Что такое субъект федерации. Субъект РФ – что это

Субъект Российской Федерации: что такое, перечень, особенности статуса

Что такое субъект федерации. Субъект РФ - что это

Россия является федеративным государством. Это означает, что страна состоит из ряда равноправных субъектов, которых на данный момент насчитывается 85. Что такое субъект Российской Федерации? Какие существуют виды регионов и обладают ли они индивидуальными полномочиями? На все эти вопросы будут получены ответы в нашей статье.

Ниже на фото все республики России, полный перечень.

Российский федерализм

Как формировался действующий состав РФ? Этот вопрос особенно актуален для тех, кто хочет разобраться с территориальным устройством страны. Известно, что Россия унаследовала ряд регионов от РСФСР. В 1992 году между регионами был подписан договор о разграничении полномочий. Ряд норм из этого договора вошел в Конституцию 1993 года.

Число субъектов с момента появления Российской Федерации постоянно менялось. Первоначально их насчитывалось 89.

В результате объединения некоторых регионов весной 2008 года общее количество субъектов сократилось до 83.

В марте 2014 года появились еще два субъекта – Республика Крым и входящий в нее город федерального значения Севастополь. Таким образом, по состоянию на 2021 год в России насчитывается 85 регионов.

Итак, что такое субъект Российской Федерации? Это конкретный регион, который может обладать одной из шести форм. О составе РФ, а также о видах национальных субъектов будет рассказано далее.

Республика в России

Из истории мы знаем, что существует две основные формы правления: это монархия и республика. В монархии власть сосредоточена в руках одного человека, которая передается по наследству.

В республике глава государства либо вовсе отсутствует, либо делит свои полномочия с государственными органами. Россия является государством с республиканской формой правления. Однако внутри самой страны существует еще 22 республики.

Как подобное возможно? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, что такое субъект Российской Федерации. Согласно закону, это территория с собственным политическим и экономическим устройством, зависимая от центральной власти страны.

Республика в сравнении с другими регионами не имеет каких-то особых полномочий, ибо все субъекты равны. Однако она обладает рядом отличительных признаков.

Первый, но не основной признак – это относительно большая территория. Более того, народ на территории должен обладать культурной и исторической общностью – как это возможно, например, в Чечне, Дагестане, Тыве и прочих территориях.

Вторая особенность республик – это наличие в них своей конституции, президента и республиканского гражданства. Конституция должна соответствовать нормам федерального законодательства, президент республики не выходит за рамки своих полномочий.

Гражданство же есть далеко не во всех республиках, да и носит оно, скорее, неформальный характер.

Края в России

В нашей стране насчитывается 9 краев. Это Алтайский, Ставропольский, Красноярский, Пермский, Краснодарский и Хабаровский регионы. Здесь же следует выделить Забайкалье, Приморье и Камчатку.

Что характерно для краев в России? Так же, как и в случае с республиками, это громадная территория. Красноярский край, например, считается крупнейшим регионом в стране.

Власть в представленных субъектах реализуется за счет уставных норм – положений, зафиксированных в региональных уставах.

Именно устав является основным законом в субъектах Российской Федерации (за исключением республик, где главенствуют конституции).

Автономные округа и автономные области

В Российской Федерации существует всего одна автономная область, именуемая Еврейской (ЕАО). Столицей АО является Биробиджан, основанный вместе с областью в 1934 году.

Несмотря на название, в ЕАО проживает меньше одного процента граждан еврейской национальности. Яркой особенностью рассматриваемого региона является единственный в мире еврейский административно-территориальный статус.

Всего в Еврейской автономной области проживает порядка 170 тысяч человек.

Автономных округов (АО) в стране тоже немного – всего четыре. Это Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский АО. Каждый регион сформирован по национально-территориальному признаку.

Несмотря на свое название, АО не обладают большей автономностью, чем другие регионы. В них так же есть свое законодательство и собственная территория.

В остальном все четыре АО обладают такой же долей самостоятельности, что и другие субъекты РФ.

Области в России

Областей в России больше всего. Регионы такого типа отличаются небольшой территорией, а также особой системой внутреннего политического устройства.

Например, исполнительная власть в областях именуется мэрией или администрацией, но не правительством, как это распространено в субъектах покрупнее. Однако на этом особенности статуса субъектов федерации исчерпываются.

