Какая разница между католиками и христианами. Чем отличаются православие и католицизм

Православие и католицизм

Какая разница между католиками и христианами. Чем отличаются православие и католицизм

См. также: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия →

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

ПравославиеКатолицизм
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным.Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц.Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа.Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г.Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность.Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения.При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся.
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства.Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями.
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора).Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются.Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик.Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу.Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».
Учение об индульгенциях.
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии.Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

ПравославиеКатолицизм
Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.
Алтарь, как правило, ориентирован на восток.Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.
Детей начинают причащать с младенчества.К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.
Целибат обязателен только для монахов.Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.Минимальный евхаристический пост составляет один час.
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.В католическом богослужении чаще всего используется орган.
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.Брак принципиально нерасторжим.
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».
Принят термин «освящение воды».Принят термин «благословение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.Католическое духовенство, как правило, безбородо.
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.
Монастыри различаются лишь уставом.Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.Используется григорианский календарь.

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

ПравославиеКатолицизм
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.
Имеют апостольское преемство.
Имеют семь церковных Таинств.
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.
Имеют общее представление о семье.
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.
Не признают гомосексуальные браки.
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

Взаимное влияние православия и католицизма

Влияние православия на католицизм
1При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.
2Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.
3В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.
4Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.
5Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви
Влияние католицизма на православие
1Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.
2Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.
3Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.
6Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.
7Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

Чем отличаются католики и православные христиане

Какая разница между католиками и христианами. Чем отличаются православие и католицизм

Возникновение христианской религии связано с Воскрешением и Вознесением Иисуса Христа. Единым христианство просуществовало вплоть до 1054 года, который ознаменовался расколом.

Изначально возникло две конфессии: православие и католицизм, но шестнадцатый век, в связи с попыткой реформирования католической церкви Мартином Лютером, дал начало новому направлению – протестантизму.

Однако, наиболее распространенными продолжают оставаться православие и католицизм, которые имеют схожие и отличительные черты. Далее мы рассмотрим, в чем состоит разница между католиками и православными.

Католичество и православие — главные различия

Наиболее существенное отличие приверженцев католицизма с православными интерпретируется в разнообразии пониманий Церковного единства.  Одним из центральных противоречий считается признание католиками Папы единым главой Церкви и полное игнорирование этого утверждения православными, хотя у них одинаковые вера и таинства.

Также значительными в этих направлениях считаются такие расхождения:

  • католики обосновывают, что Дух Святой исходит от Отца и Сына, а православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога Отца.
  • Православная Церковь не одобряет разрыв бракосочетания, но в отдельных случаях его разрешает. Католическая Церковь, мотивируя тем, что брак заключается единожды и на всю жизнь, ультимативно воспрещает разводиться;
  • Православие отрицает наличие чистилища, о существовании которого твердит католицизм;
  • Католическая Церковь полагает, что Папа Римский всегда безошибочен в вопросах веры и морали ведь он, при поддержке епископов, признает идеологию Католической Церкви, ее многовековые верования. Православные же верующие, игнорируя мнения католиков, бесспорно принимают лишь решения Вселенских Соборов;
  • православные крестятся справа налево, поскольку перемещение руки в таком порядке считается победой божественного над дьявольским, ведь в христианстве под левой стороной подразумевается дьявольское, а под правой – божественное. Католики крестятся слева направо, тем самым символизируя победу над грехом;
  • Таинства исповеди присущи всем христианам, но католики практически всегда пользуются специально отведенными местами – исповедальнями, где на небольшой скамейке сбоку от священника преклоняют колена. В православии тот, кто исповедуется с Евангелием и тот, кто исповедует пребывают с Распятием на виду у других прихожан, хотя и на небольшой дистанции от них.

На данном этапе существует еще ряд отличий, которые формируют определённую конфронтацию между концессиями.

Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Апостол Петр основал в Риме церковь, которую возглавил Папа (в переводе «Отче наш»). Атмосфера тех времен вызывала страх гонения, поэтому мало кто был согласен стать главой.  В то время главенствовали четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская;
  • Антиохская.

