Где стоит царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Царь-колокол: фото, адрес, виртуальный тур, как добраться, часы работы, история

Где стоит царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Царь-колокол в Кремле – лучший образец русского литейного искусства 18 века. Его размеры поражают: высота – более 6 метров, диаметр у основания – почти 7 метров, вес – 202 тонны.

Этот могущественный исполин символизирует мощь и силу российского государства.

Среди достопримечательностей Москвы царь-колокол занимает ведущее место: ни один из туристов не пройдет мимо и не устоит перед желанием сделать памятное фото на его фоне.

Виртуальный тур. фото

Для управления зажмите левую клавишу мыши и поворачивайтесь в любую сторону. Смотрите виртуальную экскурсию на полном экране для полного погружения.

Понравился виртуальный тур? Поделитесь эмоциями с друзьями. Этот 3Д тур уже просмотрели: 1707

Адрес: Москва Кремль

Царь-колокол в Москве: история, где находится, описание

Царь-колокол в Кремле – лучший образец русского литейного искусства 18 века. Его размеры поражают: высота – более 6 метров, диаметр у основания – почти 7 метров, вес – 202 тонны.

Этот могущественный исполин символизирует мощь и силу российского государства.

Среди достопримечательностей Москвы царь-колокол занимает ведущее место: ни один из туристов не пройдет мимо и не устоит перед желанием сделать памятное фото на его фоне.

Нынешний Царь-колокол в Москве имеет много предшественников. Начиная со времен царя Ивана III Васильевича, каждый правитель считал своим долгом отдать приказ о создании гигантского колокола. Самый первый, отлитый в 1462 году, теперь кажется очень скромным по размеру и весу – всего лишь 8 тонн.

История создания Царя-колокола в Москве

В течение двух веков цари России «соревновались» в том, чей колокол больше, солиднее и красивее. Иван Грозный повелел отлить колокол весом в 35 тонн, а при царе Алексее Михайловиче был создан огромный красавец весом 128 тонн. Однако, долго служить людям ему не удалось. Колокол упал, не выдержав собственной тяжести. 

Самые грандиозные планы возникли у императрицы Анны Иоановны, по велению которой началось воплощение в жизнь нового проекта. По замыслу создателей громадный колокол должен был весить 200 тонн. Не сразу удалось найти мастеров, которые согласились бы взяться за такую работу. Знаменитый французский мастер, которому поступило предложение о создании колокола, посчитал идею неудачной шуткой. 

И тогда за работу взялись русские мастера – Иван Моторин и его сын по имени Михаил. История нынешнего Царя-колокола в Кремле началась в ноябре 1734 года после получения мастерами божьего благословения на нелегкую работу. 

В течение полутора лет над созданием шедевра литейного дела трудились не только литейщики, но и кузнецы, скульпторы, резчики и другие мастера. К сожалению, Иван Моторин не дожил до окончания работ, и они были продолжены под руководством его сына. На создание колокола ушло 169 тонн меди и 26 тонн олова. В составе сплава есть также сера, золото и серебро.

Как выглядит Царь-колокол

Царь-колокол примечателен не только своими внушительными размерами, но и красотой и оригинальностью отделки. На нем изображены фигуры Анны Иоановны и Царя Алексея Михайловича, при котором был создан предшественник нынешнего колокола. Царствующие особы изображены в парадном платье, со скипетрами в руках. 

Также на поверхности литейного шедевра можно увидеть изображения Христа, апостола Петра, Богоматери, Иоанна Предтечи и Святой Анны. О том, кто является автором колокола, напоминает надпись в круглом медальоне. К сожалению, работы по чеканке были выполнены не до конца, этому помешал разрушительный пожар.

Версии повреждения

По завершению работ мастера сделали неутешительный вывод – гигантский колокол было невозможно поднять на поверхность. Он так и остался лежать в литейной яме. В 1737 году в Москве произошел печально знаменитый Троицкий пожар. Согласно главной версии вследствие пожара загорелась деревянная постройка над ямой, что привело к падению колокола и отколу большого фрагмента в 11 тонн. 

Есть и другие версии повреждения колокола. Некоторые исследователи считают, что пожар просто послужил оправданием технологической ошибке, произошедшей в результате нарушений правил отливки. Другие полагают, что колокол треснул из-за того, что его поливали ледяной водой во время пожара. Нельзя исключить вариант падения колокола при попытке поднять его.

