Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

Донья Пас: Крупнейшая морская катастрофа в истории

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

Когда появляется тема катастроф на море или в океане, первой нам приходит в голову трагедия «Титаника». Однако по количеству пострадавших она занимает лишь пятое место. Гораздо более страшные события произошли на корабле «Донья Пас», которые только по официальным данным унесли с собой на морское дно полторы тысячи жертв …

Фото Wikipedia

История корабля

Пассажирский паром по имени «Донья Пас» был зарегистрирован на Филиппинах и принадлежал компании «Sulpicio Lines». Он имел отменные параметры и современные инженерные решения. Корабль имел 93 метра в длину и почти 14 в ширину, развивал скорость до 18 узлов. На борту помещалось максимум 1 518 пассажиров, не считая экипажа, состоящего из 66 специально обученных сотрудников.

Паром был построен в 1963 году на японской верфи Onomichi Zosen. Тогда у него было имя «Химеюри Мару». Он принадлежал японской компании «Рюкю Каиун» и плавал только в местных водах, принимая на борт только 608 пассажиров. Однако через 12 лет после спуска на воду он был продан филиппинской компании, занимающейся пассажирскими перевозками.

Фото East News

После благоприятной для обеих сторон сделки, корабль был назван «Дон Сульпицио», а через некоторое время он получил другое, женское имя – «Донья Пас».

В это время паром два раза в неделю проходил маршрут перевозки туда и назад: Манила – Таклобан.

Корабль приносил большой доход, поэтому его использовали до предела возможностей: вместо 1500 человек на борт принимали даже 4500 пассажиров.

Звездный круиз

20 декабря 1987 г. «Донья Пас» отправилась в свое последнее путешествие. Паром вышел из города Таклобан и направился в Манилу.

По старой филиппинской традиции каждый год тысячи жителей крошечных островов выезжали на рождественские праздники в столицу, где их ждали близкие и друзья. Неудивительно, что во время поездки у всех было отличное настроение.

Но около 22 часов возле острова Мариндук корпус корабля подвергся внезапному удару – «Донья Пас» столкнулась с небольшим танкером под названием «Вектор».

Позднейшее расследование показало, что одной из причин столкновения суден было отсутствие опыта моряка, который управлял паромом непосредственно перед аварией. В результате танкер получил серьезные повреждения корпуса и вскоре сломался пополам. «Донья Пас» также почувствовала этот удар – во всех помещениях сразу погас свет. Однако это было не самое худшее …

Фото East News

Кто виноват?

Результаты расследования не оставили никаких иллюзий: главной причиной аварии было небрежное отношение экипажей обоих кораблей к выполнению своих обязанностей. Ни на «Векторе», ни на «Донье Пас» никто не контролировал курс, а навигационных приборов не было в наличии.

Более того, танкер не имел лицензии на морские перевозки, поэтому плавал нелегально. Среди членов его экипажа не было опытного штурмана.

Перед крушением на капитанском мостике парома был только один человек, а остальные офицеры находились в кубрике, где пили пиво и смотрели телевизор.

После столкновения вспыхнула паника, но экипаж не предпринял никаких действий, ничего не сделал, чтобы спасти корабль и его пассажиров. По необъяснимым причинам оба судна не выслали сигнал SOS.

Возможно, радиостанции сломались во время удара и взрыва или вообще не работали. Из-за вышеупомянутых обстоятельств информация о морском происшествии достигла берега только через восемь часов.

Только тогда начали спасательную операцию.

Последствия столкновения

Между тем, в танкерных цистернах загорелось 8,8 тысяч баррелей нефти, бензина и спирта. Вспыхнул огромный пожар. Огонь быстро переместился из «Вектора» на неподвижную «Донью Пас», превратив оба судна в светящиеся факелы.

Те, кто выжил, рассказывали позже, что погода в тот день была спокойной, хотя на море была небольшая волна. Один из пассажиров парома, Пакито Осабель, потом вспоминал: «Ни матросы, ни капитаны кораблей никак не реагировали на ситуацию.