Изменены названия, но остается прежним правовой статус областей.

Ниже вы видите полный перечень субъектов Российской Федерации областного типа, коих на данный момент насчитывается 46.

Две области содержат в себе еще две формы российских субъектов. Речь идет про города федерального значения – Москву, Санкт-Петербург и Севастополь. Севастополь находится в республике, а две столицы разбросаны по областям – Московской и Ленинградской соответственно. Спорное юридическое значение имеет Байконур – казахстанский город, взятый Россией в аренду.

Федеральные округа

Вопрос о том, что такое субъект Российской Федерации, до сих пор остается спорным. Например, многие юристы не могут понять, следует ли относить федеральные округа к имеющемуся списку регионов. Ведь каждая группа субъектов состоит из регионов, а федеральные округа (ФО) лишь объединяют уже имеющиеся субъекты. Тем не менее про спорные территориальные элементы все же стоит рассказать

ФО были созданы по инициативе главы государства в мае 2000 года. В момент учреждения округов насчитывалось семь, сегодня их на один больше. Сами округа нужны для удобства организации исполнительной власти в регионах.

Существует центральный округ со столицей в Москве (содержит 18 регионов), а также южный (8), северо-западный (11), северо-кавказский (7), уральский (6), сибирский (12), приволжский (14) и дальневосточный (9).

Источник

Субъект РФ — это..

Что такое субъект федерации. Субъект РФ - что это

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о федерализме и связанным с ним понятии. Самым явным таким понятием является субъект РФ — это не просто так. Именно территориально-административные единицы являются составляющими целостности нашей страны, да и любой федерации. Разобраться в этой теме крайне важно, потому как неровен час на экзамене попадется что-то такое.

Понятие субъекта федерации

Субъект РФ — это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные. 

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной.

Множество народов уживались под одной государственной властью.

Именно поэтому с переходом к демократическому политичекому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной. 

В нашей стране роль такого договорного начала играет как Конституция, так и Федеральный договор 1992 года.

В этих документах фиксируются полномочия федеральной власти, что находится в ее ведении, и что находится в ведении субъекта РФ.

Однако стоит понимать, что данные законы не в полной мере отражают суть федерализма, поскольку, к примеру, Конституция РФ 1993 года относится к «сверху данным», а не к договорной.

То есть государство просто создало проект Конституции, а народ взял и проал на референдуме за нее.

А вот, например в США в конце 18 века после освободительной войны от колониального государства Великобритании, штаты очень рьяно спорили о своих правах и свободах, многие даже не хотели объединяться в федерацию.

В итоге благодаря во многом фигуре Дж. Вашингтона и получилось объединить эти разрозненные штаты в нечто целое — в страну.

Однако также стоит понимать, что россияне всегда были инертными по отношению к своим правам в частности, и к государству в целом. Только когда это государство доводило народ до невыносимых условий, тогда народ просто менял государство по своему усмотрению. 

Виды субъектов РФ

В нашей стране существуют такие территориально-административные и правовые единицы:

Республика — это и форма власти и вид субъекта. Она обычно характеризуется выборностью всех органов власти. Имеет свою Конституцию, которая не должна противоречить Конституции Российской Федерации.

Это как бы государство в государстве со своим Президентом и прочими атрибутами государственности. Однако внешняя политика, понятно, ограничена.

То есть республики в составе России имеют ограниченный суверенитет.

Край – это обычно крайне протяженная имеющая свой административный центр территория. Обычно у них меньше независимости, чем у республик. Области похожи на края, только меньше по территории.

Автономные области и края — выделяются уже по национально-территориальному принципу. Чтобы понять все это, крайне рекомендую прочесть пост про то, что такое этнос  и про межнациональные отношения.

Города федерального значения — обычно это столицы государств. В нашей стране к ним относится Москва и Санкт-Петербург. Сатусы субъектов могут быть и изменены по взаимному согласию федеральной и местной власти.

Полномочия федеральной власти и субъектов РФ

Лучше всего для разбора этой темы привести соответствующие положения Конституции РФ:

В ведении Российской Федерации находятся (статья 71 Конституции РФ):

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

С уважением, Андрей Пучков

Что такое субъект Российской Федерации простыми словами для школьников

Что такое субъект федерации. Субъект РФ - что это

Под этим вопросом, часто рассматривается сокращенный ответ «субъект федерации». Административная ячейка объединения из которых состоит Россия, как самостоятельный край с федеральным строем.