Как и когда подняли Царь-колокол

На протяжении многих лет главная достопримечательность Москвы Царь-колокол считался неподъемным.

Интерес к нему постепенно стал угасать до тех пор, пока не было принято решение о его извлечении из ямы.

В 1834 году под руководством французского инженера Огюста Монферрана начались работы по подъему колокола. Это оказалось нелегкой задачей: на одни только подготовительные работы ушло полгода. 

На то, чтобы поднять Царь-колокол, понадобилось две попытки, Первая из них закончилась неудачей. Повторный подъем занял всего 42 минуты, и Царь-колокол наконец-то занял подобающее ему место на постаменте возле колокольни Ивана Великого. 

Сегодня узнать, где находится Царь-колокол в Москве, не составит труда. Шедевр литейного искусства занимает достойное ему место на территории московского Кремля. Ближайшая станция метро – Александровский сад.

Интересные факты о Царе-колоколе

Во время Великой Отечественной войны внутри колокола размещался узел связи Кремлевского полка, а его поверхность пришлось покрыть специальной краской для маскировки. 

Уже в наши дни не раз высказывалось желание водрузить колокол для того, чтобы услышать его звучный бой. Специалистам пришлось умерить пыл желающих увидеть колокол в действии.

Не говоря уже о том, что такие работы были бы очень сложными и дорогостоящими, получить звук от исполина не все равно удастся, для этого он слишком огромен.

К тому же, оказалось, что язык колокола был взят у другого изделия. 

Исследования доказали, что оптимальный вес для звонящего колокола составляет 32 тонны. Самый крупный из действующих – колокол на Троице-Сергеевой Лавре, вес которого достигает 72 тонн. 

Хотя Царь-колокол не издал за свое существование ни единого звука, он продолжает восхищать своим величием и красотой тысячи туристов, ежедневно посещающих российскую столицу.

Возврат к списку

Царь-колокол. Где находится Царь-колокол?

Где стоит царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Одной из уникальных достопримечательностей Московского Кремля является известный всему миру Царь-колокол. Этот экспонат считается своеобразным произведением русского искусства восемнадцатого столетия и высшим достижением литейного дела на Руси. Кроме того, Царь-колокол является величественным историческим памятником.

Идея создания

Императрица Анна Ивановна подписала в 1730 г. указ, в котором повелела отлить колокол весом до десяти тысяч пудов. Для этого необходимо было взять разбитый экземпляр, добавив в него металл. С выходом этого документа и началась история Царь-колокола.

Кто отлил знаменитого гиганта?

Первоначально искусного мастера хотели отыскать в Париже. Однако королевский механик Жермен, которому предложили это дело, отказался от работы. Он принял данное требование за шутку.

Подрядился перелить колокол Григорьева, который разбился при пожаре 1701 г., выдающийся мастер своего времени Иван Федорович Моторин. Дело было начато в 1730 г. Для его успешного проведения Московской артиллерийской конторой в помощники Моторину был выделен мастер, десять учеников и два офицера.

Подготовительный этап

Перед началом работы артиллерийской конторой были составлены чертежи. Причем предварительно Моториным была отлита небольшая модель будущего гиганта. Весила она двенадцать пудов.

Все чертежи, составленную смету, а также две разработанных модели механизма подъема отправили для утверждения в Петербург. Вся подготовка и утверждение созданного проекта проходили в течение двух лет.

В связи с этим саму работу по изготовлению задуманной формы колокола, а также по постройке печей начали только в январе 1733 г.

Для того чтобы получить форму самого большого в мире колокола по чертежам русских мастеров было сделано два шаблона. Один из них предназначался для внутреннего профиля изделия, а второй – для наружного.

Формовка гигантского колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта десятиметровая яма. Дубовыми брусьями, связанными между собой металлическими ободьями, были укреплены ее боковые стороны. Дополнительно яму обложили кирпичом.

Для нижнего основания формы на вбитые в дно дубовые сваи уложили железную решетку. Только после этого начался процесс производства болванки колокола. После ее изготовления был установлен второй шаблон, который повторял внешние очертания гиганта. По окончании работ форма была поднята за крюки.

Для этого использовались специальные приспособления.

На следующем этапе болванка была окончательно отделана. Для языка колокола в своде была прикреплена железная петля. Последняя операция технологического процесса – установка в специальные гнезда на верху кожуха так называемых ушей.