Все требовали предоставить спасательные жилеты и шлюпки, но безуспешно.

Фото East News

Шкафы, в которых находились жилеты, были закрыты, а ключи нигде нельзя было найти. Лодки наспех бросались на воду. Царили паника и хаос … Люди, недолго думая, прыгали за борт в открытое море. Они забыли, что воды в этих местах просто кишели акулами – или, возможно, смерть от огня казалась им более ужасной.

«Донья Пас» затонула через два часа после катастрофы, «Вектор» оставался на воде в два раза больше. Филиппинские морские службы узнали о трагедии только через восемь часов с момента столкновения суден и начала разрушительного пожара. Прошло вдвое больше времени, пока на место происшествия были высланы спасательные команды. Кстати, спасательной операции как таковой не проводилось.

Только утром в заливе Таблас появилась случайная помощь: подплывали лодки, катера и даже рыбацкие баркасы, вытягивавшие потенциальные жертвы акул и трупы пассажиров. Спасти удалось всего 26 человек: 24 из них были пассажирами «Доньи Пас», остальные два – моряками танкера. Многие из оставшихся в живых были сильно обожжены, причем не на борту парома, а в воде, куда выливалась кипящая нефть.

Как сельди в бочке

Согласно официальным данным, представленным компанией морского транспорта, к которой принадлежала «Донья Пас», на пароме находилось 1 493 пассажира и 58 членов экипажа. Однако на следующий день оставшиеся в живых сообщили всем, что во время круиза паром подплывал ко всем четырем запланированным пристаням.

Согласно рассказам свидетелей, на корабле находилось от 3 до 4 тысяч человек. «Донья Пас» была настолько переполнена, что многие пассажиры были размещены в коридорах и служебных помещениях, а на одной койке сидело несколько человек.

Во время стихийно проходящей спасательной операции произошел черный сценарий – были вытянуты сотни тел людей, которых ожидали семьи, собравшиеся на берегу. В карманах одежд редко можно было найти билеты – большинство пассажиров плыли «зайцами».

В результате расследования было установлено, что «Донья Пас» унесла с собой 4 341 человек. Это крупнейшая морская катастрофа, которая когда-либо происходила в мирное время …

Крупнейшие морские катастрофы в истории

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

В результате индустриализации и развития промышленности в начале XX века, в ведущих странах мира началось крупномасштабное строительство кораблей с большим водоизмещением на паровых двигателях. На воду спускались огромные пассажирские суда, вместимость которых измерялась тысячами мест.

Паровые двигатели позволяли совершать дальние путешествия по миру. Замена деревянного корпуса стальным сделало материалы более дешевыми и прочными, тем самым обеспечивая кораблестроение всеми необходимыми ресурсами.

Но несмотря на улучшение качества судостроения, корабли тонули не реже, чем в 18 или XIX веке, только масштаб кораблекрушений был глобальнее за счет количества жертв.

Эта статья расскажет вам про самые крупные морские катастрофы в истории.

Подводная лодка «Курск»

На 10 месте по количеству жертв находится подводная лодка «Курск», затонувшая в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

Причиной является взрыв торпеды в торпедном отсеке, однако, по неофициальной версии «Курск» был атакован ВМС США — подводной лодкой «Мемфис».

Существует мнение, что российское правительство сознательно скрыло нападение американцев, чтобы избежать международного конфликта. Жертвами стали 118 человек. Не выжил никто.

Столкновение лайнера «Адмирал Нахимов»

9 место. Столкновение советского лайнера «Адмирал Нахимов» с сухогрузом «Петр Васев» 31 августа 1986 года в Черном море. Оба капитана были осуждены.

Капитан корабля «Петр Васев» доверившись системе автоматизированной радиолокационной прокладке курса (САПР), не менял направление и скорость вплоть до нахождения критического расстояния от «Адмирала Нахимова».

