Долговые обязательства. Формы долговых обязательств рф Долговые обязательства российской федерации могут

Понятие о составе и формах долговых обязательств

Долговые обязательства. Формы долговых обязательств рф Долговые обязательства российской федерации могут

Взаимоотношения между физическими лицами и организациями могут привести к ситуации, когда одна сторона берет у другой денежные суммы или материальные ценности с условием их возврата в будущем. Долговое обязательство – это гарантия того, что заем будет возвращен. Чтобы иметь юридическую силу, он всегда должен быть оформлен письменно с соблюдением правовых норм.

Общая характеристика

Предоставление денежных средств или материальных ценностей в качестве займа, которое сопровождается подписанием договора, приводит к образованию долговых обязательств.

ГК РФ характеризует любое обязательство, как правоотношение между физическими или юридическими лицами, когда одному следует совершить (либо наоборот не совершать) в пользу другого ряд действий. К таковым может относиться передача денег либо имущества, выполнение определенных работ и пр.

Можно выделить несколько причин, вследствие которых возникает обязательство:

  • Односторонняя личная инициатива, направленная на улучшение благосостояния иного лица.
  • Изменения законодательных и подзаконных актов.
  • Нанесение ущерба.

Т. е. можно сказать, что часть обязательств – это следствие волеизъявления сторон, а часть – результат действий третьих лиц, не участвующих в них.

Какие существуют классификации

Рассмотрим существующие виды долговых обязательств РФ. В публично-правовой системе можно выделить несколько вариантов систематизации, отталкиваясь от различных признаков.

Долговые обязательства формируются при появлении задолженности одной из сторон

По наличию субъективного признака

Обязательства делятся, исходя из объекта, которому организация задолжала денежную сумму:

  • Лицам, которые осуществляли денежные и материальные вложения в уставной капитал.
  • Персоналу предприятия (например, в виде долгов по заработной плате).
  • Третьим лицам (государственным структурам, внебюджетным фондам, контрагентам и пр.).

По принадлежности

Обязательства можно классифицировать, отталкиваясь от вида собственника, которому они принадлежат:

  • Уставной капитал, т. е. заемные средства, которые не нужно погашать в процессе деятельности предприятия.
  • Кредиты и займы, которые в процессе функционирования организации необходимо будет погасить.

По степени срочности

  • Краткосрочные. Максимальный период их исполнения составляет один год.
  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок более 12 месяцев.
  • Среднесрочные. Их необходимо погасить в течение 3-6 месяцев.

По возможности определить размер обязательства

  • Обязательства с заранее оговоренным размером будущего погашения (например, кредитные платежи, оплата по договорам купли-продажи и пр.).
  • Обязательства, у которых заранее определить размер будущих платежей затруднительно, т. к. он зависит от действий иных лиц (например, от судебного решения и пр.).

Необходимость правильно классифицировать возникшее обязательство вызвано потребностью определения дальнейшей тактики для его прекращения.

Обязательства классифицируются по различным признакам

Формы обязательств

Анализируя современное законодательство Российской Федерации, можно определить несколько форм долговых обязательств, которые существуют на данный момент:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые заключаются Федеральным Правительством от имени государства в качестве заемщика со всевозможными зарубежными коммерческими структурами и государственными образованиями.
  • Внутренние государственные займы, которые осуществляются, если от имени РФ выпускают ценные бумаги.
  • Договоры и соглашения, которые подразумевают получение от местных (например, муниципальных) субъектов РФ ссуд и кредитов в федеральный бюджет.
  • Договоры, которые подразумевают предоставление государственных гарантий от имени РФ.
  • Соглашения и договоры, которые подписываются от имени РФ о проведении реструктуризации или продлении долговых обязательств России, которые возникли в прошлом.

Особенности фиксирования

Когда возникает необходимость зафиксировать обязательства в отчетах, то для этого нужно вносить в документы именно те суммы, которые вытекают из отчетов фирмы и имеют признание в качестве верных. Но в этом правиле есть и исключение. При расчетах с бюджетными организациями и банками следует первоначально согласовать суммы с указанными структурами.