Все работы по созданию Царь-колокола были завершены 25 ноября 1735 г. Об этом событии было составлено Свидетельство.

Вес самого большого колокола в мире составил двести одну тонну девятьсот двадцать четыре килограмма. Его высота – 6,14 м, а диаметр – 6,60 м. К сожалению, завершить литье гиганта Иван Моторин не смог, он умер.

Дело отца было продолжено сыном Михаилом, который и до этого принимал активное участие в работе.

Для того чтобы Царь-колокол имел хорошую отливку Иваном Моториным была взята особая конструкция литниковой системы. В форму, которая заполнялась жидким металлом, не попадали шлаки и прочие загрязнения.

Это стало возможным благодаря особому резервуару, который постоянно был заполнен до краев. При этом чистый металл из чаши поступал в форму, а шлак, который имел более легкий вес, оставался на поверхности.

При литье гиганта требовалось создание определенных условий для того, чтобы форма выдержала давление раскаленного металла. Для этого землей было засыпано все пространство, которое находилось между стенами литейной ямы и кожухом.

Отколовшийся кусок

Знает история Царь-колокола и небывалый пожар. После отливки больше года выполнялись надписи на этом удивительном произведении литейного искусства.

Делались на нем и декоративные украшения. Работа уже подходила к концу, когда в Кремле вспыхнул сильный пожар. Произошло это в мае 1737 г. Огонь уничтожил деревянные конструкции и шатер, который был возведен над литейной ямой.

Раскалившийся колокол начали поливать водой. От перепада температур в теле гиганта образовались трещины, которые и привели к тому, что от него откололся значительный кусок, вес которого составил одиннадцать с половиной тонн.

Подъем из литейной ямы

Царь-колокол, история которого началась столь неудачно, долгое время не могли достать. До 1836 г. он находился в литейной яме, которую расчистили, обнесли перилами и сделали лестницу. По ней посетители спускались вниз и любовались великим произведением искусства.

23 июля 1836 года состоялся блестящий подъем колокола. На специально приготовленных катках его переместили и поставили на каменный постамент, имеющий восьмигранную форму. Вскоре на гиганте было установлено четыре кронштейна, поддерживающих шар, на верху которого расположился бронзовый крест. Где находится Царь-колокол сейчас? На том же постаменте в Кремле.

Реставрационные работы

Царь-колокол несколько раз планировалось спаять. Однако работы так и не были проведены. Мешала этому высокая стоимость спайки. Кроме этого, высказывались опасения, что, даже восстановив колокол, невозможно будет добиться его нормального звучания.

Именно поэтому, если вы посетите Кремль, Царь-колокол встретит вас в том виде, в котором был когда-то извлечен из литейной ямы. Этот уникальный памятник имеет огромное историческое значение. Именно поэтому экспериментировать над ним просто недопустимо.

Царь-колокол для детей и для взрослого поколения – это история Отечества.

Исследование уникального памятника было проведено в 1979 г. Тогда же была выполнена и его реставрация. Работы заключались в дефектоскопии тела гиганта и составлении специальной карты, на которой зафиксированы размеры, положение, а также количество образовавшихся трещин.

Во время реставрации поверхность колокола расчистили от многочисленных слоев лакокрасочных покрытий, которые исказили внешний вид гиганта. Параллельно провели небольшой ремонт постамента. На поверхность земли подняли осколок колокола, который был заглублен в культурный слой на сорок сантиметров.

Все работы были выполнены специалистами, а также учеными Военной академии, носящей имя Ф.Э. Дзержинского. При этом проводились постоянные консультации с Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации. Стоит отметить тот факт, что работа по созданию технологии и методики восстановления исторического памятника подобного типа производилась впервые.

Тех, кто сегодня посетит Кремль, Царь-колокол встретит в своем первозданном виде. Гигант вновь приобрел серебристо-серый цвет, отдающий зеленоватой патиной. Специфическое мерцание и естественный тон возвращены бронзе. На кресте, который венчает оглавье, блестит позолота.

Ее восстановили с применением сусального золота. Ясно можно разглядеть изящный орнамент и искусные изображения, являющиеся украшением колокола. Красота скульптурных украшений радует глаз.

Нижняя и верхняя часть тела гиганта украшена фризом, узор которого представляет собой пальмовые ветви. К большому сожалению, при заполнении формы металлом в некоторых частях колокола произошли смывы. Отчетливо это можно увидеть на изображениях некоторых фигур.