Другим немаловажным фактором является то, что капитаны кораблей никак не могли установить связь друг с другом до договориться кто кому должен уступить. Сухогруз протаранил пассажирский пароход под углом в 110 градусов. За 8 минут «Адмирал Нахимов» погрузился под воду. Погибло 423 члена экипажа.

Советский линкор Новороссийск

8 место занимает «Новороссийск» — советский линкор, полученный СССР за счет репарации из итальянского военного флота.

29 октября 1955 года корабль «Новороссийск» был потоплен, подорвавшись на мине в Черном море, однако, существует версия, засекреченная Советским союзом, по которой линкор взорвался в результате действия итальянских диверсионных групп.

Итальянское правительство не хотело оставлять гордость национального флота в руках врага, поэтому подстроили диверсию на «Новороссийске». В результате катастрофы погибло 604 члена экипажа.

Американский корабль «Истленд»

На 7 месте находится американский корабль «Истленд» затонувший 24 июля 1915 года на озере Мичиган. Туристическое судно было рассчитано на 1000 пассажиров, однако, на борт было продано 2500 билетов.

После того как капитан приказал отдать швартовый, корабль медленно повалился на правый борт, пассажиры начали паниковать. Переполненный пассажирский пароход повалился на левый борт, от переполненного груза в виде лишних полторы тысячи пассажиров. Погибло 845 человек.

По решению суда виноват оказался механик, неравномерно заправивший балласты.

Паром «Эстония»

6 место занимает паром «Эстония», затонувший 28 сентября 1994 года в Финском заливе. В 1:15 на пароме оторвался носовой визор, в результате чего вода стала попадать в грузовой отсек. За 35 минут «Эстония» полностью затонула. Жертвами трагедии стали 852 человека.

Кораблекрушение парохода «Эмпресс оф Айрленд

На 5 месте кораблекрушение гигантского парохода люкс класса «Эмпресс оф Айрленд» который столкнулся с грузовым кораблем, наполненный углем, 29 мая 1914 года. Корабль «Сторстад» протаранил пассажирский лайнер в правый борт под углом в 35 градусов. Пробоина составила пять метров в глубину «Эмпресс оф Айрленда».

После столкновения Капитан пассажирского корабля прокричал в рупор командиру грузового судна: «Дайте полный ход вперед», но капитан «Сторстада» сказал: «Двигатели на полную мощность работают назад, ничего не могу сделать».

Через несколько минут грузовой корабль отошел назад, вынув носовую часть из борта «Эмпресс оф Айленда», и вода хлынула через пробоину площадью 30 кв. м. Пароход затонул. Погибло 1012 пассажиров.

Титаник

4 место занимает катастрофа, случившаяся при столкновении пассажирского лайнера «Титаник» с огромной ледяной глыбой 14 апреля 1912 года. Причиной крушения корабля является недостаточная видимость и неосмотрительность капитана, который проигнорировал 7 ледовых предупреждений и приказал пустить пароход полным ходом.

23:39 смотрящий доложил с вышки о факте обнаружения айсберга прямо по курсу. Капитан приказал отклониться к левому борту, тем самым, поставив правый борт под удар. Через пробоину вода стала поступать в отсеки корабля. На судне началась паника, пассажиры третьего класса, находившиеся в нижних отсеках, не смогли найти выход из узких коридоров.

В результате крушения погибло 1496 человек, 712 выживших подобрал проходящий мимо пароход «Карпатия».

Паром «Йоола»

На 3 месте находится паром «Йоола», затонувший у берегов Гамбии 26 сентября 2002 года. Причиной крушения является перегруз судна. Корабль, рассчитанный на 580 пассажиров, вместил в себя более 2000 человек. Сильный порыв ветра перевернул перегруженный паром. «Йоола» унесла с собой на дно 1863 человека.

