Что такое прямая закупка по 223 фз.

Прямые закупки по 223-ФЗ

Что такое прямая закупка по 223 фз.

Контрактная система в России создана для того, чтобы сделать госзакупки более открытыми, честными и справедливыми. Здоровая конкуренция – один из основополагающих принципов этой системы. Поэтому неконкурентные виды тендеров могут применяться только в тех случаях, когда это целесообразно, с обоснованием необходимости выбора именно этого способа закупки и именно этого исполнителя.

Тем не менее закон 223-ФЗ не устанавливает строгих ограничений для компаний, подпадающих под его юрисдикцию, позволяя им самостоятельно решать, когда применять прямую закупку.

Исчерпывающий перечень таких случаев должен быть указан в Положении заказчика, опубликованном в ЕИС и на официальном сайте.

Там же должен быть описан процесс, по которому заказчик проводит закупки у единственного поставщика.

Неконкурентные методы определения исполнителя проще и быстрее полноценных торгов. По итогам I полугодия 2021 доля закупок у единственного поставщика по обоим федеральным законам составила 27%. По опыту предыдущих лет особые госзаказчики наиболее часто организуют именно неконкурентные тендеры: более 94%, среди которых прямые закупки занимают 32%.

рис.1 Закупки в разрезе способов их осуществления

В каких случаях проводится прямая закупка

Причин организации закупки у единственного поставщика может быть много. Среди наиболее популярных:

  • Пользование услугами компаний регулируемой сферы, сделки с естественными монополиями и компаниями, обладающими исключительными правами на объект закупки. Например, пассажирские перевозки в России осуществляет только ФПК, дочка РЖД. Центральное отопление поставляет только Теплосеть. Права на установку антивируса Kaspersky есть только у Лаборатории Касперского.
  • Срочная закупка в условиях чрезвычайной ситуации, когда времени на организацию конкурентных процедур просто нет.
  • Если в результате первого тендера в серии был определен подходящий поставщик, то последующие контракты разрешается заключать с ним напрямую в целях стандартизации или обеспечения совместимости. Например, заказчик приобрел стулья для главного офиса. Во всех его представительствах по городу должны стоять такие же стулья – они закупаются напрямую у того же поставщика. Или при приеме новых сотрудников заказчик подключает им сим-карты – того же оператора, что обслуживает уже имеющиеся корпоративные номера.
  • Таким же образом заключаются сделки по покупке конкретной недвижимости, и пролонгируются договора текущей аренды.
  • Допускается совершать у единственного поставщика мелкие закупки. Контракты до 100 тысяч рублей (до 500, если оборот компании-заказчика превышает 5 миллиардов) с 2021 года можно не вносить в план, не публиковать в ЕИС, а значит не отчитываться. С другой стороны, порог “мелких закупок” заказчики по 223-ФЗ прописывают самостоятельно у себя в Положении. Например, если такой порог обозначен в 300 тысяч рублей, то тендеры на 100-300 тысяч будут проводиться напрямую, однако придется публиковать сведения о них в ЕИС.

Дополнить список причин, по которым допускается применить закупку у единственного поставщика, можно из 93 статьи 44-ФЗ. Тем не менее очевидно, что стать для заказчика тем самым единственным поставщиком можно в двух случаях:

  • Ваша продукция уникальна, не имеет аналогов и нужна заказчику.
  • У вас крайне положительная деловая репутация, позитивный опыт исполнения госконтрактов и налажены контакты с заказчиком.

Изменения с 1 июля 2021 года

Виды тендеровТеперь заказчик обязан предусмотреть в своем Положении конкурентные и неконкурентные виды закупки. Расширен также их перечень: к конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и предложений; к закупкам у единственного поставщика заказчик вправе добавлять любые другие неконкурентные виды.
ОтчетностьДля договоров, заключенных с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся торгов, предусмотрена отдельная отчетность.
Требования к документацииДля прямых закупок больше не требуется извещение.
Положение о закупкахВ Положении должны быть перечислены все случаи применения закупки у единственного поставщика. Организация ее по каким-либо другим причинам – повод для жалобы в ФАС.

