Для чего была построена пожарная каланча. Пожарная каланча

Главное украшение Сусанинской площади – пожарная каланча (Кострома)

Для чего была построена пожарная каланча. Пожарная каланча

В самом центре города Костромы над Сусанинской площадью возвышается в своем величии пожарная каланча.

Кострома стала приобретать современный архитектурный вид с начала второй половины 1780 годов. Здания, расположенные на центральной площади города, дополняют друг друга и архитектурные стили своих соседей, но одновременно с этим они прекрасны, уникальны и отдельно друг от друга. К ним относится замечательное детище П. И. Фурсова – пожарная каланча.

Кострома. Переход от деревянных каланчей к приличным

По состоянию на 1904 год Кострома на 84% состояла из деревянных домов. Поэтому пожарные службы никогда не сидели без дела. Самым памятным костромским пожаром считается тот, что разгорелся в мае 1773 года. Он уничтожил практически весь город. Для борьбы с разрушающей стихией в городе были отстроены деревянные каланчи. Однако они часто сами сгорали.

Оценив сложившуюся ситуацию, губернатор К. И. Баумгартен издал предписание:

В соответствии с предписанием, губернский архитектор Петр Иванович Фурсов выполнил чертежи будущей каланчи.

Проект одобрен! Каланче быть!

Чертежи и сметы, составленные Петром Ивановичем, были одобрены в апреле месяце 1824 года в Санкт-Петербурге.

Каланча строилась в течение двух лет – с 1824-го по 1825-й. Подрядчиком, отвечающим за возведение в будущем главной достопримечательности Костромы, стал А. Степанов.

Отделочные работы были произведены в течение 1825-1827 годов в соответствии с эскизами, составленными П. И. Фурсовым. Этим занималась бригада штукатуров, которыми руководили А. П. Темнов, и лепщики из Ярославля под началом С. С. Повырзнева и С. Ф. Бабакина.

За долгую историю своего существования пожарная каланча (Кострома) претерпела ряд изменений. Трансформации первоначального облика начались во второй половине 19-го века. Первое, что было изменено – функциональность.

В 1860-х годах пожарная каланча стала не просто башней для наблюдения – в ней расположилось пожарное депо. Эффективному размещению пожарной части способствовали просторные боковые крылья.

Они расположены по фронту площади и огибающих каланчу улиц.

Упрощенный в 1880-х годах «фонарь» на караульной вышке не прижился – в 1956 году после очередной реставрации верхняя часть каланчи обрела свой первоначальный облик. Это произошло благодаря архитектору Г. И. Зосимову.

Объект восхищения – пожарная каланча в Костроме

История гласит, что в 1834 году в Кострому с визитом заезжал император всероссийский Николай I. Он восхитился внешним и внутренним убранством каланчи.

Пожарная каланча в Костроме (фото выше) носит гордый титул, данный ей самим императором: «Лучшая пожарная каланча российской провинции». Это предмет гордости города.

Неподготовленный и незнающий турист скажет: «Что интересного и красивого может храниться в таком банальном объекте, как пожарная каланча?»

Кострома является одним из немногих туристических объектов, где каланча стала достоянием города. Она прекрасна в любое время суток: днем и ночью.

Внешне она похожа на сказочный дворец. А если заранее не узнать, чем является это здание, можно подумать, что сторожевая вышка – это звонница храма.

Архитектурные решения

Пожарная каланча относится к стилю позднего классицизма. Высота ее – 35 метров. В двухэтажном здании прекрасно размещалось все, что нужно для прекрасного функционирования пожарной команды. В здании соседствовали жилые помещения с конюшнями и сараями для бочек с водой.

Каланча внешне похожа на античный храм: имеет кубический объем и шестиколонные портики. За колоннами находится фасад, декорированный круглыми окнами. Переведя взгляд выше, можно увидеть прекрасного двуглавого орла: он расположен в центре треугольного фронтона.

https://www.youtube.com/watch?v=c-qiGPhQIO0

Восьмигранный дозорный столб плавно переходит на смотровую площадку (обходной балкон с фонарем). Этому способствует наличие аттикового этажа, расположенного над карнизом.