Французское военное судно «Монблан»

На 2 месте расположился французское военное судно «Монблан», столкнувшийся с норвежским кораблем «Имо» 6 декабря 1917 года в порту Галифакс.

На борту «Монблана» находилось 2300 тонн мощнейшей взрывчатки химического характера. Норвежское судно протаранило в правый борт француза в результате возник мощнейший взрыв до ядерной эпохи.

Полностью разрушился порт от взрыва. Погибло 1963 человека, без вести пропало 2000 человек.

Паром «Дона Пас»

1 место в рейтинге самых глобальных морских катастроф занимает паром «Дона Пас», столкнувшийся с нефтяным танкером 20 декабря 1987 года. Начинается крупный пожар, большая часть пассажиров, оказавшись в огненной ловушке, сгорели заживо на нижних палубах корабля.

Восемьдесят тонн нефти вылилось в море и воспламенилось. Оба корабля потонули за 20 минут. Причиной является неопытность матроса, управлявшего паромом «Дона Пас», капитан которого смотрел телевизор у себя в каюте во время столкновения с нефтевозом. Погибло 4375 человек.

11 крупнейших катастроф на воде

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений.

Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник.

Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны.

Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту.

Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта.

На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации.

В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев.

Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу.

Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

9 Титаник

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн.

Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513.

Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”.

В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения.

Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

7 Прованс

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота.

Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах.

Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии.

Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек.

При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

4 Армения

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек.

На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно.

Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

3 Гойя

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок.

Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек.

В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2 Кап Аркона и Тильбек

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации.

В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800.

По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь.

Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И.

Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение.

Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей.

Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

Нередко вода предлагает судам типовые нештатные ситуации вроде возгорания, поступления воды, ухудшения видимости или обстановки в целом. Слаженные экипажи, направляемые опытными капитанами, справляются с проблемами быстро. Иначе происходят катастрофы морские, которые забирают с собой человеческие жизни и оставляют свой черный след в истории.

Подобных бедствий и трагедий наблюдается достаточно много. Однако некоторые из них заслуживают особого внимания.

Торпедирование таинственного теплохода «Армения»

Самые крупные катастрофы морские случились именно в 20 веке, преимущественно в годы войны. Наиболее масштабной трагедией за всю историю российского флота является потеря теплохода «Армения». Корабль применяли для перевозки раненых с Крыма во время наступления немецких солдат.

После того как на борт судна погрузили тысячи раненых в Севастополе, теплоход прибыл в Ялту. Считалось, что этот город был обречен, поэтому сотрудники НКВД поместили на корабль несколько тяжелых ящиков. Ходили слухи, что в них было золото.

Это привлекло множество искателей приключений впоследствии.

7 ноября 1941 года торпедоносец «Хейнкель Не-111» атаковал теплоход, после чего судно быстро затонуло. До сих пор неизвестно, сколько людей оно перевозило. Дается лишь приблизительная оценка количеству жертв (7-10 тыс. чел.).

Также надо отметить, что судно до сих пор не найдено. Так как от берегов Ялты оно отплывало в момент, когда немцы уже зашли в город, капитан корабля никого не стал информировать о своем дальнейшем маршруте. Поэтому неизвестно, по какому именно пути «Армения» передвигалась.

Трагедия на Балтийском море

В Балтийском море затонувшие суда встречаются аквалангистам и ныряльщикам достаточно часто. Но крушение лайнера «Кап Аркона» и грузового судна «Тильбек» – трагедия, унесшая почти 8000 жизней. Она считается одной из наиболее крупных морских катастроф.

Оба корабля были атакованы британскими ВВС. Они перевозили заключенных из концлагерей. Также на борту находились бойцы СС и немецкий экипаж. Последним, кстати, удалось спастись. Всех остальных, в основном тех, кто был одет в полосатую робу, расстреливали немецкие суда.

Так британская авиация допустила масштабную катастрофу, которая не принесла решительно никакой пользы в войне. В свою защиту английские ВВС высказались, что бомбардировка произошла случайно, ошибочно.