На сайте Синапс вы всегда сможете найти актуальные и завершенные государственные закупки по 223-ФЗ, а также заказать рассылку победителей тендеров по интересующих вас тематике.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ (прямая закупка)

Что такое прямая закупка по 223 фз.

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров.

Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.

Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.

Особенности прямой закупки

Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры. Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. 

В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки. При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта.

Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки. Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур.

Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию.

Основные случаи проведения прямой закупки

Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка. Чаще всего такой метод применяется при следующих обстоятельствах:

  1. При небольшой стоимости закупаемых товаров или услуг. Законодательно эта сумма не установлена. Чаще всего ее определяют на уровне 100 000 рублей. Для организаторов, чей годовой объем выручки превышает 5 миллиардов рублей, эта сумма увеличивается до 500 000 рублей.
  2. Если проводится закупка товаров или услуг, которые имеет право предоставлять только одна компания. Например, приобретение услуг организаций, относящихся к естественным монополиям.
  3. Когда организуется закупка товаров, на которые эксклюзивные права имеются только у одной компании. Это касается и услуг водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и тому подобное.
  4. Если закупка связана с чрезвычайными обстоятельствами, аварийными ситуациями, опасностью для жизни людей. При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.
  5. Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  6. При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  7. Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.

Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Как проводится закупка

Перед проведением закупки по такой методике, заказчик должен разработать закупочную документацию, которую следует опубликовать в ЕИС. Там же должен быть размещен и план закупок. Отражать в нем прямые закупки нужно только в том случае, если стоимость каждой из них превышает 100 000 рублей.

Прямая закупка проводится по определенным правилам. Порядок действий и регламентированные сроки приведены в таблице.

Этап прямой закупкиРегламентированный срокОснование
Публикация извещения о проводимой процедуре, а также проекта договора и прочих необходимых документов в ЕИСВ соответствии с положением о закупкахЧасть 5 статьи 4
Добавление информации о закупке в план или корректировка ранее внесенной информацииПорядок определяется положением о закупке конкретного заказчика
Внесение коррективов в опубликованное извещение или прочей документацииНе более чем в трехдневный срок с момента принятия соответствующего решенияЧасть 11 статьи 4
Публикация разъяснений извещения, договора или иных документовВ трехдневный срок со дня вынесения решения о предоставлении разъясненийЧасть 11 статьи 4

Прямая закупка – это самый быстрый и простой способ получить необходимые товары и услуги. Он не требует длительной подготовки и особых затрат. При этом риски того, что поставщик откажется исполнять свои обязательства или качество его работы заказчика не устроит минимален.

Но при этом такая методика полностью исключает наличие конкуренции, что в свою очередь может приводить к приобретению товаров не по самым выгодным ценам.

Поэтому каждый заказчик, работающий по 223-ФЗ, должен самостоятельно определить для себя необходимость проведения такой процедуры и разработать соответствующий регламент.

Как производится закупка товаров и услуг у единственного поставщика по нормам 223-ФЗ?

Что такое прямая закупка по 223 фз.

Определение поставщика в рамках 223-ФЗ нередко происходит неконкурентным способом: через проведение закупки у единственного поставщика. Обычно исполнитель закупает товары и услуги прямым способом без конкурса, если закупка предполагается согласно разработанному положению и плану закупок.

Понятие и определение закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупка товаров у единственного поставщика – это способ закупки, в рамках которого заключается договор с конкретным поставщиком (исполнителем или подрядчиком) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика устанавливается заказчиком в Положении о закупке (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). Прямая закупка без просмотра конкурирующих предложений осуществляется:

  1. Через направление предложений о заключении договора в пользу конкретного поставщика.
  2. Через принятие предложения о заключении договора от одного поставщика, исполнителя или подрядчика.