Прекрасный архитектурный стиль и идеальное расположение в центре города на главной площади обусловили то, что каланча стала одним из главных символов Костромы. Сейчас она считается самой высокой точкой в центре города.

Предназначение пожарной каланчи

Главной современной целью здания является украшение Сусанинской площади города. Но ее строили, не только чтобы радовать людей, а главным образом для обеспечения безопасности населения при возникающих пожарах. Безопасность – вот главная цель, в соответствии с которой использовалась каланча.

Она необычайно многофункциональна: здесь располагались конюшни, хранилища для воды, гаражи для служебного транспорта, сараи, служебные и жилые помещения.

В начале 90-х годов 19-го века здесь была проведена ведомственная выставка. Она была посвящена истории российского пожарного ремесла. С 2005 года внутреннее убранство здания стало доступно для просмотра каждому жителю и гостю российского города под названием Кострома: пожарная каланча – музей уже в течение десяти лет. Он находится в ведомости Костромского музея-заповедника.

Чтобы Москва не горела

Для чего была построена пожарная каланча. Пожарная каланча

Пожарные команды всегда были одной из важных городских служб. Считается, что начало московской пожарной службе в начале XVI века положил Иван III, своим указом повелевший организовать пожарно-сторожевую охрану.

На заставах организовали круглосуточное дежурство, сторожами понуждали быть простых горожан, которые должны были следить и за порядком, и «чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню».

А при возникновении пожара народ на тушение сгонялся массово и силой, отказаться от такой работы было нельзя. С середины XVI века тушение пожаров было возложено на воинские подразделения — на стрельцов.

Те были вооружены бердышами и топорами, при помощи которых можно было развалить окружающие пожар строения, чтобы воспрепятствовать распространению огня. Уже в XVII веке возле особо важных объектов стали устанавливать кадки и ведра с водой и насосы.

Пока города были малоэтажными, пожар легко было заметить по поднимающемуся столбу дыма. С ростом городов в высоту замечать начинающийся пожар стало сложнее, и чтобы заметить дым как можно раньше, с начала  XIX века во многих российских городах начали строить специальные вышки — пожарные каланчи.

В Москве было построено 16 каланчей. В те времена пожарные команды размещались в одном здании с полицейской частью, поэтому и каланчи, с которых велось постоянное наблюдение за городом, были над этими полицейскими частями.

Если где-то возникал пожар, то на каланче той части, которая выезжала на пожар, в определенной последовательности вывешивались черные кожаные шары и поперечины, оповещавшие соседние пожарные части. Если пожар был очень сильным и требовал помощи, то на него выезжали все части города.

В ночное время для оповещения о пожарах соседних частей на каланче зажигали сигнальные фонари.

На тушение выезжал конный пожарный обоз, обычно состоявший из четырех повозок. На двух повозках ехал личный состав, две другие везли гидрант и пожарные рукава, а также раздвижную лестницу, достававшую до пятого этажа.

Чтобы на пожаре не перепутались лошади разных частей, в каждой пожарной части держали лошадей только одной масти.

И лишь в 1907 году у пожарных появились первые автомобили: сначала только в двух частях — Городской и Арбатской.

С 1930-х годов строить каланчи в Москве перестали: дома в городе стали настолько высокими, что с каланчи их было уже не разглядеть. К тому же в Москве широко распространилась телефонная связь, и в начале 30-х годов появился единый номер вызова пожарной охраны — 01.

В Москве до сих пор сохранилось несколько пожарных каланчей, которые хоть и потеряли свое утилитарное значение, но давно стали архитектурным украшением города.

Хамовнический полицейский дом

Комсомольский пр-т, д. 16/2

Хамовническому полицейскому дому вернули венчавшую его когда-то каланчу лишь в минувшем году, в ходе реставрации. Когда-то здесь находилась часть служб и конюшни Хамовнических казарм, к которым позже пристроили домовую церковь. Не исключено, что пожарную каланчу сделали из церковной колокольни.

В конце XIX века здание перестраивали по проекту архитектора Анатолия Гунста. Пожарной каланчи дом лишился в 1941 году, когда для дезориентации немецкой авиации в Москве сносились приметные объекты, которые было сложно замаскировать.