Легендарный «Титаник»

Каждый, кто изучает затонувшие суда либо что-то о них слышал, неизменно свяжет историю с «Титаником». Однако в ней нет ничего загадочного или уникального.

Капитан корабля был проинформирован об угрозе айсбергов, но решил проигнорировать эти данные. Вскоре он получил сообщение, что впереди огромная ледяная глыба. Времени на смену курса уже не оставалось.

Поэтому капитан решил подставить под удар правый бок.

Корабль еще в порту получил прозвище «непотопляемый». Надо сказать, что он немного ему соответствовал. Несмотря на большие полученные повреждения, судно еще долгое время удерживалось на воде. За этот период ближайший корабль «Карпатия» успел подойти на помощь. Именно поэтому спаслись более 700 пассажиров. Погибших оказалось около 1000.

Таким образом, если рассматривать самые «раскрученные» морские катастрофы 20 века, то гибель «Титаника» окажется на первом месте. Это обусловлено вовсе не количеством человеческих жертв и трогательных историй о спасении, а тем, что на корабле путешествовала знать.

Лайнер «Лузитания»

В 1915 году катастрофы морские пополнили свой список крушением британского пассажирского лайнера. 7 мая «Лузитания» была атакована немецкой подводной лодкой. Торпеда поразила правый борт, вызвав серию взрывов. В результате судно пошло ко дну в считанные мгновения.

Катастрофа произошла около Кинсейла (Ирландия), в 13 километрах от него. Вероятно, такая близость к материку и позволила спастись достаточному количеству человек.

Полное крушение лайнера произошло за 18 минут. На борту было около 2000 человек, более 700 из которых удалось спастись. 1198 пассажиров и членов экипажа пошли ко дну вместе с обломками бывшего крупного лайнера.

Кстати, именно с этой трагедии начинается англо-немецкое противостояние на водных просторах. Обе страны стараются нанести ущерб, иногда даже «случайно», друг другу относительно морского флота.

Атомоход «Курск»

Самой свежей катастрофой в воспоминаниях россиян является гибель «Курска». Эта трагедия принесла беду и горе во многие семьи, которые совсем не ожидали расстаться с близкими навсегда. Ведь атомоход делал всего лишь учебный заплыв.

Затонувшие подлодки всегда вызывали интерес. 12 августа 2000 года их список пополнил «Курск». На данный момент есть 2 причины произошедшего. В первом случае полагается, что в торпедном отсеке взорвался снаряд. Однако никто не может сказать, почему это произошло.

Во втором случае – атака со стороны ВМС США, конкретнее, подлодкой «Мемфис». Что касается сокрытия реальной причины гибели «Курска», то правительство решило избежать международного конфликта.

Так или иначе, на данный момент нет точной информации относительно того, почему затонул атомоход.

Жертвами трагедии стали 118 человек. Помочь гибнущим людям на дне Баренцева моря оказалось невозможным. Поэтому выжить не удалось никому.

Самая парадоксальная гибель

Крупнейшие морские катастрофы отличаются не только масштабными человеческими жертвами, но и своей уникальностью. Многие из них случаются при таких условиях, которые на первый взгляд кажутся совсем невозможными. Парадоксальной катастрофой является гибель парома «Дона Пас» и нефтяного танкера, произошедшая в конце 1987 года.

Дело в том, что капитан парома сидел в своей каюте и смотрел телевизор, в то время как управление кораблем осуществлялось неопытным матросом. Навстречу ему плыл нефтяной танкер, с которым несколько минут спустя произошло столкновение.

В результате почти все пассажиры сгорели заживо, так как начался глобальный пожар. Из возникшей огненной ловушки было невозможно выбраться. Более 80 тонн нефти вылилось в море, после чего сразу воспламенилось.

Кто бы мог подумать, что на воде можно погибнуть от огня?