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Ситуации, при которых заказчик должен заключить договор с единственным поставщиком, в 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, не прописаны. На практике обычно такие закупки производятся в следующих случаях:

  • при приобретении товаров и услуг у естественной монополии;
  • при закупках менее 100 или 500 тыс. р.;
  • при приобретении произведений искусства у правообладателей;
  • при аренде нежилого здания и помещения;
  • при оформлении договора;
  • при приобретении товаров и услуг в целях предупреждения ЧС;
  • при покупке услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • при покупке образовательных услуг;
  • при оформлении банковского договора на открытие расчетного счета;
  • при выдаче банковской гарантии и пр.

В утвержденном заказчиком Положении о закупке должны быть прописаны критерии выбора закупочной процедуры и перечень случаев, когда отдается предпочтение неконкурентному способу закупки. В их числе могут значиться такие:

  1. Если начальная цена была установлена ниже определенного значения.
  2. В случае закупки совместимой и уникальной продукции.
  3. При срочной потребности.
  4. Если конкурентная процедура признана несостоявшейся.
  5. При наличии обязательств перед третьими лицами.
  6. Если продукция требуется для текущей хозяйственной деятельности.
  7. При ограниченном круге участников процедуры.

Процедура закупки у единственного поставщика имеет как свои преимущества, так и недостатки.

В число достоинств данного способа можно отнести:

  • успешный предыдущий опыт взаимодействия с поставщиком;
  • риск нарушения контракта минимален;
  • закупка производится быстрее и проще;
  • заказчик может не отвлекать ресурсы на определение поставщика и заключение контракта.

Недостатком такой закупки является невозможность существенного снижения цены контракта (как, например, на аукционе) и обеспечения оптимальных условий реализации договора (как, например, на открытом конкурсе).

ФАС обычно уделяет большое внимание данному способу закупки, так как он чреват злоупотреблениями со стороны заказчика.

Пошаговая инструкция закупки

Решение об оформлении контракта с единственным поставщиком обычно принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. На предварительном этапе комиссии необходимо сформировать обоснование закупки у единственного поставщика и доводы о невозможности и нецелесообразности проведения конкурентной закупки.

В перечень документации, которая подтверждает необходимость закупки у единственного поставщика, могут входить:

  • учредительные и правоустанавливающие документы;
  • лицензии;
  • допуски СРО;
  • сравнительный анализ цен (который обосновывает выгодность предложения поставщика);
  • сведения о существенных условиях заключаемого договора и его цене.

Порядок проведения закупочных мероприятий у единственного поставщика по 223-ФЗ включает в себя следующие этапы.

Шаг 1. Размещение закупочной документации в ЕИС.

Согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, в обязанности заказчиков входит размещение в ЕИС пакета документов. Исключение составляют случаи, когда начальная цена не превышает 100 тыс. р. (либо 500 тыс. р. для крупных заказчиков с закупками свыше 500 млрд. р.).

При этом количество и общую сумму таких закупок необходимо прописать в ежемесячном отчете (по п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Пакет сведений для закупок у единственного поставщика включает (по ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):

  1. Извещение.
  2. Проект договора.
  3. Закупочную документацию.
  4. Протокол (не позднее трех дней с момента его подписания).

Заказчик вправе разместить сведения о закупке на своем корпоративном сайте, но это не является его обязанностью. За неразмещение необходимых сведений заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа на 30-50 тыс. р.

Шаг 2. Заключение договора с единственным поставщиком.

Срок подписания договора по 223-ФЗ определяется Положением о закупке.

Шаг 3. Внесение информации о сделке в реестр.

По результатам подписания контракта данные сведения должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней. Внесению в реестр не подлежит только информация о тех сделках, которые не должны размещаться в ЕИС.

Стоит отметить, что готовится законопроект, согласно которому закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ максимально приближаются к 44-ФЗ и жестко регламентируются.

Таким образом, закупка у единственного поставщика предполагает приобретение продукции и услуг у конкретного поставщика без проведения конкурса.

Механизм приобретения работ и продукции у единственного поставщика прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке.

