Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Сотрудник генпрокуратуры

О генеральном прокуроре рф: кто это такой, права и обязанности, полномочия

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Сотрудник генпрокуратуры

Генеральным прокурором Российской Федерации называют наделенного ответственностью человека, выполняющего роль высшего органа в прокурорской системе России.

Основополагающей задачей генерального прокурора РФ считается выполнение функции руководителя Ген прокуратуры российской территории.

Параллельно с почетной должностью главного прокурора РФ, лиц официально становится титулованным советником юстиции.

Правила назначения лица на пост

Согласно юридической трактовке, генеральный прокурор России обладает серьезными и весомыми полномочиями в стране и способен влиять на различные ветви в устройстве государства в целом.

В связи с данным фактом, назначаться лицо на соответствующую должность может только после решения высших органов исполнительной, а также законодательной власти.

Назначением кандидата на пост генпрокурора занимается Федеральный Совет.

Поиском подходящей кандидатуры занимается президент РФ. При положительном исходе событий главное лицо государства может представить выбранного кандидата к рассмотрению комиссии.

У Совета Федерации есть два пути решения: либо утвердить лицо, либо нет. В том и другом случаях исход событии решается открытым анием.

При отсутствии поддержки со стороны исполнительного органа, Президенту отводится 30 дней на предоставление и рекомендацию на пост генпрокурора нового претендента.

Генеральная прокуратура РФ

При положительном решении Совета лицо должно пройти процедуру посвящения и принятия присяги в установленной форме. Принимать присягу должен председатель Совета Федераций.

Речь прокурора должна быть четкой и содержать клятву перед народом и  высшими органами власти в соблюдении конституционных правил и законов России. Деятельность чиновника должна быть ориентирована на соблюдение и защиты прав, а также свободных действий в рамках закона каждого россиянина, а первоочередная задача должна формулироваться, как обеспечение защиты интересов державы.

Структура прокуротуры

Для обеспечения бесперебойной работы прокурорской системы, последнюю выстраивают в иерархическом виде: возглавляет ее генпрокурор, которому подчиняется первый заместитель прокурора.

Именно на последнего переходят все полномочия в том случае, если ген прокурор российской федерации не может напрямую выполняться возложены на него обязательства.

В случае отсутствия вышеуказанных лиц, функции управления Прокуратурой возлагаются на одного из нижестоящих замов прокурора.

Как и все верховные должности в стране, кандидатура Генерального прокурора России подвергается перевыборам каждые пять лет. Каждое решение ания освящается средствами массовой информации (на телевидении, радио, печатных изданиях).

Обратите внимание! Прокуратура РФ располагается по адресу: город Москва, улица Большая Дмитровка, 15А. Почтовый индекс: 121209. Установить контакт со служащими можно через сайт , отправив электронное письмо, или по телефону +7 495 987‑56-56. Написать обращение можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессионалов.

Голосование на выборы кандидата на пост главы прокуратурной системы

В обязательства главы российской прокуратуры входит ежегодный отчет о положении дел в стране перед Путиным Владимиром Владимировичем, а также органом, которое его утвердило. Отчет должен содержать информацию об уровне преступности в стране с указанием горячих регионов, о состоянии правового порядка в государстве, о количестве и качестве модернизирующих работ в данной сфере.

Обратите внимание! Предоставлять информации Генеральный прокурор РФ должен лично. Категорически запрещается выступление нижестоящих должностей (первого заместителя и других). Исключение составляют случаи, оговоренные и прописанные в законодательных документах.

Нормативно-правовые акты

Занимаемая должность разрешает генпрокурору Российской Федерации издавать приказные документы, указательные бумаги  и прочие нормативно-правовые акты, исполнять которые обязаны все сотрудники прокуратуры, в том числе и региональных отделов.

Полномочия прокурора дают ему право на выдачу распоряжений, приказных документов, различных инструкций, положений, указаний и других документов, регулирующих все рабочие вопросы ведомства и оговаривающих порядок введения мер по социальному обеспечению ведомства, а также материальным поощрениям.

Дополнительная информация! Регламентирующим документом, на который опирается генпрокурор страны, является Закон о работе прокуратуры.

Нормативно-правовые акты, выпускаемые генеральной прокуратурой, делятся на следующие виды:

  • приказы;
  • указания;
  • распоряжения;
  • инструкции;
  • положения.

Приказы относятся к типу ведомственных документов, основу которых положены выдержки из Конституции, пункты из соглашений международного уровня, статьи из прокуратурного законодательства.

Чаще всего именно они касаются материальной и социальной сторон жизни служащих прокурорской системы (выплаты по рождению ребенка), а также вопросов надзирательного характера в сфере соблюдения законов страны и поиска преступных лиц и организаций, оптимальной структуры управления. Таким образом, все выпускаемые приказы могут отличаться направлениями в сферах деятельности.

