Какие гарантии дает закон о беженцах из украины. Федеральный закон российской федерации Фз о беженцах 1993

Что сказано о беженце в ФЗ

Какие гарантии дает закон о беженцах из украины. Федеральный закон российской федерации Фз о беженцах 1993

За последние годы практически все СМИ говорят и пишут о беженцах, о том, как им приходится переживать потерю домов, терпеть переезды и обустраиваться на новом месте.

Проблемы указанной категории граждан несоизмеримы с другими, привычными каждому из нас. Общество не остается равнодушным к переселенцам, поэтому волонтерское движение стремительно развивается.

Государство в свою очередь вводит поправки в законопроекты, также стараясь облегчить судьбу людей, вынужденных покинуть свой дом.

Главный федеральный документ, дающий обозначение понятию «беженец» называется Федеральный Закон (ФЗ аббревиатура) «О беженцах».

Руководствуясь его положениями, каждый нуждающийся сможет правильно пройти процедуру регистрации и получить статус беженца.

Для тех, кому сложно трактовать федеральный устав самостоятельно, можно прочитать упрощенную информацию на любом правовом сайте в интернете или проконсультироваться у юриста в режиме онлайн.

Правовые аспекты закона

Закон о беженцах впервые был принят в 1993 году, после чего в него неоднократно вносили поправки. Сейчас в силе новая редакция 2014 года.

Федеральный закон был усовершенствован в связи с напряженными боевыми действиями на востоке Украины, из-за которых в РФ появилось много беглецов с Донбасса.

Несмотря на то, что на территории РФ беженцев из востока Украины больше полутора миллиона, далеко не на всех распространяется действие ФЗ под номером 4528.

Люди, вынужденные покидать свою страну и мигрирующие в Россию, могут просить о присваивании статуса беженца или же о временном убежище.

Как гласит федеральный статут о беженцах, таковым может быть признано лицо, терпящее религиозную, расовую дискриминацию или вынужденное мигрировать в связи с политическими гонениями.

Данное толкование является продублированным с Женевской конвенции о беженцах.

Правовое положение беженцев из Украины установить достаточно сложно, так как в ФЗ дается немного другая трактовка понятия, не предусматривающая переселения вследствие военного положения или разрухи.

В любом случае, статус беженца по своей сути международный, и правительство РФ не вправе расширять данный статус для украинцев самостоятельно. Если на законодательном уровне признать выходцев с востока Украины беженцами, то таковой статус должны признать и другие страны мира.

Тем не менее, правительство РФ принимает данный слой населения, и эти действия одобрены руководством Организации Объединенных Наций.

Признать украинцев беженцами или нет, на территории России решают представители Федеральной миграционной службы (далее ФМС) на основе ФЗ под номером 4528. Международные права беженцев в данной ситуации не распространяются. В соответствии с ФЗ под номером 4528, на территории РФ претендовать на предоставление убежища могут:

  • граждане, наделенные статусом беженца;
  • граждане, потерпевшие от военных конфликтов, и которые из соображений гуманности не подлежат депортации из РФ.

Как показывают сегодняшние реалии, в Москве и других городах РФ, созданы фонды, оказывающие помощь переселенцам и выходам из востока соседней Украины.

Помимо этого на границе России и Украины созданы палаточные лагеря для оказания первичной помощи на месте. Непосредственно из этих лагерей, мирное население отправляют для оказания помощи в другие города государства.

Там вынужденные мигранты должны пройти процедуру регистрации.

Процедура регистрации мигрантов

Регистрацией мигрантов, желающих получить статус беженцев, занимаются представители ФМС. Данная служба проводит надзор и контроль над действиями новоприбывших лиц, а также ведет их учет, предоставляет нуждающимся гражданам временное жилье и оказывает социальную помощь.

Для начала нужно посетить федеральный пункт миграционной службы с целью зарегистрироваться. Изначально желающий получить статус пишет ходатайство, в котором указывает причины обращения. Письменное обращение должно быть составлено грамотно, писать следует в официальном стиле, а излагать свою позицию лаконично и точно.

После регистрации каждый мигрант получает специальное свидетельство. В указанное свидетельство вносятся персональные данные выходца из другой страны, а также данные о несовершеннолетних членах его семьи. После того, как свидетельство получено, людей направляют в пункт временного размещения, где оказывают медицинскую, психологическую и социальную помощь.

Свидетельство не получат мигранты, совершившие террористический акт или тяжкое преступление, а также лица, имеющие обязательства перед своей страной. Например, если гражданин был призван на обязательную службу в вооруженных силах страны и проигнорировал ее, то в получении свидетельства ему откажут.

На протяжении трех месяцев представители ФМС решают дальнейшую судьбу мигрантов. Тем, кого признают беженцами, выдают удостоверение сроком от одного до трех лет.

Если свидетельство являло собой краткосрочное право на пребывание на территории государства, то удостоверение имеет более длительный срок.

Беженец должен иметь при себе удостоверение, которое гарантирует права и обязанности указанной категории.

Какие права зафиксированы в законе

Все права беженцев можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся права мигрантов, посетивших ФМС с целью получения статуса беженца. Данной категории населения полагаются:

  • пособие размером сто рублей (на одного члена семьи, включая детей, выдается только один раз);
  • направление в пункты временного пребывания;
  • бесплатное питание и проживание;
  • оказание бесплатной медицинской помощи;
  • содействие в поиске работы (учет в центре занятости);
  • оказание социальной помощи (по всей стране открыты круглосуточные телефонные линии для поддержки нуждающихся лиц, а также для предоставления всей необходимой информации).

