификатор”Способы определения характерныхточек”

Таблица 55

КодЗначение
692001000000Геодезический
692002000000Фотограмметрия
692003000000Картометрический
692004000000Иное описание

1.1.7.Классификатор”Организационно-правовые формы”

Таблица 56

КодЗначение
809000000039Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями
809000000040Унитарные предприятия
809000000041Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления
809000000042Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения
809000000047Открытые акционерные общества
809000000048Хозяйственные товарищества и общества
809000000051Полные товарищества
809000000052Производственные кооперативы
809000000053Крестьянские (фермерские) хозяйства
809000000060Акционерные общества
809000000064Товарищества на вере
809000000065Общества с ограниченной ответственностью
809000000066Общества с дополнительной ответственностью
809000000067Закрытые акционерные общества
809000000070Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями
809000000071Частные учреждения
809000000072Бюджетные учреждения
809000000073Автономные учреждения
809000000076Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества
809000000077Объединения крестьянских (фермерских) хозяйств
809000000078Органы общественной самодеятельности
809000000080Территориальные общественные самоуправления
809000000081Учреждения
809000000082Государственные корпорации
809000000083Общественные и религиозные организации (объединения)
809000000084Общественные движения
809000000085Потребительские кооперативы
809000000087Простые товарищества
809000000088Фонды
809000000089Прочие некоммерческие организации
809000000090Представительства и филиалы
809000000091Индивидуальные предприниматели
809000000092Паевые инвестиционные фонды
809000000093Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
809000000094Товарищества собственников жилья
809000000095Крестьянские (фермерские) хозяйства
809000000096Некоммерческие партнерства
809000000097Автономные некоммерческие организации
809000000098Иные неюридические лица
809000000099Организации без прав юридического лица

← предыдущая … 7 8 10 11 12 следующая →

Смотреть полностью

  1. Документ

    … программного продукта. Описаниеформатапредставленияфайловобменаинформацией Данные выписок в электронном виде представляются в виде файловформата XML в кодировке …

  2. Документ

    … недвижимости») Описаниеформатапредставленияфайловобменаинформацией Данные выписок в электронном виде представляются в виде файловформата XML … Тип Формат Наименование Дополнительная информация Applied_Document ОМ S Представленные документы См …

  3. Документ

    … в электронной форме Описаниеформатапредставленияфайловобменаинформацией Данные выписок в электронном виде представляются в виде файловформата XML в кодировке …

  4. Документ

    … качества. Векторное представление заключается в описании элементов изображения … взаимодействия), определяющих формат и процедуры обменаинформацией. Например, … . Другим форматомпредставлений является тэгированный форматфайлов изображений TIFF …

  5. Документ

    … Руководитель Федеральной налоговой службы М.В. Мишустин Форматпредставления заявления на получение патента (форма … схеме условий, предъявляемых к элементу в файлеобмена, описанных в графе “Дополнительная информация”. Например, “НУ”, “ОКУ”; …

Другие похожие документы..

Ограничения в использовании земельного участка

Классификатор зон с особыми условиями использования. Ограничения в использовании земельного участка

Определяясь с выбором земельного участка под строительство следует знать, что даже став собственником участка нельзя использовать его по своему усмотрению, как вздумается.

Действующим законодательством установлены ограничения в использовании земельных участков, которые обязательны для землепользователей.

Указанные ограничения можно условно разделить на две группы: градостроительные регламенты и зоны с особыми условиями использования.

Градостроительные регламенты

Градостроительный регламент – устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

  • земельные участки должны быть определенных размеров, 
  • определяется этажность застройки, 
  • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение).

И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте – правилах землепользования и застройки. В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

Зоны с особыми условиями использования

Зоны с особыми условиями использования территорий – это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

  1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
  2. санитарно-защитные зоны;
  3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
  4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
  5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
  6. водоохранные зоны;
  7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
  11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
  12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
  13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
  14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
    • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
    • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
    • зоны застройки не выше 3 этажей.
  15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
  16. зона подтопления грунтовыми водами;
  17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

Зоны для объектов культурного наследния

Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны, разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта – при условии получения согласия такого органа охраны.

Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

Санитарно-защитные зоны

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В пределах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилья,а также запрещены отдельные виды деятельности. Даже если жилой дом будет построен на собственном земельном участке и оформлен в упрощенном порядке, то существует риск, что владелец объекта, образующего санзону, может обратиться в суд с иском о сносе такого дома.

Аналогична ситуация с другими вышеперечисленными зонами. Строительство в пределах установленных зон либо запрещено, либо связано с определенными ограничениями или согласованиями.