Вторым видом нормативных документов считаются указания. Данные акты затрагивают более узкие вопросы и направлены на оптимизирование деятельности внешней экономики, обеспечение контроля выполнения распоряжений в области приватизации, а также иных задач. По форме указания относятся к самым маленьким документам. Указание может быть выпущено после проведения предварительной проверки.

Разовые задачи, связанные с решением дела кратковременного характера, отражаются в распоряжениях.Для облегчения регулирования статуса региональных подразделений прокуратуры, а также ее отделов, выпускаются положения.Для четкого распределения обязанностей всех органов, регулирования технологических процессов создаются нормативно-правовые акты, называемые инструкциями.

Обратите внимание! Нормативно-правовые акты с течением времени разбиваются по категориям, подвергаются публикации. Так, в периодической печати можно найти сборные указания, инструкции, приказные выдержки. Все акты публикуются в издании под названием «Законность». Прокомментировать их могут в научно-исследовательском институте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации.

Права и обязанности генерального прокурора РФ

Как и любой гражданин страны, генеральный прокурор имеет сои права и обязанности. К правам должностного лица относятся:

  • руководство в полной мере всеми прокурорскими ветвями страны, основываясь на соответствующее федеральное законодательство;
  •  решение вопросов изменения прокурорской системы, в частности, проведение реорганизационных мероприятий, ликвидация отдельных структур, отделений, отделов;
  • установление и определение задач отдельных ведомств, формирование их статуса и наделение их правами;

Региональное прокуратурное отделение

  •  распределять функциональные обязательство прокуратуры между военными отделениями в субъектах при условии отсутствия деятельности в региональных гражданских прокуратурах;
  • назначать на должность или снимать с нее сотрудников, стоящих ниже по рангу;
  • самостоятельно формировать штат, ориентируясь на размер фонда оплаты трудовой деятельности сотрудников;
  • наделять сотрудников обязанностями и полномочиями;
  • устанавливать численность сотрудников;
  • устанавливать часы приема заместителями гражданского населения;
  • утверждать рабочие планы ведомства, дни проверок деятельности подразделенческих структур и другие.

Дополнительная информация! В полномочии прокурора входит оценка произошедшей ситуации, принятие решения о передаче гражданина иностранного государства властям (к примеру, США) по их требованию или в случае нарушения лицом законов российского государства.

К основным обязанностям генерального прокурора относятся:

  • ежегодные выступления с отчетами перед президентом и Собранием Федераций;
  • проведение прокурорского надзора;
  • нести ответственность за действия сотрудников;
  • следить за выполнением поставленных задач;
  • иные обязательства, прописанные в Законе о прокуратуре.

В настоящее время пост главы российской прокуратуры занимает Чайка Юрий Яколевич, впервые избранный на свою должность в две тысячи шестом году. Путем перевыборов был снова назначен на пост в 2011 году и сохраняет свои позиции до сегодняшнего времени. Зам прокурора чайки назначен на свой пост три года назад.

Таким образом, должность генерального прокурора Российской Федерации относится к одной из наиболее ответственных. Впервые она был учреждена в годы СССР для решения общих судебных вопросов.

Инициативу по подбору кандидата в прокуроры берет на себя глава государства, но утверждает Совет Федераций путем открытого ания его членов.

В обязанности главного прокурора России входит не только руководительство прокуратурой в целом, включая отдельные субъекты, но и ежегодное предоставление отчетности о проделанных делах президенту и председателю ФС.

Кто возглавлял российскую Генпрокуратуру

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Сотрудник генпрокуратуры

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 января 2021 года президент РФ Владимир Путин внес в Совет Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова для утверждения его на посту генерального прокурора РФ. Одновременно президент предложил освободить от должности генпрокурора Юрия Чайку, который руководит Генеральной прокуратурой с июня 2006 года.

С 1991 года в России сменилось шесть генеральных прокуроров. ТАСС подготовил материал о том, кто в разные годы возглавлял Генеральную прокуратуру РФ.

Валентин Степанков (1991-1993)

Валентин Степанков (род. 1951) после окончания юридического факультета Пермского университета работал в органах прокуратуры Пермской области. В 1988-1990 годах был прокурором Хабаровского края. Избирался народным депутатом РСФСР (1990), возглавлял комиссию Совета национальностей ВС РСФСР по национально-государственному устройству и межнациональным отношениям.

В 1990 году стал первым заместителем прокурора РСФСР Николая Трубина. 28 февраля 1991 года Верховный совет назначил Степанкова генеральным прокурором России, 5 апреля 1991 года он был утвержден в должности Съездом народных депутатов РСФСР. В августе 1991 года, не ожидая официального решения прокуратуры СССР, возбудил уголовное дело в отношении членов ГКЧП.