Долговые обязательства должны быть внесены в сумму основного долга. Для этого правила также действуют исключения. Если необходимо отобразить займы и кредиты, то делать это следует вместе с суммой процентов по имеющимся долгам.

Если заем оформлялся в иностранной валюте, то при составлении отчетности его следует перевести в российские рубли и вносить в документацию именно в рублях.

При расчете налога на прибыль необходимо отталкиваться от доходности обязательств. Все проценты, начисленные по кредитам, следует отнести к внереализационным доходам и учесть при налогообложении.

Договор является одной из форм обязательств

Как отражаются в бухгалтерском учете

Долговое обязательство обязательно должно быть отражено в бухучете. Чтобы осуществить это правильно, следует обратиться к ПБУ 15/2008.

Чтобы точнее определить способ отражения в балансе, необходимо обратиться к гражданскому российскому законодательству с целью выяснения видов привлечения заемных средств. Всего ГК РФ выделяет их несколько видов:

  • Договор займа. В данном случае заимодавец передает заемщику материальные ценности или денежную сумму и обратно должен получить их в том же самом объеме. При этом составляется письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком кредитору.
  • Кредитный договор. Финансовое учреждение (например, банк) передает клиенту определенную сумму денег в долг согласно договору. По истечении определенного срока заемщик обязан ее вернуть, выплатив при этом начисленные проценты. Используется безусловное долговое обязательство.
  • Товарный кредит. Одно лицо предоставляет другому материальные предметы, которые имеют между собой общие признаки. Возврат осуществляется в пределах заключенного соглашения, который действует в рамках кредитного договора.
  • Коммерческий кредит. Одна сторона передает другой в собственность денежную сумму или материальные предметы, которые объединены общими признаками. Он может предусматривать выдачу кредита (в том числе и в виде аванса, отсрочки по оплате и пр.).

Основную сумму задолженности следует отразить в бухучете в качестве кредиторской:

  • На балансе счета 66 по краткосрочным кредитам.
  • На балансе счета 67 по долгосрочным кредитам.

Обязательства должны быть зафиксированы при ведении бухучета

Но кроме основной суммы следует указать и выплачиваемые по займу проценты и прочие дополнительные расходы. Для осуществления этих целей следует руководствоваться следующими правилами:

  • Проценты следует отразить на последнюю дату месяца.
  • Если процентные выплаты согласно условиям договора должны осуществляться равномерно (а не в последний день месяца), тогда в отчете их следует обозначать именно на эти даты согласно условиям договора.
  • Дополнительные расходы в бухучете разрешено зафиксировать одномоментно или равномерно распределить на весь срок действия договора займа. Отражаются по Дебету субсчета 91 – 2 (прочие расходы).
  • При наличии инвестиционных активов их надлежит включить в Дебет счета 08. Когда работы с активами завершаются, то с 1 числа того месяца, который идет следом за окончанием работ, их переносят в Дебет субсчета 91 – 2.
  • Если предприятие работает с векселем, то проценты по нему должны быть начислены отдельно от основной суммы и распределяться равномерно в течение всего срока, пока ценная бумага находится в обращении.
  • При работе с облигациями проценты по ним надлежит начислять отдельно от основной стоимости бумаги и отражать равномерно в течение всего времени, пока облигация имеет хождение.

При составлении отчета о прибылях и убытках проценты, которые должны быть начислены по займам, следует отразить по строке 2330 «проценты к уплате».

Сроки погашения государственных обязательств

Выплата займа сопровождается подписанием договора, в котором оговариваются временные рамки, в течение которых долг необходимо вернуть. То же самое касается кредитов, предоставляемых правительствами государств.

Существуют три стандартные разновидности государственных долговых обязательств, исходя из сроков их возврата:

  • Долгосрочные. Рассчитаны на срок, превышающий пять лет.
  • Среднесрочные. Расчет по ним следует произвести в период от одного года до пяти лет.
  • Краткосрочные. Срок возврата по ним не может превышать один год (календарный либо финансовый).

Обязательство должно быть исполненного в оговоренные сроки

Согласно международным стандартам срок возврата государственных обязательств не может превышать 30 лет. Исключение составляют случаи проведения его реструктуризации.