Зоны с особыми условиями использования территории — что это такое по ЗК РФ

Классификатор зон с особыми условиями использования. Ограничения в использовании земельного участка

В нашей стране некоторые земли получают статус зона с особыми условиями использования территории — что это и в каких случаях применяется? Согласно нормативам, приведенным в Земельном законодательстве РФ, определенные участки могут получать особые полномочия, регламентирующие их свойства, действия, производимые на них, включая действия лиц, находящихся на территории.

Нормативное регулирование

Нормативные акты, используемые на особых территориях, подлежат обязательному оглашению лицам, которые будут задействованы или уже находятся в зоне.

Чтобы придать особый статус зоне, местный или государственный орган контроля должен внести специальную информацию в кадастр об изменении свойств территории.

После чего на местности должны быть установлены опознавательные знаки, содержащие информацию об особой земле. Эту же информацию отображают на планах и схемах, которые используются при градостроительном зонировании.

Когда территория уже имеет собственника, государственный орган, выдавший распоряжение на изменение свойств, обязуется оповестить гражданина о новых правилах использования.

В таком случае могут наложить особые ограничения на использование участка либо даже переселить гражданина, если уровень опасности будет грозить его здоровью.

При этом каждая охраняемая зона в обязательном порядке получает свои правила посещения или нахождения на ней.

Как уже говорилось ранее, такие участки могут быть в собственности лиц, а потому владельцы могут подвергнуться некоторым ограничениям. В основном власти выдают предписания о том, как именно необходимо использовать земельный участок. А также прописывают действия, которые будут запрещены после введения нормативного акта и изменения свойств надела.

Территориально такая зона может занимать не один гектар, а потому все сведения подлежат обязательной записи в госкадастр. Создание особых зон происходит в местах, где спецобъект подвергается внешним факторам либо сам влияет на окружающую среду, а потому требует защиты со стороны государства. Как ни странно, сам объект не является частью участка, а лишь служит его образующим фактором.

Поскольку процесс создания зоны подразумевает накладывание особенных полномочий на земельный надел, на нем может быть введен пропускной режим либо составлены правила посещения и нахождения на объекте. Для исполнения всех требований территорию могут защитить охранным предприятием. Оно будет наделено дополнительными правами, позволяющими поддерживать порядок.

Зачастую зона по своей территории в несколько раз превышает сам объект, это прописано специальными нормами. В случае если они имеют одинаковый размер, информация заносится в нормативный акт. Охраняемый объект или источник опасности должен иметь собственную границу, а потому при расчете зоны он не считается.

На практике этот процесс выглядит следующим образом: проложенный под землёй коммуникационный канал имеет собственные размеры, но для его полноценной защиты вокруг него создают некую границу, в несколько раз превышающую габариты. Доступ к объекту имеется только у специальных органов, запрещается перекапывание территории, а также строительство капитальных построек над и около линии.

Признаки особенных зон

Как выглядит карта зон с особыми условиями использования территории? Практически у каждого градостроительного плана имеется своя карта. Ее создание обуславливается целым спектром факторов.

Например, обеспечением безопасности населения и созданием специальных условий для функционирования объектов промышленного, военного или государственного значения.

А также определенные зоны, которые позволяют оградить человека от радиоактивного воздействия, от электростанций или загрязнённых участков земной поверхности.

Поводом для формирования охранной зоны может стать закон ООПТ, по которому все природные заповедники, заказники, а также памятки природы подвергаются обязательной охране со стороны государства либо органа местного самоуправления. Это позволяет создать условия для оптимального функционирования территории, оградить ее от негативных факторов, таких как разграбление или загрязнение.

Земли, находящиеся в постоянной собственности граждан, могут быть изъяты только в том случае, если правообладатель нарушит нормы использования данной территории.

При этом местные органы имеют право вынести постановление о прекращении или ограничении действий человека в зоне для сохранности ее в нормальном состоянии.

Подобные действия могут обуславливаться повышенной опасностью объекта, например, при сильном воздействии на здоровье окружающих.

Учёт территорий с особыми условиями землепользования

Итак, для постоянного мониторинга зон с особыми условиями их границы в обязательном порядке указываются на плане, а информация об этом вносится в кадастровый учет.

На местности при этом могут возникать как ограждения, так и простые оповестительные знаки, сообщающие информацию об особой территории.

Последние являются государственной собственностью, а потому их повреждение или перенос карается законом!