Прямая закупка является быстрым и простым способом получения необходимых товаров и услуг. Она не требует длительной подготовки и существенных трат.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки

Что такое прямая закупка по 223 фз.

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей.

А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей.

С 2021 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСПСрок для прочих участников
Конкурс, аукцион
  • при цене не более 30 млн рублей — 15 дней;
  • при цене более 30 млн рублей — 7 дней
7 дней
Запрос котировок
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей5 рабочих дней
Запрос предложений
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей7 рабочих дней

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: основания и документация

Что такое прямая закупка по 223 фз.

Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ? Что указывать в закупочной документации? Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика? Как осуществить закупку у единственного поставщика?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие существуют основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ
  • Что указывать в закупочной документации
  • Каковы лимиты цен при закупке у единственного поставщика
  • Как осуществить закупку у единственного поставщика

Прямой называется разновидность закупок, при которой контракт заключают только с одним исполнителем или поставщиком, не рассматривая никаких альтернативных предложений от конкурентов.

При этом всё, что касается исполнения договора и его заключения, прописывается заказчиком в положении о закупке.

Представляем вашему вниманию обзорный материал о том, как правильно осуществляется закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Основания для закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Согласно закону о государственных закупках, 223-ФЗ, все случаи, когда закупка будет производиться у единственного поставщика, определяются самим заказчиком. Их список может быть расширен по следующим основаниям, не типичным для госзаказа:

  • Если приобретение продукции, заказ работ или услуг займёт слишком много времени, но они требуются срочно для ликвидации последствий или предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций (равно как и угрозы их возникновения), несущих риск для здоровья и жизни людей или же состояния природной среды. Сюда же относятся ситуации, грозящие остановкой производственных процессов покупателя. Быстро закупить всё необходимое у единственного источника – самое разумное решение.
  • Когда покупатель уже ранее приобрёл какую-либо продукцию у поставщика и решил закупаться у него и дальше, чтобы гарантировать совместимость с уже имеющимися продуктами (технологиями, оборудованием, услугами) или стандартизацию. В противном случае первоначальная закупка оказалась бы нерациональной.
  • Между исполнителем и заказчиком уже был заключён контракт, который был расторгнут из-за того, что исполнитель не выполнил всех своих обязательств на должном уровне, в установленные сроки и в оговорённом объёме (либо вообще их проигнорировал). Если какую-либо часть товаров или услуг он всё же поставил, это повлияет на условия следующей сделки: объём поставки в новом договоре будет скорректирован в соответствии с количеством уже полученной продукции (услуг, работ), а его стоимость будет снижена пропорционально ему.
  • Если речь идёт о договоре аренды недвижимости, который продлевается или вновь заключается.
  • Если заключается сделка о продаже или приобретении недвижимого имущества.
  • При оказании услуг связи (как мобильной, так и стационарной), когда у покупателя уже имеется номерная ёмкость данного оператора связи.
  • При продаже услуг в области юриспруденции или консалтинга (включая адвокатов и нотариусов).
  • При заказе работ по организации массовых мероприятий культурного и спортивного характера.
  • При внесении обязательных платежей, таких как членские взносы, в ситуациях, не предполагающих конкуренции.
  • При заключении контрактов на участие в образовательных мероприятиях (семинарах, тренингах, стажировках), а также конференциях и выставках, организуемых самим поставщиком или другим лицом, которое его уполномочило участвовать в закупке.
  • У единственного поставщика производят закупку услуг по 223-ФЗ, необходимых для служебной командировки сотрудника, как то: проезд до нужного места и обратно, проживание (в гостинице или съёмном жилье), транспорт, питание, связь и прочие сопутствующие издержки.
  • Закупаются услуги, необходимые для обеспечения визита делегации (проживание в арендованной квартире или гостинице, проезд, питание, использование компьютеров, связь, и т. п.).
  • У данного поставщика можно приобрести продукцию или услуги по ценам намного ниже, чем средние по рынку, но предложение актуально лишь в течение короткого периода времени.
  • По 223-ФЗ заказываются услуги, заключающиеся в обслуживании и техническом содержании нежилых помещений (одного либо нескольких), которые заказчик получил в пользование в здании, где данный подрядчик уже обслуживает другие нежилые помещения, используемые иными лицами.
  • У поставщика на условиях лицензионного соглашения приобретается право на пользование программными продуктами и базами данных, причём договор заключается с правообладателем. Всё то же самое актуально для контрактов на покупку ПО напрямую у самого разработчика либо у его официального представителя. Закупка у единственного поставщика выбирается для того, чтобы все ранее установленные программы и базы получали своевременные обновления и сохраняли работоспособность.
  • Если предметом закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика – правообладателя, в данном случае – является право на объект интеллектуальной собственности.
  • Предприятию или организации срочно потребовались определённые товары (включая случаи, когда без них заказчик не сможет исполнить свои обязательства, установленные законом, перед другими лицами), а все остальные способы их закупки отнимут слишком много времени. Сюда, однако, не включаются ситуации, в которых причиной срочности было промедление или неосмотрительность сотрудников организации-заказчика.
  • Исполнителем по договору является оператор электронной площадки, где проводятся закупки в электронном виде, и заказчик намерен поучаствовать в этих процедурах (как в роли покупателя, так и в роли подрядчика).
  • Оказывать услуги будет госучреждение, организация, фонд, компания или корпорация, либо юр. лицо, подведомственное им, либо предприятие, работающее по тарифам, которые установлены государственными регулирующими органами.
  • Заказчик заключает договор на оказание финансовых услуг: открытие и ведение счёта в банке, осуществление денежных расчётов по нему, размещение депозитов, получение гарантий от банка как принципал.
  • Во всех прочих ситуациях, когда осуществление закупки у единственного поставщика не противоречит 223-ФЗ и другим нормативным актам РФ, а для заказчика является наиболее экономически выгодным и целесообразным с точки зрения производственных процессов. Все условия такой прямой закупки обязательно подтверждаются документально.