Взяв за основу самый первый документ Конституцию, можно считать, что страна состоит из восьмидесяти пяти административных ячеек. Согласно действующей законодательной базе, жители каждого из субъектов, живут в равноправии. Отличительной чертой, является место расположения местности, площадь и плотность населения.

Русская держава создана благодаря совокупности отдельных и самостоятельных образований. Элементы империи самостоятельны только в своей определенной компетенции. Государственность страны сформирована на основных общепринятых принципах: по национальному быту, и смешанному типу.

Российская Федерация состоит из 85  субъектов
Наименование субъектаКоличество, единиц
  • Город федерального значения

Принцип территориальной целостности означает, что граница определяется охватываемой местностью и численностью населения. Определением черт национальности и территориального принципа определяет смешанный тип.

Наименование
ОбластьАдминистративный центр
  • Москва (офиц.)
  • Красногорск (факт.)
Наименование
РеспубликаАдминистративный центр
Наименование
Края Административный центр
Наименование
Автономная область Административный центр
Города федерального значения
Наименование
Автономные округа Административный центр

Что входит в элементы российского общества? И из каких Объектов она состоит?

К субъективным единицам нашего края относятся:

  • Область — это самый фундаментальный блок, состоящий из сорока шести единиц;
  • Республика —в государстве их двадцать две единицы, которые расположены в основном на юге;
  • Край — составляет девять больших территориальные блоков;
  • Город государственного значения — крупные мегаполисы, такие как Питер и Москва;
  • Автономный округ — их всего лишь четыре на всю местность субъекта.

Каким образом происходит управление элементами РФ?

Всеми моментами, связанными с материальным обеспечением и распределением финансовых затрат, определяются не только локальными или местными органами правления, но и высшими эшелонами правительства. Причем во всех владениях государства существуют представители местного управления, органы законодательной власти, иерархия судейства, которые регулируют закон и порядок в конкретном регионе.

  • Все три составляющие законодательства присутствуют в каждом объекте нашей Страны.
  • Все участки нашей отчизны соблюдают требования конституции, дополняют ее локальные уставы, постановления, правила, которые приняты для определенной Республики, области или края.
  • Все региональные нормативно-правовые документы соответствуют настоящим законам и нет отклонений или несоответствий от их правил.
  • Локальные и региональные органы управления имеют ограниченную функцию управления, а именно входящую в их должностные обязанности.

Небольшое видео на нашу тему:

Классификационная особенность государственности

Республика в соответствии с требованиями Конституции (статья пять, часть вторая) оформлена, как отдельный участок. Самой главной отличительной и положительной чертой от других элементов, является введение на местности дополнительных языков, которые могут использовать в ходе своей деятельности органы власти и обучения подрастающего поколения.

Статьей пятой, частью второй и статьей шестьдесят шестой, частью второй, край, город или область обладают статусом федерального значения, так и документацией местного управления.

Согласно статье, шестьдесят шестой, части третьей областная автономия может образоваться только после присвоения особого статуса в РФ.

Основной перечень регионов интегрировался в Россию из состава СССР. Все принятые дополнения и изменения задокументированы в Конституции и местных нормативных документах для определенного региона. После проведения народного референдума о присоединении Крымского полуострова к территориальной целостности России добавило два региона в её состав.

Также существуют классификационные факторы объектов по наполнению бюджетной составляющей согласно налоговой политики. Есть три категории РФ по наполнению бюджета:

  • доноры,
  • реципиенты,
  • кризисные участки.

Экономические показатели делят российские территории на разные группы. В соответствии с многонациональностью Федерации идет распределение финансовых средств на душу населения. Для четкого понимания кто из территорий является донором, а кто – получателем, необходимо понимать налоговый кодекс страны.

Россия – широка, красива и необъятна. На просторах нашей родины огромное количество мест, где стоит побывать не только туристам, но и патриотам, чтоб прочувствовать всю красоту и природу своей родной земли. Каждый уголок пропитан духом патриотизма и доблести нашей истории. Необходимо ценить каждый клочок нашей родины.