Информация для постановки на учет ЕГР:

  • индивидуальное обозначение;
  • кадастровая информация;
  • информация об органе, принявшем решение об изменении свойств территории (может выступать как местный, так и федеральный орган), включая их реквизиты;
  • основная информация об ограничениях, которые были присвоены участку земли.

В последующем информация о свойствах территории должна быть задокументирована и указана в градостроительном плане. При этом она должна быть использована при зонировании территорий в будущем, поэтому кадастровую выписку следует занести в базу данных. Ее также позволительно использовать как аргумент при межевании отдельных территорий.

Перечень и классификация особых зон

  1. Охраняемые территории. В эту категорию входят объекты, предназначенные для выработки и подачи электропитания. Госорганы закрывают территорию с электростанциями, а также занимаются контролированием зон, на которых расположены электросетевые кабели, линии электропередач.

    В данную категорию можно отнести коммуникационные сооружения и линии прокладки водо-, газоснабжения.

  2. Водные территории, включая прибрежные участки. Под данную категорию подпадают все водные ресурсы, находящиеся в городской и пригородной черте.

    Помимо рек и озер, государство также защищает от прохода и нецелесообразного использования участки земли, на которых в весенний период наблюдается подтопление грунтовыми водами.

    Дополнительно местная власть может взять под охрану и изменить категорию территории, если на ней обнаружены крупные стаи рыбы либо места зимнего отстоя рыбных ресурсов.

  3. Санитарно-защитные зоны. Территории вокруг предприятий и иных объектов, требующих защиты от посторонних.

Данный список может пополняться и новыми объектами, если таковые потребуют защиты. В основном перечень зависит от региональных и климатических условий. Как уже говорилось ранее, охранная зона практически всегда превышает размеры охраняемого объекта, а потому может задевать даже лесопарковые территории.

Специфика выделения

На всех территориях, подверженных охранным действиям со стороны государства, создаются специальные условия, обеспечивающие сохранность объекта и регламентирующие действия работников и посетителей. При зонировании власти руководствуются сводом правил, указанным в нормативных актах.

На практике каждая зона обладает не только защитной функцией. Инженеры стараются заблаговременно продумывать дальнейшее развитие и использование территорий. Последнее действие отражается на градостроительном генплане.

Землеустроительная комиссия может выделить территорию для обеспечения безопасности граждан либо для поддержания функционирования объекта. В случае с природными зонами комплекс охранных мер предназначается для защиты животного и растительного мира, а также для поддержания функционирования отдельных экосистем.

Как определить, попадает ли участок в зону с особыми условиями использования

Основные проблемы с зонированием возникают у собственников участков, которые располагаются в непосредственной близости от охраняемых объектов.

Поэтому мы советуем тщательно проверять генплан застройки либо кадастровую информацию по району, в котором будет производиться покупка участка и возможное строительство недвижимости.

Чтобы понять, что это зона с особыми условиями, достаточно проверить на плане наличие спецобозначений либо инженерных сетей, проходящих в непосредственной близости с границей надела.

Распространённым случаем являются подземные коммуникации, которые были заложены давно, а застройщик, приобретший участок, невнимательно изучил территорию. В таком случае на месте прохождения кабеля или трубопроводов возникает защитная зона, и при строительстве возникают сложности. Ситуация осложняется тем, что большинство коммуникаций располагается под землей, и они не видны снаружи.

В судебной практике также случались случаи, когда купленная территория, спустя несколько лет, стала попадать в охранную зону.

Такой вариант событий возникает в тех поселениях, которые только застраиваются, и новые технологические объекты (наносящие вред здоровью человека) еще не построены.

Столкнувшись с этим, многие граждане вынуждены переселяться, ведь строительство таких сооружений не всегда внесено в генплан.

Единственное, где можно получить информацию о возможности появления таких объектов, это у инженеров, занимающихся зонированием территорий, а также их классификацией. Но, увы, такая информация практически недоступна для простого гражданина.

Проблемы с СЗЗ (санитарно-защитные зоны) возникают постоянно, ведь даже указав их на генеральном плане, невозможно полностью просчитать весь уровень, следовательно, защитить население от возможного воздействия. Такая территория будет подвергаться многочисленным корректировкам и реконструкциям в процессе своего функционирования.

Элементарным примером может выступать мегаполис. В процессе зонирования многие коммуникационные объекты были спланированы и отражены на плане, но нормы и правила их установки, а также эксплуатации, постоянно меняются.

При этом объект может устанавливаться не в центре планируемой территории, а несколько сдвинут. Такие процессы распространены на сложных почвах и в горной местности.