Несмотря на это, тысячи людей, посещающих ежедневно Кремль, теперь по достоинству оценивают красоту исторического памятника.

Царь-колокол в Москве был создан почти два с половиной века назад. Однако известность гиганта с каждым годом все возрастает. Удивительный памятник русского искусства литья удачно вписывается в архитектурную композицию Кремля. Царь-колокол, так же, как и расположенную неподалеку от него Царь-пушку, невозможно отделить от художественного облика, имеющего всемирную славу.

Исторические факты

За отливку колокола мастер Моторин получил мизерную плату. Она составила всего тысячу рублей.

На колоколе имеется надпись о том, что он был отлит Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Знаменитый мастер литейного дела, чтобы запечатлеть свое имя, подавал прошение в Сенат. Императрицей Анной Иоановной оно было утверждено.

Предложение о создании гигантского колокола было получено скульптором Карло Растрелли. Однако сын всемирно известного архитектора Франческо Растрелли запросил за свою работу очень высокую оплату. В результате от его услуг отказались.

Изображения Царь-колокола генерал Деникин использовал для выпуска тысячерублевых белогвардейских купюр. Эти деньги в народе получили название «колокольчики».

Царь-колокол в Москве

Где стоит царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Фото Царь колокола

Царь-колокол в Москве – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами.

Расположен на Ивановской площади, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит он был мастерами Моториными – Иваном и его сыном Михаилом.

Известные мастера литейного дела отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили не только в Москве, но и в Петербурге, Киеве и других русских городах.

Из истории Царь-колокола в  Москве

Первый Царь-колокол в Москве весом около 40 тонн был отлит ещё в 1600 году. Во время пожара в середине 17 века он упал с колокольни и разбился. Было решено выплавить новый, более мощный. И новый «великан», установленный на звоннице рядом с колокольней Ивана Великого, был весом 130 тонн.

 В 1654 году, когда отмечали рождество и  били во все колокола, он разбился. Заново отлитый Царь-колокол весил уже более 160 тонн. Отлит он был мастером А. Григорьевым. Сильный пожар 19 июня 1701 года опять не пощадил «Царя»: он упал и тоже разбился. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны решено разработать проект нового колокола.

4 года шли подготовительные работы. На Ивановской площади, рядом с колокольней, была сооружена форма в яме глубиной 10 метров. Ее стены укрепили при помощи кирпичей и дуба. Дно выложили дубовыми сваями, на которые положили железную решетку. На ней были установлены форма и кожух для отливки великана. Для плавки были построены четыре плавильные печи.

Использовался металл старого колокола с добавлением меди. Работа по отливке была поручена Ивану Моторину. К ноябрю 1734 года все подготовительные работы завершились. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но отливка не началась, поскольку в двух печах случилась авария  и медь вытекла под печи. В результате начался пожар.

Начались восстановительные работы. А вскоре в августе 1735 года Иван Моторин умер. Работу продолжил его сын Михаил. 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол  был отлит. После того, как он остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года.

Прибежавшие люди хотели потушить загоревшиеся деревянные доски и бревна над ямой, в которой находился колокол, поскольку от высокой температуры он мог расплавиться. Его стали поливать водой. От резкого перепада температур раскаленный металл начал трескаться, и от него откололся кусок весом в 11,5 тонн.

Так, почти 100 лет (с 1735 по 1836 год) пролежал он  в литейной яме. После Отечественной войны с французами, когда восстанавливали Кремль, Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого как образец русского литейного искусства.

Описание Царь-колокола

Царь-колокола в  Москве – самый большой металлический колокол в мире. Его высота  – 6,24 метра. Диаметр – 6.6 метра, масса – почти 200 тонн. На нем можно видеть надпись, что отлит он был в 1733 году Иваном Моториным с сыном своим Михаилом.

В действительности же он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. Неточность надписи говорит о том, что «великан» был отлит по форме, изготовленной первоначально.

Поднимали его под руководством Августа Монферанна, архитектора знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге, имеющего опыт работы с тяжелыми конструкциями. Народ был изумлен мощью и красотой поднятого великана.

  После того, как его очистили, позолотили верхнюю часть, можно было видеть серебристо-серую поверхность. Газеты писали: «…изображения на колоколе довольно искусны, орнаменты изящны».