Долговые обязательства РФ могут возникать в отношении физических или юридических лиц, международных организаций и пр. Полученные кредиты должны быть использованы в качестве внутренних и внешних активов. Госдолг РФ обеспечивается всем имуществом, которое входит в государственную казну. Сроки возврата по нему подчиняются международным нормам.

Наличие долговых обязательств, особенно государственных, может привести к серьезным последствиям. Так, любой аналитик скажет, что возникновение серьезных вооруженных конфликтов последних десятилетий – это следствие растущего американского госдолга. Поэтому понимание основ данного вопроса столь важно для любого современного человека.

Речь в видео пойдет о долговых обязательствах:



О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства российской федерации (с изменениями на 29 июля 2021 года), федеральный закон от 06 июля 1996 года №87-фз

Долговые обязательства. Формы долговых обязательств рф Долговые обязательства российской федерации могут

(с изменениями на 29 июля 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 272-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2021, N 0001202107300061) (о порядке вступления в силу см. статью 28 Федерального закона от 29 июля 2021 года N 272-ФЗ).
____________________________________________________________________

Принят Государственной Думой21 июня 1996 года

В соответствии с Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” настоящий Федеральный закон устанавливает единицу номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан и определяет порядок установления ее долговой стоимости.

Статья 1.

Единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации имеет наименование “долговой рубль” (“дор”), является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Долговая стоимость одного долгового рубля (далее – долговая стоимость) определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.

Статья 3. Необходимый социальный набор – фиксированный набор традиционных для населения Российской Федерации основных потребительских товаров и услуг, состав и объемы потребления которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

Необходимый социальный набор утверждается в составе и объемах потребления (на душу населения в год) товаров и услуг согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Статья 4. За базовую стоимость необходимого социального набора принимается его стоимостная оценка (в валюте СССР), определенная исходя из цен (в государственной и кооперативной розничной торговле) и тарифов 1990 года в целом по РСФСР.

Базовая стоимость необходимого социального набора устанавливается федеральным законом.

Статья 5. Контроль за изменением стоимости необходимого социального набора осуществляется еженедельно.

Для каждой недели определяется контрольная стоимость необходимого социального набора.

За контрольную стоимость необходимого социального набора (для данной недели) принимается его стоимостная оценка (в валюте Российской Федерации), определенная в целом по Российской Федерации исходя из цен и тарифов недели, предшествовавшей данной.

Статья 6. Долговая стоимость выражается в валюте Российской Федерации.

Долговая стоимость для текущей недели численно равна отношению средней величины контрольных стоимостей необходимого социального набора для четырех недель, непосредственно предшествовавших текущей, к базовой стоимости необходимого социального набора.

Долговая стоимость в текущем месяце численно равна средней величине долговых стоимостей, определенных для недель, входящих в предшествовавший месяц.

Статья 7.

Наблюдение за изменением цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора, а также определение контрольной стоимости необходимого социального набора и долговой стоимости осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2021 года Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 272-ФЗ.

Контрольная стоимость необходимого социального набора вычисляется на основе данных о ценах и тарифах на товары и услуги в целом по Российской Федерации, определяемых в соответствии с процедурой, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июля 2021 года Федеральным законом от 29 июля 2021 года N 272-ФЗ.

Статья 8. Контроль за правильностью определения долговой стоимости и утверждение ее величины осуществляются Правительством Российской Федерации.

Утвержденная Правительством Российской Федерации долговая стоимость подлежит официальному опубликованию.

Со дня официального опубликования долговая стоимость считается установленной на соответствующий период и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

Статья 9. Долговая стоимость устанавливается ежемесячно или еженедельно.

Если в течение трех месяцев, непосредственно предшествовавших текущему, рост долговой стоимости не превышал 1 процента в месяц, начиная с текущего месяца долговая стоимость устанавливается ежемесячно.

Если долговая стоимость в текущем месяце превысит долговую стоимость в предыдущем месяце более чем на 1 процент, начиная с первой полной недели текущего месяца долговая стоимость устанавливается еженедельно.

Еженедельная долговая стоимость устанавливается со вторника каждой недели.