Имейте в виду, что, если вы определили в своём положении о закупке некий список оснований, по которым закупка может производиться у единственного контрагента, это вовсе не даёт вам права закупать этим способом абсолютно все товары и услуги (подобные действия расцениваются как нарушение Закона №223-ФЗ). Любую причину использования прямой закупки следует объективно обосновать (этого требует п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного нормативного акта).

Что указывать в закупочной документации

№ п/пНазвание пункта пояснений
1Требования к приобретаемому у подрядчика товару, услуге или работе: их технические и потребительские характеристики, безопасность, габариты, упаковка, отгрузка, результаты работы, и пр.Поставка (название продукции). Требования к качеству: оно должно соответствовать принятыми ГОСТам и показателям.
2Требования к заявке на участие: её сути, оформлению, формальным характеристикам.Не определены
3Требования к описанию предмета закупки: потребительских, качественных, количественных свойств закупаемого товара. Если приобретается услуга или работа, их качественные и количественные параметры тоже описываются в требованиях.Не определены
4Условия и место поставки продукции.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Случаи закупки у единственного поставщика, пошаговая инструкция, а также плюсы и минусы такой закупки

Что такое прямая закупка по 223 фз.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня речь пойдет о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Это один из излюбленных способов проведения закупок среди заказчиков, работающих, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Об этом также свидетельствуют и статистические данные с официального сайта zakupki.gov.ru. По общему количеству закупок, проведенных в рамках 44-ФЗ за 2021 год, закупки у единственного поставщика находятся на почетном 2 месте, уступив лишь электронным аукционам. А вот в 223-ФЗ пальма первенства принадлежит закупкам у ЕП.

Поэтому нам, как поставщикам, необходимо детально разобраться в этом вопросе и понять, как стать для заказчика тем самым единственным поставщиком, с которым впоследствии и будет заключен контракт. Тема это достаточно большая, поэтому в этой статье мы рассмотрим лишь ключевые моменты.