Постамент, на котором был установлен «великан», был создан по проекту А. Монферрана. Медная держава с позолоченным крестом наверху – также выполнена по его проекту. Изображение царя Алексея Михайловича во весь рост в парадном платье с державой и скипетром в руках напоминает нам о том, что при нем, в 17 веке, был вылит Царь-колокол – его предшественник.

Императрица Анна Ивановна изображена в  коронационном платье. Именно она издала указ об отливке нового колокола. Под изображением Анны Ивановны внизу вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Можно видеть Христоса и Богоматерь, Иоанна Предтечи и Святую Анну, а также апостола Петра.

Между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича изображены два красивых фигурных картуша, внутри которых расположены надписи об истории создания колокола. К сожалению, пожар 1737 года помешал полностью воплотить намеченные планы. Некоторые работы по чеканке остались невыполненными. Недавно архивы помогли восстановить забытое имя скульптора,  автора декора. Это был Федор Медведев.

Царь-колокол в Москве не имеет аналогов в мире. Он остается самым большим и восхищает своими гигантскими размерами и весом посетителей Московского Кремля.

Царь-колокол

Где стоит царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Царь-колокол — одна из знаковых российских достопримечательностей, она находится на территории Кремля в Москве. Характерной деталью внушительного колокола является отдельный его кусок, который откололся в результате действий по тушению разрушительного Троицкого пожара.

В наши дни Царь-колокол является памятником, дающим представление об уровне мастеров русского литейного искусства XVIII века, его может увидеть каждый, кто приобретет билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Наряду с Царь-колоколом туристы могут увидеть и другой выдающийся памятник — Царь-пушку, изготовленную во второй половине XVI века, она считается самой большой пушкой в мире.

Царь-колокол на google-панораме:

История Царь-колокола

Во время правления нескольких русских царей создавались колокола, удивляющие своими размерами. Так, при Иване Грозном был отлит колокол, весивший примерно 16 тонн, при Алексее Михайловиче соорудили еще более внушительный экземпляр весом в 130 тонн.

Мастером, создавшим этот шедевр, был Александр Григорьев. Звон колокола раздавался вплоть до 1701 года, когда вспыхнувший пожар нанес ему серьезный ущерб.

Позднее его детали было решено использовать для отливки нового колокола, который распорядилась изготовить правившая в то время Анна Иоанновна.

По желанию императрицы Царь-колокол должен был весить больше своего предшественника, реализацию проекта хотели поручить французскому мастеру Жермену. Но тот, услышав о поставленной задаче, воспринял все как шутку — ему казалось, что это просто нереально осуществить.

Тогда было решено обратиться к отечественным мастерам, за работу согласились взяться Иван Моторин с сыном Михаилом.

К слову, к тому времени Иван Федорович уже зарекомендовал себя как мастер своего дела — он занимался изготовлением артиллерийских стволов по распоряжению Петра I, кроме того, он трудился над созданием некоторых колоколов Кремля, среди них, к примеру, Набатный.

Моторины изготовили модель Царь-колокола, предоставили чертежи и смету, после положительного ответа заказчика работы по его изготовлению были начаты.

Работники вырыли на Ивановской площади кремля яму, специальным образом укрепленную изнутри, вокруг нее установили плавильные печи.

Вполне естественно, что материала от предыдущего колокола не могло хватить на новый, значительно превосходивший его по весу, поэтому были заказаны дополнительные объемы меди и олова. Позднее во время исследований памятника в его составе также были обнаружены золото и серебро.

Ивановская площадь и Царь-колокол, © Мария Пенина

Подготовительные работы растянулись примерно на два года, непосредственно к изготовлению Царь-колокола приступили в 1734 году.

Стоит отметить, в процессе мастеров ждали некоторые неприятности — вначале произошла утечка меди из печей, работы пришлось приостановить, так как возникший пожар разрушил подъемные деревянные конструкции, находящиеся под сооружением.

Затем скончался возглавлявший проект Иван Моторин, в силу этого завершением работ занимался его сын.

После отливки колокол еще продолжал находиться в яме, его планировали поднять на поверхность, но этому не суждено было совершиться — в мае 1737 года возник разрушительный пожар.

Во время его тушения на раскаленный металл попала вода и вследствие неравномерного охлаждения колокол треснул, позднее от него откололся большой кусок, вес которого составил более 11 тонн.

Власти несколько раз предпринимали попытки поднятия колокола, однако все они были тщетны, в итоге Царь-колокол пролежал в яме почти сто лет.