Ежемесячная долговая стоимость устанавливается с 1-го числа каждого месяца. Если 1-е число месяца приходится на воскресенье или понедельник, ежемесячная долговая стоимость устанавливается с первого вторника месяца.

Статья 10. Величина государственного внутреннего долга Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”, выражается в долговых рублях.

Статья 11. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои указы в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12. Поручить Правительству Российской Федерации:

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом;

в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обеспечить установление (официальное опубликование) долговой стоимости.

Статья 13. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Президент     Российской ФедерацииБ.Ельцин

Москва, Кремль6 июля 1996 года

N 87-ФЗ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Необходимый социальный набор (на душу населения в год)

ПРИЛОЖЕНИЕк Федеральному закону”О порядке установления долговойстоимости единицы номиналацелевого долгового обязательстваРоссийской Федерации”

     +—————————————–+     ¦     Наименование     ¦ Потреб- ¦ Единица¦     ¦      товаров и       ¦  ление  ¦ измере-¦     ¦         услуг        ¦         ¦   ния  ¦     +———————-+———+——–¦     ¦         1            ¦    2    ¦    3   ¦

     +—————————————–+

Продукты

 Хлеб ржано-пшеничный     68,7    кг     Хлеб пшеничный           62,9    кг       Мука пшеничная           19,5    кг       Рис                      3,7     кг       Пшено                    9,8     кг       Вермишель                5,2     кг       Картофель                124,2   кг       Капуста (свежая белоко-       чанная)                  28,1    кг       Морковь                  37,5    кг       Лук (репчатый)           28,4    кг       Яблоки                   19,4    кг       Сахар                    20,7    кг       Мясо (говядина и куры)   26,6    кг       Рыба мороженая (за ис-       ключением деликатесной)  11,7    кг       Молоко                   123,1   л       Сметана                  1,6     кг       Масло животное           2,5     кг       Творог                   9,9     кг       Сыр                      2,3     кг       Яйца                     151,4   шт.       Маргарин                 3,9     кг      

 Масло растительное       6,4     кг

Непродовольственные
товары и услуги

      Мыло хозяйственное       1,2     кг            Стиральный порошок       2,4     кг           Мыло туалетное           1,2     кг           Электроэнергия           556,8   кВт.

ч           Квартплата               194,4   кв. м           Отопление                194,4   кв.

м          Холодное водоснаб-      жение и канализация      12      платежей          Горячее водоснабжение    12      платежей

Городской транспорт

                автобус        155     поездок                             троллейбус     41      поездка                             трамвай        41      поездка              

                метро          25      поездок

Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовлена

АО “Кодекс”

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Долговые обязательства. Формы долговых обязательств рф Долговые обязательства российской федерации могут

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг.

У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством.

Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам.

Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Определение 1

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Замечание 1

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Определение 2

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились.

В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Методы регулирования государственного долга

Определение 4

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства.

Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России.

Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

Определение 5

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения.

В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг.

Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам.

Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника.

Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Определение 6

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга.

Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки.

Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Определение 7

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа.

В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды.

В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров.

В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Определение 8

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Определение 9

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Определение 10

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Долговые обязательства – это вид гражданских правоотношений

Долговые обязательства. Формы долговых обязательств рф Долговые обязательства российской федерации могут

Никакие правоотношения не могли бы функционировать, если бы не было обязательств. Это определенный формат правовых взаимоотношений.

Они связывают между собой самых разных лиц – и физических, и юридических, если те планируют произвести действия, предусмотренные их обязательствами. Сфера их применения весьма обширна.

Сейчас достаточно распространены и долговые обязательства, а еще это может быть и передача имущества, и выполнение конкретных работ или оказание услуг, и компенсация понесенных расходов.

Что такое долговые обязательства

Большинство правовых нюансов, связанных с понятием обещания, подлежащего выполнению, прописаны в главе 21 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).

Это разновидность гражданских правоотношений. Она обязывает одну из сторон либо выполнить в пользу другой конкретные действия, либо воздержаться от них (ст. 307 ГК РФ).

Если говорить именно о долговых обязательствах (далее – ДО), то из определения ст.