И так, давайте приступим… (Примечание: настоящая статья актуализирована 18.11.2021 г.).

1. Что значит закупка у единственного поставщика?
2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ
2.1 Случаи закупки у единственного поставщика
2.

2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком
2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика
2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика
3.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ
4. Выводы и рекомендации

1. Что значит закупка у единственного поставщика?

Прежде чем детально разбираться в теме нашей сегодняшней статьи, предлагаю начать с определения.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика.

Стоит отметить, что закупка у ЕП является правом, а не обязанностью заказчика (исключение составляют лишь закупки у ЕП при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

Закупки у ЕП привлекают заказчиков своей относительной простотой и небольшими временными затратами.

Закупка у ЕП используется во всех случаях, когда сумма контракта является незначительной и не установлены какие-либо дополнительные ограничения.

2. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” регламентированы статьей 93.

За время существования 44-ФЗ эта статья неоднократно подвергалась различным изменениям и дополнениям. Уверен, что она и дальше будет подвергаться правкам и корректировкам со стороны наших законотворцев. В связи с этим я буду периодически обновлять эту статью, чтобы она не теряла своей актуальности и несла пользу посетителям моего сайта.

2.1 Случаи закупки у единственного поставщика

Закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика нельзя, если такая закупка не указана в перечне случаев, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у ЕП, установлен в ч.

1 ст. 93 44-ФЗ. В этом перечне в настоящий момент предусмотрено 55 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все в данной статье нет абсолютно никакого смысла, можете перейти по этой ссылке и самостоятельно с ними ознакомиться.

Скажу лишь, что условно все эти случаи можно разделить на следующие группы:

  • Закупки в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися;
  • Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества;
  • Закупки в сфере культуры, спорта, науки и образования;
  • Закупки в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Закупки коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • Закупки у субъектов естественных монополий;
  • Закупки в сфере государственного управления и обороны;
  • и иные случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Отдельно можно выделить разовые закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более 300 тыс. руб.

Годовой объем таких закупок (за исключением закупок для нужд сельских поселений) не должен превышать 2 млн.

рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Также интерес представляют закупки у ЕП на сумму не более 600 тыс. руб. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Это закупки, проводимые государственными или муниципальными учреждениями культуры, а также иными государственными или муниципальными учреждениями (зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, музеи, библиотеки, архивы, цирки и т.д.).

Здесь также установлены свои ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 5 ч. 1 ст. 93, не должен превышать 5 млн. рублей или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 30 млн. рублей.

Также стоит отметить, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2021 года № 824-р с 1 июля 2021 г. заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст.

93 44-ФЗ на сайте Единого агрегатора торговли «Березка». Об этой площадке более подробно я рассказал в этой статье. Помимо этого сайта существуют и другие «электронные магазины малых закупок», на которых Заказчики проводят закупки до 300 (600) тыс. рублей.

Например, это Портал поставщиков Москвы, ОТС-Маркет, РТС-тендер и другие.

Мини-курс для поставщиков «Как стать единственным поставщиком и забыть про конкуренцию?». Настоящий курс состоит из 9-ти видео уроков, в которых рассказано о том, как стать ЕП и увеличить портфель заказов без участия в конкурентных закупках. Приобрести курс можно здесь.

2.2 Случаи согласования и уведомления контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком

В большинстве установленных 44-ФЗ случаев решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает самостоятельно без каких-либо  согласований и уведомлений контрольного органа. Но в некоторых случаях такие согласования и уведомления необходимы. Ниже на схеме представлена информация о том, в каких случаях требуются согласования и уведомления, а в каких нет.

2.3 Пошаговая инструкция закупки у единственного поставщика

Ниже я привел пошаговую инструкцию для заказчиков по осуществлению закупки у ЕП. Поставщикам она, скорее всего, будет не нужна, но для полного представления о данной процедуре рекомендую все-таки с ней ознакомиться.