Сейчас часть этого здания занимает 17-я пожарная часть федеральной противопожарной службы.

Иллюстрация: Марина Лаба

Каланча на Селезневской

ул. Селезневская, д. 11а

Самая старая из сохранившихся в Москве пожарных каланчей находится на Селезновской улице и является памятником архитектуры XIX века. Здание для Сущевской полицейской части было построено в начале 1850-х по проекту архитектора  М. Быковского. Здесь же располагалась и пожарная команда.

На самом верху трехъярусной пожарной каланчи находилась круговая площадка для дозорного. Помимо административных помещений в доме были квартиры для полицейских чинов, а также комнаты для арестантов.

Одним из них был арестованный за распространение революционных прокламаций гимназист Владимир Маяковский. Еще этой полицейской части приходилось жечь неблагонадежные книги, видимо под присмотром своих же пожарных.

В частности, в 1888 году здесь сожгли весь тираж (1800 экземпляров) первой книги Гиляровского «Трущобные люди», запрещенной цензурой к распространению. Сейчас здание занимает Центральный музей МВД.

Иллюстрация: Марина Лаба

Каланча в Сокольниках

ул. Русаковская, д. 26

Вторая по возрасту и степени сохранности пожарная каланча в Москве возвышается над зданием бывшей Сокольнической полицейской части. Построена в 1884 году по проекту архитектора М. Геппенера на бывшей Стромынской площади. Здание сложено из красного кирпича, но в последующие годы неоднократно меняло окраску. Сейчас здание выкрашено желтой краской.

Как и каланча на Селезневке, вышка в Сокольниках увенчана круговой обходной галереей, на которой круглосуточно дежурили пожарные. При возникновении пожара с галереи к вершине шпиля по веревкам поднимали сигнальные шары, количество которых указывало, к ведению какой пожарной части Москвы относится пожар.

В течение нескольких минут упряжки лошадей с пожарными были готовы к выезду.

Иллюстрация: Марина Лаба

Каланча Рогожского полицейского дома

Николо-Ямская ул., д. 54

Рогожская полицейская часть находилась близко к началу Владимирского тракта, по которому уходили этапы сосланных в Сибирь. Выкупленное городом в начале XIX века здание обычной усадьбы переделали под нужды полицейско-пожарной части.

Во дворе построили служебный корпус и арестный дом. При этом деревянную пожарную каланчу надстроили почти через полвека — в 1862 году. В 1930-х годах здание приспособили под жилье и каланчу снесли за ненадобностью.

Но в ходе реконструкции здания в середине 1990-х была восстановлена и пожарная каланча.

Иллюстрация: Марина Лаба

Каланча на Соколе

Ленинградский пр-т, д. 71а

В конце 1920-х годов в Москве в стиле конструктивизма стали строить специальные здания для пожарных частей, включавшие гараж для автомобилей и пожарную каланчу.

Одно из таких зданий было построено в 1927–1929 годах в селе Всехсвятское по проекту архитектора Александра Куровского. Село это находилось в районе нынешних станций метро «Аэропорт» и «Сокол» и вошло в территорию Москвы в 1917 году.

Каланча была самым высоким зданием в селе, выше находящегося поблизости храма Всех Святых (по имени этого храма и было дано название селу).

Уже в середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является храм. Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма.

Иллюстрация: Марина Лаба

Каланча на шоссе Энтузиастов

ш. Энтузиастов, д. 11

Недалеко от станции метро «Авиамоторная», на углу шоссе Энтузиастов и Проектируемого проезда №137, находится близнец здания пожарной части на Соколе. Архитектор — тот же Александр Куровский, тот же конец 20-х годов.

В отличие от спрятанного во дворе здания на Соколе, оказавшегося позади выстроенного позже высокого здания на Ленинградском проспекте, эта пожарная часть хорошо видна и используется так же, как и раньше. Здесь до сих пор располагается пожарная часть №16.

В высокой башне развешивают для сушки пожарные рукава, на лестницах и балконах можно тренироваться.