В последствии произошло расширение вследствие просветительской миссии восточного священства – примкнули сербские, болгарские, румынские христиане. Через время они были объявлены автокефальными.

Со временем в церквях начались разногласия, которые только усугублялись. С падением власти Рима верховенство церкви перешло к Патриарху Константинопольскому. Папа Римский был не удовлетворён сложившейся ситуацией. Свое право верховодить он обосновывал тем, что именно Рим был местом жительства и казни апостола Петра, которому были вручены ключи от рая Спасителем.

В 1054 году Папой Римским Львом IX был составлен акт об отлучении Константинопольского Патриарха и всей Восточной Церкви – это стало основной причиной того, что церковь раскололась на католическую и православную. Со временем Патриарх Михаил созвал собор, и это событие вошло в летопись как отлучение от церкви и прекращение поминовения пап в восточных церквях.

Можно выделить ряд причин раскола церкви:

  • отличие языков богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви);
  • отличающиеся между западной (Рим) и восточными (Константинополь) церквями догматы и обряды;
  • Папа Римский предъявил претензии на главенство церковью и над Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами.

1965 год ознаменовался отменой Взаимных анафем Главой Константинопольской православной церкви Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и подписанием Совместной Декларации. Несмотря на это, расхождения между двумя церквями существуют по сей день.

Как следствие реформ возникли различные христианские течения:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Каждое из них содержит несколько конфессий.

Православие теперь – это объединение греческого, российского, грузинского, сербского, украинского и других патриархатов, которые также имеют ответвления. Среди католиков выделяют римско- и греко-католиков. А в протестантизме выделилось множество конфессий, которые и не сосчитать.

Но основой всех течений были и остаются Христос и вера в Святую Троицу.

Догматы католической церкви

Основные догматы католической церкви заключаются в следующих позициях:

  • Filioque – Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына;
  • Целибат —  догмат безбрачия всего духовенства, а не только монахов;
  • Священное Предание католиков содержит в себе решения, которые были приняты уже после семи Вселенских соборов, и Папские послания;
  • Чистилище — это догмат о том, что между адом и раем есть промежуточная «станция» (чистилище), где можно искупить грехи;
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении;
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства – Телом и Кровью.

Догматы православной церкви

  • Убеждение православных в том, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, что закреплено в Символе веры;
  • В целибат православие придерживается только монахами, остальное духовенство вступает в брак;
  • Священное придание для них – древняя устная традиция, постановления первых 7-ми Вселенских Соборов;
  • У них отсутствует догмат о чистилище;
  • Отсутствует учение переизбытке добрых дел Девы Марии, Иисуса Христа, апостолов (“сокровищнице благодати”), которое позволяет “черпать” из этой сокровищницы спасение;
  • Причащение мирян и духовенства Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Чем отличаются католики и православные христиане was last modified: 3 марта, 2021 by Bogolub

Христиане, но разные: в чем разница между католиками и православными людьми?

Какая разница между католиками и христианами. Чем отличаются православие и католицизм

Христианские праздники отмечает почти весь мир, сегодня сложно найти человека, которому не знакома рождественская елка или крашеные яйца. Более того, наше летоисчисление ведется с момента рождения Иисуса. И кажется, что все понятно и просто: чуть больше 2000 лет назад родился младенец, за которым пошли люди, провозглашая его сыном Божьим, царем, пророком.

Его апостолы понесли весть народу. Люди воздвигли церкви и храмы, а называть себя стали христианами. Но что же тогда такое католичество, православие и протестантство? Почему в одних храмах прихожане стоят, а в других сидят? Почему священники выглядят по-разному, а иконы и святые настолько отличаются? Об этих и других вопросах подробно в этой статье.

Христиане – общее

К христианам относит себя большая часть людей на нашей планете. Но все они делятся на разные церкви. Важно понимать, что у этих церквей своя иерархия власти, свой глава, есть свои отдельные принципы и даже свое толкование библейских событий.

Наиболее знаменитые и многочисленные из церквей: католичество, протестантство и православие. Все христиане считают своей главной книгой Библию. Каждый последователь религии признает, что Иисус Христос был реально существующим человеком, которого родила дева Мария от непорочного зачатия.