Что такое субъект Российской Федерации

Что такое субъект федерации. Субъект РФ - что это

Под этим названием (часто употребляется в сокращённом своём виде «субъект федерации») понимается административно-территориальная единица, из общности которых состоит Российская Федерация, как единое государство с федеративной формой устройства.

По основному документу, который является главным для государства — Конституции, наша страна официально состоит из 85 субъектов. Все они при этом совершенно равноправны и отличаются друг от друга только территориально (размерами и положением на материке), а также экономическим положением и количеством жителей, постоянно в них проживающих.

Что относится к субъектам РФ?

К субъектам, составляющим нашу страну относятся следующие варианты:

  • области — это самый большой по количеству блок территориальных единиц, который насчитывает в себе 46 единиц;
  • республики — их в России 22, большая часть из них сконцентрирована на юге страны;
  • края — у нас в стране их 9, как правило, это достаточно крупные территориальные единицы;
  • города федерального значения — их несколько, к их числу относятся Москва, Санкт-Петербург и, с недавних пор, Севастополь;
  • автономные округа — их тоже немного, всего 4;
  • 1 автономная область — называется она Еврейской, с центром в городе Биробиджан.

Устройство и форма управления субъектами Российской Федерации

Все вопросы, связанные с управлением и бюджетированием, решаются не только территориальными органами самоуправлениями (чаще всего их называют местными или региональными), но и государственными органами власти.

При этом во всех регионах есть исполнительная региональная власть (в подавляющем большинстве своём это губернаторы), законодательные органы власти (местные парламенты или по-другому названные управленческие органы), а также местные суды, осуществляющие свою деятельность в рамках конкретного региона. Таким образом, все три обязательные в нашей стране ветви власти, присутствуют в каждом регионе.

Каждый регион нашей страны обязательно выполняет все требования федеральной конституции, кроме этого в каждой области, крае и республике имеются местные уставы или конституция, учитывающие, как правило, местные особенности, связанные с национальным, религиозным и иными аспектами, касающимися конкретного региона.

Местные законы, которые разрабатываются в строгом соответствии с федеральным законодательством, разрабатываются и принимаются исключительно местными органами законодательной власти, ими же они принимаются и воплощаются в жизнь.

Представительство регионов в федеральном правительстве выглядит следующим образом — от каждого субъекта Российской Федерации в СФ (Совет Федераций — верхнюю палату федерального правительства) выдвигается по 2 представителя, обладающих равными правами и обязанностями в принятии решений, влияющих на жизнь всего государства.

Региональные властные структуры обеспечивают руководство субъектом РФ только в части, непосредственно их касающихся. Ни один из субъектов Российской Федерации не имеет законного права на отделение от федерации и самостоятельное решение всех вопросов управления и жизни.

Основные особенности конкретных субъектов и их отличия

Республика согласно Конституции РФ формально охарактеризована, как самостоятельное государство (ст. 5, ч.2). Важной особенностью в отличие от других форм субъектов является возможность установления на территории республики дополнительного языка, используемого, в том числе, в органах местного самоуправления и при обучении школьников и студентов.

Для края, области или города, обладающих федеральным значением их статус определяется как Конституцией РФ, так и региональными документами такого плана (это определено в Конституции — ст. 5 ч. 2 и ст. 66 ч. 2).

Автономная область (на данный момент она на территории РФ только одна) может стать таковой после объявления Федерального закона о присвоении соответствующего статуса субъекту Российской Федерации (об этом говорится в Конституции — также ст. 66, только ч. 3).

К особенностям автономного округа относится тот факт, что его взаимодействие с более крупным субъектом РФ определяется соответствующими локальными нормативными актами — о таком правиле говорится в ст. 66, ч. 4 Конституции Российской Федерации.

Изначально список регионов фактически мигрировал в современную Россию из федеративного состава РСФСР. Все изменения в количественном составе и официальном статусе субъектов РФ фиксируются в Конституции и локальных законных актах соответствующего региона.

Объединение субъектов РФ (укрупнение) прошло 1.03.2008 года, а после референдума об присоединении Крыма к РФ вместо 83 регионов стало 85 — именно это количество на данный момент является актуальным.

Субъекты Российской Федерации

Что такое субъект федерации. Субъект РФ - что это

Россия – самая большая страна в мире с точки зрения территории, ее составные единицы – субъекты Российской Федерации. Само понятие федерации подразумевает определенную автономию частей страны.