Исходя из ФЗ, каждый день правительство обязано выделять на каждого переселенца по восемьсот рублей, из которых часть идет на проживание, а другая часть — на питание. Наличными мигранты денег не получают. Для лиц, получивших соответственный статус, в федеральном законе прописаны точно такие же права. Тем не менее, права беженцев второй группы становятся шире:

  • полный социальный пакет;
  • получения жилья из фонда временного размещения;
  • оказание лекарственной и медицинской помощи на общих условиях;
  • размещение детей в образовательные учреждения (детские сады, школы и т.д.);
  • возможность свободного трудоустройства;
  • право на ведение малого бизнеса.

В обязанности социальных работников входит не только информирование переселенцев, но также и разъяснение им их прав и обязанностей.

Какие обязанности должны выполнять беженцы и должны ли вообще? Если правительство предоставляет указанным лицам права и гарантирует их выполнение, то со своей стороны мигранты должны выполнять обязанности, предписанные в ФЗ, то есть все предписанные законом требования.

В соответствии с ФЗ, в обязанности беженцев входит:

  • соблюдать все положения, которые диктует федеральный закон и Конституция РФ;
  • пройти собеседование и медицинский осмотр;
  • давать в ФМС только правдивые сведения о себе;
  • сообщать ФМС обо всех своих действиях и перемещениях по территории государства;
  • проходить переучет каждые полтора года.

Если за помощью обратились выходцы из Украины, то таковые могут рассчитывать на получение всех прав, которые достаются мигрантам, претендующим на статус беженцев. Единственное на что они не могут рассчитывать — это получение одноразового пособия. Украинцы, получившие убежище обязаны сдать паспорт гражданина своей страны.

Материальная помощь и социальная защита

Многие россияне обеспокоены тем, что приток иностранцев в их страну достиг критической точки. Ежедневно на одного вынужденного переселенца государство тратит порядка восьмисот рублей.

Кроме всего этого, во время мирового кризиса государство предоставляет иностранцам рабочие места. С точки зрения гуманности, сложившаяся ситуация законна и оптимальна.

Если посмотреть немного уже на современные реалии, то переселенцы в основном находятся на попечении страны.

Социальная защита беженцев представлена многочисленными волонтерскими организациями, государственными фондами и пунктами. Правительство стимулирует работодателей принимать на работу беженцев.

Каждый трудоспособный мигрант становится на учет в центр занятости. Но что в результате получается? Многие из новоприбывших отказываются от рабочих должностей, считая их недостойными своего уровня.

Многие вообще отказываются работать.

Помимо этого беженцы постоянно заявляют о необходимости получения дополнительного материального пособия.

Как быть правительству в сложившейся ситуации? С недавних пор были очерчены конкретные условия, следуя которым, право на дополнительное пособие имеют только малоимущие семьи, социально менее защищенные.

К таким относятся семьи инвалидов, многодетные семьи и пенсионеры. Недавно был зарегистрирован проект ФЗ, по которому беженца, трижды отказавшегося от предоставляемой вакансии, государство больше не содержит за свой счет.

Для действительно нуждающихся людей волонтеры организовывают гуманитарную помощь. Многие россияне приносят в специальные пункты одежду, обувь, книги, игрушки, продукты питания и другие вещи.

Федеральный закон защищает права беженца, который не пренебрегает своими обязанностями, а также не превышает лимит терпения граждан.

Если мигранты будут вести себя честно, сдержано и тактично, то правительство и россияне также отнесутся к ним понимающе.

Беженцы, имеющие таковой статус, в соответствии с ФЗ, наделены правом на получение пенсии по старости. Для того чтобы ее оформить, нужно обратиться в территориальное отделение пенсионного фонда. Придется представить удостоверение беженца и еще ряд документов. Пенсионный возраст в России составляет пятьдесят пять лет для женщин и шестьдесят лет — для мужчин.

Если выходцам из других стран хочется более подробно узнать о месте нахождения пунктов поддержки и различных социальных программах, то всю актуальную информацию размещают на соответственных сайтах в сети интернет. Если нет доступа в глобальную сеть, можно позвонить по телефону горячей линии ФМС.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах – По закону

Какие гарантии дает закон о беженцах из украины. Федеральный закон российской федерации Фз о беженцах 1993

С 2013 года люди, которые желают переехать на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства, могут принять участие в государственной программе переселения соотечественников.

Такая программа позволяет сделать процедуру переселения более комфортной для определенных категорий граждан, тем более что государство само заинтересовано в переезде соотечественников и привлечении потока трудоспособного населения.

Законодательное регулирование вопроса: последние изменения и нововведения на 2021 год

Вопросы переселения соотечественников регулируются Законом «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа) и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Программа была введена в 2006 году со сроком действия до 2012 года и сразу показала свою эффективность. В сфере законодательных актов, регулирующих вопросы переселения, за эти годы было сделано много изменений. Позже срок Программы был продлен: в 2013 году она получила новую редакцию, а ее действие стало бессрочным.

В 2021 году реализация Программы продолжалась, как и в прошлые годы, но с некоторыми изменениями.

Кто может участвовать в данной государственной программе

Принять участие
в Программе могут как граждане других стран и лица без гражданства, так и граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом и имеют российское гражданство.