 307 вытекает, что в их рамках одно лицо (или должник, заемщик) должно произвести уплату денежных средств или передать определенное имущество в пользу иного лица (или кредитора).

В свою очередь, кредитор вправе выдвигать к должнику определенные требования, чтобы тот выполнил обязательства, возложенные на него. ГК РФ определяет несколько оснований, из которых возникают обязательства: сделки, договора и т. д.

Характеристики ДО

Если речь идет о коммерческих взаимоотношениях между юрлицами или ИП, то долговое обязательство означает привлечение в оборот заемных средств. Но такие гражданские правоотношения могут быть между разными сторонами. Долговые обязательства могут возникают между физлицом и юрлицом, просто между гражданами, между ИП и юрлицом, между двумя предпринимателями.

Как правило, ДО представляют собой письменный документ в свободной форме. Особенно это касается долговых взаимоотношений между физлицами.

Он составляется и подписывается сторонами при оформлении кредита либо займа. Его обязательные параметры: сумма заемных средств и срок, на который они предоставляются.

Включаются и дополнительные условия, например, стоимость кредита, процентная ставка и т. д.

Классификация ДО

Это достаточно обширный круг обязательств. При их оформлении нужно учитывать различные факторы. Виды долговых обязательств можно классифицировать следующим образом.

РазновидностиПримеры
В зависимости от формы договора.Это товарный, коммерческий, бюджетный и т. д. договор. Заём может осуществляться в итоге в денежной либо товарной форме. А также в формате предоплаты, аванса, предоставления отсрочки или рассрочки оплаты. На реализацию ДО это никак не влияет. Суть остается неизменной: заемщик обязан вернуть в условленный срок кредит, а кредитор вправе затребовать погашение задолженности по истечению данного срока.
В зависимости от способа привлечения кредитных ресурсов.Например, для юридических лиц одной из распространенных форм ДО являются векселя или облигации.
В зависимости от сроков погашения задолженности (2 вида).Если срок действия ДО менее года, то они относятся к краткосрочным. Когда заемщик обязуется погасить долг в течение одного-пяти лет, то обязательства можно характеризовать как среднесрочные. При внесении в договор условий о погашении долга в срок от пяти до 20 лет ДО приобретает свойства долгосрочного.
Со сроками погашения задолженности связано и еще одна классификация ДО. В этом случае рассматривается параметр соблюдения указанных в договоре сроков. В зависимости от этого ДО может быть срочным, просроченным либо отсроченным.

В первом случае обязательства являются действующими, поскольку срок погашения еще не наступил либо был официально пролонгирован.

Во втором случае все установленные договором сроки уже истекли, а заемщик не обращался с просьбой о пролонгации либо получил отказ. В третьей ситуации исполнение ДО официально откладывается по каким-либо уважительным причинам.

Так решить может, например, суд. Фактически происходит пролонгация действия ДО, но по решению не самого кредитора, а сторонней организации.

Правила оформления ДО

В зависимости от сторон, который вступают в такие гражданские правоотношения, выбирается и формат ДО. Физлица или ИП не могут выпускать облигации либо векселя.

Так что наиболее распространенными формами ДО в настоящее время для них выступают договора займа или долговые расписки. Первый вариант чаще используется, когда одной из сторон выступает юридическое лицо или ИП.

При взаимоотношениях просто граждан чаще применяется формат долговых расписок.

Однако многие эксперты считают, что договора займа имеют свои преимущества, а потому их можно рекомендовать использовать и физлицам. Плюсы, прежде всего, в том, что договор займа снижает риски и в то же время делает процедуру более простой.

Долговые расписки составляются непосредственно в момент передачи денег. Не имеет значения, происходит это в наличной или безналичной форме.

Желательно, чтобы эта процедура проходила в присутствии свидетелей, которые либо засвидетельствуют данный факт подписями в документе, либо готовы подтвердить его в случае необходимости своими свидетельскими показаниями.