Оба корабля ушли полностью под воду менее чем за полчаса. Выживших людей не оказалось, стихия забрала 4375 человек.

Заключение

Все катастрофы морские представляют собой трагедии, которые повергают в горе и обрывают судьбы людей. Наносится физический ущерб флоту, особенно если теряется боевой корабль. Но также наблюдается моральный урон, ведь никому не хочется терять коллег и братьев по специальности.

Но любая катастрофа на море также является своеобразным экспериментом, только незапланированным. После происшествия флоту нужно проанализировать ситуацию со всех сторон, выявить обстоятельства и причины. Далее должна осуществляться выработка мер, способствующих исключению возможности повторения конкретной катастрофы.

7 самых больших кладбищ затонувших кораблей в мире

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

Человечество научилось строить корабли тогда же, когда возникли первые государства – в 3 тысячелетии до нашей эры. История судостроения насчитывает около 4000 лет, и столько же лет на дне морей и океанов находят последний причал затонувшие корабли. Историки утверждают, что с X века до н.э. и до середины ХХ века н.э. затонуло минимум 3 миллиона судов.

Затонувший фрегат

До изобретения парового двигателя более половины кораблей терпело крушение и тонуло в течение 1-2 лет после начала эксплуатации.

Гибли гребные и парусные судна и в морских боях, и в штормах, причем чаще катастрофы происходили из-за сильного ветра и бурь.

В ХIХ веке, когда во флотах морских держав парусники были заменены пароходами, а люди научились прогнозировать погоду, количество кораблекрушений уменьшилось.

https://www.youtube.com/watch?v=XryckvbaCR0

Две мировых войны в ХХ столетии пополнили список тысячами затонувших кораблей – боевыми и вспомогательными судами, грузовыми и грузо-пассажирскими лайнерами и подводными лодками. Затонувшие судна в единичных случаях подымали на поверхность воды и буксировали в порт.

Большинство погибших кораблей навсегда остались под толщей воды. За 4 тысячи лет в мировом океане образовались кладбища затонувших кораблей – участки дна, где лежат сотни судов, потерпевших крушение в разные века.

На подводных кладбищах соседствуют древнеримские галеры, английские фрегаты, пиратские галеоны, американские пароходы и советские боевые корабли. Подобных мест на судоходных маршрутах не счесть, исследователи морских глубин регулярно находят новые затопленные корабли. Мы расскажем о 7 самых больших кладбищах затонувших кораблей из тех, о которых известно сегодня.

1. Карибское море, район Больших Антильских островов

Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.

Галеон испанского «Серебряного флота»

Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.

В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.

Теперь в затонувших кораблях обитают рыбы

Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.

На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:

  • Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
  • Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
  • Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
  • 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
  • Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.

По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.

2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук

В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.

Затонувший военный корабль в Микронезии

В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.

Дайверы осматривают останки корабля

По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.

Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.

3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа

Кладбище кораблей в Коралловом море вблизи берегов Австралии не меньшее, чем в Карибском море. Главной причиной гибели судов здесь выступали коралловые рифы, на которые корабли натыкались во время штормов и туманов.

Кладбище в районе Большого Барьерного рифа

Образовалось это кладбище в эпоху колонизации Австралии Британской империей – в XVIII-XIX веках. И 60% судов, лежащих на дне Кораллового моря, когда-то плавали под британским флагом и перевозили товары, драгоценные металлы и семьи колонизаторов.

Исследование подводного кладбища короблей

Затопленные корабли возле Большого Барьерного Рифа обнаружили в конце XX века. На сегодня исследовано менее 10% судов, лежащих на подводных коралловых рифах Кораллового моря. И наибольшую известность получили следующие найденные корабли:

  • Английский военный фрегат «Пандора», затонувший вследствие столкновения с рифом в 1791 году.
  • Бриг «Swiftsure» (бывший «L‘Inconstant», на котором Наполеон Бонапарт в 1815 г. покинул остров Эльба), напоровшийся на риф и ушедший на дно в 1829 году.
  • 109-метровый пассажирский лайнер «Йонгала», погибший в шторме в 1911 году.