Целью Программы
изначально является переселение определенного круга лиц:

Критерии отбора и требования к кандидатам

Кроме отношения к определенной категории граждан, потенциальный участник Программы должен также соответствовать таким требованиям
:

  1. Кандидат должен быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы работать в Российской Федерации;
  2. Уровень владения устным и письменным русским языком должен быть таким, который обеспечит участнику скорую адаптацию в стране;
  3. Иметь опыт трудовой деятельности и квалифицированное образование, которые обеспечат участника рабочим местом в России.
  4. Потенциальный переселенец не ранее, не в момент обращения не должен состоять в террористических, экстремистских и прочих организациях, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации.

Если в рамках Программы кандидату нужно будет оформлять вид на жительство, он заранее должен соответствовать всем условиям, которые позволят его получить. Переселенец не должен быть судимым или подлежать депортации с территории РФ. К тому же, необходимо соответствие кандидата условиям региональных программ переселения, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться.

Какие документы необходимо собрать

Потенциальному участнику нужно подать заполненную анкету и собрать пакет документов
, включающий в себя:

Если соотечественник проживает в Российской Федерации, то ему необходимо дополнительно предоставить оригиналы документов, в которых закреплено их право на временное или постоянное проживание, документы о семейном состоянии (о заключении или расторжении брака) и документы, удостоверяющие личность.

При смене в прошлых годах фамилии, имени или отчества участника или родственников, которые переселяются с ним, нужно подать соответствующие справки из органов регистрации актов гражданского состояния. Нужно учитывать, что написание таких анкетных данных человека должно быть одинаковым во всех документах.

Перечень преимуществ

Соотечественники, принимающие участие в программе и их родственники, переезжающие вместе с ним, наделены правами на получение социальной помощи и государственной поддержки в соответствии с регионом переселения.

Участникам предоставляется возмещение расходов за счет бюджетных средств на переезд
в выбранный для жительства регион.

Компенсируются сборы, взимаемые консульством, визовые сборы и средства, потраченные на перевозку собственного имущества и уплату различных госпошлин. Для последующего возмещения следует сохранить договор с перевозчиком и бумаги с подтверждением уплаты за его услуги.

Если услуги предоставляются международной компанией, потребуется транспортная накладная с отметками таможенной службы и декларация на груз.

Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт
, он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне. Эта льгота распространяется на тех лиц, которые получили свидетельство участника в иностранных государствах.

Участник Программы и прибывшие в ее рамках родственники переселенца вправе получить РВП
вне квот, ВНЖ и гражданство в упрощенном порядке. Также, из плюсов следует отметить, что переселенцу не потребуется сдавать комплексные экзамены
для их получения – это существенно экономит время и деньги.

В рамках Программы участнику предоставляются в поддержку выплаты в размере до 240 тысяч рублей
, которые можно потратить на решения жизненных и бытовых вопросов, вклад в свой бизнес, приобретение или аренду жилья. Их размер зависит напрямую от региона переселения, подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах регионов.

Из минусов программы переселения следует отметить, что участник обязан до получения гражданства проживать и работать только на территории своего региона.

Стоит отметить, что денежные средства выплачиваются также и членам семьи переселенца, по 120 000 рублей на каждого родственника, переехавшего в РФ. Подъемные выдаются в два этапа
. Первая часть средств выплачивается сразу после переселения, а вторая — спустя полтора года после обоснования на новом месте.

В том случае если переехавшая на территорию Российской Федерации семья не имеет источника дохода, то ей положена отдельная денежная выплата в размере одного прожиточного минимума
.

В какие регионы рф возможно переселение

С 2021 года принять участников Программы могли 47 регионов, но больше всего ждут переселенцев в регионах Забайкалья, Камчатки, Алтая, Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Магаданской и Иркутской областей, а также на Сахалине и в Еврейском округе.

В 2021 году количество регионов, готовых принять новых жителей, составляет 57 субъектов
.

Переселенцы в первую очередь стремятся к переезду в крупные города, Санкт-Петербург и Москву. Однако стоит учитывать, что ожидать максимального уровня государственной поддержки можно только при переселении в приоритетные регионы. Со списком всех регионов можно ознакомиться на официальных сайтах
по реализации Программы.

Пошаговая инструкция процедуры переселения

Если кандидат, проживающий за рубежом, собрал готовый пакет документов и оформил заявление в соответствии с утвержденной формой, он может его подать лично в уполномоченный орган РФ
на территории своей страны. Такими органами могут быть представительства управления по вопросам миграции МВД РФ или группы по реализации Программы при консульствах и отделах диппредставительств России в зарубежных странах.

Проживая на территории российского государства, для участия в Программе необходимо подать документы по территориальному принципу в отделения Главного управления по вопросам МВД РФ
.

Перед подачей заявления нужно учесть, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод и отметки переводчика нужно заверить в нотариальном порядке. Если подаются копии документов, выданных в зарубежных странах, оригиналы нужно легализовать в установленном порядке, если эти вопросы не регулируются международным договором.

После того как заявление подано, следует ждать пока оно будет согласовано с органами исполнительной власти того региона, в который планируется переселение и государственными органами.

Различные ведомства должны проверить отсутствие у потенциального участника обстоятельств, которые могут препятствовать его въезду в Россию. Если лицо проживает в РФ – проверяется отсутствие причин для прекращения действия временного или постоянного проживания (РВП, ВНЖ).