В нашем государстве территории не равноправны и обладают разным спектром полномочий и привилегий.

Все они отображены на политической карте, из них и состоит наша страна.

  • Субъекты РФ
  • 22 Республики Российской Федерации
  • 9 краевых образований
  • 46 областей Российской Федерации
  • 3 города Федерального значения
  • 1 автономная область
  • 4 автономных округа

Субъекты РФ

Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.

Россия является ассиметричной федерацией, так как одни части имеют большую полноту прав, чем другие. Юридический статус каждой части определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.

Субъекты РФ (для увеличения нажмите)

На текущий момент существуют расхождения относительно количества субъектов России на международном и российском уровне. Дело в том, что мировое сообщество не признало присоединение Крыма и Севастополя к территории РФ.

Таким образом, по российским данным в нашей стране насчитывается 85 субъектов, которые представляют собой административное деление, из них:

  • двадцать две республики;
  • девять краевых образований;
  • сорок шесть областей;
  • три города федерального значения;
  • одна автономная область;
  • четыре автономных округа.

В федеративном законе последовательность приведена именно в таком порядке, но она не отражает увеличение или уменьшение степени автономии, равно как это и не список по алфавиту. У каждого региона есть свой код и областной центр.

22 Республики Российской Федерации

Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

Административная карта России (для увеличения нажмите)

К основным особенностям такого субъекта относятся:

  1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
  2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.

Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.

9 краевых образований

Край, как территориальная единица, появился в современной России, как наследие Советского Союза. На сегодняшний день нет существенных отличий субъекта от, например, области. Ранее в состав края могла входить автономная область.

В современной истории проявилась тенденция к укрупнению субъектов. С 2004 по 2008 год в составе России появилось четыре новых края за счет слияния ряда других регионов.

Самым большим краем, а также и в целом субъектом является Красноярский. Его площадь составляет почти две с половиной тысячи километров, что превышает второе по размерам африканское государство – Конго.

В целом края занимают достаточно большую площадь страны, несмотря на небольшое суммарное количество регионов. Они граничат со многими другими регионами.

46 областей Российской Федерации

Область – самая простая территориальная единица в России. Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.

С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.

Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.

3 города Федерального значения

Официально признанных мировым сообществом есть два города особого назначения: Москва и Санкт-Петербург. Недавно к списку был прибавлен Севастополь.

Данные крупные населенные пункты были выделены в отдельные субъекты, так как в них сосредоточено более тринадцати процентов жителей и почти четверть валового внутреннего продукта.

Санкт-Петербург и Москва в свое время были, а второй город и на сегодняшний день является столицей нашей страны. Их характеризует определенная экономическая замкнутость и высокий процент миграции в регионы.

1 автономная область

Единственная в своем роде Еврейская автономная область существует в РФ продолжительное время. Ее статус не подлежит изменению, так как для этого требуется изменение Конституции, а это возможно только при условии проведения референдума.

В период СССР было большое количество АО, впоследствии основная часть из них была переименована в республики или края. Многие автономные области стали независимыми государствами.

4 автономных округа

Автономный округ сформирован по принципу национальности и объединяет народности.

К нюансам такого типа субъекта относятся:

  • персональное законодательство, не противоречащее федеральным нормативным актам;
  • корректировка территории допустима только с согласия населения и органов власти;
  • вправе участвовать в международных отношениях как от своего лица, так и от имени центра.

В процентном отношении в округах преимущественно проживает национальное население, процент русских очень низок.

Субъекты Российской Федерации – территориальные единицы, из которых состоит наша страна. Шесть основных разновидностей имеют свой спектр полномочий и прав.

Однако важно учесть, что никто не обладает полной суверенностью, то есть является частью России, как игрока на международной арене.

Федерация – это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что такое субъект федерации. Субъект РФ - что это

Федерация – это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация – одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты – конституции, уставы, основные законы.

  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.

  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

  • Часть государственной собственности является федеральной, часть – собственностью субъектов.

  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата – орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации – международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки – федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти – двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат – орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм – один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма – способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты – Государственной Думы и верхней палаты – Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения – это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.

  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

  • Судопроизводство.

  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.

  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z – федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства – федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

– Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм – все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций – это признаки федеративного устройства.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.