Только во время правления Николая I удалось поднять гигантское сооружение, возглавить работы было доверено известному архитектору Огюсту Монферрану.

Однако с первого раза этого сделать не удалось — в ходе проведения работ возникли сложности, и часть канатов не выдержала внезапной нагрузки. После дополнительной подготовки вторая попытка увенчалась успехом.

В силу того, что восстановить целостность Царь-колокола не представлялось возможным, было решено использовать его в качестве памятника. Для него был создан постамент, разместившийся рядом с колокольней «Иван Великий».

Отколовшийся кусок колокола, © Сергей Василец

Колокол на территории Кремля поражает посетителей своими размерами и величественностью.

Высота колокола составляет 6,14 метров, диаметр — 6,6 метров. Весит Царь-колокол около 202 тонн.

Над созданием рельефного орнаментального украшения работали лучшие петербургские мастера резьбы по дереву. На колоколе можно увидеть религиозные мотивы — изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, апостола Петра, Анны Пророчицы.

Изображенные здесь святые являются небесными покровителями Анны Иоанновны, ее отца и дяди. Туристы также могут увидеть портреты царственных особ — императрицы, заказавшей строительство колокола, царя Алексея Михайловича. Есть на колоколе и надписи, раскрывающие исторические данные о его строительстве и судьбе.

После поднятия колокола из ямы на его вершине появилась держава с позолоченным крестом.

Особенности посещения и стоимость

Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.

Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:

  • полный — 700 руб.
  • льготный (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров) — 350 руб.

За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.

Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.

Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.

Режим работы архитектурного ансамбля:

  • в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
  • в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.

Изображения и надписи на колоколе, © Мария Пенина

Как добраться

Рядом с достопримечательностью находятся станции метро «Библиотека имени Ленина», «Александровский сад» и «Боровицкая».

Доехать до нее можно и на наземном общественном транспорте, неподалеку есть остановка «Метро Библиотека имени Ленина».

Еще один вариант — поездка на такси, машину можно вызвать, воспользовавшись мобильными приложениями Яндекс. Такси, Ситимобил, Везет, Максим и другими.

Царь-колокол и другие достопримечательности Кремля, видео:

Царь-колокол в Московском Кремле – гигант, который никогда не звонил

Где стоит царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45'02.9″N 37°37'07.1″E

 

История создания Царь-колокола

Легенда о Царь-колоколе

Интересные факты о Царь-колоколе

Царь-колокол на карте

 

Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей – Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.

Безусловно, Царь-колокол – лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы – колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего.

Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения – это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А.

Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше – весом уже 160 тонн.

Однако и ему не суждено было долго звонить – григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи.

Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года.

26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер…

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут – это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания – 25 ноября 1735 года.

После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме.

Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн.

Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало – почти 100 лет.

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек – Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора.

К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана.

Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный.

Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим.

На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола – отце и сыне Моториных.

Также не забыли и про христианских святых – на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки.

Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя – Фёдор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.).

С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык.

В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

Интересные факты о Царь-колоколе:

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

достопримечательности

← ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯМОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

КазаньСанкт-ПетербургВладимирЯрославль
МуромРостов ВеликийАлександровИваново
КалугаКостромаСергиев ПосадНижний Новгород
ПсковКасимовПереславль-ЗалесскийСуздаль

Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

Где стоит царь колокол. Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

> Культурное наследие > Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века

В Москве имеется огромное количество любопытных и забавных памятников разных эпох, чья история вызывает неуемное любопытство как взрослых, так и детей.

Это могут быть скульптуры, посвященные сказкам, героям книг и фильмов, реальным людям, порокам общества и даже таким «обыкновенным» вещам, как табурет, муха или приметам студентов.

Некоторые из этих памятников имеют довольно длинную и любопытную историю. Сюда стоит отнести 2 знаменитых памятника Царь-пушку и Царь-колокол, которые находятся на территории Московского Кремля.

К сожалению, последний примечателен не своим основным предназначением (звоном), а исключительно внешним видом и массой. Именно про него в данной статье будет рассказ, из которого вы узнаете в каком году он был отлит и сколько весит.

  • Внешний вид
  • «Предки»
  • Как происходила работа
  • Как откололся кусок
  • Дальнейшая судьба
  • Любопытная легенда
  • Другие статьи о культурном наследии

Внешний вид

Это не просто огромная конструкция, которая стоит в Кремле, а одна из главных достопримечательностей России. Он также считается памятником искусства литья XVIII в.