После рассмотрения заявления территориальный орган по вопросам миграции того субъекта РФ, который участвует в региональной программе, принимает решение
и выдает или отказывает в выдаче кандидату свидетельства участника Программы.

Следует помнить, что выданное решение может быть аннулировано в случаях, если соотечественник нарушает нормы миграционного законодательства или будет установлено, что его пребывание в РФ нежелательно, принято решение о выдворении из страны, въезд в РФ запрещен или участник перестал соответствовать условиям региональной программы.

Свидетельство предоставляется в 60-дневный срок
после приема от соотечественника заявления с полным пакетом документов. Для его получения нужно лично явиться в уполномоченный орган.

Документ действует на протяжении трех лет после предоставления. Если этот период истек, то участник теряет свой статус, а его родственники – статус членов семьи.

То есть, участнику нужно за это время успеть оформить гражданство РФ.

При въезде на территорию РФ следует внимательно отнестись к заполнению миграционной карты
. При пересечении границы по загранпаспорту отчество вносить в карту не нужно, если оно отсутствует в паспорте, цель визита необходимо поставить частную.

В отделе по вопросам миграции МВД можно получить памятку со списком необходимых на РВП документов
.

Нужно отметить для себя необходимые: заявление, фото, заверенный в нотариальном порядке перевод паспорта, копия свидетельства участника Программы, бумаги об уплате пошлины в размере 1600 рублей (за нее можно получить возмещение), миграционная карта и данные о регистрации по месту пребывания.

Кроме того, нужно пройти в медучреждениях комиссию для получения сертификатов и справок об отсутствии ВИЧ, наркомании и других инфекционных заболеваний согласно перечню. Эти справки можно предоставить как при подаче документов на РВП, так и в месячный срок после нее.

После предоставления РВП получать ВНЖ не обязательно: участник может сразу же подавать на гражданство, вопрос о его предоставлении будет рассмотрен в трехмесячный срок. Это существенный плюс, ведь в общем порядке пришлось бы еще получать ВНЖ и обращаться за гражданством только через определенный законом промежуток времени.

Особенности переселения из Украины, Казахстана, Молдовы, Белоруссии и других государств

Нужно учитывать особенности для переселения соотечественников из визовых и безвизовых стран
, ведь в сфере миграционной политики между иностранными государствами и РФ могут быть различные отношения.

Например, для граждан Беларуси не нужно заполнять миграционную карту, соответственно она не потребуется для предоставления в орган миграции, а гражданам государств, с которыми РФ поддерживается визовый режим, необходима будет виза.

Для уточнения всех вопросов можно обращаться в консульские учреждения РФ в иностранных государствах и иные уполномоченные органы.

Решение вопроса трудоустройства и предоставления жилья

Согласно нормативно-правовым актам, переселенцы после переезда вправе работать и получать образование на территории РФ.

Если переселенец не имеет родственников в месте переселения, ему следует заранее узнать о наличии в регионе центров временного размещения
, где можно за умеренную плату остановиться и даже получить регистрацию по месту на время пребывания. Она понадобится для последующей подачи документов на РВП.

Имея на руках свидетельство участника Программы, переселенец и член его семьи согласно трудовому законодательству вправе трудоустроиться на тех же условиях, что и гражданин РФ.

Это существенный плюс, ведь получить рабочее место можно без разрешения на работу и регистрации временного проживания, а работодателю при этом не нужно обращаться в органы по вопросам миграции за разрешительным документом на трудоустройство иностранной рабочей силы.

Однако на сегодняшний день некоторые работодатели не слышали о такой Программе, поэтому перед обращением следует донести им всю информацию о своих правах.

Также, на официальных сайтах регионов можно найти список вакансий в рамках Программы, на которые можно устроиться самостоятельно, и требования к работнику. Но нужно помнить, что вопрос переезда может занять продолжительное время, за которое вакансии могут потерять актуальность.

4528 — 1 ФЗ «О беженцах» с последними изменениями

Какие гарантии дает закон о беженцах из украины. Федеральный закон российской федерации Фз о беженцах 1993

Лица, которые в своей стране являются жертвами преследования по расовым, вероисповедальным, национальным, гражданским и социальным признакам и не могут воспользоваться защитой своей отчизны или не желают этого делать, имеют право запросить у другого государства временного убежища. В Российской Федерации порядок принятия подобных лиц и предоставления им соответствующего статуса беженца регулируется федеральным законом № 4528-1.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 4528-1 “О беженцах” был принят 19 февраля 1993 года. С момента вступления в силу он регулярно редактировался и дополнялся. Последние поправки законодательства были внесены 22 декабря 2014 года.

ФЗ-4528-1 устанавливает основания присвоения статуса беженца на территории Российской Федерации, регулирует их правовой статус, а также предоставляет им гарантии на экономическом, социальном и правовом уровнях, с целью защиты их прав и интересов в соответствии с конституционными требованиями.