Принимал участие в арестах министра обороны СССР Дмитрия Язова, председателя КГБ Владимира Крючкова и других членов комитета. 22 сентября 1993 года указом президента Бориса Ельцина вновь был назначен генпрокурором. Снят с должности 5 октября того же года.

Причиной стало выступление генпрокурора в Верховном совете, где 22 сентября он заявил о законности решения Конституционного суда, признавшего указ президента РФ Бориса Ельцина №1400 о роспуске высших органов власти – Съезда народных депутатов и ВС РФ – неконституционным.

При этом Степанков был категорически против возбуждения уголовного дела в отношении Ельцина и призвал парламент и президента решить конфликт путем переговоров. 24 декабря 1993 года Валентин Степанков был уволен из органов прокуратуры. Впоследствии работал в администрации Пермской области, избирался депутатом Государственной думы II созыва (1995-1999).

В конце 1990-х годов возглавлял советы директоров ряда предприятий, в том числе Пермского моторного завода. Был заместителем полпреда президента России в Приволжском федеральном округе (2000-2003), заместителем секретаря Совбеза РФ (2003-2004), заместителем министра природных ресурсов (2004-2006). После ухода с госслужбы возглавил консалтинговую компанию.

Алексей Казанник (1993-1994)

Алексей Казанник (1941-2021), выпускник юрфака Иркутского госуниверситета, доктор юридических наук (1991). В 1975-1991 годах работал в Омском государственном университете, где заведовал кафедрой государственного права, управления и советского строительства. Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1989 году на I Съезде народных депутатов был избран в Верховный Совет СССР, но передал свой мандат не прошедшему в состав ВС Борису Ельцину. В декабре 1991 года, после ликвидации СССР и роспуска общесоюзного Верховного Совета, вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1993 году принимал участие в разработке новой российской конституции.

5 октября 1993 года указом президента Бориса Ельцина был назначен генпрокурором РФ. Возглавил следствие по делу о столкновениях в Москве 21 сентября – 4 октября 1993 года.

Выступал за тщательное ведение расследования, отказался провести ускоренное следствие в течение 10 дней и потребовать для оппозиционеров смертной казни, заявлял о необходимости привлечения к ответственности “всех лиц, отдавших приказ о штурме Белого дома”.

26 февраля 1994 года, после объявления Госдумой амнистии участникам событий, постановил освободить всех заключенных из СИЗО “Лефортово” и в тот же день подал заявление об отставке. 25 апреля 1994 года она была утверждена Советом Федерации РФ. После ухода из генпрокуратуры в 1996-2003 годах занимал пост вице-губернатора Омской области, затем был первым проректором Омского юридического института, занимался преподавательской деятельностью. Умер 2 июня 2021 года.

Алексей Ильюшенко (1994-1995; и. о. генпрокурора)

Алексей Ильюшенко (род. 1957), окончил юридический факультет Красноярского госуниверситета, с 1979 года работал в органах прокуратуры Красноярска, в 1989 году был переведен в Генеральную прокуратуру в Москве. В 1993 году он был назначен руководителем Контрольного управления администрации президента РФ, вошел в Межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией.

26 февраля 1994 года Борис Ельцин назначил Ильюшенко исполняющим обязанности генпрокурора РФ. Однако Совет Федерации расценил это как нарушение конституции, согласно которой генпрокурора должна была назначить верхняя палата парламента, и дважды отказался утверждать кандидатуру Ильюшенко. В марте 1995 года Госдума выразила недоверие и. о.

генпрокурора в связи с обвинением его в затягивании расследования убийства журналиста Владислава Листьева. Кроме того, ему ставили в вину сокрытие крупномасштабной коррупции при вывозе в 1992-1993 годах из Германии имущества Западной группы войск.

8 октября 1995 года Ельцин по просьбе Ильюшенко освободил его от должности, 4 ноября того же года тот был уволен из органов прокуратуры. Врио генпрокурора РФ был назначен Олег Гайданов. В феврале 1996 года Ильюшенко стал фигурантом уголовного дела.

По данным следствия, нефтяная компания “Балкар-трейдинг”, которую возглавлял знакомый Ильюшенко, помогла приобрести для его родственников по заниженным ценам два автомобиля Jeep Cherokee. Генпрокуратура инкриминировала Ильюшенко получение взятки и злоупотребление служебными полномочиями. Расследование продолжалось несколько лет.

В мае 2001 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. С августа 2001 года Ильюшенко занимал должность заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, затем был назначен первым заместителем руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Москвы. В 2011 году был освобожден от должности.