Пожарная каланча г. Костромы

Для чего была построена пожарная каланча. Пожарная каланча

Кострома. Пожарная каланча – выдающийся памятник архитектуры эпохи классицизма, одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади. Выстроенная в стиле ампир, костромская каланча – одно из лучших зданий подобного типа в русской провинциальной архитектуре XIX века.

Вот уже 30 лет в этом уникальном здании располагается Костромская областная пожарно-техническая выставка. Далеко не всякий провинциальный город может похвастаться такой выставкой, но сама история города не даёт другого выбора. Костромские жители помнят не один опустошительный пожар.

Один из первых крупных пожаров 1413 года стёр с лица земли 30 православных храмов в городе. В 1654 году сгорел Успенский собор и дом бояр Романовых в Костромском Кремле.

Вскоре после пышной встречи костромичами императрицы Екатерины Великой «1773 года, мая 18 дня во граде Костроме приключился тогда пожарный грех при великой и страшной погоде…. домов купеческих и прочих погорело 665».

Кроме того, погибли не только девичий монастырь, но и снова Успенский собор, 9 приходских церквей, все торговые ряды без остатка, множество лавок. Пожар был такой сильный, что перекинулся в село Городище на правом берегу Волги. Этому испепеляющему пожару Кострома и обязана своей планировкой.

Думая о том, как отстроить Кострому заново, Екатерина увидела на столе развёрнутый веер. После этого и раскинулась Кострома веером на берегу Волги от центральной площади, которая получила название Екатеринославской. Оформление площади было завершено возведением каменной пожарной каланчи. Автором проекта стал Пётр Иванович Фурсов.

Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах по инициативе губернатора К.И. Баумгартена. В предписании от 10 января 1824 года он указывал:

Старые фото пожарной каланчи в г. Костроме

В архиве пожарно-технической выставки сохранилась копия записки П.И. Фурсова в Городскую Думу от 11 ноября 1824 года, где он ходатайствует о дополнительном украшении каланчи лепными элементами по собственным эскизам.

Отделочные работы выполнены в 1825-1827 годах. Губернский архитектор П.И. Фурсов стал автором проекта здания, и он же осуществлял контроль за строительными и отделочными работами.

Башня своим фасадом больше похожа на дворец, а сторожевая вышка очень напоминает звонницу храма.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I: «Такой у меня в Петербурге нет!», после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

В 1860-х и 1870-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. При пожарной каланче были жилые помещения для служащих и пожарных, конюшни, сараи для машин и бочек с водой, а также трубная на 12 лошадей.

Каланча в Костроме, как и в других городах, выполняла кроме дозорной ещё и функции сигнализации.

Вывешенные на штангах кожаные сигнальные шары в дневное время, а горящие фонари в ночное, служили оповещением для населения о месте возникновения пожара.

Именно здесь, в Каланче, располагалось Главное пожарное депо города и вплоть до 1981 года здесь располагался отряд профессиональной пожарной охраны и функционировала пожарная часть по охране центральной территории города.

В 1880-х годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид. Его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

19 февраля 1981 года вышло распоряжение Исполкома Костромского Областного Совета народных депутатов №61-р «Об организации в г. Костроме областной постоянно действующей пожарно-технической выставки».

В течение нескольких лет, до конца 1984 года, костромскими реставраторами были проведены работы по реконструкции и приспособлению центральной части каланчи под пожарно-техническую выставку.

Проект реконструкции был разработан архитектором Карелией Густавовной Тороп под руководством главного архитектора Костромской специальной научно-реставрационной мастерской Никитина Рудольфа Алексеевича. Костромским художественным фондом выполнены проекты интерьеров выставочных залов.

Были задействованы художники Фонда: А.П. Баранов, С.И. Кадыбердыев, В.П. Карпов, Ф.Ф. Юдин., А.Н. Молчанов, Ю.В. Горбунов, А.Б. Забагрин, скульптор А.С. Усова и многие другие.

16 декабря 1986 года состоялось торжественное открытие первой очереди пожарно-технической выставки. Во вступительном слове заместитель начальника УВД Н.И.

Ярмотин отметил, что «здание пожарной каланчи, верно служившее костромичам в борьбе с пожарами, получает второе рождение… Экспозиция по замыслу должна быть центром пропаганды пожарно-технических знаний среди населения нашего города, пропаганды трудовых и боевых традиций костромских пожарных».