Закон о статусе беженцев состоит из 19 статей, регулирующих следующие аспекты:

  • Ст. 1 приводит определения основных терминов, используемых в законодательном документе;
  • Ст. 2 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 3 предусматривает порядок предоставления лицу статуса беженца;
  • Ст. 4 описывает особенности направления ходатайства о признании лица беженцем, а также правила предварительного рассмотрения прошения;
  • Ст. 5 определяет перечень оснований при которых может быть отклонено рассмотрение ходатайства;
  • Ст. 6 устанавливает права и обязанности лица, которому было выдано свидетельство о рассмотрении его прошения о беженстве;
  • Ст. 7 предусматривает порядок рассмотрения по существу прошения о присвоении статуса эмигранта;
  • Ст. 8 определяет права и обязанности лиц, которые были признаны беженцами;
  • Ст. 8.1 описывает правила предоставления эмигрантам проездного документа, особенности его использования, а также необходимость контроля миграционной службой;
  • Ст. 9 устанавливает перечень оснований по которым лицо лишается статуса беженца;
  • Ст. 10 предусматривает гарантии соблюдения прав эмигрантов, получивших соответствующий статус;
  • Ст. 11 определяет порядок формирования фонда для предоставления беженцам временного жилья;
  • Ст. 12 описывает порядок обеспечения эмигрантов временными убежищами;
  • Ст. 13 устанавливает правила депортации;
  • Ст. 14 предусматривает порядок распределения беженцев на территории Российской Федерации, а также особенности их принятия в случае массового наплыва;
  • Ст. 15 определяет правила финансирования мероприятий связанных с приёмом, размещением, расположением, а также депортацией эмигрирующих лиц.
  • Ст. 16 была признана утратившей силу;
  • Ст. 17 устанавливает полномочия государственных органов при реализации требования настоящего законодательства;
  • Ст. 18 описывает особенности международного сотрудничество в области решения проблем беженцев;
  • Ст. 19 предусматривает ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона.

Признание лица беженцем осуществляется в следующем порядке:

  • человек обращается с ходатайством о присвоении ему статуса беженца в таможенную миграционную службу;
  • прошение проходит стадию первичного рассмотрения;
  • лицу выдаётся свидетельство о рассмотрении по существу его ходатайства или уведомление об отказе в данной процедуре;
  • прошение рассматривается по существу;
  • принимается решение о присвоении статуса беженца человеку или об отказе ему в данном действии;
  • лицу, направившему ходатайство, выдаётся документ, удостверяющий его как беженца или уведомлении об отклонении его просьбы.

При принятии решения о признании эмигрировавшего лица беженцем, оно должно пройти следующий ряд процедур:

  • оформление индивидуальной анкеты;
  • заполнение специального опросного листа;
  • проведение индивидуального собеседования;
  • проверка достоверности полученной информации;
  • установление объективных обстоятельств прибытия.

После всестороннего изучения полученных сведений, а также прохождения процедуры идентификации личности и регистрации дактилоскопических данных, принимается соответствующее решение. Если приёмной комиссии недостаточно полученных сведений, она может назначить дополнительные собеседования.

В случае признания беженцами членов одной семьи, процедура принятия решения о присвоении соответствующего статуса проводятся для каждого совершеннолетнего представителя семьи отдельно.

Лицо, которое было признано беженцем в соответствии с положениями настоящего законодательства обладает следующими правами:

  • предоставление информации о своих правах и обязанностях, а также услуги переводчика;
  • содействие при оформлении необходимых для въезда на территорию Российской Федерации документов;
  • помощь в осуществлении переезда и транспортировки багажа в установленное место;
  • предоставление питания и коммунальных услуг в месте временного размещения;
  • охрана прав и интересов, а также безопасность имущества;
  • использование жилого помещение, которое предоставляется в месте временного пребывания;
  • медицинская помощь;
  • помощь в получении направление на профобучение и трудоустройство;
  • работа по найму и занятие предпринимательской деятельностью;
  • социальная защита, включая соцобеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение помощи при определении детей в образовательные учреждения;
  • получение проездного документа. позволяющего пересекать границу Российского государства;
  • обращаться за получением права постоянного проживания на территории Российской Федерации и получение российского гражданства;
  • принимать участие в общественной деятельности;
  • добровольно вернуться в страну прежнего проживания.

Также беженцы должны выполнять следующий ряд обязательств:

  • соблюдать положения Конституции РФ, настоящего законодательства, а также других федеральных законов и правовых документов Российской Федерации;
  • соблюдать сроки прибытия в центр временного размещения;
  • следовать установленному порядку проживания и санитарно-эпидемиологическим требованиям в месте временного пребывания;
  • в семидневный срок уведомить соответствующие миграционные органы об изменении документов, приобретении гражданства или получения разрешения на постоянное проживание;
  • предупреждать о желании изменить место пребывания или покинуть территорию государства;
  • при смене места пребывания в семидневный срок сняться с учёта в контролирующем миграционном органе и по приезду на новое место встать на соответствующий учёт;

Также беженцы обязаны ежегодно производить переучёт в миграционной службе или другом уполномоченным органом, который осуществляет функции по надзору за эмигрантами.

Последние поправки, внесенные в 4528-1 ФЗ

Последние изменения законодательства о предоставлении статуса беженцев были внесены 31 декабря 2021 года при принятии закона № 498-ФЗ.

В ходе последней редакции была переизложен второй абзац части 3 статьи 3.

В новом изложении уточняется возможность проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации за пределами Российской Федерации по месту подачи ходатайства о получении беженства.

Статья 12 настоящего законодательства описывает порядок предоставления беженцам временного убежища.

Решение о выделении эмигрировавшему лицу временного места для проживания принимается местным федеральным органом, который уполномочен выполнять контролирующие функции в миграционной сфере.

Пункт 2 ст. 12 предусматривает следующие основания для предоставления временного убежища для иностранных лиц:

  • человек обладает основаниями для получения статуса беженца, но ограничивается письменным прошением о временном пребывании на территории Российской Федерации;
  • человек не может получить статус беженца, однако в соответствии с принципами гуманизма, его нельзя депортировать.