Юрий Скуратов (1995-2000)

Юрий Скуратов (род. 1952), выпускник и преподаватель Свердловского юридического института, доктор юридических наук (1987). В 1989 году перешел на работу в аппарат ЦК КПСС, был заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам.

Затем работал старшим консультантом у министра безопасности РФ Виктора Баранникова, в 1993 году был назначен директором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. 24 октября 1995 года Совфед утвердил Скуратова на посту генерального прокурора РФ.

Под его руководством Генпрокуратура занималась расследованием дел о т. н. пирамиде ГКО, о хищениях при реконструкции Московского Кремля (“дело Mabetex”) и др. 2 апреля 1999 года Скуратов был отстранен от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями.

Причиной послужила скандальная видеозапись, продемонстрированная в марте 1999 года на телеканале РТР. Демонстрация этого сюжета привела к отставке генпрокурора 19 апреля 2000 года, а также к прекращению расследования дела о злоупотреблениях должностных лиц Управления делами президента РФ при реконструкции Московского Кремля.

В 2000 году он участвовал в выборах президента РФ, однако набрал лишь 0,43% избирателей (восьмое место из 11). Позднее занялся общественной и преподавательской деятельностью.

Владимир Устинов (2000-2006)

Владимир Устинов (род. 1953), окончил Харьковский юридический институт, доктор юридических наук (2003). Начинал карьеру в органах прокуратуры Краснодарского края, в 1992-1997 годах был прокурором городе Сочи.

В 1997 году стал заместителем генпрокурора РФ Юрия Скуратова, одновременно в 1998-1999 годах возглавлял Главное управление Генпрокуратуры по надзору за исполнением законов федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе. С 17 мая 2000 года по 2 июня 2006 года – генеральный прокурор РФ.

Руководил расследованиями терактов в Москве и Волгодонске, гибели подводной лодки “Курск”, о контрабанде мебели в торговых центрах “Гранд” и “Три кита”, дела о захвате заложников в Театральном центре в Москве и др.

Возглавлял группу государственных обвинителей в процессе над чеченским террористом Салманом Радуевым.

Под руководством Устинова Генпрокуратура инициировала судебный процесс в отношении президента нефтяной компании “Юкос” Михаила Ходорковского, а также добилась экстрадиции из Швейцарии бывшего министра РФ по атомной энергии Евгения Адамова. В 2006-2008 годах Владимир Устинов занимал должность министра юстиции. В 2008 году был назначен полномочным представителем президента РФ в Южном федеральном округе.

Юрий Чайка (2006 – н. в.)

Юрий Чайка (род. 1951) после окончания Свердловского юридического института был направлен в органы прокуратуры Иркутской области. В конце 1980-х годов работал в Иркутском обкоме КПСС. В 1992-1995 годах занимал должность прокурора Иркутской области.

В 1995 году переехал в Москву, где до 1999 года занимал должность первого заместителя генпрокурора Юрия Скуратова, в апреле – августе 1999 года исполнял обязанности генпрокурора. Затем, в 1999-2006 годах возглавлял Министерство юстиции РФ. 23 июня 2006 года постановлением Совета Федерации Юрий Чайка был назначен генеральным прокурором России.

В годы его руководства в структуре ведомства произошли существенные изменения: в 2007 году при прокуратуре был образован Следственный комитет (СКП), которому были переданы функции по возбуждению и расследованию уголовных дел.

Однако уже в 2011 году, после того как на базе СКП было создано самостоятельное ведомство – Следственный комитет России, прокуратура была лишена права самостоятельно возбуждать уголовные дела и вести по ним предварительное расследование.

За ведомством сохранились полномочия по надзору за исполнением законодательства государственными органами и органами местного самоуправления, выдвижению и поддержке обвинения в суде, надзору за работой следователей всех силовых ведомств, координации деятельности правоохранительных органов.

Генпрокуратура поддерживала гособвинения по уголовным делам в отношении бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева, экс-губернаторов Кировской и Сахалинской областей Никиты Белых и Александра Хорошавина, бывшего главы Республики Коми Вячеслава Гайзера, полковника Дмитрия Захарченко, по делу о хищениях при строительстве космодрома Восточный и др.

Генеральный прокурор РФ

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Сотрудник генпрокуратуры

Wise 19 мая 2015 19:31

Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, высший орган в системе прокуратуры Российской Федерации. Задача генерального прокурора РФ – осуществление руководства Генеральной прокуратурой страны, а также системы Прокуратуры в целом. После получения должности Генеральному прокурору России официально присваивается титул советника юстиции.

Назначение генерального прокурора РФ

Генеральный прокурор России – это должностное лицо, имеющее серьезные полномочия и способное влиять на различные сферы государственного устройства. По этой причине его назначение производится исключительно высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Назначить на должность или лишить полномочий Генерального прокурора РФ – это прерогатива СФФСРФ (Совета Федерации Федерального Собрания).