Все верят в существование рая и ада, в существование ангелов, их помощь и возможное явление людям.

Библия – это книга, состоящая из Ветхого и Нового заветов. Новый Завет – фактически собранные разными авторами свидетельства о жизни Иисуса Христа. Текст Нового и Старого заветов для всех церквей один, а вот трактование может отличаться.

Разделение церквей

В чем разница между православием и католицизмом? Это сложно понять, не зная событий прежних дней. Начнем с истории. До 1054 года христианство было единым, но спор за земли в Южной Италии положил конец миру и спокойствию.

Дело происходило в Византии, патриарх Михаил Керуларий потребовал закрытия множества храмов Константинополя. Его не устраивало то, что греческие обряды вытеснены латинскими.

Патриарх претендовал быть не только Константинопольским, но и Вселенским. Рим не соглашался. К миру стороны так и не пришли. Более того, Гумберт (римский кардинал) обвинил Михаила Керулария в ересях.

Западная церковь отделилась от Восточной. Первая продолжила вести службы на латинском языке, а вторая –- на греческом. Дальше в истории случались Крестовые походы, притязания на чужие земли, борьба за власть, нападения и войны. Все это только усугубляло отчуждение.

Сегодня историки называют события тех лет Великим расколом, или Великой схизмой. Удивительно, но взаимные анафемы тех дней были сняты современными Вселенским патриархом и Папой Римским, а вот разделение стало уже невозможно предотвратить.

Христианство в наши дни

Итак, после 1054 году Восточная и Западная церкви (Православная и Католическая) стали строить свою иерархию, пошли разными дорогами. В XVI веке из-за политических разногласий католиков появилось протестантство.

Христианство сегодня можно охарактеризовать наличием следующих канонических церквей:

  • католицизм: Католическая церковь, Римско-католическая церковь, Восточнокатолические церкви, Старокатолицизм, Католики-традиционалисты;
  • православие: Русская православная церковь и Константинопольская православная церковь.
  • протестантство: Протестантская церковь.

Католическая и православная церковь, различия

Итак, рассмотрим наиболее значимые отличия православия от католицизма в наши дни.

Разные календари

Обычные верующие считают, что главное отличие православия от католицизма в том, что две эти христианские церкви празднуют Рождество в разные дни.

Естественно, по факту это лишь вершина айсберга, заметное для мирян различие. Дело в том, что одни отмечают по старому Юлианскому календарю, а вторые – по Григорианскому.

Немногие христианские церкви выбрали более современный вариант, хотя он и более точен, так как учитывает ошибки в подсчетах времени ранних астрономов.

Многих смущает тот факт, что даты по Григорианскому календарю будут постоянно меняться. Например, через сто лет православным Рождество придется праздновать 8 января, а еще через сто и вовсе 9-го. В нашу страну это нововведение привнесла Советская власть.

Стоит отметить, что идеи о переходе к Юлианскому календарю для отмечания памятных дней постоянно ведутся, христиане могут в будущем праздновать все вместе.

Непорочность Девы Марии

Разница между католиками и православными для кого-то заключается в устройстве храма, но для духовенства она гораздо более серьезна. Догмат о том, что дева Мария родилась безгрешной от непорочного зачатия, принят на Западе и совсем не находит поддержки у нас.

Православие считает ее обычным праведным ребенком, избранной богом девушкой, матерью сына Божьего, ставшей святой после смерти.

От священнослужителей можно услышать такое предание, как перед смертью дева Мария боялась прохождения через мытарства (согласно писанию, все души должны пройти через этот этап после отхождения в мир иной).

И Иисус Христос сам забрал свою мать, чтобы она не пугалась. Понятно, что такие слова были бы совершенно неуместны, если бы Богоматерь была изначально святой.

Обет безбрачия в католической церкви (целибат)

Все православные священники женятся один раз. После смерти жены они остаются в одиночестве, часто уходят в монашескую службу. Монахи и в православии, и в католицизме дают обет безбрачия.

Но католические священнослужители дают обет не только в монашестве, а с самого начала своей службы. Они отрекаются от плотских отношений с женщинами на всю жизнь, и жениться просто не имеют права.