Лицо, которому было выделено место для временного пребывания, должно пройти обязательную медицинскую проверку и получить соответствующий сертификат о состоянии здоровья, после чего миграционная служба выдаёт ему свидетельство, которое подтверждает законное пребывания на территории Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 12 предусматривает следующие основания для утраты права на временное убежище:

  • устранение обстоятельств, которые являлись причиной предоставления данного жилья;
  • получения российского гражданства или разрешения на постоянное проживание;
  • выезд из страны на своё предыдущее место жительства.

Пункт 6 ст. 12 устанавливает основания для лишения лица временного жилища миграционными службами:

  • осуждение за совершение преступления на территории РФ и вступление приговора в силу;
  • намеренное предоставление ложной информации и фальшивых документов для получения разрешения на пребывание;
  • привлечение к административной ответственности за оборот наркотических и психотропных веществ.

Лицо, которое было лишено разрешения на временное убежище, должно по требованию миграционной службы покинуть территорию Российской Федерации в течение месяца.

Скачать закон о беженцах в последней редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 “О беженцах” рекомендуется скачать актуальный текст документа по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Какие гарантии дает закон о беженцах из Украины

Какие гарантии дает закон о беженцах из украины. Федеральный закон российской федерации Фз о беженцах 1993

О гуманитарной катастрофе на востоке Украины общеизвестно. По разным оценкам, в России находится около 1 200 000 украинских переселенцев. В СМИ всех их называют «беженцы», поскольку люди покинули дом в силу чрезвычайных обстоятельств, но их правовое положение в РФ неоднозначно. Не на всех распространяется федеральный закон о беженцах №4528-1-ФЗ.

Что прописано в законе о беженцах?

Федеральный Закон о беженцах (ФЗ №4528-1) сложен и вызывает ряд вопросов:

  • почему получить правовое положение (стать беженцем) в порядке ФЗ РФ №4528-1-ФЗ так сложно?
  • справедлив ли федеральный закон по сути?
  • каково положение приезжих из Украины, которым в статусе в силу ФЗ РФ отказано, или которые за ним не обращались?

Проанализируем профильный закон РФ и его положения. Ст.1 ФЗ №4528-1 предполагает права иностранцев при наличии оснований получить в России:

  • правовое положение беженцев;
  • временное убежище.

В определении круга потенциальных приезжих федеральный закон РФ №4528-1-ФЗ дублирует Женевскую конвенцию ООН. Согласно ФЗ РФ 4528-1 беженцем признается лицо, которое в стране гражданства может стать жертвой гонений по признаку:

  • расы;
  • гражданства;
  • вероисповедания;
  • убеждений.

Реклама

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Федеральный закон РФ не дает возможности установить правовое положение беженцев выходцам из Украины из-за военного конфликта или разрухи, поскольку:

  • статус является международным;
  • самостоятельно расширять основания его применения руководство России не может – это наложило бы обязательства на другие страны;
  • сегодняшние действия России относительно приезжих из Украины и федеральный закон 4528-1-ФЗ одобряются управлением ООН по беженцам.

Правовое положение лиц, получивших убежище, регулирует только внутренний Федеральный закон России №4528-1-ФЗ. Международное право на них не распространяется. Рассматриваемый федеральный закон РФ определил, что убежище предоставляется тем, кто:

  • имеют права на статус в порядке ФЗ РФ №4528-1;
  • не имеют оснований обращаться за таким статусом в силу ФЗ РФ №4528-1, однако из гуманных соображений не могут быть депортированы из РФ.

Права переселенцев

1. Обратившимся в ФМС России за статусом беженца на основании ФЗ №4528-1 положено:

  • одноразовое пособие в 100 р.;
  • социальная работа (действует также горячая линия);
  • направление в центр временного размещения;
  • питание и проживание (правительство России выделяет 800 р. в день);
  • медпомощь;
  • содействие в трудоустройстве в регионе России, где есть квоты.

Социальная работа с беженцами предполагает разъяснение их обязанностей:

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральный закон РФ №4528-1;
  • пройти освидетельствование и получить медсертификат;
  • сообщать в ФМС России правдивые сведения о себе.

2. Права беженцев включают все права предыдущей группы. Федеральный закон №4528-1-ФЗ также гарантирует им:

  • пользование жильем фонда временного расселения РФ;
  • медпомощь наравне с гражданами РФ;
  • права на работу и индивидуальное предпринимательство в России;
  • устройство детей на учебу;
  • соцобеспечение на уровне граждан России;
  • права на выезд на ПМЖ в другую страну.

Правовое положение переселенцев включает обязанности:

  • сообщать в течение 7 дней в ФМС России об изменении ФИО, семейного положения;
  • проходить в ФМС РФ переучет каждых 1,5 года (Федеральный закон №4528-1-ФЗ);
  • адекватно реагировать на действия госструктур (социальная работа с беженцами).

Статус других переселенцев из Украины

1. Не обращавшиеся к ФМС России в порядке ФЗ №4528-1 имеют правовое положение иностранцев. Они вправе:

  • просить разрешения на временное проживание (3 года), далее – о предоставлении вида на жительство;
  • ходатайствовать о статусе вынужденного переселенца (предусматривает федеральный закон РФ № 4530-1-ФЗ);
  • переселяться в РФ в качестве соотечественников (действует госпрограмма содействия).