Подбирать кандидатуру и предоставлять ее к рассмотрению имеет право президент Российской Федерации.

Если же Совет Федерации не поддержал предложенного кандидата и не набрал необходимого числа в процессе принятия решения, то Президенту дается еще один месяц для предоставления нового претендента на должность.

После одобрения нового Генерального прокурора России, последний в установленном порядке должен принять присягу. При этом приводит Генпрокурора РФ к присяге председатель СФФСРФ.

Новое должностное лицо перед лицом Федерального Собрания и народа России клянется соблюдать Конституцию и законы РФ, в своей деятельности ориентироваться на защиту прав и свобод каждого гражданина, а также ставить первоочередной задачей защиту интересов родного государства.

В случае если Генпрокурор Российской Федерации по различным причинам не может исполнять свои обязательства, его место занимает первый заместитель. При отсутствии обоих лиц (Генпрокурора и первого заместителя) бразды правления Прокуратурой передаются одному из остальных «замов».

Генеральный прокурор РФ – это должность временная, назначение производится на пять лет. После назначения Генпрокурора России или его отстранения с занимаемой должности, соответствующее сообщение появляется в печати.

В процессе своей деятельности Генпрокурор России каждый год обязуется представлять палате Федерального Собрание и лично Главе государства доклад о положении дел, а также состоянии правопорядка, уровню преступности, а также проведенных работ по улучшению ситуации. Доклад всегда представляется лично Генеральным прокурором Российской Федерации. Отправление первого или других заместителей для доклада запрещено (кроме случаев, которые оговорены в Законе).

Нормативно-правые акты (приказы, указания, распоряжения) Генерального прокурора РФ

В процессе ведения деятельности Генпрокурор России имеет все полномочия для издания приказов, указаний и прочих нормативно-правовых актов, которые обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждений прокуратуры.

Так, Генеральный прокурор России имеет право выдавать распоряжения, приказы, инструкции, положения и указания, которые тем или иным образом регулируют вопросы работы прокуратуры Российской Федерации, а также оговаривают порядок мер социального и материального обеспечения.

Единственное, кого нормативно-правовые акты Генпрокурора РФ могут не касаться так это Следственный комитет.

Вопросы, которые регулируются этими документами, могут охватывать все наиболее важные аспекты деятельности Прокуратуры РФ. В нормативно-правовых актах могут затрагиваться аспекты организационного характера, социального или материального обеспечения сотрудников системы Прокуратуры, а также ряд других вопросов, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Так, можно выделить несколько нормативно-правовых актов Генерального прокурора РФ:

1. Приказы. Этот тип нормативного акта относится к категории ведомственных.

В его основе положения Конституции Российской Федерации, международных соглашений РФ, Закона о прокуратуре и прочие федеральные законодательные акты.

Генеральный прокурор РФ имеет право издавать приказы по основным вопросам, касающимся организации работы системы Прокуратуры, особенностей реализации мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников системы.

Чаще всего приказы Генерального прокурора РФ касаются следующих вопросов – организации управления и надзора в структурах прокуратуры, организации и надзора за соблюдением Законов РФ, проведения мероприятий розыскного характера, организации выполнения Законов на транспорте и так далее.

Приказы Генпрокурора РФ, как форма нормативно-правового акта, могут быть разграничены сферами ведения и касаться ряда других проблем правого и организационного характера.

2. Указания – это нормативно-правовой акт, изданный Генеральным прокурором РФ, который регулирует более узкие направления работы структуры.

Так, указания Генпрокурора России могут быть направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности, организацию дополнительного контроля исполнения вопросов приватизации и выполнения ряда других задач.

Указания руководителя прокуратуры могут издаваться на основании следственного опыта Генпрокурора или материалов Прокуратуры РФ. Кроме этого, результатом выпуска указания может быть предварительно проведенная проверка.

3. Распоряжения – акты нормативно-правового характера, которые связаны с реализацией кратковременных (чаще всего разовых) задач.

4. Положения – акты, с помощью которых проще регулировать статус отделов и подразделений системы прокуратуры, порядок выполнения мероприятий по социальному и материальному обеспечению сотрудников всех органов прокуратуры и так далее.

5. Инструкции помогают четко распределить обязательства каждого отдельно взятого органа, а также технологию ведения некоторых направлений деятельности, к примеру, вещественных доказательств, хранения документов, учета статистики, делопроизводства и так далее.

Существуют указания Генпрокурора России, которые могут выходить за границы системы Прокуратуры России. При этом указания должностного лица касательно органов дознания вне зависимости от структуры, обязательны для непрекословного выполнения органами дознания.