И действительно, вот уже 30 лет выставка принимает школьников, студентов, взрослое население не только нашего города и области, но и других городов нашей страны от Калининграда до Благовещенска, от Мурманска до Астрахани и дальнего зарубежья.

Выставка вызывает интерес и в настоящее время благодаря огромной подготовительной работе, проведённой на заре существования выставки по сбору материалов, формированию фондов, оформлению экспозиции и выстраиванию экскурсионной части коллективом под руководством первого начальника Николая Павловича Кекселя, которого на этом посту сменила в 2000 году Татьяна Дмитриевна Шунцова.

С 2002 года пожарно-техническая выставка была переименована в Центр противопожарной пропаганды и общественных связей, который располагается на двух этажах костромской каланчи в шести залах: на первом этаже – зал истории пожарной охраны, на третьем этаже – зал борьбы с пожарами в послереволюционный период, Государственный пожарный надзор; залы добровольных пожарных формирований и зал пожарной профилактики. Украшением выставки служат две диорамы, выполненные костромскими художниками «Тушение современного пожара» и «Пожар в Костроме 1847 года» и диорама «Комната до и после пожара», специально для нашей выставки изготовленная в Ленинграде.

С момента открытия выставки сотрудниками проведена огромная профилактическая работа по пожарной безопасности. Выставку посетили около 200 000 человек, проведено около 11000 экскурсий.

Уже четверть века Костромское областное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» совместно с Главным управлением МЧС России по Костромской области, Департаментом образования и науки Костромской области проводят ежегодный областной конкурс детско-юношеского творчества на противопожарную тематику среди детских творческих коллективов области. В залах Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ежегодно к Дню пожарной охраны оформляется выставка лучших работ этого конкурса. В рамках выставки школьникам предлагается не только экскурсионное обслуживание, но и интерактивные игровые программы «Сквозь века и пожары или о первой пожарной команде в Костроме», «Лучше чем пожар тушить, нам его предотвратить», «Путешествие по городу огня» и другие. Эти программы в игровой форме не только знакомят ребят с историей пожарной охраны, но и с правилами пожарной безопасности, которые необходимо выполнять и взрослым, и детям. Все программы адаптированы для разных возрастных категорий детей и вызывают особый интерес во время школьных каникул и летних городских лагерей. За последние три года проведено около 200 таких программ. В первый день лета и первый день учебного года в Центре проводятся Дни открытых дверей для родителей с детьми. Внимание акцентируется на профилактике лесных и бытовых пожаров.

Конечно, за прошедшие 30 лет очень многое изменилось в стране. Мы стали жить в новом государстве. Жизнь стала более активной, мобильной, переменчивой. И потому особенно важно в этом быстром жизненном потоке сохранить для будущих поколений те традиции, которыми богата история костромской пожарной охраны.

На протяжении 3-х десятилетий велась кропотливая работа с ветеранами пожарной охраны, их родственниками, записывались и сохранялись в архиве выставки их воспоминания об особенностях службы пожарных в различные временные периоды.

Документы, фотографии, воспоминания о работе костромских пожарных во время Великой Отечественной войны легли в основу Книги памяти, которая хранится в Центре.

В настоящее время собираются материалы для оформления альбома о династиях костромских пожарных.

Уже несколько лет в Центре ведётся обновление экспозиции: оформлены стенды о первой пожарной команде в Костроме, об истории становления службы Государственного пожарного надзора, истории добровольческого пожарного движения.

Второй год ведётся работа по оформлению экспозиции, посвящённой 70-летию Великой победы «Костромичи-пожарные на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу», подготовлена тематическая экскурсия, посвящённая костромичам-ветеранам.

И когда во время экскурсии видишь в глазах современных ребятишек, студентов наворачивающиеся слёзы, то понимаешь, что современное поколение, не знавшее ужасов той войны, не потеряно.

30 лет позади. Много сделано, но ещё больше предстоит сделать. В настоящее время ведётся кропотливая работа по сохранению исторического наследия пожарной охраны Костромской области.

Посмотрите видеоролики о Костромской пожарной каланче

Дополнительно о пожарных каланчах:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.