Реклама

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

2. Граждане Украины, получившие убежище:

  • сдают паспорт Украины (Федеральный закон 4528-1-ФЗ);
  • получают права, как у ходатайствующих о статусе (кроме одноразового пособия);
  • с ними проводится социальная работа (также функционирует горячая линия).

Программа интеграции мигрантов в России

Беженцы в России создали нагрузку на федеральный бюджет. Пребывание лица в центре для беженцев ежедневно обходится России в 800 р. Люди находятся на госсодержании и по прибытии в регион, где открыты квоты.

  1. Правительство России озабочено иждивенческими настроениями беженцев.
  2. Высокое налогообложение и соцподдержка не стимулируют их к труду.
  3. До недавнего времени беженцы платили подоходный налог в РФ в 30% (ставка НДФЛ для нерезидентов, пробывших в РФ менее полугода). Этот налог съедал треть заработной платы. А есть еще и страховые взносы.
  4. ЛДПР зарегистрировал в Госдуме РФ проект ФЗ о лишении права на содержание трижды отказавшихся от вакансий в России.

Комплексная программа относительно интеграции украинцев в России должна урегулировать:

  • налоги, которые будут равны с существующим для граждан России;
  • обеспечение нетрудоспособных (пенсия и соцвыплаты в РФ);
  • страховые взносы в ПФР, ФСС.
  • медстрахование.

Сниженный налог

Пока программа в разработке, сделан первый шаг – федеральный закон от 01.10.2014 №285-ФЗ о внесении изменений в НК РФ, а именно – снижение ставки НДФЛ. Закон установил, что беженцы в России будут платить такой же подоходный налог, что и граждане РФ – 13%.

Пониженный налог НДФЛ касается только заработной платы. Если работодатель оформил отношения с мигрантом гражданским договором, НДФЛ и далее составляет 30%. Налог с дохода также не взимается с компенсации родительской платы в саду.

Горячая линия ФНС дает возможность узнать об этом детальнее.

Федеральный закон об уменьшении НДФЛ имеет обратное действие. Закон №285-ФЗ действует с 01.01.14. Это означает, что многими уплачены лишние 17% НДФЛ. Налог в этой части будет возвращен плательщику работодателем. Федеральный закон №285-ФЗ о снижении НДФЛ призван стимулировать:

  • официальное трудоустройство мигрантов в России;
  • оформление их в штат.

Будет ли принята цельная программа и снижены налоги по примеру НДФЛ, неизвестно. Поскольку переселенцы вынуждены обращаться за проведением юридически значимых действий, существенную роль для них играет такой федеральный налог как госпошлина. Специальный закон в Беларуси отменил этот налог для украинских мигрантов.

Отдельный вопрос – налог для индивидуальных предпринимателей. Не во всех регионах беженцам хватает работы. Нужно стимулировать инициативу мигрантов и главным инструментов в этом является налог. Следует снизить налог ИП до уровня граждан РФ. Временно можно установить налог еще ниже – это выгоднее, чем содержать мигрантов.

Пониженный налог – большое облегчение. Но остается открытым вопрос, нужно ли уравнивать налог беженцев и граждан РФ в дальнейшем. Украинцам нужно решить, будут ли они оставаться в РФ на ПМЖ. При том, что гражданство России беженцы могут получить всего за 3 месяца, для многих сниженный налог и льготы утратят актуальность.

Пенсия переселенцев

Демографическая ситуация в России такова, что приток молодежи выгоден. Иная ситуация с пенсионерами. Существует договоренность РФ и Украины, что пенсия выплачивается при смене постоянного места жительства. Пенсионеры прибыли из так называемых ДНР и ЛНР, где:

  • пенсия новыми властями не выплачивается;
  • пенсия официальной Украиной не начисляется.

Федеральный закон №173-ФЗ установил:

  • гражданам РФ, постоянно проживавшим в Украине, пенсия положена в полном объеме, в какой бы бюджет они не платили налог и страховые взносы;
  • пенсионные права украинцев возникают при получении в России вида на жительство;
  • временно проживающим пенсия в РФ не положена;
  • получившим убежище пенсия не выплачивается и федеральный закон РФ №173-ФЗ на них не распространяется;
  • беженцы имеют права на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РФ в период действия статуса (ФЗ №4528-1).

Жилье

Украинцы, въехавшие частным образом, не ограничены в регионе ПМЖ, но платят 30% подоходный налог. Беженцам положено: госсодержание, а позже уменьшенный налог (пока только подоходный налог, но могут снизить другой федеральный налог – госпошлину).

Насущная проблема – жилье. Многих беженцев интересует ипотека. Закон 4528-1-ФЗ не установил льгот беженцам.

А для банков ипотека лицу, не имеющему в РФ ПМЖ и гражданства большой риск: непонятно, сможет ли беженец платить взносы и с каких средств такие взносы взыскивать принудительно, если он утратит статус (право на работу ему гарантирует тот же закон №4528-1-ФЗ, что и статус).

Изменений в закон №102-ФЗ, которым урегулирована ипотека, ждать не стоит. Нужно обращаться в банк в качестве полноправного заемщика: закон о гражданстве №62-ФЗ дает возможности быстро его получить.

Гражданство открывает и другие возможности:

  • программа «Жилье» предполагает соцподдержку незащищенным, программа «Молодая семья» – парам и родителям, существует также программа для молодых учителей.
  • закон гарантирует малоимущим социальное жилье.