Охранная зона либо изменится в размерах, либо будет смещена.

Сразу следует отметить, что любые действия с зонами СЗЗ должны быть задокументированы и отправлены в ЕГРН.

В законодательстве особой ответственности за неисполнение такого действия не предусмотрено, а потому многие собственники и лица, наделяющие земли особыми правами, игнорируют это действие, и информация в реестр не вносится.

В дальнейшем из-за такой халатности могут начаться судебные разбирательства и поиск виновников. При этом собственник участка, только приобретший территорию, может рассчитывать на получения свода правил по использованию земельного участка, ни о какой компенсации речи не идет.

Подобные проблемы привели к тому, что многие собственники земельных наделов даже не получили информации о том, что их участок находится в СЗЗ, тем самым подвергается обременению.

Единственный способ получить точную информацию — самостоятельно читать схемы и планы застройки, которые удается найти в открытых источниках.

При этом получить подробную информацию о вхождении участка в СЗЗ можно от органов местной власти, направив туда специальный запрос.

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года

Классификатор зон с особыми условиями использования. Ограничения в использовании земельного участка

К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”Тихомирова Лариса Александровна

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии.

I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Так, в соответствии сост.1Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиямииспользования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны,зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зонысанитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемыев соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовоерегулирование зон с особыми условиями использования территорийимеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охранеокружающей среды”, согласно которому порядок установления исоздании защитных и охранных зон регулируетсязаконодательством.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Всилу требований ст.56Земельного кодекса РФ особые условия использования земельныхучастков и режим хозяйственной деятельности в охранных исанитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения правна землю устанавливаются актами исполнительных органовгосударственной власти, актами органов местного самоуправления,решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранныхзон.

Лицами, деятельностькоторых вызвала необходимость установления охранных,санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение правсобственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшениекачества земель, осуществляется возмещение убытков.

Всоответствии с ч.3ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности ииного специального назначения в целях обеспечения безопасностинаселения и создания необходимых условий для эксплуатации объектовпромышленности, энергетики, особо радиационно опасных иядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могутвключаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особымиусловиями использования земель.

Земельные участки,которые включены в состав таких зон, у собственников земельныхучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторовземельных участков не изымаются, но в их границах может быть введенособый режим их использования, ограничивающий или запрещающий тевиды деятельности, которые несовместимы с целями установлениязон.

Порядок использованияотдельных видов земель промышленности и иного специальногоназначения, а также установления зон с особыми условиямииспользования земель данной категории, если иное не установленоЗемельным кодексом РФ,определяется:

-Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся вфедеральной собственности;

-органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанныхземель, находящихся в собственности субъектов РФ;

-органами местного самоуправления в отношении указанных земель,находящихся в муниципальной собственности.

Всоответствии со ст.52Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающейсреды” в целях обеспечения устойчивого функционированияестественных экологических систем, защиты природных комплексов,природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий отзагрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и инойдеятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Вцелях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитаниярастений, животных и других организмов вокруг промышленных зон иобъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранныезоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах,микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленыезоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимомприродопользования.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режимзоны с особыми условиями использования территорий предполагаетналичие следующих необходимых компонентов:

1) определенные цели ееустановления;

2) особый объектохраны;

3) особый субъектныйсостав, их правовой статус;

4) ее размеры играницы;

5) процедуру и порядок ееустановления;

6) размещениеопознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупностьтребований, связанных с осуществлением хозяйственной и инойдеятельности:

-особенности использования земельных участков;

-особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на еетерритории;

-запреты и ограничения;

8) юридическуюответственность за нарушение установленных требований.

2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики

Всоответствии с ч.2ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного ибезаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектовэлектроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиямииспользования земельных участков независимо от категорий земель, всостав которых входят эти земельные участки.

Порядок установленияохранных зон для отдельных видов объектов и использованиясоответствующих земельных участков определяется ПравительствомРФ:

-Постановление Правительства РФ от24.02.

2009 N 160 “О порядке установления охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства и особых условий использования земельныхучастков, расположенных на границах таких зон”;

-Постановление Правительства РФ от18.11.

2013 N 1033 “О порядке установления охранных зон объектов попроизводству электрической энергии и особых условий использованияземельных участков, расположенных в границах таких зон”.

Надзор за соблюдениемособых условий использования земельных участков в границах охранныхзон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органомисполнительной власти, на который возложены функции по федеральномугосударственному энергетическому надзору. Согласно Положениюо Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомномунадзору, утв. ПостановлениемПравительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федеральногогосударственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.