Как составляется договор займа

Для оформления и подписания нет необходимости в привязке к моменту передачи денег. В тексте документа прописывается, что передача денежных средств производится в определенные сроки и на неких условиях. В договоре указывают:

  • паспортные данные сторон или реквизиты других документов, удостоверяющих личность;
  • персональные сведения, которые могут иметь значение для получения займа;
  • точную сумму заемных средств;
  • сроки действия ДО;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • ответственность за срыв сроков или неисполнение иных условий договора;
  • способы разрешения спорных вопросов;
  • банковские реквизиты при безналичных расчетах.

В текст договора могут быть включены и иные условия. Например, можно прописать возможность замены заемных денежных средств при возврате долга на какое-то конкретное имущество и т. д. Чем полнее будет текст документа, тем меньше риски невозврата заемных средств.

При подписании договора займа не требуются свидетели. Это самодостаточный документ.

Как оформляется долговая расписка

Граждане чаще всего все-таки ограничиваются именно ими, оформляя ДО. Это также письменный документ, который составляется в свободном формате. Четко установленной формы для расписок не разработано.

Оформление расписки – это дело сугубо добровольное, но только до определенной суммы заемных средств. При ДО, размер которого десятикратно превышает текущий МРОТ, письменный документ должен быть составлен в обязательном порядке. В соответствии с ним будет в дальнейшем производиться исполнение обязательств. Это означает, что в тексте следует прописать:

  • сумму обязательств;
  • сроки и условия возврата средств;
  • их использование (процентная ставка, если таковая предусмотрена); если заём беспроцентный – это обязательно фиксируется в тексте;
  • ответственность заемщика;
  • права кредитора при невыполнении заемщиком условий договора.

Закон не предъявляет обязательных требований к оформлению ДО. Они могут быть зафиксированы в простой письменной форме либо заверены у нотариуса. Юридическая сила у них равнозначная, но удостоверение у нотариуса значительно повышает для кредитора шансы на выигрыш при судебных разбирательствах.

Кроме того, письменный документ, подтверждающий ДО, также должен содержать максимально полные идентификационные данные сторон.

Это позволит более оперативно привлечь заемщика к ответственности при отказе от выполнения условий ДО. Всё оформление следует производить только так, как предусмотрено действующим законодательством.

Участники сделки по ДО должны быть дееспособными, а сама она заключаться только на добровольной основе.

Сроки и правила погашения ДО

Данный вид обязательств относится к разовым сделкам. Для них свойственны обязательные условия возвратности и срочности. Это означает, что в письменном документе вне зависимости от его формы (договор или расписка) надо прописать срок, по истечению которого задолженность должна быть погашена заемщиком, а заемные средства – возвращены кредитору.

Если заемщик полностью признает свое ДО, но в силу объективных обстоятельств не в состоянии погасить его в установленные сроки, то возможно заключение дополнительного соглашения сторон. В нём можно предусмотреть перенос сроков погашения полной суммы долга. Также может быть принято решение об уплате задолженности в рассрочку, то есть частями в течение определенного времени.

Такое соглашение, как правило, выгодно обеим сторонам. Заемщик получает отсрочку. В свою очередь кредитор сможет заново вести отсчет срока исковой давности (три года) уже с даты подписания допсоглашения. К тому же новый документ укрепляет его позиции в случае судебного процесса, поскольку служит еще одним документальным подтверждением факта ДО.

ДО в виде долговой расписки после полного выполнения всех условий, прописанных в ней, возвращается к заемщику. Обязательства считаются погашенными. Кредитор обязан подтвердить данный факт в письменной форме.

Если же заемщик уклоняется от погашения задолженности, дело, скорее всего, перейдет для рассмотрения в суд. Здесь кредитор уже вправе будет запросить не только возврат суммы долга, но и выплату компенсации за пользование чужими средствами. На заемщика могут быть наложены и иные штрафные санкции.

Долговые обязательства являются законным и достаточно простым способом защитить свои права как заемщику, так и кредитору. Правила оформления понятны даже гражданам, которые не обладают значительным багажом правовых знаний. Однако при фиксировании ДО всё равно не следует отступать от требований закона, чтобы минимизировать возможные риски.

Государственное долговое обязательство

Долговые обязательства. Формы долговых обязательств рф Долговые обязательства российской федерации могут

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления.

Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита.

Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие.

Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров.

Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.

 Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

 Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат.

Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.