(12 4,80 из 5)

Вам также будет интересно

Закон РФ «О беженцах» 4528-1-ФЗ – кто из иностранцев может воспользоваться?

Какие гарантии дает закон о беженцах из украины. Федеральный закон российской федерации Фз о беженцах 1993

Проблема беженцев, обострившаяся в последние годы в европейских странах, актуальна и для России.

Соблюдение и защита прав и свобод человека является обязанностью каждого государства, в том числе и в отношении лиц без гражданства.

Взаимодействие с лицами, оказавшихся на территории РФ в положении вынужденных мигрантов, регулируется соответствующим Федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами. Госпошлина за прописку – сколько и куда оплачивать?

Определение понятия «беженец» было дано в женевской Конвенции, принятой в 1951 году. В соответствии с этим документом беженцем считают человека, который покинул страну своего гражданства из-за опасений подвергнуться преследованиям.

Они могут возникнуть по разным причинам, например, из-за политических или религиозных взглядов человека, его расы, взаимодействия с какой-либо социальной группой и т. д. При этом он не может или не хочет находиться под защитой этого государства, боится вернуться на родину.

Конвенция устанавливает права, обязанности и социальные гарантии для подобной категории лиц.

Документ считается общеупотребительным в международном праве. По данным на 2015 год участниками Конвенции стали уже 145 государств и 195 членов ООН. Россия присоединилась к этим соглашениям в ноябре 1992 года.

Поэтому возникла необходимость в принятии законодательных норм, которые определяли бы правовой статус и основания для признания человека беженцем на территории РФ.

Принятый в 1993 году федеральный закон о беженцах стал первым документом, устанавливающим эти правила, права и обязанности вынужденных мигрантов.

Кратко о законе РФ «О беженцах»

Первая редакция 4528-1-ФЗ РФ от 19.02.1993 закрепила в российском законодательстве основные положения Конвенции ООН. Этот документ регламентирует следующие понятия и взаимоотношения.

  • Дано определение статуса беженца и лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сформулировано понятие временного убежища и места временного содержания.
  • Перечислены категории лиц, на которых не распространяется действие Закона. Это лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, военные преступления.
  • Установлен порядок признания вынужденного мигранта беженцем и выдачи свидетельства ему и членам его семьи.
  • Приведены основания, по которым могут отказать в признании беженцем, определено правовое положение ребенка, рожденного от вынужденных мигрантов.
  • Сформулированы права и обязанности этой категории лиц. Они должны соблюдать законы РФ и порядок проживания в центре временного размещения, пройти медицинское освидетельствование. Беженцы имеют возможность обратиться с заявлением о предоставлении гражданства РФ, могут добровольно вернуться в свою страну либо переехать на жительство в другое иностранное государство.
  • Перечислены причины утери статуса беженца. Это возможно при получении гражданства другого государства, обращении за защитой к стране своего гражданства либо устранении причин, по которым оно покинуло свою страну. Статуса беженца лишаются лица, совершившие преступление на территории РФ, представившие ложные сведения или фальшивые документы.
  • Регламентирована процедура депортации вынужденного мигранта с территории РФ. Выдворение применяется к лицам, лишенным положения беженца или получившим отказ в предоставлении этого статуса.
  • Установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в рамках данного Закона.

Трудоустройство без прописки – нарушение закона?

В Законе зафиксированы социальные гарантии для вынужденных мигрантов. Им и членам их семей оформляют проездные документы для передвижения по территории РФ, выделяют жилье из специального фонда.

Получивших свидетельство лиц обеспечивают бесплатным питанием и коммунальными услугами, оказывают медицинскую помощь, направляют на профессиональное обучение, помогают трудоустроиться.

Если лицо признано безработным в установленном законом порядке, оно имеет право на получение соответствующего пособия.

Связанные с этими гарантиями расходы берет на себя орган государственной власти субъекта РФ, в котором находятся беженцы.

Где скачать документ

Для изучения текста Закона лучше всего обратиться к справочно-правовым системам.

В системе Консультант Плюс можно скачать документ по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340. Некоммерческая версия системы доступна с 20:00 до 24:00 по московскому времени в рабочие дни, в выходные и праздничные дни доступ открыт в любое время.

В системе Гарант Закон можно скачать по ссылке http://base.garant.ru/10105682 без временных ограничений.

Документ доступен в системе Техэксперт по ссылке http://docs.cntd.ru/document/9004237 в любое время.

Последняя редакция

Применение положений документа на практике выявило некоторые его недостатки, поэтому Законом 95-ФЗ текст был изложен в новой редакции, предыдущий акт отменен. Новый документ вступил в силу в июле 1997 года. Последние изменения в него внесены 22.12.2014, они касаются органов пограничного контроля.

В 2021 году подготовлена новая редакция Закона, которая вступит в силу с июля этого года. Изменения, внесенные в нее, касаются обязательной дактилоскопической регистрации.Лица, обратившиеся с ходатайством о признании беженцем не на территории РФ, должны проходить регистрацию по месту получения удостоверения.

Иные законодательные акты

Кроме 4528-1-ФЗ РФ были приняты дополнительные нормативные акты, регулирующие отношения между беженцами и органами власти в различных сферах.

  • Постановление № 275 от 09.04.2001 утвердило Положение о фонде жилья для временного размещения беженцев и членов их семей. Документ установил порядок учета нуждающихся в размещении лиц и выделения им жилых помещений.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.