Речь идет не о каких-то определенных уголовных делах (они итак должны выполняться), а общих указаний, имеющих принципиальный характер. База для таких указаний – практический опыт работы в правоохранительной сфере и в сфере применения законов при расследовании тех или иных преступлений.

Основная задача «общих» указаний – усовершенствовать деятельность Прокуратуры, повысить гарантии прав и свобод людей, обеспечить соблюдение закона и улучить эффективность работы системы в целом.

Нормативно-правовые акты (или акты распорядительного характера) время от времени обобщаются и публикуются. Некоторые сборники актов, указаний, приказов, положений и прочих актов могут быть прокомментированы НИИ Генпрокуратуры РФ. Кроме этого, все нормативно-правовые акты Генпрокурора можно найти в печатном издании “Законность”.

Генеральные прокуроры РФ с 1991 по 2015 год

С момента распада СССР и создания Российской Федерации генеральной прокуратурой страны управляли семь человек:

1. Степанков Валентин Георгиевич руководил прокуратурой в период с 1991 по 1993 год. За годы руководства запомнился личным участием в аресте главы Минобороны СССР Дмитрия Язова. Голосовал за ратификацию беловежского соглашения. В 1992 году получил чин государственного советника юстиции.

2. Казанник Алексей Иванович. Был назначен на должность Генерального прокурора РФ в 1993 году, но уже 12 марта следующего года подал в отставку. Назначение Казанника А.И. запомнилось грубым нарушением Конституции РФ.

Его назначил Президент РФ, хотя на тот период это мог сделать только Верховный Совет.

Подал в отставку из-за постоянного давления со стороны Администрации Президента по поводу амнистирования участников событий 91-го и 93-го годов.

3. Ильюшенко Алексей Николаевич – исполнял обязанности Генерального прокурора РФ с 26 февраля по 25 апреля 1994 года. Официально не был утвержден Советом Федерации.

4. Гайданов Олег Иванович – исполнял обязанности Генпрокурора до 08.10.1995 года.

5. Скуратов Юрий Ильич руководил системой Прокуратуры России с 1995 по 1999 год.

В период деятельности участвовал в расследовании дел около 800 крупных чиновников, которые разворовывали государственные финансы путем использования своего служебного положения, и подозревались в махинациях с государственными краткосрочными облигациями. В 1998 году уголовное дело было возбуждено уже против самого Скуратова Ю.И. (дело Mabetx, связанное с реконструкцией Московского кремля).

6. Устинов Владимир Васильевич – Генеральный прокурор РФ с 2000 по 2006 год (в 2005 году был назначен повторно).

За период деятельности возглавлял расследование, связанное с «Курском», сыграл существенную роль в перераспределении функций Генеральной прокуратуры, возглавлял группу обвинителей в процессе над Салманом Радуевым (известный чеченский командир), в 2002 году стал кандидатом наук, а в 2003-м защитил докторскую степень по теме борьбы с терроризмом. В 2006 году был представлен к освобождению должности «по собственному желанию».

7. Чайка Юрий Яковлевич руководит Генеральной прокуратурой России с 2006 года. В 2011 году вновь назначен на эту должность и работает на ней по сей день.

Генпрокурор без замов: как Чайка подложил Краснову законодательную свинью

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Сотрудник генпрокуратуры
Илья Питалев / РИА Новости

Спустя две недели после назначения на пост генпрокурора РФ Игорь Краснов не сменил ни одного из своих заместителей, хотя чистка ведомства, прославившегося при Юрии Чайке кумовством, давно напрашивается.

Возможно, решительным кадровым действиям нового генерального прокурора мешает норма закона, пролоббированная в свое время Чайкой.

Что не так в законе о прокуратуре и каких еще более фатальных его правок удалось избежать — читайте в материале ПАСМИ.

Чистка откладывается

20 января президент РФ Владимир Путин отправил в отставку генпрокурора Юрия Чайку.

В этот же день он внес в Совет Федерации для утверждения на пост главы надзорного ведомства кандидатуру Игоря Краснова, который в то время занимал пост заместителя главы СКР Александра Бастрыкина. 22 января верхняя палата парламента утвердила нового генпрокурора.

Прошло две недели, но единственным кадровым решением Краснова стало назначение Анны Генераловой официальным представителем Генпрокуратуры вместо Александра Куренного, который перешел вместе с Юрием Чайкой на работу в полпредство президента в Северо-Кавказском федеральном округе.

Неофициально сообщалось, что рапорты об отставке наравне с Куренным подали практически все высокопоставленные прокуроры, в частности,  замы Чайки Александр Буксман и Виктор Гринь. Но если судить по информации на официальном сайте генеральной прокуратуры, никаких отставок и тем более назначений в руководстве ведомства не произошло.