«Царский» экземпляр. Вид со стороны Ивановской площади

В высоту он превышает отметку в 6 метров, в диаметре составляет более 6,5 метра. Вес всей конструкции составляет более 200 тонн. Авторами стали известные в то время литейщики отец Иван и сын Михаил Моторины. Конструкция изначально создавалась для колокольни «Иван Великий», но не использовалась по некоторым причинам.

Снаружи отчеканены царские особы, Богоматерь, Христос и другие святые, стоит памятная запись с описанием создания, именами творцов и датой «1733 г.», хотя экземпляр отлили только через 24 месяца.

Сверху и снизу его огибает узор, вверху расположен большой золоченый крест. Однако многие исследователи отмечают различия в чеканке реальности и на изображениях прошлых веков. Информацию и фото об этом можно дополнительно найти в интернете.

Интересный факт: внутри конструкции нет языка: по указанным ниже причинам он не был отлит вовсе, внутрь положили язычок от чужого.

По данным проведенного в Советском Союзе анализа царский экзмепляр состоит из смеси нескольких металлов. Почти 85% занимает медь, еще 13% — олово, чуть больше 1% пришлось на серу. Менее 0,5% занимают серебро и золото. Впрочем, на долю золота приходится более 70 кг, на серебро более 500 кг.

: согласно Википедии во время Гражданской войны Деникин, находясь в должности генерала, решил печатать собственную валюту, выбрав в качестве изображения этот памятник – из-за этого после обесценивания они получили прозвище «колокольчики».

Увидеть памятник можно в Московском Кремле: он стоит на Ивановской площади неподалеку от «Ивана Великого». Этого места он никогда в жизни не покидал.

«Предки»

Первый русский «Царь-колокол», который был отлит в начале XVII в.

Сегодняшний это далеко не единственный «государь», существовавший на Руси. Такой титул появился задолго до нынешнего – каждый обладал запредельной на определенный момент массой и размерами:

  1. Впервые такое прозвище получил отлитый в начале семнадцатого века экземпляр, который весил 40 тонн, однако его судьба оказалась незавидной: в середине века он разбился.
  2. Сразу же был выплавлен следующий — весом уже в 130 тонн. Но он прожил еще меньше: уже в 1654 г. упал и разбился во время рождественского звона.
  3. Следующим стал колокол весом в 160 тонн, изготовленный литейщиком Григорьевым. Для того, чтобы раскачать его, требовалось около сотни звонарей. Он прожил до начала XVIII в. и упал, когда начался сильный пожар.

Важно знать: материал Григорьевского колокола пошел на отлив нынешнего.

  1. После этого колокола на 30 лет оставили в покое, но императрица Анна Иоанновна решила вновь попытаться побить рекорд и заказала самый большой вариант – тот, что сегодня стоит в Кремле. Впрочем, его судьба оказалась ненамного лучше, чем у «предков».

Предварительные работы заняли несколько лет. Сперва четыре года потратили на подготовку форм. Для этого на Ивановской площади вырыли яму глубиной 10 метров, в которой разместили форму для литья.

Расстояние между стенками ямы и формы заполнили утрамбованной землей, саму форму укрепили при помощи битого кирпича и дубовых вставок. На дно положили железную решетку, на которой стояла форма.

Чеканка на литейном памятнике-богатыре принадлежит рукам скульптора Федора Медведева: он вырезал из дерева узоры и изображения, а после делал оттиск на внутренней стороне кожуха. Также в работе принимали участие несколько мастеров, которые по приказу Петра I прошли курсы формовочного и пьедестального дела за границей.

Чеканка, сделанная руками скульптора Федора Медведева

Знаете ли Вы что: сперва работу по литью предложили французскому королевскому механику по фамилии Жерменю, однако тот решил, что это шутка – сложно было даже представить себе изделие требуемых параметров и веса.

Отливка была начата в 1733 г. и заняла больше двенадцати месяцев. В 1734 г. перед самым началом работ в плавильнях произошла авария: разлившаяся медь не только испортила образец, но и привела к крупному пожару в городе. Его последствия удалось устранить только через год. За этот период сменился руководитель проекта: Иван Моторин умер, и дело перешло его сыну.

Все было готово только через два лета. В четырех плавильных печах за 36 часов было расплавлено необходимое количество металла, после чего его залили в формы.