Разная система иерархии

В православии допускается иметь патриарха в каждой церкви (например, один патриарх в России, другой в Греции и т. д.). В католицизме же все – и американцы, и итальянцы, и французы – считают своим верховным главой Папу Римского.

Отношения с государственным аппаратом

Отличие католицизма от православия еще и в том, что глава первой церкви считается выше любой власти на земле, а в православии наш патриарх подчиняется главе государства.

Отношение к иконам

Следующее отличие православной церкви от католической в том, что православные изображают на иконах не только Иисуса Христа, богоматерь и ангелов.

У нас широко распространены изображения святых. Более того, в нашей стране православные молятся святым, иконам. Для католиков икона лишь некий портал, который вызывает определенные чувства (близко к искусству), передает Всевышнему слова и молитвы.

На Руси, к примеру, иконы возвышали, перед ними благоговели. Как много преданий сохранилось в истории русского государства о том, что сама икона спасала города от врагов и болезней. А что уж говорить о том, что лики святых на именных иконках есть почти у каждого гражданина нашей страны.

Чистилище

Все христиане верят в ад и рай. Но католики также убеждены в существовании чистилища – места, где душа может измениться, стать чище или наоборот. Душа выжидает своего часа, а не отправляется сразу на суд Божий.

Непогрешимость Папы

Можно отнести в отличия католической церкви от православной и тот факт, что католики не только провозгласили Папу Римского главой всей церкви, но и считают его единственным безгрешным человеком на земле.

Для ортодокса такое понимание чуждо. Единственным безгрешным человеком был Иисус Христос. Все остальные люди грешат много – вольно или невольно, мысленно, желая того или нет.

Грехи отпускает священнослужитель, но нет и не может быть человека, которому удалось бы избежать порока в каком-либо виде.

Отношение к изучению Бога

Православие верит в чудо. Святые отцы призывают своих прихожан доверять чувствам, находить Бога через ощущение, понимание. Человек не может Бога увидеть или изучить, согласно православным традициям. Католики же утверждают, что, мысля аналитически, Бога можно описать, определяя и структурируя.

Небольшие различия

Для обывателей, мирян Бог начинается в храме, а разница между православием и католицизмом порой заключается лишь в том, что одни могут сидеть всю службу, а другие вынуждены стоять, как бы тяжко им ни было.

Итак, какие отличия католицизма от православия особенно заметны:

  • при крещении католики окропляют водой, а православные стараются человека окунуть;
  • крещение происходит во младенчестве, а также имеет второй этап в возрасте 11-12 лет для католиков (конфирмация). Для православных совершается единожды и полностью;
  • православные крестятся тремя пальцами справа налево. Католики – всей ладошкой слева направо;
  • в храмах у христиан преобладают иконы, у католиков это скульптуры;
  • службы у католиков проводятся пышнее, задействуются все органы чувств человека;
  • православные храмы наполнены прекрасным пением, которое распространяется благодаря акустике. Католики активно используют органную музыку;
  • Патриарх может развести супругов, если они этого просят. В католицизме разводы до сих пор запрещены.

Христианство – не только самая распространенная религия на земле, но и самая терпимая. Христиане должны быть добрыми ко всем людям и по возможности максимально толерантными. Не важно, католический или православный храм, для человека, который хочет помолиться и обратиться к Богу. Ни одна, ни другая религия не должны ограничивать человека в этом чувстве.

по теме

Об отличиях православия от католицизма в видеоролике:

К сожалению, ничто не вечно, и православные и католики в определенный момент истории пошли разными дорогами. Сегодня существуют глобальные различия в их вере, есть множество мелких отличий, но нельзя забывать о главном. Важно не то, когда одна или другая церковь празднует Рождество, важно то, что все восхваляют рождение Спасителя.

Главные различия православия от католицизма

Какая разница между католиками и христианами. Чем отличаются православие и католицизм

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой.

В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др.

Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает

Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему.

В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства).

Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе.

При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.

Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево.

Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12.

 В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

исповедальни или конфессионалыисповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.

Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.

 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди).

В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

∗∗∗

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.