Между тем, еще при своем утверждении Игорь Краснов заявил о нетерпимости к коррупции, а в телеграм-каналах сообщалось о начале тотальной чистки органов прокуратуры, в первую очередь, от людей, лично преданных Чайке и его сыновьям.

А чистка эта даже не назрела, а перезрела, ведь есть множество свидетельств того, что при бывшем генпрокуроре основой кадровой политики были либо родство и личное знакомство с высокопоставленными лицами, либо банальный «денежный взнос».

Кадровый голод

Возможно, Игорь Краснов не отправляет в отставку людей Чайки потому, что ему просто некого назначить на их место. Дело в том, что к претендентам на пост заместителя генерального прокурора применяются очень жесткие критерии.

Согласно статье 12.

1 федерального закона «О прокуратуре РФ», кандидат должен иметь «стаж службы (работы) не менее 10 лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов».

Это требование сильно сужает круг лиц, которых Краснов мог бы назначить своими замами. Так, из списка претендентов исключаются сотрудники СКР, даже самые опытные и профессиональные, но не набравшие нужного стажа работы в надзорных органах, ведь годы работы в Следственном комитете после его отделения от прокуратуры в 2011 году в этот стаж не войдут.

Между тем, дело даже не в том, что Краснову хочется работать со «своими» людьми. Сотрудники с опытом следственной работы просто необходимы надзорному ведомству. Во всяком случае отсутствие этого опыта называют серьезной проблемой и прокуроры, и следователи.

«В надзоре за следствием после разделения прокуратуры и СК катастрофа в том, что возросло количество прокурорских работников, которые никогда не работали следователями и не провели ни одного следственного действия. Они не представляют, как проводятся допросы, обыски, выемки, не знают вообще, как расследуются уголовные дела, но надзирают за законностью их расследования», — сказал в интервью ПАСМИ сотрудник прокуратуры.

«Если раньше надзирающим прокурором за следствием был бывший сотрудник следствия, отработавший энное количество лет, перелопативший множество томов и знающий все тягости и невзгоды, связанные со следственной работой, то нынешний прокурор уголовные дела видит только при их проверке, не провел в своей жизни ни одного следственного действия — он не является профессионалом следствия», — практически вторит ему подчиненный Александра Бастрыкина.

Пожизненное для Чайки

Следует отметить, что вышеуказанные поправки в закон о прокуратуре были приняты в 2014 году — раньше подобных требований к заместителям главы надзорного ведомства не предъявлялись. Так что, к примеру Александр Бастрыкин, который занимал пост замгенпрокурора с 2006 по 2011 год, теперь на эту должность претендовать бы не смог.

Что интересно, столь жесткие критерии предусмотрены законодательно для замов генпрокурора, но не касаются кандидатов на пост главы надзорного ведомства. Согласно статье 12 того же закона «О прокуратуре РФ», он должен отвечать стандартным условиям для рядового прокурора — юридическое образование, дееспособность, отсутствие судимости и иностранного гражданства.

Ответ на вопрос, почему генпрокурором стать проще чем его заместителем, содержится в пояснениях источника ПАСМИ. По его словам, при подготовке поправок в закон о прокуратуре Юрий Чайка лоббировал не только включение требований к заместителям генпрокурора.

Первоначально в проекте закона было еще две новации, касающиеся главы надзорного ведомства и его первого зама. Кандидат на пост генпрокурора должен был отработать в органах прокуратуры 20 лет, претендент на пост первого заместителя — 15 лет.

«Фактически это давало Чайке серьезный шанс остаться на своем посту пожизненно или, в крайнем случае, передать его в «нужные» руки, — отметил собеседник редакции. — Оставалось только законодательно прописать, что прокурорами могут быть только родственники и друзья сотрудников надзора».

Судя по всему, такие амбиции Чайки не устроили тех, кто проверял президентскую законодательную инициативу. Во всяком случае, в Думу законопроект был внесен без этих пунктов.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников прокуратуры — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации

Генеральная прокуратура российской федерации. Как становятся прокурорами? Генеральный прокурор Российской Федерации Сотрудник генпрокуратуры

Как становятся прокурорами? Данная профессия обязывает ее владельца обладать достаточно сильной волей, железной выдержкой, аналитическим умом и справедливостью.

Для того чтобы стать прокурором, потребуется изначально пройти обучение в вузе, имеющем юридическую направленность. Для военного прокурора также потребуется высшее образование, но для этой специальности уже есть отдельные вузы. Например, Военный университет, где можно выбрать юриспруденцию.