Процесс занял чуть больше часа, и все это время рядом дежурило около 400 человек пожарных. Яму с огромной конструкцией закрыли деревянными перекрытиями и оставили остывать. Затем, не вытаскивая, начали делать чеканку, так как изображение на стенках вышло неровным и смазанным.

Примите к сведению: поскольку изготовление, по всей видимости, происходило по старым формам, то на данном экземпляре стоит неверная дата отливки – «1733 г.». 

Но приключения не закончились: в 1737 г. произошло крупное возгорание. Вспыхнули деревянные перекрытия наверху, а затем раскалился колокол. Было принято решение вытащить его из ямы.

Предварительно металл остудили холодной водой, но из-за огромной разницы температур появились несколько сквозных трещин. Это стало основной причиной, почему при поднятии он раскололся, совершив падение. Отвалившийся кусок весил более 11 тонн.

Впрочем, некоторые исследователи полагают, что пожар послужил всего лишь предлогом, а вину стоит возложить на халтурно выполненную работу, например, на нарушения, произошедшие при отливке.

Подтверждением часто называют цену, выплаченную литейщику Моторину: за свою работу он получил тысячу рублей и цехмейстерский чин литейщика. Однако уже следующие его заказы были оценены почти в восемь раз дороже: по 8 тысяч за работу.

Так происходило поднятие в Москве в 1836 г. картинки

Первые проекты по извлечению «царя» из форм окончились провалом. Удалось сделать это только через сто лет: проект вытаскивания сделал архитектор Мироновский.

Обратите внимание: когда огромную махину вытаскивали, несколько канатов лопнуло, и та опасно накренилась. Дело спас неизвестный рабочий: пробравшись под непрочно висящим предметом, он установил подпорки, которые держали конструкцию, пока меняли канаты.

В середине августа 1836 г. «царя» все-таки удалось вытащить из ямы и поставить на специально построенный бронзовый постамент. Всем процессом руководил архитектор Исаакиевского собора Огюст (Август) Монферран: он уже имел опыт в подъеме тяжестей на значительные высоты. Им же был создан медный крест, затем покрыл позолотой саму конструкцию.

Сегодня на постаменте красуется памятная табличка. В ней указаны краткая история, период создания и время вытаскивания из формы.

Дальнейшая судьба

Кусок весом 11,5 тонн, отколовшийся от основной конструкции при Троицком пожаре

Разумеется, терять такую огромную и многострадальную махину никому не хотелось, а потому несколько раз поднимали вопрос о спайке отколотого куска. Но все это были лишь разговоры: спайка полностью исказила бы звучание, а потому была бы бессмысленна.

Во время Второй Мировой войны данная достопримечательность превратилась в узел связи: внутри неё прятались связисты Кремлевского полка. Чтобы вражеские бомбардировщики не заметили его, конструкцию покрасили, а после победы оттерли вновь.

Любопытная легенда

Несмотря на то, что судьба памятника литейного искусства интересна сама по себе, многим этого показалось недостаточно.

Пётр-I последний царь всея Руси (с 1682 г.) и первый Император Всероссийский (с 1721 г.)

Среди людей ходили невероятные слухи о нем. Многие считали, что колокол был отлит намного раньше, еще до прихода к престолу Петра I и даже успешно поднят на колокольню.

Когда после победы над шведами под Полтавой все колокола страны начали звон, «Царя» даже не смогли сдвинуть с места.

Рассердившись, царь прислал роту солдат, но они лишь вырвали ему язык, не добившись ни единого звука. Собравшийся на площади народ начал посмеиваться, послышались крики, что царю Петру придется уступить упрямцу.

Стоявший на колокольне Перт I был в ярости и изо всех сил ударил дубинкой по данной достопримечательности. Из-за удара отскочил кусок и упал на землю, даже ушел глубоко в нее, откуда его достали только через несколько десятков лет. 

Полезно знать: среди старообрядцев бытовало мнение, что когда наступит Страшный Суд, памятник литейному искусству взлетит в воздух сам по себе, и раздастся его звон, хоть он и будет без языка.

О данной достопримечательности знают не только москвичи, но и многие туристы. Огромный и совершенно бесполезный, он прожил интересную жизнь, хоть ни разу и не зазвонил, и даже смог помочь своей стране в период войны, хоть и не самым обычным способом.

Смотрите видео, в котором историк кратко рассказывает историю создания и о дальнейшей судьбе Царь-колокола:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.