4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл

Плавучий остров Сейбл средневековые моряки называли «пожирателем кораблей». Возле него нашли последний причал 400 пассажирских и торговых судов. По наблюдениям канадских смотрителей маяка на острове в XIX веке здесь тонуло в среднем 2 судна в год. А в XVII-XVIII веках катастрофы случались чаще – парусные корабли не могли противостоять штормам, и их выносило на мель.

Плавучий остров Сейбл

Причин массовой гибели парусников и пароходов возле Сейбла две: переменчивая погода и скрытые под водой сыпучие пески.

Так как холодное Лабрадорское течение здесь сталкивается с теплым Гольфстиром, погода постоянно меняется, и легкий попутный ветер в считанные минуты превращается в ураган.

А дно возле Сейбла неровное и покрытое песками, в которые за 2-3 дня полностью затягивало вынесенные ветром на мель корабли.

Английский корабль «Френсис» на острове Сейбл

Из сотен судов, севших на мель возле Сейбла и погибших в сыпучих песках, самыми известными являются:

  • Английский корабль «Френсис», перевозивший вещи герцога Йоркского и погибший в конце XVIII века.
  • Английское судно «Принцесса Амалия», ушедшее на дно в 1801 году.
  • Пассажирский пароход «Штат Виргиния», затонувший в 1879 году.
  • Французский пароход «Ла Бургонь», затонувший летом 1898 года.
  • Пароход «Крафтон Холл», севший на мель и поглощенный песками весной 1898 года.

5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью

Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.

Крушение французского судна в Бискайском заливе

Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.

Вино с затонувшего корабля

К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.

6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил

В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.

Отмель Гудвина

Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.

Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.

Погибшие корабли в проливе Ла-Манш

Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:

  • Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
  • 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
  • Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
  • Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
  • Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
  • Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.

7. Эгейское море, район греческого острова Фурни

Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне.

За 2015 и 2021 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища.

Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.

Остов затонувшего корабля в Эгейском море

Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.

Крупнейшие морские катастрофы

Катастрофы морские. Затонувшие пассажирские корабли и подводные лодки

7 ноября 1941 года у побережья Крыма был торпедирован теплоход «Армения». Его потопление считается крупнейшей катастрофой на море в истории человечества. Погибли около 10 тысяч человек. К этой дате мы собрали истории кораблекрушений с наибольшим количеством человеческих жертв.

«Армения». Около 7-10 тысяч погибших 

На «Армении» из осаждённого Севастополя эвакуировали раненых на Кавказ. 6 ноября 1941 года судно вышло из порта Севастополя, эвакуируя жителей города и военный госпиталь.

7 ноября «Армения» прибыла в Ялту, где на борт было взято ещё несколько сотен человек.

Через некоторое время после того, как судно покинуло порт, оно подверглось атаке немецкого торпедоносца «Хейнкель Не-111» и затонуло.   

Точное количество погибших до сих пор доподлинно неизвестно. Во времена СССР называлась цифра порядка 5-7 тысяч человек. По современным данным, число погибших — около 7-10 тысяч. В живых остались только восемь пассажиров «Армении».   

Не так давно стало известно, что перед уходом из Ялты люди в форме войск НКВД подняли на борт «Армении» несколько тяжеленных ящиков. Весьма вероято, что в них находилось золото, эвакуируемое из обречённого города. После появления этой информации несколько поисковых групп пытались найти теплоход.

Удивительно, но до сих пор судно, ставшее братской могилой для столь большого числа людей, до сих пор не найдено.

Поиски осложняет то, что неизвестно, где именно проходил маршрут корабля — его капитан вывел «Армению» из Ялты в самый последний момент, когда фашисты уже ворвались в город, и никого не поставил в известность о своих планах.

