Формирование органов судебной власти в рф. Судебная система РФ
Судебная власть. Повторяем, закрепляем и учим
Новые детали к успешному решению задания 14
Даже “старые” новости могут стать иллюстрацией (примером) для ответа на ЕГЭ.
Скриншот новости. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/2021/02/27/samosud/
Этот отрывок из статьи поражает не только правовой безграмотностью, но и откровенной жестокостью взрослых людей.
Откуда берутся в наших СМИ такие новости? Ясно, что из нашей повседневной жизни!
– Какой кошмар! Ужас! И ещё говорят, что это мы монстры…
А почему? Да потому, что четверть века тому назад в нашей стране людям дали свободу, а вот научить (как правильно пользоваться этими правами и свободами) забыли! А теперь ругаем школу…
И мало кому приходит в голову посмотреть друг на друга, а в первую очередь на самих себя.
В данный момент проводится расследование. Теперь это дело точно дойдёт до суда…
А кто ещё из вас не знал, что правосудие в рф осуществляется только судом?
Так вот!
Суд – это специализированный орган государственной власти в РФ, где решаются спорные вопросы и восстанавливаются утраченные права.
Его главная задача, как я уже писала в статье “Субъекты власти РФ: как не напортачить в задании 14“, осуществлять правосудие.
Правосудие– деятельность судов (на основе действующего законодательства), направленная на укрепление законности и правопорядка путём применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим этот правопорядок.
А вот надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры. Об этом Вы можете почитать здесь: “Как в тестах ЕГЭ не перепутать прокуратуру, адвокатуру и всё остальное“. Вопросу взаимодействия всех органов власти посвящена статья “Что такое разделение властей“.
Сегодня мы подробнее остановимся на функциях судебной власти!
Зачем в России так много судов?
Схема 1 (составлена автором)
У каждого суда есть свои полномочия и функции (юрисдикция), которые регламентируются Конституцией РФ и ФКЗ (Федеральным Конституционным Законом) “О судебной системе Российской Федерации”.
Судебная система – это совокупность всех судов (федеральных и субъектов РФ), осуществляющих правосудие на территории России.
Единство этой системы обеспечивается:
1) соблюдением, установленных законом правил судопроизводства (статья 123 Конституции РФ),
2) финансированием судов из федерального бюджета (статья 124 Конституции РФ),
3) признанием обязательности исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Внимание! В старых редакциях Конституции РФ в статье 127 есть ещё один – Высший Арбитражный Суд РФ. В моей схеме 1 его нет! И это не ошибка!Он существовал в России с 1992 по 5 февраля 2014 года, сейчас его полномочия переданы Верховному суду РФ.
Что такое судопроизводство?
Схема 2 (составлена автором)
Согласно статьи 118 Конституции РФ нет гражданского или уголовного суда, есть гражданское, административное, уголовное, конституционное судопроизводство, которое осуществляется судами общей юрисдикции.
– Как это всё выучить? Просто взрыв мозга!
– Сохраняем спокойствие! Самые главные термины уже усвоены, остались детальки!
1. Конституционный суд России
Согласно статьи 125 Конституции РФ Конституционный суд состоит из 19 судей, которые по представлению Президента РФ назначаются Советом Федерации (статья 128 Конституции РФ – это ещё один противовес в системе сдержек и противовесов).
Статья 125 основного закона страны разъясняет, что Конституционный суд действует по запросам Президента РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Верховного суда РФ и других органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и осуществляет по этим запросам следующие действия:
Схема 3 (составлена автором). Часть 1
Кроме того Конституционный суд осуществляет:
Схема 3 (составлена автором). Часть 2
Каждая из этих формулировок может Вам встретиться в заданиях ЕГЭ.
– А кто Вам сказал, что ЕГЭ по обществу – это легко?
– Вам надоело читать? Вы хотите покинуть статью?
Это Ваше право. Но более полной информации в одном месте Вы не найдёте. Зубрите Конституцию РФ главу 7 и прочитайте парочку учебников по Праву (так как Вашего любимого П.А. Баранова по этой теме маловато будет). В добрый путь!
Но прежде чем Вы покинете эту страницу проверьте свои силы:
Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Суд как орган судебной власти
Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:
- по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
- по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
- нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
- контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.
Полномочия судебных органов власти включают:
- основные (исключительные):
- осуществление правосудия;
- конституционный контроль;
- вспомогательные:
- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
- дача разъяснений по вопросам судебной практики;
- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.
Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти.
Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.
Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21)
Суд как орган судебной власти
Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.
Отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.
Специфика суда как органа судебной власти:
1) суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры;
В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры. В идеале, её реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела.
Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств, гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.
2) независимость судов при осуществлении основных функций (правосудия либо конституционного контроля);Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций.
Принятие ими решений по конкретным делам должно быть ограждено от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны исполнительной власти или вышестоящих судебных инстанций).
Однако при всем различии органы государственной власти должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей.
Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов.
Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным.
С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и учреждений.
3) особый порядок (процедура) деятельности.
Специфика суда как органа судебной власти (или судебного органа власти) состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных дел и вопросов.
Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.
Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах.
Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):
- конституционное судопроизводство;
- гражданское судопроизводство;
- арбитражное судопроизводство;
- уголовное судопроизводство;
- административное судопроизводство.
Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.