Этап 1. Подготовка к проведению закупки у ЕП

Шаг №1. Подготовка Приказа (или иного документа) об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Шаг №2. Подготовка обоснования соответствия ЕП требованиям закона и документации о закупке.

Шаг №3. Подготовка обращения о согласовании заключения (возможности заключения) контракта с ЕП.

Этап 2. Подготовка документов для проведения закупки у ЕП

Шаг №4. Разработка и утверждение проекта контракта.

Шаг №5. Выполнение расчета и обоснования цены контракта.

Примечание: Согласно ч. 4 ст. 93 44-ФЗ при осуществлении закупки у ЕП в случаях, предусмотренных п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Шаг №6. Подготовка отчета с обоснованием заключения контракта с ЕП и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки.

Примечание: Согласно ч.3 ст. 93 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Этап 3. Заключение контракта с ЕП

Шаг №8. Обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с ЕП (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93).

Т.е., когда не состоится процедура конкурентных способов закупки, поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Примечание: Порядок согласования возможности заключения контракта с ЕП утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2015 г.

№ 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

Шаг №9. Подписание контракта после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа по обеспечению исполнения контракта.

Примечание: Согласно ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях осуществления закупки у ЕП, предусмотренных пунктами 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34, 40 — 42, 44, 45, 46, 47 — 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 — 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 ч. 1 ст. 93.

Этап 4. Уведомление контролирующего органа о заключении контракта с ЕП

Шаг №10. Направление уведомления (с копией заключенного контракта и обоснованием его заключения) в контрольный орган (в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта).

Примечание: В качестве контрольного органа при закупках для федеральных нужд и в рамках государственного оборонного заказа выступает ФАС России, при закупках для муниципальных нужд или нужд субъекта федерации – уполномоченный контрольный орган муниципального образования или субъекта федерации соответственно.

Этап 5. Приемка товаров (работ, услуг)

Шаг №11. Проведение экспертизы товаров (работ, услуг).

2.4 Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Давайте для начала рассмотрим плюсы закупки у ЕП:

1) возможность заключить контракт с известным заказчику поставщиком;

2) минимальный риск нарушения процедуры заключения контракта (например, из-за возникновения технических сбоев);

3) минимальные трудовые издержки на проведение процедуры;

4) меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Минусы  закупки у ЕП:

1) недостаточная экономия бюджетных средств и не всегда высокое качество исполнения контракта;

2) высокий риск возникновения претензий со стороны контрольных органов в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств (риск сговора с поставщиком).

Для того чтобы лучше закрепить выше изложенный материал, предлагаю вам посмотреть небольшое видео.



3. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупку у единственного поставщика в рамках 223-ФЗ также иногда называют прямой закупкой.

В зависимости от инициативной стороны закупка у ЕП может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

Случаи осуществления прямой закупки (закупки у ЕП), порядок проведения такой закупки, а также порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам заказчик в своем Положении о закупке (ст.3.6 223-ФЗ). Положение о закупке — документ, который регламентирует всю закупочную деятельность заказчика.

Согласно ч. 15 ст. 4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает100 тыс. рублей.

В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Из вышесказанного следует, что большая часть закупок, проводимых заказчиками и не превышающих 100 (500) тыс. рублей, является именно закупками у единственного поставщика.

В таких случаях заказчики также имеют право не размещать в ЕИС сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки, что значительно облегчает жизнь заказчикам.

В том случае, если закупка у ЕП превышает 100 (500) тыс. рублей, заказчик обязан разместить информацию о такой закупке в ЕИС (zakupki.gov.ru).

Перечень необходимых сведений, размещаемых заказчиком в ЕИС (на официальном сайте) установлен в ст. 3 и 4 223-ФЗ.

Порядок публикации документации о проводимой закупке на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908.

Самые распространенные случаи осуществления закупки у ЕП в рамках 223-ФЗ:

  1. Незначительная стоимость приобретаемой продукции (работ, услуг), когда применение конкурентных способов закупки нецелесообразно;
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.