«Гойя». Около 6-7 тысяч погибших  

Грузовое судно, построено в Норвегии и спущено на воду 4 апреля 1940 года. Позже корабль был конфискован немцами и использовался для эвакуации от наступающей Красной армии.

16 апреля 1945 года торпедирован советской подводной лодкой Л-3. Менее чем через десять минут транспорт затонул. Погибли от 6 до 7 тысяч человек. Только 185 нашли живыми.

«Кап Аркона». 5594 погибших   

Своё название это немецкое судно получило в честь мыса Аркона. Это был пароход класса «люкс». Потоплен английской авиацией 3 мая 1945 года. Судно перевозило войска СС и узников концентрационных лагерей. 5594 человека погибли. Спасли 786 человек — в основном эсэсовцев и экипаж. Ещё живых людей, одетых в полосатые робы, проходящие немецкие корабли расстреливали из пулемётов.

«Вильгельм Густлофф». 5348 погибших  

Пассажирский лайнер, принадлежавший немецкой организации «Сила через радость». Спущен на воду 5 мая 1937 года. С 1940 года использовался как плавающий госпиталь.

30 января 1945 года торпедирован советской подводной лодкой С-13. Только по официальным данным в этой катастрофе погибли 5348 человек. Некоторые историки называют цифру порядка 9 тысяч.

651 пассажир «Вильгельма Густлоффа» был спасён.

«Донья Пас». 4375 погибших  

Пассажирский паром, ходил под флагом Филиппин. Затонул 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». Погибли 4375 человек, что позволяет отнести эту катастрофу к крупнейшим, произошедшим в мирное время.

«Ланкастрия». Свыше 4 тысяч погибших  

Океанский лайнер «Ланкастрия» был построен в 1920 году для британской компании «Кунард лайн». Во Второй мировой войне использовался как войсковой транспорт. Потоплен немецкой авиацией у берегов Франции 17 июня 1940 года. На нём погибли свыше 4000 человек.

«Штойбен». Свыше 3600 погибших  

Этот немецкий океанский лайнер был спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен». В 1930 году пострадал от пожара в порту Нью-Йорка. После ремонта был переименован в «Генерал Штойбен». А в 1938 году — просто в «Штойбен».   

Использовался во Второй мировой войне до 1944 года как гостиница для высшего командного состава. После 1944 года он был переоборудован для эвакуации раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от Красной армии.   

Был торпедирован советской подлодкой ночью 10 февраля. При этом погибли более 3600 человек.

«Тильбек». Около 2800 погибших  

Грузовое судно, шедшее под флагом Третьего рейха. Затонуло 3 мая 1945 года после бомбардировки английскими самолётами. Число жертв составило 2800 человек.

«Бисмарк». 1995 погибших  

Один из самых известных кораблей Второй мировой войны, принадлежавший Третьему рейху. Своё название получил в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка.

В мае 1941 года потопил британский линейный крейсер «Худ». После этого на корабль началась охота. Сперва рули линкора повредили самолёты королевских ВВС. Добил гиганта крейсер Её Величества «Дорсетшир».

«Бисмарк» унёс на дно 1995 человек из команды.

«Титаник». 1495 погибших  

15 апреля 1912 года произошло крушение самого легендарного британского лайнера. Водоизмещение его составляло 52 тысячи 310 тонн, длина 269 метров, ширина 28,19 метров, пассажировместимость 2556 человек.   

Во время своего первого рейса столкнулся с айсбергом и затонул в 2 часа 20 минут, через 2 часа 40 минут после столкновения. На борту находились 1309 пассажиров и 898 членов экипажа. Из них спаслись 712 человек, погибли 1495.

«Лузитания». 1198 погибших  

Британский пассажирский лайнер. 7 мая 1915 года в 13 километрах от Кинсейла (США) был торпедирован немецкой подлодкой. Через 18 минут после взрыва у правого борта корабль затонул, унеся с собой на дно 1198 пассажиров и членов экипажа.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.