Качества, которыми должен обладать прокурор

Как становятся прокурорами, какие качества и знания нужно иметь в своем багаже человеку, желающему получить эту должность? Необходимо отлично знать гражданский, уголовный и остальные кодексы, регулярно следить за всеми изменениями в законодательстве, иметь хорошую память, быть дисциплинированным, точным в суждениях, уравновешенным, ответственным и обладать еще множеством положительных качеств, так как из конфликтного и неграмотного человека прокурора не получится вообще.

Как становятся прокурорами после обучения

На данную должность обычно назначается лицо, которое было следователем длительное время, так как прокурорская работа очень ответственна, и без стажа в правоохранительных органах на нее назначения просто не получить. Помимо этого, необходимо пройти медкомиссию и представить справку о здоровье, которое должно соответствовать должности. Как становятся прокурорами? Их назначает на эту должность Генеральный прокурор РФ.

Даже после обучения прокурором сразу не становятся, придется поработать его помощником некоторое время. При этом, показав свои качества, в дальнейшем можно рассчитывать на получение должности “старший помощник”. Затем стать и прокурором, предварительно получив определенный стаж работы.

Помощник прокурора готовит акты на подписание своему непосредственному начальнику. Он вправе самостоятельно принимать решения, например указания, касающиеся следствия. В обязанности входит подготовка для прокурора процессуальных актов и принятие многих решений, кроме:

  • выписывания ордера на обыск;
  • продления срока ареста;
  • помещения в психиатрический диспансер обвиняемого, который не находится под стражей;
  • продления сроков следствия и т. д.

Полномочия прокурора

Деятельность прокурора включает в себя предупреждение, выявление и последующее устранение нарушений закона. Ему никто не имеет права чинить препятствия при надзоре. Он может беспрепятственно проникать на поднадзорную территорию, даже если она имеет пропускной режим.

Прокурор имеет право:

  • запросить любые документы для проверки, даже содержащие коммерческую тайну;
  • опротестовать несоответствующие закону акты;
  • освобождать граждан, которых задержали незаконно, если не было решения суда об аресте;
  • выписывать ордер на арест или обыск;
  • производить надзор за органами, которые занимаются расследованием, розыском и дознанием.

До суда его полномочия можно подразделить на некоторые группы. Итак, прокурор:

  • дает разрешение на избрание, отмену или изменение наказания (обыск, арест, взятие под стражу, записи телефонных переговоров, полное отстранение от дел и т. д.);
  • дает санкции и непосредственные указания письменно;
  • принимает участие в следствии;
  • может продлить расследование при необходимости;
  • решает любые возникающие следственные вопросы;
  • имеет право давать отводы и самоотводы следователей и прокуроров (ниже рангом);
  • отстраняет от ведения следствия неквалифицированных следователей;
  • производит изъятие уголовного дела и осуществляет последующую передачу его следователю;
  • передает уголовные дела другим правоохранительным органам;
  • утверждает и затем направляет в суды необходимые обвинительные акты;
  • может как приостановить, так и прекратить начатое уголовное дело.

Прокурор в суде имеет дополнительные полномочия государственного обвинителя и является должностным лицом, на которое возлагаются функции по исправлению нарушений закона.

Прокурор обязан соблюдать правила неразглашения полученной информации при работе с секретными документами.

Генпрокурор РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации высшее должностное лицо в прокуратуре страны. Он возглавляет генпрокуратуру и назначает на должности своих представителей в районах и городах. Он имеет чин: государственный советник юстиции.Генпрокурор имеет личных советников и несколько помощников, в том числе и по особым поручениям.

Руководит полностью всей системой прокуратуры, издает приказы и поручения, которые должны выполняться всеми правоохранительными подразделениями РФ. Устанавливает необходимый штат и структуру Генпрокуратуры РФ в рамках фонда оплаты и расписания трудовой деятельности. Он определяет полномочия подразделений, их необходимую структуру и численность.

Прокурор отвечает за все задачи, которые возложены на ведомство согласно закону РФ.

Генеральная прокуратура РФ

Полномочия Генпрокуратуры РФ:

  • Координировать действия по борьбе с орг. преступностью тех органов, которые находятся в федеральном округе.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим выполнением закона РФ всеми правоохранительными органами.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим соблюдением свобод и прав российских граждан всеми органами.
  • Осуществлять наблюдение за надлежащим выполнением закона РФ в тех округах, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, розыскную и оперативную деятельности. Тот же надзор проводится за региональными правоохранительными органами и отделами, которые борются с преступностью.
  • Расследовать уголовные дела о самых опасных и значимых преступлениях РФ.

В Генпрокуратуре РФ существует Научно-консультативный Совет, в котором рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью всей структуры. Положение Совета утверждается Генеральным прокурором в виде приказа, он же его и возглавляет. Решения Совета имеют рекомендательный характер, затем направляются в соответствующие вышестоящие органы на рассмотрение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.